Doc 10002, как кратко называют его специалисты, создавался в течение примерно двух лет в сотрудничестве с экспертами гражданской авиации всего мира, учреждениями авиационной медицины, специалистами в области «человеческого фактора». Участие в разработке принимали крупнейшие авиакомпании, такие как Air Canada, Air France, British Airways, Lufthansa, Cathay Pacific Airways, Европейское агентство по безопасности полетов, компании Boeing и Airbus, IATA, Росавиация и многие другие организации, в числе которых НОУ «Школа бортпроводников», удостоенная благодарности ICAO за вклад, внесенный в создание этого документа.
Фундаментальный труд на 276 страницах (один только глоссарий занимает шесть страниц убористого текста) посвящен поддержанию безопасности кабины воздушного судна путем эффективного управления. Важнейшая задача членов кабинного экипажа традиционно заключалась в эвакуации пассажиров с борта воздушного судна в случае авиационного происшествия. Теперь бортпроводники призваны играть активную роль в поддержании безопасности полетов, способствовать предотвращению авиационных происшествий и инцидентов. В их функции в обычных ежедневных полетах входит распознавать любую нештатную или аварийную ситуацию и предпринимать необходимые действия по ее предотвращению и минимизации последствий. Что, конечно, требует надлежащих навыков. Doc 10002 устанавливает международные базовые критерии квалификации членов кабинного экипажа. ICAO разработала инструктивный материал, позволяющий обучать бортпроводников профессионально выполнять свои функции и обязанности с учетом аспектов обеспечения безопасности. Он предусматривает возможность адаптации: авиакомпаниям остается конкретизировать его с учетом своих особенностей. Он также служит основой для утверждения государственных программ подготовки. Документ подробно описывает необходимые умения и навыки членов кабинного экипажа, их компетенции и поведенческие индикаторы, а также приемы обучения, одним из которых является построение сценария возможной нештатной ситуации (например, задымление в кабине) и отработка четкого алгоритма действий. Все описано пошагово, детально освещены критерии оценки возможных ошибок и их последствий.
Мартин Маурино подчеркнул, что задачи нового Руководства — привлечь внимание специалистов к такому важному аспекту подготовки бортпроводников, как безопасность полетов, и обеспечить их необходимыми материалами. Что должны сделать авиакомпании? Организовать учебные классы и тренажеры, определить методы обучения и подготовить квалифицированный персонал (инструкторов).
Задачи по внедрению СубП обширны, и на бортпроводников возлагаются особые надежды, отметил в своем приветственном слове участникам семинара глава Росавиации Александр Нерадько. Его обращение зачитал руководитель отдела этого ведомства С. Слепухин. Он же представил аудитории «главного стюарда России» (такая должность недавно появилась в Росавиации), им стал выходец из «Трансаэро» Алексей Варфоломеев.
Деловую часть семинара ненадолго прервало эффектное дефиле: форменную одежду Simon Jersey продемонстрировали студенты НОУ «Школа бортпроводников». Начинающие «звезды подиума» репетировали выход в перерыве, изрядно смущались, но в целом с задачей справились. Даже на самый беглый взгляд костюмы и аксессуары имели безупречный крой и выглядели отлично. В цветовой гамме преобладали темные тона, строгие и даже аскетичные костюмы оживляли лишь радостные улыбки манекенщиц. Дефиле организовала компания Radius, которая специализируется на униформе для персонала ресторанов и отелей, но и «авиационная составляющая» в ассортименте их продукции довольно велика. По словам директора отдела продаж Яны Крамаренко, все заказы отшиваются в Англии и Германии, а ткани для форменной одежды стюардесс отвечают самым строгим стандартам: легкие, прочные, несминаемые и при этом исключительно натуральные.
Особое место в программе семинара занял доклад Елены Колесниковой, ведущего консультанта Росавиации по авиационной медицине. Тема насущная: «Медицинское освидетельствование и состояние здоровья бортпроводников». Речь шла об изменениях в Федеральные авиационные правила (ФАП-50), внесенных Приказом Минтранса России в ноябре прошлого года. Теперь бортпроводники в возрасте до 40 лет получают медицинское заключение сроком на 60 месяцев, старше 40 лет— на 24 месяца, а при очередном прохождении медкомиссии они должны пройти ряд дополнительных исследований, в частности анализ крови на онкомаркеры.
Экспресс-тестирование на наличие наркотических и психотропных веществ проводится теперь при поступлении на учебу, прохождении ВЛЭК ГА и выборочно во время предполетного медицинского осмотра. Участие врача- психиатра и врача-нарколога является обязательным для всех категорий обследуемых. Статистика говорит следующее: всего в России 16659 стюардесс, большинство (11613) — в возрасте до 29 лет, 3549 человек — 30-39 лет, 1258 — 40-49 лет, 231 бортпроводник — в возрасте 50-59 лет, и всего 8 — старше 60. За весь прошлый год стартовый медосмотр прошли более 1,7 миллиона сотрудников гражданской авиации, включая диспетчерский состав. Бортпроводников в их числе более 850 тысяч, из них отстранено из-за различных заболеваний — 838 человек, то есть менее одной десятой доли процента, из-за употребления алкоголя — 24.
Цифры о смертности пассажиров на борту взбудоражили зал, особенно на фоне недавнего памятного всем случая гибели от сердечной недостаточности 24летнего молодого человека, прилетевшего международным рейсом в Шереметьево. По данным ICAO на 40 тысяч рейсов приходится одна внезапная смерть пассажира, из каждых десяти умерших на борту во время полета — шесть гибнут от сердечно-сосудистых заболеваний. Есть ли возможность предотвратить хотя бы одну такую смерть? Теоретически — да. Медики считают, что если помощь приходит в течение трех минут, человек спасен. Для этого, по мнению Е. Колесниковой, все воздушные суда следует оборудовать дефибрилляторами, которые и так уже есть на самолетах большой пассажировместимости на дальних рейсах. Этот прибор, способный «запустить» остановившееся сердце, действует в автоматическом режиме, сам определяет необходимость разряда и сам же его генерирует. Всю процедуру сопровождает автосуфлер. Бортпроводникам нужно действовать по его подсказке, а прежде пройти дополнительное обучение, рассчитанное всего на шесть учебных часов в год. Ввести эти приборы на всех бортах мешает потрясающая по своему цинизму фраза из одного ведомственного документа: «наличие такого прибора может принести пользу только небольшому (!) числу пассажиров...». Тем не менее надежда есть, что решение будет пересмотрено и самолеты будут оснащены дефибрилляторами и бортпроводники смогут оказывать более современную медицинскую помощь.
За обсуждением профессиональных вопросов юбилей компании-организатора как-то отошел на второй план. А дата, меж тем, знаменательная. 20 лет работает на рынке образовательных услуг НОУ «Школа бортпроводников», одно из первых негосударственных учебных заведений в отрасли. Бессменным руководителем проекта, его идеологом и душой все эти годы остается Вера Новохатская, человек известный, уважаемый и почти легендарный. Сама школа «в народе» так и зовется «Школа Новохатской». Ее выпускники любовно-фамильярно пишут на страничке «ВКонтакте»: «учеба в школе Новохатской — лучшее время моей жизни!» Обучение здесь очное, период первоначальной подготовки составляет 65 дней. С 1995 года обучение здесь прошли более 50 тысяч человек, которые приобрели новую профессию и работают в ведущих авиакомпаниях России и за ее пределами. Каждый третий бортпроводник России — выпускник НОУ «Школа бортпроводников». Летом прошлого года проводился набор абитуриентов на должность бортпроводников для работы по контракту с авиакомпанией Emirates с постоянным проживанием в Дубае, ОАЭ. В активе Школы — работа преподавателей в Пакистане, Индонезии, на Кубе, в Иране по обучению кабинных экипажей работе на воздушных судах российского производства.
Филиалы Школы открыты в Казани, Самаре, Волгограде, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Красноярске. На юбилей «альма-матер» собрались многие из ее выпускников, занимающие ныне руководящие должности в авиакомпаниях и авиационных организациях в российских регионах. Коллективное фото завершило деловую программу. Надо было видеть, с какой теплотой Вера Александровна вручала памятные почетные грамоты своим коллегам. Надо было слышать искренние и прочувствованные слова в ее адрес. Девиз «Школы Новохатской» — «Наш флаг — улыбка!». Под ним и прошла неформальная часть мероприятия.