Заседание открыл Председатель Аэронавигационой Комиссии ИКАО г-н Фарид Зизи.
В своем выступлении он обратил внимание, что работа Групп SMP1 была проведена с полным учетом замечаний и предложений государств участников ИКАО. При разработке изменений выполнена координация Приложения 19 и предлагаемых изменений с другими Приложениями ИКАО. Особое внимание было уделено повышению рациональности системы управления безопасностью, улучшению удовлетворенности потребностей ее пользователей и вопросам защиты информации.
От Российской Федерации участие в заседании приняли Г.Н. Матвеев, директор Департамента управления безопасностью полётов ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии», эксперт ИКАО и Ф.М. Мирзаянов, пилот ООО “АПК Вектор”, советник ИКАО, член РГ по ПЛГ и авиационной безопасности Международного координационного совета ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA).
Ход участия в заседании Группы SMP1 обеспечивало Генеральное представительство РФ в ИКАО и Аэронавигационной Комиссии.
В публикуемом матариале авторы делятся сведениями об общем ходе Совещания. Официальные материалы Совещания будут опубликования на сайте ИКАО после перевода их на официальные языки ИКАО в ближайшее время.
Повестка дня совещания
Рассмотрение предложений по внесению изменений в положения ИКАО, касающиеся управления безопасностью:
1. Внесение изменений в обязанности государств по управлению безопасностью (по интегрированию SSO и SSP SARPs, уточнению отношений между SSO и SSP, WG1)
2. Внесение изменений в SMS (предложения некоторым “системам обеспечения” практики внедрения SMS в организациях поставщиков услуг, WG2)
3. Совершенствование положений касающихся сбора, анализа данных о безопасности и обмена ими (уточнение определений базы данных, информации о безопасности и текста касающегося защиты информации, WG3)
4. Современные средства внедрения и оценки ГосПБП и СУБП
5. Определения
1. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
В начале заседания, по предложению WG1 была рассмотрена необходимость обеспечения:
- ясности в использовании интегрированых положений, которые имели различные области применения в качестве независимых структур;
- ясности адресования каждого утверждения (государству или поставщику обслуживания);
- точности использования терминов «обязательства» и «делегируемой ответственности» в Приложении 19, а также в использовании термина «неделегируемой ответственности» в применении к государству;
- включение «политика правоприменения» в описание надзора за безопасностью;
- понимания того, что планирование реагирования на чрезвычайные ситуации на государственном уровне относится и к стихийным бедствиям, и к любым иным обстоятельствам с потенциалом нарушения работы авиационной системы;
- согласия в том, что независимость организации и процесса расследования авиционного происшествия должны быть сохранены в Приложении 19;
- того, что текст Приложения 19 относится к смягчению рисков для безопасности, а не к их решению;
- уместности ссылок на отраслевой персонал.
Было достигнуто согласие о том, что «прогностический подход» следует применять к анализу данных о безопасности, но может быть полезно, если удалить его из раздела базы данных. В процессе сбора базы данных применяются только «реактивные и проактивные» методики. Было также решено, что сбор базы данных о безопасности, является важным в целях принятия решений о распределении ресурсов. Предлагаемая поправка может потребовать некоторого уточнения в редакции.
Совещание рассмотрело некоторые опасения по поводу точности перевода Приложения 19 на другие языки ИКАО и риск того, что значения заложенные англоязычной версией могут быть потеряны или искажены. В частности, вопрос о точности перевода значений «обязательств» и «ответственности» на другие языки вызвал опасения. Секретариат проинформировал участников совещания о том, что в будущем эти проблемы должны быть переадресованы им в виде извещений для детального рассмотрения.
Была проведена общая дискуссия об интеграции SSP и SSO. Предложено, чтобы в ходе интеграции, стандарт SSP был понижен до уровня рекомендуемой практики. Ранее, элементы SSP были стандартами, а критические элементы SSO рекомендуемой практикой. Участники совещания отметили трудности при обновлении руководства как стандарта и отметили промежуточность этапа обновления руководства.
Также рассмотрен вопрос касающийся системы менеджмента безопасности международной авиации общего назначения.
2. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В SMS
В целях конкретизации и усиления SMS WG2 предложила следующие изменения.
Предложено удалить в главах 3 и 4 записи, связанные с обслуживанием воздушного движения (ОВД) , т.к. это может иметь непреднамеренные последствия.
Была обсуждена потребность и польза расширения применимости SMS для иных авиационных компонентов (кроме двигателя и винтов). Также было отмечено, что проводимая до сих пор работа, была проделана в тесном сотрудничестве с рабочей группой по летной годности и рекомендовано продолжить эту работу.
Также были обсуждены комментарии относительно измеримости и оценки эффективности СУБ.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ КАСАЮЩИХСЯ СБОРА, АНАЛИЗА ДАННЫХ О БЕЗОПАСНОСТИ И ОБМЕНА ИМИ (WG3)
Секретариат SMP1 отметил, что из Приложении 19, должны быть удалены все ссылки на SMM, но должна быть оставлена единая ссылка в начале текста. Однако, если речь идет о каком-то другом менее очевидном документе, то должны быть обеспечены явные ссылки на них.
Участники совещания высказали некоторую обеспокоенность относительно порядка проверки поставщиков обслуживания государством, как будет обеспечиваться защита информации, а также будут ли выводы проверки защищены таким же образом, как добровольные доклады? Будет ли государство исключать принятие принудительных мер на основании результатов аудита? Будут ли положения раздела 5.2 Главы 5 надежно ограничивать государство от принятия карательных мер?
Также, была открыта дискуссии относительно национальных законов, которые могли бы защитить государство от бесконтрольного распространения информации. Участники обсудили возможные варианты решения вопроса и приняли решение об обязательной де-идентификации данных, отметив, кроме того, что достичь координация с судебной системой будет трудно и это займет много времени. Было отмечено, что национальные законы государства, должны соответствовать предложенным SARPS, а не авиационных администраций, и хотя могут быть трудности, но эти принципы являются ключевыми для авиационного общества.
Кроме того, была выражена обеспокоенность удалением раздела 7 Приложения 3 ИКАО «О защите записанной информации».
4. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ВНЕДРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ГосПБП и СУБП
При рассматрении вопроса отмечена важность того, чтобы проверяющие различали термины «соблюдение» и «исполнение», а также необходимость обеспечения их инструментами и рекомендациями, чтобы обеспечить плавный переход к выполнению новых функций.
Для решения этих дополнительных компетенций Международная группа по сотрудничеству в области управления безопасностью (SMICG) разработала специальный документ, который необходим для исполнения новых функций. Изложенная в нем система компетенций предназначена для дополнения компетенций в подготовке инспекторов.
Данный инструмент SMS будет способствовать повышению эффективности инспекторов. Он может быть использован для первоначальной оценки SMS организации или постоянного наблюдения и надзора в части соблюдения правил и выполнения эффективного управления риском безопасности. Документ был разработан в целях обеспечения согласованного подхода к надзору декларируемомоу в SMS в глобальном масштабе. Инструмент может быть адаптирован с учетом конкретных потребностей любой организации, и основан на концепции, что существуют различные уровни подготовленности и адаптации инспекторов.
Сегодня этот инструктивный материал направлен в Секретариат для принятия решения о включении его в инструктивный материал ИКАО. SMICG сотрудничает с ИКАО в развитии необходимого инструктивного материала в управлении безопасностью с 2009 года. Многие подготовленные документы, уже поставлены на службу государствам и промышленности с положительной обратной связью и результатами.
Также на заседании обсуждался процесс доработки инструктивного материала. Участники встречи от промышленности выразили желание участвовать в процессе анализа и его доработки. Участники совещания согласились, что документ должен быть одобрен руководством SMP1. Также могут быть рассмотрены иные инструктивные материалы, разработанные другими организациями и определено, какие их части являются наиболее актуальными для международного сообщества. Предлагаемый материал может быть направлен в Секретариат SMP1. Руководящие материалы не будут рассмотриваться АНК, если эти материалы не будут дополнением к Приложению 19.
Инструктивный материал планируется разместить на сайте SMP1 к марту 2015 года.
5. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Были представлены предложения (в рамках п.п. 4.1, 4.2 и 4.3) для новых определений: «опасности», «безопасности полетов», «наблюдения», «данных безопасности», «информации о безопасности» и «ненадлежащее использование».
Кроме того, были предложены поправки к определениям для «систем управления безопасностью» и «целей показателей безопасности».
Совещании выразило обеспокоенность по поводу правильности определения термина «опасности», так как оно не являлось достаточно конкретным, чтобы ограничить опасности, непосредственно влияющих на безопасную эксплуатацию воздушных судов и позволяло включение широкого круга опасностей. Секретариат отметил, что важно иметь в виду требования Главы 2. «Применение» Приложения 19, которая ограничивает объем материалов.
Определения «данных о безопасности», «информации о безопасности» и «ненадлежащего использования» предлагается применять по тексту всего Приложения 19 и связанных с ним Приложений.