Уважаемый Аркадий Владимирович!
Российская Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта выражает обеспокоенность в связи с ситуацией, сложившейся в сфере нормативного регулирования обеспечения авиационной и транспортной безопасности воздушного транспорта.
Введение в действие Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее ФЗ-16) и нормативных правовых актов, принятых во исполнение указанного закона, в области обеспечения транспортной безопасности объектов и транспортных средств воздушного транспорта произошло без детального учета существующей системы обеспечения авиационной безопасности в гражданской авиации, основанной в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). На наш взгляд, государственный регулятор изначально принял спорное решение о единообразии в вопросах обеспечения транспортной безопасности всех видов транспорта, по сути уравняв объекты транспортной инфраструктуры в единую линейку - от аэропорта до авто и железнодорожного вокзала, подводя под единый шаблон подзаконные ФЗ-16 нормативные акты. В результате этого для авиапредприятий фактически созданы две одинаковых по сути системы правового регулирования в области обеспечения безопасности. Одна - на основе Воздушного кодекса Российской Федерации для выполнения международных соглашений и российского законодательства по авиационной безопасности, другая - на основе ФЗ-16 для исполнения российского законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
Одновременно государственный регулятор приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 40 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» возложил затраты по обеспечению транспортной безопасности воздушного транспорта на субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчиков). В связи с этим, помимо затрат на авиационную безопасность,
авиаперевозчики вынуждены нести расходы на обеспечение транспортной безопасности.
Так? в частности, расходы на обеспечение авиационной безопасности ПАО «Аэрофлот» за 2014 год в аэропортах сети маршрутов Российской Федерации составили 3 039,2 млн. рублей, ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» 1 732 млн. рублей, ПАО «Авиакомпания «Сибирь» - 1 233 млн. рублей.
Расходы вышеуказанных авиакомпаний на обеспечение транспортной безопасности после принятия нормативных правовых актов в развитие ФЗ-16 значительно вырастут. Так расходы только на оснащение салонов воздушных судов (ВС) системами видеонаблюдения могут составить не менее 50.6 млн. долл. США (ориентировочная сумма на оснащение 179 ВС Аэрофлот - 26,7 млн. долл. США, 102 ВС Трансаэро 15,21 млн. доля, США, 58 ВС Группы компаний S7 - 8,7 млн. долл. США). При этом, затраты авиакомпаний и техническая возможность передачи видеоизображения с борта ВС в полете в режиме реального времени, как требует приказ Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 40, не просчитывались в силу нереальности их исполнения. Вышеуказанные затраты соответственно неизбежно приведут к увеличению базового тарифа авиаперевозки.
Указанные обременительные для авиакомпаний нормы также содержатся в проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», разрабатываемом в настоящее время Минтрансом России.
В рамках обязательств, связанных с участием Российской Федерации в Конвенции о международной гражданской авиации, Российская Федерация сотрудничает с другими государствами в обеспечении максимального единообразия правил, стандартов в области гражданской авиации.
В том случае, если государство посчитает необходимым, использование собственных правил и практики, то в соответствии со статьей 38 Конвенции оно обязано уведомить Совет ИКАО о существующих различиях, который в свою очередь, незамедлительно уведомляет об этих различиях другие государства.
Необходимо отметить, что положения и нормы ФЗ-16 на авиакомпании иностранных государств не распространяются. Такая ситуация объективно нарушает принцип равной конкуренции на отечественном и зарубежном рынке авиаперевозок, увеличивает издержки и снижает конкурентоспособность отечественных компаний.
Авиакомпании неоднократно направляли в адрес Минтранса России предложения по приведению в соответствие международным стандартам российское законодательство по транспортной и авиационной безопасности, однако подавляющее большинство предложений были не учтены.
С учетом вышеизложенного, учитывая значительный рост издержек отечественных авиакомпаний по реализации требований транспортной
безопасности, предусмотренных проектом федерального закона №750871-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности», в соответствии с решениями, принятыми на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации 1 июня 2015 г., полагаем целесообразным установить отлагательный срок вступления в силу требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» для транспортных средств воздушного транспорта, до 1 января 2019 года.
Кроме того, в связи с осуществлением производственной деятельности авиакомпаний в пределах контролируемых зон аэропортов и выполнением при этом эксплуатантами необходимого комплекса мер по защите от актов незаконного вмешательства в рамках авиационной безопасности, предлагается рассмотреть вопрос о возможности исключения воздушных судов гражданской авиации из-под действия ФЗ-16.
Прошу поддержать вышеизложенные предложения АЭВТ и дать поручение Минтрансу России учесть их при разработке и подготовке соответствующих законопроектов и проектов подзаконных нормативных правовых актов в области транспортной и авиационной безопасности.
Президент АЭВТ
В.Н. Тасун