После взрыва воздушных судов в августе 2004 года террористками-смертницами, был разработан комплекс мер, внесены изменения в действующее законодательство. Надзор за исполнением требований со стороны Ространснадзора способствовал тому, что новых терактов в отношении воздушных судов удалось не допустить, так как проход всех лиц в контролируемую зону аэропорта был взят под особый контроль.
Сейчас нормативная правовая база, как национальная, так и международная, позволяет осуществлять эффективный надзор за состоянием авиационной безопасности. Именно авиационной безопасности, которая направлена на недопущение проникновения на борт воздушного судна террористов.
Теракт, произошедший в аэропорту Домодедово 24 января сего года не относится к несовершенству мер авиационной безопасности, а является просчетом антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, к которым также относятся железнодорожные и автомобильные вокзалы.
Здесь речь идет именно о транспортной (антитеррористической) безопасности, то есть о защите самого объекта, и защита эта должна строиться в соответствии с законом «О транспортной безопасности». Однако после принятия в 2007 году указанного закона требования к транспортной безопасности аэропортов разработаны так и не были.
В настоящее время законодательно существуют два понятия – авиационная безопасность и транспортная безопасность. Но только по обеспечению авиационной безопасности, то есть защиты от террористической угрозы при выполнении полетов в самолете, имеются строгие международные стандарты и российские требования в воздушном законодательстве.
По транспортной (антитеррористической) безопасности аэропорта нет ни международных ни российских стандартов, требований и подзаконных актов. Это привело к тому, что аэропорты не понимают, что государство от них требует, поэтому выдумывают, что могут.
Но чаще всего, в условиях отсутствия требований, собственники ничего не делают, так как не хотят вкладывать свою прибыль в антитеррористическую защищенность аэропорта. Закон о транспортной безопасности возложил на собственника всю ответственность за безопасность объекта.
Но как проверить, что безопасность обеспечена, если нет государственных требований?
В стремлении защитить бизнес от надзорных органов – не «кошмарить» его, проверять по новому закону только один раз в 3 года или только когда уже что-то случилось, общество и граждане никогда не будут чувствовать себя в безопасности на транспорте.
Исходя из действующего законодательства, полномочия по обеспечению транспортной безопасности косвенно закреплены в Законе «О милиции», в статье 10, где указано, что органы внутренних дел обязаны обеспечивать общественный порядок, в том числе и в аэровокзальных комплексах. К обеспечению общественной безопасности можно отнести и меры антитеррористической защиты аэровокзалов.
Совершенно очевидно, что гибель большого числа невинных граждан при теракте вызывает у людей гнев и желание возмездия, и это естественно. Но это не должно приводить к неадекватному смещению ответственности и вины.
В том, что в Домодедово произошел теракт, виноваты террористы, совершившие его, и бороться нужно в первую очередь с террористами и условиями, порождающими терроризм, так как мы видим в последние годы увеличение количества террористических актов на очень уязвимом транспорте.
Виноватым любого человека можно считать только тогда, когда в ходе расследования было установлено, что он нарушил свои обязанности или действовал некомпетентно.
Не стоит искать козлов отпущения для успокоения общественности
Однако после трагических событий в аэропорту Домодедово 24 января сего года волна «зачисток» на транспорте почему-то затронула именно Ространснадзор, а не тех, кто действительно отвечает за отсутствие законодательных и иных требований по антитеррористической защите аэровокзалов.
Опять, именно те, кто вынужден работать в рамках действующего неполноценного законодательства, работать по указке свыше, и не имеет возможности что-либо изменить, оказались наказанными «стрелочниками».
Скоропалительные решения по срочной отставке сотрудников Ространснадзора очень похожи на использование ситуации для того, чтобы снять неугодных. Людей, которые действительно пытались что-то изменить, и тем самым были «костью в горле» действительно ответственных лиц.
Искренне верим и надеемся на то, что справедливость все-таки восторжествует, и будут определены те лица, которые действительно причастны к произошедшей трагедии.
Председатель комиссии по вопросам транспортной безопасности Общественного совета Ространснадзора