Общая информация
Свою деятельность Ространснадзор осуществляет во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В настоящее время под контролем Ространснадзора находится свыше 530 тыс. юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность в транспортном комплексе Российской Федерации, а также около 600 тыс. объектов надзора транспортной безопасности.
В 2010 году центральным аппаратом Ространснадзора и его территориальными органами было проведено 112 тыс. проверок хозяйствующих субъектов.
Выявлено 286 тыс. нарушений транспортного законодательства, выдано 50,5 тыс. предписаний, около 26 тыс. материалов направлено в органы прокуратуры и суды, выдано 12181 лицензия и допусков, аннулировано 60 лицензий и допусков, отказано в выдаче лицензии и допусков 834 соискателям.
Вынесено более 41 тыс. постановлений и определений по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении.
Привлечено к административной ответственности 41,5 тыс. нарушителей транспортного законодательства.
Показатель устранения нарушений, выявленных при проверках государственными инспекторами, составил 90%, при установленном Минтрансом России - 82,8%.
В 2010 году Ространснадзором обеспечено поступление доходов в федеральный бюджет в сумме 233 млн. 924 тыс. рублей (101,7% от планируемой суммы дохода).
Сравнительный анализ показывает, что на одного среднестатистического сотрудника Ространснадзора в среднем приходится:
- около 85 поднадзорных хозяйствующих субъектов;
- более 1000 объектов надзора транспортной безопасности;
- более 45 выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в транспортном комплексе;
- до 8 выданных предписаний;
- более 4 материалов, направленных в органы прокуратуры и суды;
- до 7 лиц, привлеченных к административной ответственности;
- около 30 тыс. руб. наложенных и более 14 тыс. руб. взысканных штрафов.
Работа по повышению качества контрольно-надзорных и разрешительных функций Ространснадзором проводилась по ряду направлений, основные из которых:
- улучшение механизма нормативно-правового регулирования контрольно- надзорных и разрешительных функций и подготовка предложений, связанных с применением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП);
- повышение уровня подготовки и квалификации государственных инспекторов;
- улучшение материально-технического обеспечения государственных инспекторов.
В 2010 году проведено сокращение количества территориальных управленийс 99 до 93. При этом сформировано Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Постановления Коллегии и планы мероприятий Минтранса России, а также План работы Ространснадзора на 2010 год, принятый на расширенном заседании Коллегии 2 марта 2010 г., выполнены.
В соответствии с планами работ на 2010 год Ространснадзор:
- принял участие в подготовке и работе расширенных заседаний Коллегии Минтранса России по вопросам:
- «Об основных итогах социально-экономического развития транспортного
комплекса в 2009 году и задачах на 2010 год и среднесрочную перспективу»;
- «О ходе реализации Плана законопроектной деятельности Минтранса России в 2009 году и основных направлениях законопроектной деятельности Минтранса России в 2010 году»;
- «О ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте»;
- «О результатах работы по рассмотрению обращений граждан в
Министерстве транспорта Российской Федерации».
- провел заседания Коллегии Ространснадзора, на которых рассматривались вопросы о мерах по повышению эффективности надзора:
- за безопасностью движения на железнодорожном транспорте;
- за деятельностью в гражданской авиации в условиях новой организационно-штатной структуры;
- за безопасностью на морском и речном транспорте;
- провел 2 заседания Общественного совета при Ространснадзоре, на которых были даны рекомендации по вопросам:
- организации осуществления надзора за обеспечением транспортной
безопасности в федеральных округах;
- организации государственного надзора и безопасности движения на
железнодорожных переездах;
- надзора за качеством строительства дорог и повышению безопасности на них;
- порядка проведения проверок судов в морских портах и проверок судов на внутренних водных путях, о месте саморегулирования в области безопасности судоходства.
В период с 28 марта по 1 апреля 2010 г. представители Ространснадзора приняли участие в работе Конференции по безопасности полетов, прошедшей в штаб-квартире ИКАО в Монреале. Представители ведомств гражданской авиации 115 государств-членов ИКАО и более 30 заинтересованных международных организаций обсудили разработанную ИКАО программу действий по повышению безопасности полетов авиации и сокращению количества авиационных происшествий, внедрению принципов и процессов управления безопасностью полетов на глобальном уровне.
Посостоянию на 1 января 2011 г. под надзором Госавианадзора находятся около 4,4 тыс. субъектов гражданской авиации, имеющих сертификат (лицензию) на право осуществления деятельности в сфере воздушного транспорта или имеющих зарегистрированные в установленном порядке воздушные суда, в том числе 159 эксплуатантов коммерческой авиации, 152 эксплуатанта авиации общего назначения, 329 аэродромов, 291 аэропорт, 1687 посадочных площадок.
В 2010 году Госавианадзором проведено 496 проверок субъектов гражданской авиации. В сравнении с количественными показателями инспекторской деятельности в 2009 году (проведено 914 проверок) общее количество проверок в 2010 году уменьшилось на 46%, но при этом эффективность инспекторского реагирования повысилась.
В ходе проверок выявлено 3485 недостатков и нарушений законодательства о гражданской авиации.
По выявленным нарушениям законодательства Российской Федерации были приняты меры инспекторского и административного воздействия: выписано 1099 инспекторских предписаний, по выявленным административным правонарушениям оформлено 653 протокола, вынесено 736 постановлений и определений о привлечении к административной ответственности, 124 материала направлено в суды.
Наложено штрафов на сумму 4 млн. 236 тыс. рублей, в доход государства перечислено 3 млн. 217 тыс. рублей.
Показатели уровня безопасности полетов практически не изменились.
В 2010 году с гражданскими воздушными судами Российской Федерации произошло 24 авиационных происшествия, в том числе 11 катастроф, в которых погибло 34 человека, и 13 аварий.
За аналогичный период 2009 года произошло 24 авиационных происшествия, из них - 14 катастроф, в которых погиб 61 человек, и 10 аварий.
Количество катастроф в 2010 году сократилось на 21%, количество погибших в них сократилось на 44%.
В коммерческой авиации произошло 12 авиационных происшествий, в том числе 5 катастроф (погибло 25 человек) и 7 аварий. В сравнении с 2009 годом общее число авиационных происшествий с воздушными судами коммерческой авиации осталось неизменным, количество катастроф сократилось на 17%, количество погибших в них человек уменьшилось на 36%.
В авиации общего назначения (далее - АОН) в 2010 году произошло 12 авиационных происшествий, из них — 6 катастроф, в которых погибло 9 человек, и 6 аварий. В сравнении с 2009 годом общее число авиационных происшествий в АОН не изменилось, при этом число катастроф сократилось на 25%, а количество погибших в них человек уменьшилось на 59%.
Наибольшее количество авиационных происшествий произошло у эксплуатантов, поднадзорных:
- УГАН НОТБ по Южному федеральному округу - 4 авиационных происшествия, из них - 2 катастрофы, в которых погибло 3 человека:
- УГАН НОТБ по Центральному федеральному округу 4 авиационных происшествия, из них - 1 катастрофа, в которой погибло 2 человека.
Большинство авиационных происшествий АОН в 2010 году (67% от общего количества) произошло с воздушными судами владельцев, не имеющих свидетельства эксплуатанта АОН. При этом степень тяжести этих авиационных происшествий значительно выше: 83% катастроф и 89% погибших от общего количества в АОН.
В 2010 году основными факторами, снижающими уровень безопасности полетов, явились:
- нормативно-правовое неурегулироваиие отдельных направлений деятельности субъектов гражданской авиации;
- нарушение установленных требований при подготовке и переподготовке
авиационного персонала, в том числе летного состава;
- системные нарушения правил использования воздушного пространства России, в первую очередь владельцами воздушных судов, не имеющими свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения;
- значительный износ основных фондов объектов наземной инфраструктуры, особенно аэропортовых объектов федеральной собственности, что увеличивает риски и снижает уровень безопасности полетов;
- невыполнение экипажами действий, определенных Руководствами по летной эксплуатации, Инструкциями по взаимодействию и технологии работы членов экипажа на всех этапах полета;
- несоответствие характеристик действующих тренажеров характеристикам эксплуатируемых воздушных судов, влияющих на качество подготовки летных экипажей;
- низкий уровень натренированности экипажей воздушных судов в заходе на посадку в сложных метеоусловиях;
- эксплуатация «стареющего парка» воздушных судов отечественного и
зарубежного производства в условиях отсутствия современных требований к
ремонту, продлению ресурсов агрегатов и узлов.
Острой проблемой остается организация государственного контроля и надзора за деятельностью авиации общего назначения. Действующая правовая база не позволяет организовать эффективный надзор за летной эксплуатацией и техническим обслуживанием воздушных судов эксплуатантами АОН, не имеющими свидетельства эксплуатанта АОН. Не установлена юридическая ответственность эксплуатантов АОН, не имеющих свидетельства эксплуатанта АОН, за нарушения правил летной эксплуатации и технического обслуживания воздушного судна.
Участились случаи нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации сверхлегкими воздушными судами авиации общего назначения (мотопарапланы, мотодельтапланы и т.п.).
В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации сверхлегкие воздушные суда не подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов АОН, механизм регистрации пользователей воздушного пространства отсутствует, в связи с чем выявление нарушителей и, как следствие, применение к ним мер воздействия представляет определенную сложность.
В последнее время увеличилось количество чрезвычайных и сбойных ситуаций на воздушном транспорте, связанных с аномальными погодными условиями. Только в 2010 году они возникали 4 раза по причинам:
- выброса пепла от извержения вулкана в Исландии (апрель);
Системный анализ ситуации, произошедшей 26-31 декабря 2010 г. в аэропортах Московского аэроузла, выявил проблемные вопросы государственного регулирования и обеспечения функционирования транспортного комплекса в сбойных (чрезвычайных) ситуациях, в том числе обусловленных факторами природного и техногенного характера.
Ространснадзором подготовлены и направлены в Совет Федерации Федерального Собрания, Минтранс России предложения по внесению изменений в нормативную правовую базу гражданской авиации и предложения по мероприятиям уполномоченных органов исполнительной власти по недопущению повторяемости критических ситуаций в транспортном комплексе до внесения изменений.
Для Госавианадзора 2010 год стал первым годом деятельности в новой организационно-штатной структуре и с новыми функциями.
Результаты этой деятельности были рассмотрены на заседании Коллегии Ространснадзора 24 августа 2010 г. по вопросу «О мерах по повышению эффективности надзора за деятельностью в гражданской авиации в условиях новой организационно-штатной структуры».
Высокая эффективность проведения инспекторских проверок достигнута в УГАН НОТБ по Сибирскому, Южному и Центральному федеральным округам.
Низкая результативность инспекторских проверок в УГАН НОТБ по Северо-Западному и Приволжскому федеральным округам.
1.При проведении контрольно-надзорных мероприятий основные усилия
направить на выявление и устранение характерных причин авиационных событий.
2.В полной мере применять полномочия государственных транспортных инспекторов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
3.Разработать методические и нормативные документы в соответствии сновыми функциями по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности.
4.По результатам мониторинга состояния безопасности полетов, по авиационным событиям проводить внеплановые проверки соблюдения законодательства Российской Федерации субъектов гражданской авиации, 1 принимать меры оперативного реагирования, в полном объеме используя предоставленные законодательством государственным инспекторам права,
5.Организовать обучение государственных инспекторов по всем направлениям деятельности Госавианадзора.
Надзор и контроль за авиационной и транспортной безопасностью, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением транспортного комплекса
В 2010 году контрольно-надзорные мероприятия проводились в отношении субъектов транспортной инфраструктуры на основании ежегодного плана проверок, как правило, комплексными комиссиями, включающими представителей МВД и ФСБ России, органов транспортной прокуратуры.
По результатам 356 инспекторских проверок выявлено 1462 нарушения требований нормативных правовых актов, выписано 288 обязательных для исполнения предписаний, составлено 175 протоколов об административных правонарушениях в отношении юридических, должностных и физических лиц.
Сотрудниками транспортной безопасности принято участие в 763 проверках, проводимых территориальными управлениями Ространснадзора, транспортной прокуратурой и антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации.
Общая сумма взысканных штрафов превысила 900 тыс. рублей.
По итогам работы 2010 года наилучшие показатели контрольно-надзорной деятельности достигнуты в управлениях по Сибирскому, Южному и Дальневосточному федеральным округам.
Мониторинг чрезвычайных ситуаций и актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) на всех видах транспорта позволил правильно оценить обстановку и использовать данную информацию при планировании надзорных мероприятий, оперативно и качественно принимать управленческие решения, направленные на недопущение нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
Всего за 2010 год в транспортной сфере было совершено 130 АНВ, в том числе: 59 - на воздушном транспорте, 64 - на железнодорожном (45% всех АНВ, и в основном на Северо-Кавказской железной дороге), 5 - на автомобильном транспорте и 2 - на морском и речном транспорте.
В результате совершенных АНВ погиб 1 и травмировано 13 человек.
Анализ статистики АНВ в деятельность транспортного комплекса выявил их резкий рост в 2009-2010 гг. и говорит о том, что террористическая угроза, в том числе со стороны международных террористических организаций, продолжает сохраняться.
В целях повышения эффективности функционирования системы обеспечения транспортной безопасности Ространснадзором были выделены следующие направления деятельности:
- повышение качества проведения контрольно-надзорных мероприятий с целью выявления нарушений, имеющих системный характер, и эффективности применения всего спектра имеющихся полномочий для устранения таких нарушений;
- проведение проверок в сфере обеспечения транспортной безопасности в тесном взаимодействии с подразделениями ФСБ, МВД, органами прокуратуры в соответствии с законодательством Российской Федерации, что особенно актуально в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
- взаимодействие с антитеррористическими комиссиями субъектов
Российской Федерации в вопросах контроля за состоянием транспортной
безопасности на потенциально опасных объектах транспортного комплекса;
- внесение изменений в Уголовный кодекс и КоАП об усилении ответственности за нарушения в сфере транспортной безопасности. Введение статей прямого действия, предусматривающих ответственность как юридического, так ифизического лица за нарушения требований транспортной безопасности;
- профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных инспекторов в сфере надзора за обеспечением транспортной безопасности.
В территориальных управлениях Ространс надзора созданы дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС). По каждому событию в транспортном комплексе ДДС собирается информация о типе, эксплуатанте и владельце транспортного средства, о наличии и сроках действия разрешительного документа на право осуществления перевозочной деятельности (лицензии, сертификата), о количестве погибших, пострадавших, о ходе выполнения поисковых и восстановительных работ, а также дополнительная информация по видам транспорта.
Значительная работа проведена в области поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения.
В 2010 году Центральной аттестационной комиссией (далее - ЦАК) было рассмотрено 53 комплекта аттестационных документов, подготовленных территориальными ведомственными аттестационными комиссиями. Качество оформления представляемых в ЦАК документов повысилось. Вместе с тем отмечаются случаи возврата документов на доработку в территориальные ведомственные аттестационные комиссии. Проведено 10 заседаний, по результатам которых аттестовано 31 аварийно-спасательное формирование. Отказано в аттестации 13 юридическим лицам.
Территориальными ведомственными аттестационными комиссиями было аттестовано 30 аварийно-спасательных служб и формирований.
В 2010 году в перечень поднадзорных Ространснадзору предприятий дополнительно вошли 19 организаций:
- ФГУ «Служба единой системы авиационно-космического поиска и спасания»;
- 7 авиационных поисково-спасательных центров, в составе которых 47 региональных поисково-спасательных баз, 7 региональных координационных центров поиска и спасания, 75 воздушных судов в 41 авиакомпании, осуществляющих поисково-спасательные полеты;
- Особое внимание уделялось обеспечению транспортной безопасности транспортного комплекса на олимпийских объектах в г. Сочи.
В соответствии с «Планом основных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по осуществлению контроля и надзора за обеспечением безопасного функционирования транспортного комплекса в период подготовки и проведения Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году» осуществляется постоянный мониторинг состояния транспортной безопасности 43 олимпийских объектов, в составе которых 92 сооружения транспортной инфраструктуры.
В 2010 году в целях надзора за обеспечением безопасности олимпийских транспортных объектов Ространснадзором проведен ряд мероприятий:
- проверка состояния транспортной безопасности 14 объектов дорожного хозяйства. В результате чего государственному заказчику работ - ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» выписано предписание на устранение выявленных нарушений;
- проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта, участвующих в программе строительства олимпийских объектов и организации проведения Олимпиады 2014 года в городе Сочи. Выявлен низкий уровень организации и подготовки структурных подразделений ОАО «Российские железные дороги» в вопросах антитеррористической защищенности и противодействия терроризму. По итогам проверки выдано предписание на устранение выявленных нарушений;
- проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности в ОАО «Сочинский морской торговый порт». По итогам проверки выдано предписание на устранение выявленных нарушений;
- совместная командно-штабная тренировка в ОАО «Сочинский морской торговый порт» по отработке действий служб охраны при получении информации о проникновении нарушителей на территорию морского порта
- совместно с транспортной прокуратурой Южного федерального округа проверка ООО «Морской торговый порт» города Сочи по реализации Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте»;
- совместно с представителями Росавиации проведен инспекторский контроль авиационной безопасности в ОАО «Международный аэропорт Сочи»;
- совместно с Сочинской транспортной прокуратурой внеплановая проверка безопасности гидротехнических сооружений морского порта Сочи и их соответствия нормам технических характеристик по безопасной посадке и высадке пассажиров, а также швартовки морских судов.
В ходе проведенных проверок был выявлен ряд проблемных вопросов.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не определен механизм охраны морских и речных портов, судоходных гидротехнических сооружений со стороны водной акватории. В связи с чем необходимо внести дополнения в законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы транспортной безопасности, о порядке и механизмах охраны морских и речных портов, судоходных гидротехнических сооружений со стороны водных акваторий. Кроме того, предусмотреть государственное финансирование обеспечения ведомственной охраны границ морских портов в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации».
С целыо реализации Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ разработан и находится на согласовании в заинтересованных федеральных органах государственной власти проект приказа Минтранса России, устанавливающий требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
1.Сосредоточить усилия на реализации мероприятий, предусмотренных Комплексной
программой обеспечения безопасности населения на транспорте.
2.Организовать подготовку и проведение проверки Комиссией ИКАО деятельности Российской Федерации в сфере авиационной безопасности.
3.Совершенствовать работу:
- по развитию автоматизированных центров контроля и надзора на транспорте (в первую очередь, при осуществлении перевозок опасных грузов с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS);
- по организации дистанционного контроля и надзора готовности, дислокации и перемещения дежурных сил и средств функциональных подсистем Минтранса России, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.
4.Повысить эффективность деятельности инспекторского состава территориальных подразделений транспортной безопасности, в первую очередь, находящегося в отрыве от мест дислокации отделов надзора за обеспечением транспортной безопасности путем привлечения сотрудников профильных управлений центрального аппарата Ространснадзора.
- объектов транспортной инфраструктуры в городе Владивостоке, в связи с подготовкой к проведению саммита глав государств и правительств стран-участниц форума «АТЭС» в 2012 году;
- объектов транспортной инфраструктуры в городе Казани при подготовке к проведению Универсиады-2013.
6.Организовать взаимодействие и обмен информацией о чрезвычайных ситуациях и происшествиях с субъектами транспортного комплекса, администрациями и муниципальными образованиями, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.