Позвольте мне кратко доложить участникам конференции о том, какое важное место в обороне и экономической безопасности нашей страны занимает Российский Воздушный флот.
Как известно из всемирной истории, в 1909 году фанцуз Луи Блерио на аппарате тяжелее воздуха перелетел через Ла Манш, а уже в 1912 году в небе войны между Турцией и Болгарией состоялось первое боевое крещение самолётов. Ещё в те далёкие времена авиация начала активно вести воздушную разведку и бомбить наземные цели. Однако Россия в том новом деле отставала от Европы, и это вызывало тревогу в наших передовых умах.
К примеру, в декабре 1909 года на совместном заседании Государственной думы и Госсовета академик князь Голицын заявил:
- Перед нами стоит задача огромной государственной важности, и дальше медлить нельзя. Было бы более чем ужасно и даже преступно, если бы мы и в этом деле отстали от наших соседей, и дали бы им (возможность) спокойно усиливаться и обзаводиться Воздушным флотом.
Голицыну вторили многие, а председатель Императорского Всероссийского аэроклуба граф Стенбок-Фермор писал:
- Одно, во всяком случае, несомненно. Чтобы избегнуть порабощения, если не прямо военного, то уж, во всяком случае, экономического и культурного, чтобы сохранить свою независимость и оставаться великой державой, России нужен воздушный флот». Журнал «Воздухоплаватель» № 3-4,1909 год.
Государь Российский Николай II военной авиацией занимался лично. В декабре 1914 года по его Высочайшему соизволению в России началось формирование первой в мире Эскадры Воздушных кораблей, а весной 1916 года был создан Императорский Российский Военный Воздушный флот (ИВВФ). Обратим внимание на то, что воздушная мощь России* создавалась в суровом небе Первой мировой войны. Но вместе с тем, после двух социальных революций 1917 года и смены государственного строя советское правительство после бурных дискуссий сумело определить двойное предназначение авиации: - и как грозного рода войск, и как нового транспортного средства, так необходимого для огромной страны.
Императорский Российский Военный Воздушный флот вначале был (естественно) переименован в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный флот, а затем был разделён на Гражданский Воздушный флот и Военно-воздушные силы. Онако, независимо от названия, и военная, и гражданская авиация во все времена играла важную роль при защите нашей Родины от завоевателей и врагов. … К примеру, в ноябре 1942 года Сталин посылал Жукову в Сталинград такую телеграмму: "Опыт борьбы с немцами показывает, что победу над немцами можно достигнуть только при господстве в воздухе. И если Новиков (командующий ВВС Красной армии) считает, что авиация ещё не готова, то операцию надо перенести". Да и война в Сирии ещё раз показала всем, что важнейшим выражением военной мощи является господство в воздухе. * В наши дни об этом славном юбилее - столетии ИВВФ - никто из официальных лиц не вспомнил; а у историков авиации об Императорском российском Воздушном флоте сохранилась только светлая память, да триптих с иконой Святой Божьей Матери Знамение, который установлен ветеранами авиации в соборе Св. Александра Невского на улице Дарю в Париже.
А вот Черчилль, выступая в английском парламенте, говорил так: « с начала прошлого века и по настоящее время Флоты и сухопутные армии должны примириться со своим второстепенным положением». Но мы то с вами не Премьер – министры, и потому из личного опыта знаем, что без флота и сухопутных войск победа в современной войне невозможна. Это первый вывод по войне в Сирии.
Второй вывод. Нам надо беречь офицерский корпус. Офицеры России - это не какие то зелёные человечки, это - генофонд нации. И это следует из того, что ни один видный нефтяник или банкир, а тем более - олигарх, никогда не станет вызывать огонь на себя. На такой подвиг способен только офицер Российской армии.
Третий вывод. Раньше у России было только два союзника, теперь их стало трое: Армия, Флот и Воздушно космические силы. Вот мы уже второй год гордимся тем, как несколько сотен наших военных лётчиков отважно воюют вдали от родных берегов. Они в сирийском небе высоко подняли и международный авторитет России. Но вместе с тем, нам нельзя забывать о том, что столь малого количества боевых лётчиков на войну против сильного противника хватит ненадолго, и горячим резервом ВКС должен стать личный состав Гражданской авиации. Дело в том, что в настоящее время на самолётах и вертолётах Гражданской авиации России успешно трудятся более 14 тысяч высоко подготовленных пилотов. И они должны уже в мирные дни готовиться для того, чтобы в особый период занять рабочие места за штурвалами боевых машин.
…….Так в нашей стране было тогда, когда Гражданской авиацией руководили не продвинутые менеджеры и либералы- рыночники. Во главе Отечественного Воздушного флота на протяжении десятилетий стояли видные государственные деятели, маршалы авиации. В великую Отечественную войну это был Ф.А. Астахов; реактивные и турбовинтовые воздушные суда были освоены при С.Ф. Жаворонкове. При Е.Ф. Логинове Главное управление ГВФ (в 1964 году) было преобразовано в Министерство Гражданской авиации, а при Б.П. Бугаеве Аэрофлот стал крупнейшей авиакомпанией мира. Но когда Советский Союз развалили, то Министерство авиационной промышленности и Министерство Гражданской авиации (ради рынка) упразднили, а Воздушный флот успешно приватизировали вместе с его персоналом. Затем на $ 350 млрд закупили зарубежные Боинги и Эрбасы, а наши воздушные суда вообще сняли с производства и вывели из эксплуатации.
……С той лихой поры минуло четверть века. ……Сейчас мы гордимся тем, что за год безаварийно перевезли около ста миллионов пассажиров. Однако пришло время учитывать то, что эти перевозки выполнены на воздушных судах иностранного производства, которые зарегистрированы в офшорах на заморских островах.
И если в отношении Эрбасов и Боингов наши партнёры о борьбе с терроризмом примут соответствующие санкции, то всю Россию ожидает авиатранспортный коллапс. Летать тогда смогут только олигархи на личных Джетах и Фальконах. Вот вам, господа либералы, и хвалёный рынок. …….А что касается Объединённой авиастроительной корпорации, то за прошедшую четверть рыночного века она смогла создать только Супер Джет -100, да выкатить из цехов Иркутского авиазавода фюзеляж самолёта МС-21. Подчеркнём, что обе эти машины собираются из иностранных комплектующих, на которые вполне могут быть наложены те же санкции.
……..Строительством отечественного гражданского воздушного флота должен бы заниматься штатный Департамент по определению государственной политики в области гражданской авиации, однако он властно зажат внутри Минтранса, и решать эти проблемы не способен по определению.
Отсюда следует четвёртый вывод: - для усиления оборонной мощи страны необходимо воссоздать такую структуру, которая способна решать следующие задачи:
1.Строительство отечественного Гражданского Воздушного флота.
2. Освоение Арктики и Северного морского пути.
3. Восстановление воздушного сообщения на Востоке страны.
4. Подготовка резерва для Воздушно-космических сил (ВКС).
……А для этого нужно воссоздать Министерство Гражданской авиации и Министерство авиационной промышленности.
…И в заключение. …… ……За последнее время в печатных СМИ проповедуется концепция транспортного образования, по которой в одном ВУЗе Минтранса собираются готовить водолаза и машиниста тепловоза, капитана дальнего плавания и командира воздушного судна.
…….Напомню, что ранее те же чиновники, игнорируя общественное мнение, пролоббировали Закон о приёме на должность капитанов воздушных судов иностранных граждан. Ну что тут сказать? С такими идеями не соскучишься.
…. Более приятной услуги иностранным разведкам по внедрению своих агентов в российскую авиацию придумать невозможно. Весьма вероятно, что ведущие чиновники Минтранса относятся к авиации так же, как и к рыночному футболу, где за большие деньги нанимают за рубежом игроков и тренеров. Результаты этих преклонений перед варягами в большом спорте нам хорошо известны. Хорошо, что профессиональное товарищество российских авиаторов создало внутри авиационного сообщества такую ауру, что ставка на залётных пилотов провалилась.
…….А что касается подготовки гражданских пилотов на случай войны, то некоторые чины в высоких администрациях ссылаются на 2011 год – тогда, мол, Минобороны заявило, что ему лётчики и вовсе не нужны. Мол, и своих хватает. Но сейчас то не 2011, а 2016 год. К примеру, из кабины боевого самолёта мы отчётливо видим два года санкций и второй год войны в Сирии. Так что и другим надо бы думать не в прошлом, а в реальном масштабе времени.
……..А проповедник новой идеи российского «транспортного образования» по своей профессии – стоматолог, однако он собирается учить вместе и моряков, и машинистов, и пилотов! Может, этот господин поймёт её абсурдность, если сравнить труд кардиохирурга с работой линейного пилота. Если Врачу на операционном столе доверяет свою осточертевшую жизнь всего один несчастный человек, то в надёжные руки командира воздушного корабля на каждый рейс отдают свои судьбы сотни жизнерадостных пассажиров! Тут такая же разница, как между небом и землёй.
… Кстати, в Минобороны России не так давно тоже объединяли и сокращали ВУЗы, однако военное образование было чётко распределено по геофизическим сферам вооружённой борьбы: земная твердь – сухопутным войскам, океан – флоту, небо – Воздушно-космическим силам. В армии никто не учит в одном ВУЗе юриста и танкиста, врача и сапёра, моряка и лётчика. К примеру, в Воздушно космических силах имеются три высших учебных заведения. Каждое из них готовит специалистов отдельно: для ВВС, для ПВО и для космических войск. И это правильно.
… Пятый вывод: надо сохранить существующую в стране подготовку авиационных кадров. А реформаторский зуд у многих исходит от того, что эти господа весьма далеки от такого понятия, как господство в воздухе. Ещё в 1912 году в журнале «Военный Воздушный флот» был опубликован такой патриотический призыв Великого Князя Александра Михайловича, который звенит набатом и в наши дни : « Воздушный флот России должен быть сильнее Воздушного флота наших соседей! Об этом надо помнить каждому, кому дорога военная мощь нашей родины».