Авиационный учебный центр НОУ «Школа бортпроводников» – образовательное учреждение, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации бортпроводников, ботпроводников-инструкторов и инспекторов воздушных судов. Центр располагается в районе аэропорта Шереметьево, на базе учебного комплекса МГТУ ГА.
НОУ «ШБ» была основана в 1995 году и более 15 лет ее бессменным руководителем является ее генеральный директор Вера Александровна Новохатская. В начале обучение велось для небольших групп бортпроводников (не более 10 человек). В процессе обучения заключались договора с авиакомпаниями, а после обучения ученики отправлялись на стажировку в эти авиакомпании. После прохождения «стажерских» рейсов их брали на престижную работу в авиапредприятия.
Учебная база «ШБ» состоит из 7 учебных классов, парка учебныхсамолетов (Ил-62, Ил-86, Ту-154, Ан-24, Як-40, Ми-8), тренажера ТАСП-1 (Boeing 737) для проведения практических занятий и тренажерной подготовки по эвакуации и задымлению учебных самолетов, пожарного тренажера, бассейна. В программе первоначальной подготовки бортпроводников заложены 120 часов практической работы на учебных самолетах на земле, пожарном тренажере и бассейне. В программу курсов повышения квалификации также внесена обязательная тренажерная подготовка.
«Процесс этот потихоньку набирал силу. Постепенно мы начали сами содействовать в трудоустройстве наших выпускников.» – рассказывает помощник генерального директора НОУ «Школа бортпроводников» Елена Борисовна Голубева. |
Так, в 1996 году, с центром подготовки Lufthansa Flight Trainingбыл заключен договор о проведении практической подготовки бортпроводников на иностранную технику. В процессе подготовки договора представители Lufthansa Flight Training осуществляли проверку «ШБ» на соответствие образовательных стандартов подготовки, учебной базы, преподавателей требованиям JAR. Аналогичный договор был заключен в 1997 году с ЦП Austrian Airlines and Swissair. В 2000, 2004 и 2006 годах договор с ЦП Lufthansa Flight Training был подтвержден. В 2003 году компания Transport Canada осуществляла проверку в связи с тем, что «Школа бортпроводников» проводила подготовку бортпроводников авиакомпании «ИстЛайн», участвовавших в перевозках по программе NATO.
В декабре 2010 г. Росавиация одобрила использование тренажера ТАСП-1 Boeing 737.
Все преподаватели «ШБ» имеют базовое высшее образование и сертифицированы соответствующим государственным органом. В целях совершенствования уровня образовательного процесса периодически проводится Курсы повышения квалификации преподавателей как на базе Академии ГА, КБ Илюшина, КБ Туполева, так в ЦП ASTRIAN Airlines и ЦП Lufthansa.
Подготовка на отечественную технику проходит в России на базе Учебного центра НОУ «Школа бортпроводников» в Шереметьево. Занятия по подготовке на зарубежную технику в настоящее время проходят как России так и в Германии.
Для работы на иностранной и отечественной технике бизнес-авиации «Школа бортпроводников» подготавливает бортпроводников, бригадиров и инструкторов.
На занятиях по теоретической подготовке проводится обучение английскому языку. Для бортпроводников проводиться спецподготовка: за 15 дней их обучают специальной лексике, разучиваются диалоги, проводятся разговорные блоки, тренинги на спецкоманды и информацию. Причем, вне зависимости от того, на какой тип самолетов готовится бортпроводник, знания английского даются одинаковые. Для этого в «Школе бортпроводников» работают университетские преподаватели из московских ВУЗов, которые прошли дополнительную стажировку по авиационно-техническому английскому языку.
«Вообще, мы даем нашим студентам полный курс обучения. Тут и английский, и аварийные ситуации, и безопасность и медицина – поясняет Елена Голубева. Также питание и перевозки, в том числе опасных грузов, санитарные правила. Все первоначальное обучение занимает 2,5 месяца. Людей обучают «с нуля». После первоначального обучения они идут в авиакомпании и летают там практику, не менее 30 часов с инструктором. После практики, инструктор дает им заключение, что они допускаются к самостоятельным полетам и могут получать квалификацию».
После практики студенты опять приходят в «Школу бортпроводников», где проходят курс повышения квалификации (КПК). Курс идет 10-15 дней. Там те же самые предметы, что и в первичном обучении, например медицина в первичном курсе – 5 дней, а на КПК отводится всего один день. Затем студенты повторно сдают экзамен комиссии и получают квалификацию бортпроводника и получают допуск на тот тип воздушного судна, которому они обучались. Соответствующие записи указываются в свидетельстве. После этого выпускники школы работают бортпроводниками в той авиакомпании, которую они выбрали, и раз в два года проходят дополнительные КПК.
Кроме того, занятия и разборы проводит с бортпроводниками и сама авиакомпания. Бортпроводники совершенствуют свои знания и оттачивают навыки на практических занятиях.
«В «Школе бортпроводников» нет ограничений на количество групп обучения. - Мы находимся в постоянном сотрудничестве с 15-20 авиакомпаниями. Также мы работаем и с иностранными авиакомпаниями. Наши преподаватели выезжали и на Кубу, и в Пакистан и в Индонезию, и преподавали там на английском языке. У нас очень квалифицированные преподаватели. Все отлетали по 30 лет, работали и руководителями служб» – рассказывает Елена Борисовна.
Несомненным преимуществом для обучающихся в школе будущих бортпроводников является и то, что при школе работает кадровое агентство, которое занимается подбором персонала как для коммерческой так и для VIP-авиации. Причем не только для отечественных эксплуатантов, но и для иностранных.
23-25 мая 2011 г. в Москве, в районе аэропорта Шереметьево, в гостиничном комплексе «Олимпиец» прошел Всероссийский практический семинар для руководящего состава служб бортпроводников на тему «Система управления информационными ресурсами в отрасли ГА, в части касающейся организации работы кабинных экипажей (бортпроводников)».
В работе семинара приняли участие более 80 российских специалистов из 50 авиакомпаний России. В семинаре также приняли участие представители Аппарата Правительства России, Руководители и специалисты Федерального Агентства Воздушного Транспорта (Росавиации) МТ РФ, Управления Государственного Надзора за Деятельностью в ГА, Пенсионного Фонда России, инспектора Территориальных Управлений, руководители служб бортпроводников, ведущие преподаватели НОУ «Школа бортпроводников», инспекторы и инструкторы российских авиакомпаний России.
В рамках семинара прошли практические занятия по ведению судебной практики на примерах имевших место судов и претензий к авиакомпаниям. Участники мероприятия обсуждали действующую нормативно-правовую базу и проводили анализ руководящих документов, регламентирующих организацию работы и подготовку кабинных экипажей.
НОУ «ШБ» представила второе издание методического пособия по документации, регламентирующей работу кабинных экипажей. В этом учебном пособии систематизирована нормативно-правовая база (нормативные требования, правила и акты касающиеся работы бортпроводников). В сборник также включены финансовые вопросы и вопросы начисления пенсий бортпроводникам. Подготовили сборник преподаватель-инструктор Пенкина Лидия Васильевна и генеральный директор НОУ «Школа бортпроводников» Новохатская Вера Александровна.
«Постоянно надо учитывать разницу, между общепринятыми в мире нормативами для бортпроводников и теми нормативами, которые есть у нас. Это очень важно. У нас, когда-то, уже не получилось просто привить международные стандарты, поэтому приходится постоянно вести работу по их изменению под нашу страну», – отмечает Елена Борисовна.
В 2011 году на базе НОУ «Школа бортпроводников» будет установлен пожарный учебно-тренировочный комплекс, имитирующий салон ВС. Комплекс будет оборудован огневыми модулями, установкой задымления, с использованием безопасного дыма и оборудованием для воспроизведения свето-шумовых эффектов.
А в 2012-2013 годах планируются установить тренажеры для прохождения аварийно-спасательной подготовки летных и кабинных экипажей на 4 типа ВС: Airbus А320 Family, Boeing 767, Boeing 757, CRJ-100/200.