Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Обзор

О поддержании безопасности кабины воздушного судна

НОУ «Школа бортпроводников» выступила организатором международного практического семинара под эгидой ICAO


9 июля 2015 года / Галина Пономарева / Aviation EXplorer
 

Практический семинар, прошедший на прошлой неделе в Москве, был посвящен подготовке бортпроводников воздушных судов с учетом руководства ICAO по обучению членов кабинного экипажа. Его участниками стали более 120 специалистов из 50 авиационных предприятий. В том числе представители Минтранса России, Росавиации, Ространснадзора, руководители служб бортпроводников и летно-методических отделов авиакомпаний, директоры авиационных учебных центров, ин­структоры-методисты, бортпроводники-инспекторы. Задача мероприятия - предоставить участникам обзор наиболее важных вопросов в области подготовки персонала и дать возможность обмена мнениями о взаимоотношениях авиакомпаний, авиационных учебных центров и регулирующих органов.

Doc 10002, как кратко назы­вают его специалисты, создавал­ся в течение примерно двух лет в сотрудничестве с экспертами гражданской авиации всего мира, учреждениями авиационной ме­дицины, специалистами в области «человеческого фактора». Уча­стие в разработке принимали крупнейшие авиакомпании, та­кие как Air Canada, Air France, Bri­tish Airways, Lufthansa, Cathay Pa­cific Airways, Европейское агент­ство по безопасности полетов, компании Boeing и Airbus, IATA, Росавиация и многие другие ор­ганизации, в числе которых НОУ «Школа бортпроводников», удо­стоенная благодарности ICAO за вклад, внесенный в создание это­го документа.

Фундаментальный труд на 276 страницах (один только глоссарий занимает шесть страниц убористо­го текста) посвящен поддержанию безопасности кабины воздушного судна путем эффективного управ­ления. Важнейшая задача членов кабинного экипажа традиционно заключалась в эвакуации пассажи­ров с борта воздушного судна в случае авиационного происше­ствия. Теперь бортпроводники при­званы играть активную роль в под­держании безопасности полетов, способствовать предотвращению авиационных происшествий и инцидентов. В их функции в обычных ежедневных полетах входит рас­познавать любую нештатную или аварийную ситуацию и предпри­нимать необходимые действия по ее предотвращению и минимизации последствий. Что, конечно, требу­ет надлежащих навыков. Doc 10002 устанавливает международные ба­зовые критерии квалификации чле­нов кабинного экипажа. ICAO раз­работала инструктивный материал, позволяющий обучать бортпро­водников профессионально вы­полнять свои функции и обязанно­сти с учетом аспектов обеспечения безопасности. Он предусматрива­ет возможность адаптации: авиа­компаниям остается конкретизи­ровать его с учетом своих особен­ностей. Он также служит основой для утверждения государственных программ подготовки. Документ подробно описывает необходимые умения и навыки членов кабинного экипажа, их компетенции и пове­денческие индикаторы, а также приемы обучения, одним из которых является построение сценария воз­можной нештатной ситуации (на­пример, задымление в кабине) и от­работка четкого алгоритма дей­ствий. Все описано пошагово, де­тально освещены критерии оценки возможных ошибок и их послед­ствий.

Мартин Маурино подчеркнул, что задачи нового Руководства — привлечь внимание специалистов к такому важному аспекту подготов­ки бортпроводников, как безопас­ность полетов, и обеспечить их не­обходимыми материалами. Что должны сделать авиакомпании? Ор­ганизовать учебные классы и тре­нажеры, определить методы об­учения и подготовить квалифици­рованный персонал (инструкторов).

Задачи по внедрению СубП об­ширны, и на бортпроводников воз­лагаются особые надежды, отметил в своем приветственном слове участникам семинара глава Росавиации Александр Нерадько. Его обращение зачитал руководитель отдела этого ведомства С. Слепухин. Он же представил аудитории «глав­ного стюарда России» (такая долж­ность недавно появилась в Росавиации), им стал выходец из «Трансаэро» Алексей Варфоломеев.

Деловую часть семинара не­надолго прервало эффектное де­филе: форменную одежду Simon Jersey продемонстрировали сту­денты НОУ «Школа бортпровод­ников». Начинающие «звезды по­диума» репетировали выход в пе­рерыве, изрядно смущались, но в целом с задачей справились. Даже на самый беглый взгляд костюмы и аксессуары имели безупречный крой и выглядели отлично. В цве­товой гамме преобладали темные тона, строгие и даже аскетичные костюмы оживляли лишь радост­ные улыбки манекенщиц. Дефиле организовала компания Radius, которая специализируется на уни­форме для персонала ресторанов и отелей, но и «авиационная со­ставляющая» в ассортименте их продукции довольно велика. По словам директора отдела продаж Яны Крамаренко, все заказы от­шиваются в Англии и Германии, а ткани для форменной одежды стюардесс отвечают самым стро­гим стандартам: легкие, прочные, несминаемые и при этом ис­ключительно натуральные.

Особое место в программе семинара занял доклад Елены Колесниковой, ведущего консультанта Росавиации по авиа­ционной медицине. Тема насущ­ная: «Медицинское освидетель­ствование и состояние здоровья бортпроводников». Речь шла об изменениях в Федеральные авиационные правила (ФАП-50), вне­сенных Приказом Минтранса Рос­сии в ноябре прошлого года. Те­перь бортпроводники в возрасте до 40 лет получают медицинское заключение сроком на 60 месяцев, старше 40 лет— на 24 месяца, а при очередном прохождении мед­комиссии они должны пройти ряд дополнительных исследований, в частности анализ крови на онко­маркеры.

Экспресс-тестирование на на­личие наркотических и психот­ропных веществ проводится те­перь при поступлении на учебу, прохождении ВЛЭК ГА и выбороч­но во время предполетного меди­цинского осмотра. Участие врача- психиатра и врача-нарколога яв­ляется обязательным для всех ка­тегорий обследуемых. Статистика говорит следующее: всего в Рос­сии 16659 стюардесс, большин­ство (11613) — в возрасте до 29 лет, 3549 человек — 30-39 лет, 1258 — 40-49 лет, 231 бортпро­водник — в возрасте 50-59 лет, и всего 8 — старше 60. За весь про­шлый год стартовый медосмотр прошли более 1,7 миллиона со­трудников гражданской авиации, включая диспетчерский состав. Бортпроводников в их числе более 850 тысяч, из них отстранено из-за различных заболеваний — 838 че­ловек, то есть менее одной деся­той доли процента, из-за упо­требления алкоголя — 24.

Цифры о смертности пасса­жиров на борту взбудоражили зал, особенно на фоне недавнего памятного всем случая гибели от сердечной недостаточности 24­летнего молодого человека, при­летевшего международным рей­сом в Шереметьево. По данным ICAO на 40 тысяч рейсов прихо­дится одна внезапная смерть пас­сажира, из каждых десяти умерших на борту во время полета — шесть гибнут от сердечно-сосудистых заболеваний. Есть ли возможность предотвратить хотя бы одну такую смерть? Теоретически — да. Ме­дики считают, что если помощь приходит в течение трех минут, человек спасен. Для этого, по мне­нию Е. Колесниковой, все воз­душные суда следует оборудо­вать дефибрилляторами, которые и так уже есть на самолетах боль­шой пассажировместимости на дальних рейсах. Этот прибор, спо­собный «запустить» остановив­шееся сердце, действует в авто­матическом режиме, сам опреде­ляет необходимость разряда и сам же его генерирует. Всю про­цедуру сопровождает автосуф­лер. Бортпроводникам нужно дей­ствовать по его подсказке, а преж­де пройти дополнительное обуче­ние, рассчитанное всего на шесть учебных часов в год. Ввести эти приборы на всех бортах мешает потрясающая по своему цинизму фраза из одного ведомственного документа: «наличие такого при­бора может принести пользу толь­ко небольшому (!) числу пассажи­ров...». Тем не менее надежда есть, что решение будет пере­смотрено и самолеты будут осна­щены дефибрилляторами и борт­проводники смогут оказывать бо­лее современную медицинскую помощь.

За обсуждением профессио­нальных вопросов юбилей компа­нии-организатора как-то отошел на второй план. А дата, меж тем, знаменательная. 20 лет работает на рынке образовательных услуг НОУ «Школа бортпроводников», одно из первых негосударственных учебных заведений в отрасли. Бес­сменным руководителем проекта, его идеологом и душой все эти годы остается Вера Новохатская, человек известный, уважаемый и почти легендарный. Сама школа «в народе» так и зовется «Школа Новохатской». Ее выпускники лю­бовно-фамильярно пишут на стра­ничке «ВКонтакте»: «учеба в шко­ле Новохатской — лучшее время моей жизни!» Обучение здесь оч­ное, период первоначальной подготовки составляет 65 дней. С 1995 года обучение здесь прошли более 50 тысяч человек, которые приобрели новую профессию и работают в ведущих авиакомпа­ниях России и за ее пределами. Каждый третий бортпроводник России — выпускник НОУ «Школа бортпроводников». Летом про­шлого года проводился набор аби­туриентов на должность бортпро­водников для работы по контрак­ту с авиакомпанией Emirates с по­стоянным проживанием в Дубае, ОАЭ. В активе Школы — работа преподавателей в Пакистане, Ин­донезии, на Кубе, в Иране по об­учению кабинных экипажей рабо­те на воздушных судах россий­ского производства.

Филиалы Школы открыты в Ка­зани, Самаре, Волгограде, Крас­нодаре, Санкт-Петербурге, Крас­ноярске. На юбилей «альма-ма­тер» собрались многие из ее вы­пускников, занимающие ныне ру­ководящие должности в авиаком­паниях и авиационных организа­циях в российских регионах. Кол­лективное фото завершило деловую программу. Надо было видеть, с какой теплотой Вера Александров­на вручала памятные почетные гра­моты своим коллегам. Надо было слышать искренние и прочувство­ванные слова в ее адрес. Девиз «Школы Новохатской» — «Наш флаг — улыбка!». Под ним и прошла не­формальная часть мероприятия.


Галина Пономарева



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBegtV
Доверенность у нотариуса - https://youdo.com/lawyer/documents/proxy/ по ссылке.
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer