Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Отчет

Первое совещание группы экспертов ИКАО по управлению безопасностью

Safety Management Panel 1/SMP1


19 ноября 2014 года / Г.Матвеев, Ф.Мирзаянов / Aviation EXplorer
 

В соответствии с решением 3-го заседания 196 сессии Аэронавигационной Комиссии (АНК) ИКАО в период с 3 по 7 ноября 2014 года, в Монреале, в штаб-квартире ИКАО, прошло “Первое совещание Группы экспертов по управлению безопасностью” (Safety Management Panel 1/SMP1), которое проводилось как часть плана работы АНК и Глобального Аэронавигационного Плана ИКАО.

Заседание открыл Председатель Аэронавигационой Комиссии ИКАО г-н Фарид Зизи.

В своем выступлении он обратил внимание, что работа Групп SMP1 была проведена с полным учетом замечаний и предложений государств участников ИКАО. При разработке изменений выполнена  координация Приложения 19 и предлагаемых изменений с другими Приложениями ИКАО. Особое внимание было уделено повышению рациональности системы управления безопасностью, улучшению удовлетворенности потребностей ее пользователей и вопросам защиты информации.

От Российской Федерации участие в заседании приняли Г.Н. Матвеев, директор Департамента управления безопасностью полётов ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии», эксперт ИКАО и Ф.М. Мирзаянов, пилот ООО “АПК Вектор”, советник ИКАО, член РГ по ПЛГ и авиационной безопасности Международного координационного совета ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA).

Ход участия в заседании Группы SMP1 обеспечивало Генеральное представительство РФ в ИКАО и Аэронавигационной Комиссии.

В публикуемом матариале авторы делятся сведениями об общем ходе Совещания. Официальные материалы Совещания будут опубликования на сайте ИКАО после перевода их на официальные языки ИКАО в ближайшее время.

Повестка дня совещания

Рассмотрение предложений по внесению изменений в положения ИКАО, касающиеся управления безопасностью:

1. Внесение изменений в обязанности государств по управлению безопасностью (по интегрированию SSO и SSP SARPs, уточнению отношений между SSO и SSP, WG1)

2. Внесение изменений в SMS (предложения некоторым “системам обеспечения” практики внедрения SMS в организациях поставщиков услуг, WG2)

3. Совершенствование положений касающихся сбора, анализа данных о безопасности и обмена ими (уточнение определений базы данных, информации о безопасности и текста касающегося защиты информации, WG3)

4. Современные средства внедрения и оценки ГосПБП и СУБП

5. Определения

1. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

В начале заседания, по предложению WG1 была рассмотрена необходимость обеспечения:

  • ясности в использовании интегрированых положений, которые имели различные области применения в качестве независимых структур;
  • ясности адресования каждого утверждения (государству или  поставщику обслуживания);
  • точности использования терминов «обязательства» и «делегируемой ответственности» в Приложении 19, а также в использовании термина «неделегируемой ответственности» в применении к государству;
  • включение «политика правоприменения»  в описание надзора за безопасностью;
  • понимания того, что планирование реагирования на чрезвычайные ситуации на государственном уровне относится и к стихийным бедствиям, и к любым иным обстоятельствам с потенциалом нарушения работы авиационной системы;
  • согласия в том, что независимость организации и процесса расследования авиционного происшествия должны быть сохранены в Приложении 19;
  • того, что текст Приложения 19 относится к смягчению рисков для безопасности, а не к их решению;
  • уместности ссылок на отраслевой персонал.

Было достигнуто согласие о том, что   «прогностический подход» следует применять к анализу данных о безопасности, но может быть полезно, если удалить его из раздела базы данных. В процессе сбора базы данных применяются только «реактивные и проактивные» методики. Было также решено, что сбор базы данных о безопасности, является важным в целях принятия решений о распределении ресурсов. Предлагаемая поправка может потребовать некоторого уточнения в редакции.

Совещание рассмотрело некоторые опасения по поводу точности перевода Приложения 19 на другие языки ИКАО и риск того, что значения заложенные англоязычной версией могут быть потеряны или искажены. В частности, вопрос о точности перевода значений «обязательств» и «ответственности» на другие языки вызвал опасения. Секретариат проинформировал участников совещания о том, что в будущем эти проблемы должны быть переадресованы им в виде извещений для детального рассмотрения.

Была проведена общая дискуссия об интеграции SSP и SSO. Предложено, чтобы в ходе интеграции, стандарт SSP был понижен до уровня рекомендуемой практики. Ранее, элементы SSP были стандартами, а критические элементы SSO рекомендуемой практикой. Участники совещания отметили трудности при обновлении руководства как стандарта и отметили промежуточность этапа обновления руководства.

Также рассмотрен вопрос касающийся системы менеджмента безопасности международной авиации общего назначения.

2. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В SMS

В целях конкретизации и усиления  SMS WG2 предложила следующие изменения.

Предложено удалить в главах 3 и 4 записи, связанные с обслуживанием воздушного движения (ОВД) , т.к. это может иметь непреднамеренные последствия.

Была обсуждена потребность и польза расширения применимости SMS для иных  авиационных компонентов (кроме двигателя и винтов). Также было отмечено, что проводимая до сих пор работа, была проделана в тесном сотрудничестве с рабочей группой по летной годности и рекомендовано продолжить эту работу.

Также были обсуждены комментарии относительно измеримости и оценки эффективности СУБ.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ КАСАЮЩИХСЯ СБОРА, АНАЛИЗА ДАННЫХ О БЕЗОПАСНОСТИ И ОБМЕНА ИМИ (WG3)

Секретариат SMP1 отметил, что из Приложении 19, должны быть удалены все ссылки на SMM, но должна быть оставлена единая ссылка в начале текста. Однако, если речь идет о каком-то другом менее очевидном документе, то должны быть обеспечены явные ссылки на них.

Участники совещания высказали некоторую обеспокоенность относительно порядка проверки поставщиков обслуживания государством, как будет обеспечиваться защита информации, а также будут ли выводы проверки защищены таким же образом, как добровольные доклады? Будет ли государство исключать принятие принудительных мер на основании результатов аудита? Будут ли положения раздела 5.2 Главы 5 надежно ограничивать государство от принятия карательных мер?

Также, была открыта дискуссии относительно национальных законов, которые могли бы защитить государство от бесконтрольного распространения информации. Участники обсудили возможные варианты решения вопроса и приняли решение об обязательной де-идентификации данных, отметив, кроме того, что достичь координация с судебной системой будет трудно и это займет много времени. Было отмечено, что национальные законы государства, должны соответствовать предложенным SARPS, а не авиационных администраций, и хотя могут быть трудности, но эти принципы являются ключевыми для авиационного общества.

Кроме того, была выражена обеспокоенность удалением раздела 7 Приложения 3 ИКАО «О защите записанной информации».

4. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ВНЕДРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ГосПБП и СУБП

При рассматрении вопроса отмечена важность того, чтобы проверяющие различали термины «соблюдение» и «исполнение», а также необходимость обеспечения их  инструментами и рекомендациями, чтобы обеспечить плавный переход к выполнению новых функций.

Для решения этих дополнительных компетенций Международная группа по сотрудничеству в области управления безопасностью  (SMICG) разработала специальный  документ, который необходим для исполнения новых функций. Изложенная в нем система компетенций предназначена для дополнения компетенций в подготовке инспекторов.

Данный инструмент SMS будет способствовать повышению эффективности инспекторов. Он может быть использован для первоначальной оценки SMS организации или постоянного наблюдения и надзора в части соблюдения правил и выполнения эффективного управления риском безопасности. Документ был разработан в целях обеспечения согласованного подхода к надзору декларируемомоу в SMS в глобальном масштабе. Инструмент может быть адаптирован с учетом конкретных потребностей любой организации, и основан на концепции, что существуют различные уровни подготовленности и адаптации инспекторов.

Сегодня этот инструктивный материал направлен в Секретариат для принятия решения о включении его в инструктивный материал ИКАО. SMICG сотрудничает с ИКАО в развитии необходимого инструктивного материала в управлении безопасностью с 2009 года. Многие подготовленные документы, уже поставлены на службу государствам и промышленности с положительной обратной связью и результатами.

Также на заседании обсуждался процесс доработки инструктивного материала. Участники встречи от промышленности выразили желание участвовать в процессе анализа и его доработки. Участники совещания согласились, что документ должен быть одобрен руководством SMP1. Также могут  быть рассмотрены иные инструктивные материалы, разработанные другими организациями и определено, какие их части являются наиболее актуальными для международного сообщества. Предлагаемый материал может быть направлен в Секретариат SMP1. Руководящие материалы не будут рассмотриваться АНК, если эти материалы не будут дополнением к Приложению 19.

Инструктивный материал планируется разместить на сайте SMP1 к марту 2015 года.

5. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Были представлены предложения (в рамках п.п. 4.1, 4.2 и 4.3) для новых определений: «опасности», «безопасности полетов», «наблюдения», «данных безопасности», «информации о безопасности» и «ненадлежащее использование».

Кроме того, были предложены поправки к определениям для «систем управления безопасностью» и «целей показателей безопасности».

Совещании выразило обеспокоенность по поводу правильности определения термина «опасности», так как оно не являлось достаточно конкретным, чтобы ограничить опасности, непосредственно влияющих на безопасную эксплуатацию воздушных судов и позволяло включение широкого круга опасностей. Секретариат отметил, что важно иметь в виду требования Главы 2. «Применение» Приложения 19, которая ограничивает объем материалов.

Определения «данных о безопасности», «информации о безопасности» и «ненадлежащего использования» предлагается применять по тексту всего Приложения 19 и связанных с ним Приложений.


Г.Матвеев, Ф.Мирзаянов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer