20 октября 2011 г. в Белоруссии, в километре от белорусcко-литовской границы произошла страшная трагедия. Упал вертолет Госпогранкомитета Белоруссии Eurocopter AS355NP, в котором заживо сгорел экипаж с тремя журналистами, находившимися на борту. Съемочная группа телерадиокомпании «Союз» готовила специальный репортаж.
15 октября (суббота) 2011 г. в Волгограде, во время демонстрационного полета произошло происшествие, в результате которого разбился вертолет Robinson R44 и опять с журналистами на борту. Слава богу, что никто не погиб. Кстати, для освещения открытия вертолетного центра в перелет (Москва-Волгоград и обратно) направили корреспондентку, которая до этого ни разу(!) не летала на вертолете
7 сентября 2011 г. в Хевсуретии (Грузия) во время видеосъемок потерял управление и упал с небольшой высоты вертолет министерства обороны Грузии Ми-8. На борту находились грузинские и иностранные журналисты.
16 августа 2011 г. на юге Австралии в катастрофе вертолета погибли трое журналистов. Легенды австралийской журналистики, в течение длительного времени работавшие на телерадиокомпанию АВС, летели снимать сюжет об озере Эйр.
28 мая (воскресение) 2006 г. в районе Лейпцига (Германия) упал вертолет. На борту находились два пилота, телеоператор и фотограф. Авария произошла рядом с автобаном №38, открытие которого и собирались снимать с вертолета. Вертолет упал с высоты 50-100 м. Только благодаря деревьям, смягчившим удар, все четверо с тяжелыми ранениями были доставлены в больницу.
3 мая 2003 г. в Читинской области (в 50 км от Читы) потерпел катастрофу вертолет Ми-26 МЧС России, который тушил пожары. Погибли 12 человек, среди них 4 журналиста (из них 2 женщины), съемочная группа программы «Мир на грани» (телеканал «Россия»), а также корреспонденты «Еженедельного журнала». Прошло 8 лет, но до сих пор не могу понять, зачем было на боевую работу «тащить» журналистов, чтобы намотать трос ВСУ на рулевой винт? Не смогли отказать.
В перечень не попали американские «ньюзкоптеры», которые сталкивались друг с другом прямо над местом происшествия (как это произошло в Фениксе в 2007 г.). И, тем не менее, тенденция – на лицо. С ростом числа телерадиокомпаний и обострения конкуренции СМИ в погоне за «горячей» информацией вертолет все активнее превращается в средство оперативного получения «убийственных» кадров прямом и переносном смысле этого слова. «Корреспонденты», которые порой даже не имеют малейшего представления ни о безопасности полетов, ни о конструкции вертолетов, готовы лезь под лопасти и «рулить» экипажами лишь бы подобраться к объекту, как можно ближе.
Однако полет на вертолете – это не прогулка на высоких каблуках с фотоаппаратом или кинокамерой подмышкой. Это серьезное мероприятие, к которому нужно серьезно и заблаговременно готовиться, быть собранным и решительным в случае аварийной ситуации.
Полет на кинофотосъемку – серьезнее в квадрате. В корне отличается от полетов регулярных авиалиний или чартерных рейсов повышенным уровнем опасности и поэтому требует соответствующей подготовки и ответственности от организаторов и журналистов. Для организации полетов на видео съемки с борта вертолета необходимы особые правила (требования), включая допуск на видеосъемку экипажей, вертолетов, профилей полетов и т.п., соблюдение которых обязательно для обеих сторон. Полет с журналистами – это, как перевозка первых лиц (по аналогии с литерными полетами). Напомню, в громких катастрофах наших губернаторов, так или иначе, присутствовали журналисты.
Часто журналистские полеты проходят в необычных условиях, либо боевой работы, когда у экипажа запредельное напряжение, либо субботние/воскресные шоу, когда всеобщая расслабленность. СМИ пользуются самыми разными типами вертолетов (от миниатюрного R44 до гиганта Ми-26) из всевозможных ведомств – кто во что горазд (МО, МЧС, пограничные или специальные, гражданские). Поэтому организаторы в вопросах безопасности должны проявлять не только жесткость, но и гибкость. В свою очередь журналисты должны, по крайней мере, хотя бы раз пройти курс безопасности полетов и выживаемости, и периодически - инструктажи (предполетный, целевой и т.п.). Где получить необходимые знания и практические навыки работы, с точки зрения потенциальных источников опасности, правил организации и проведения подобных полетов, с обязательной проверкой готовности. А если этого не было, как самостоятельно проверить готовность? Когда садитесь в вертолет, задайте себе простой вопрос, готовы ли Вы его экстренно покинуть и как будете это делать? Действия должны быть на автомате. Задумались хотя бы на секунду, не следует лететь…
И только запрещать предоставлять вертолеты СМИ нельзя. Благодаря работе журналистов мы получаем необходимую информацию, в том числе, что же реально происходило во время «злополучного» полета (как, в случае с Волгоградом, когда на приборной доске загорелась лампочка «падения оборотов НВ», через несколько часов увидел весь интернет…). Однако никакая информация не стоит столь высокой цены, как жизнь и здоровье людей вне зависимости экипаж это или журналисты.
Для тех, кому предстоит с кино и фотокамерами подниматься в небо на вертолетах, готовьтесь серьезно, будьте предельно внимательны во время полета и решительны в нужный момент. И главное, берегите себя!