Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность На заметку специалисту

Рекомендации по борьбе с обледенением/защите от обледенения самолетов на земле

25 января 2011 года / НП "Безопасность полётов" / Aviation EXplorer
 

Как правило, процедура борьбы с обледенением (de-icing), то есть удаление снега, льда, инея и так далее, предшествует процедуре защиты от обледенения (anti-icing). Если первый процесс подразумевает «уборку» поверхностей воздушного суда, то второй направлен на то, чтобы предотвратить такого рода загрязнение, то есть обеспечить его «сохранность». Для «уборки» используются подогретые жидкости, механические средства, разнообразное оборудование или комбинация указанных средств.

 Аннотация 25-го издания

Ассоциации Европейских авиакомпаний
Август, 2010 год
 
Для удаления загрязнения и предотвращения его дальнейшего появления используются жидкости типа I, применение которых (в зависимости от температуры наружного воздуха – ОАТ и от минимально допустимой температуры использования противообледенительной жидкости - LOUT) описывается в Таблице 1.
 
Таблица 1. Правила применения жидкостей типа I и их смесей c водой (в минимальных концентрациях) в зависимости от ОАТ
Температура наружноговоздуха (ОАТ)
Процедура из 1 этапа
Удаление (de-icing) и защита (anti-icing) вместе
Процедура из 2 этапов
1 этап: удаление
2 этап: защита
от -3С° и выше
Подогретая смесь жидкости и воды с точкой замерзания не менее
10С° ниже ОАТ
Подогретая вода или подогретая смесь жидкости и воды
Подогретая смесь жидкости и воды с точкой замерзания не менее 10С° ниже ОАТ
ниже -3С° и до LOUT
Подогретая смесь жидкости и воды с температурой замерзания не более 3С° выше ОАТ
 
            Соответствующие данные для противообледенительных жидкостей других типов приводятся в Таблице 2. 
Таблица 2. Правила применения жидкостей типа II, III и IV и их смесей с водой (в минимальных концентрациях) в зависимости от ОАТ
 
Температура наружноговоздуха (ОАТ)

Концентрация смеси неразбавленной жидкости с водой в процентном объеме

Процедура из 1 этапа
Процедура из 2 этапов
Одновременное удаление (de-icing) и защита (anti-icing)
1 этап: удаление
2 этап: защита

от -3С° и выше

50/50 с подогревом типы II, III или IV

Подогретая вода или подогретая смесь жидкостей типа I, II, III или IV c водой

50/50

типы II, III или IV

от -3° до -14С°

75/25 с подогревом типы II, III или IV

Подогретая смесь жидкостей типа I, II, III или IV c водой с температурой замерзания не более 3С° выше ОАТ

75/25

типы II, III или IV

от -14° до -25С°

100/0 с подогревом типы II, III или IV

Подогретая смесь жидкостей типа I, II, III или IV c водой с температурой замерзания не более 3С° выше ОАТ

100/0

типы II, III или IV

ниже -25С°

Можно использовать жидкости типа II, III или IV при температуре ниже -25С°, если температура замерзания данной жидкости, по крайней мере, на 7С ниже ОАТ и если соблюдаются аэродинамические критерии LOUT. Смеси воды и жидкости типа I с жидкостями можно применять, если жидкости типа типы II, III или IV не используются.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 
 
            Используя указанные выше жидкости и смеси, следует учитывать время защитного действия соответствующей противообледенительной жидкости (см. таблицу 3). 
Таблица 3. Расчетное время защитного действия (НОТ) смесей противообледенительных жидкостей типа I, II, III и IV при заморозках в зависимости от ОАТ (для металлических и композитных поверхностей)
Температура наружноговоздуха (ОАТ)
Жидкости II, III и IV
Пропорции (жидкость/вода), в %%
Приблизительное время НОТ (час:мин) при наступлении заморозков
тип I
тип II
тип III
тип IV
-1°С и выше
100/0
0:35
8:00
2:00
12:00
75/25
0:35
5:00
1:00
5:00
50/50
0:35
3:00
0:30
3:00
от -1°С до -3°С
100/0
0:35
8:00
2:00
12:00
75/25
0:35
5:00
1:00
5:00
50/50
0:35
1:30
0:30
3:00
от -3°С до -10°С
100/0
0:35
8:00
2:00
10:00
75/25
0:35
5:00
1:00
5:00
от -10°С до -14°С
100/0
0:35
6:00
2:00
6:00
75/25
0:35
1:00
1:00
1:00
от -14°С до -21°С
100/0
0:35
6:00
2:00
6:00
от -21°С до -25°С
100/0
0:35
2:00
2:00
4:00
 
            Смеси воды и жидкости типа I выбираются таким образом, чтобы точка замерзания таких смесей была, по крайней мере, на 10С° ниже температуры наружного воздуха (ОАТ). 
            В следующих таблицах приведено время защитного действия противообледенительных жидкостей всех четырех типов. 
Таблица 4. Расчетное время защитного действия (НОТ) смесей противообледенительной жидкости типа I в зависимости от погодных условий и ОАТ (для металлических и композитных поверхностей)
Температура наружноговоздуха (ОАТ)
Приблизительное время защитного действия в зависимости от погодных условий (час/мин)
Заморозки
Переохлажд.
туман
Снег/зерна/ крупа
Переохлажд.
морось
Слабый переохлажд.
дождь
Дождь на
холодном крыле
Прочее
≥ -3°C
См. табл. 3
0:09-0:16
0:03:0:06
0:08-0:13
0:02-0:05
0:01-0:05
Нет данных
-3°C - -6°C
См. табл. 3
0:06-0:08
0:02-0:05
0:05-0:09
0:02-0:05
Нет данных
Нет данных
-5°C - -10°C
См. табл. 3
0:04-0:08
0:02-0:05
0:04-0:07
0:02-0:05
Нет данных
Нет данных
≤ -10°C
См. табл. 3
0:04-0:07
0:02-0:04
Нет данных
Нет данных
Нет данных
Нет данных
 
Таблица 5. Расчетное время защитного действия (НОТ) смесей противообледенительной жидкости типа II в зависимости от погодных условий и ОАТ (для металлических и композитных поверхностей)
Температура наружноговоздуха (ОАТ)
Про-
порции:
жид-
кость/ вода (%)
Приблизительное время защитного действия в зависимости от погодных условий (час/мин)
Замороз-
ки
Переохлажд.
туман
Снег/зерна/ крупа
Переохлажд.
морось
Слабый переохлажд.
дождь
Дождь на
холодном крыле
Прочее
≥ -3°С
100/0
См. табл. 3
0:35-1:30
0:20-0:45
0:30-0:55
0:15-0:30
0:05-0:40
Нет данных
75/25
См. табл. 3
0:25-1:00
0:15-0:30
0:20-0:45
0:10-0:25
0:05-0:25
Нет данных
50/50
См. табл. 3
0:15-0:30
0:05-0:15
0:05-0:15
0:05-0:10
Нет данных
Нет данных
-3°С - -14°С
100/0
См. табл. 3
0:20-1:05
0:15-0:30
0:20-0:45
0:10-0:20
Нет данных
Нет данных
75/25
См. табл. 3
0:25-0:50
0:10-0:20
0:15-0:30
0:05-0:15
Нет данных
Нет данных
-14°С - -20°С
/ LOUT
100/0
См. табл. 3
0:15-0:35
0:15-0:30
Нет данных
Нет данных
Нет данных
Нет данных
 
Таблица 6. Расчетное время защитного действия (НОТ) смесей противообледенительной жидкости типа III в зависимости от погодных условий и ОАТ (для металлических и композитных поверхностей)
Температура наружноговоздуха (ОАТ)
Про-
порции:
жид-
кость/ вода (%)
Приблизительное время защитного действия в зависимости от погодных условий (час/мин)
Замороз-
ки
Переохлажд.
туман
Снег/зерна/ крупа
Переохлажд.
морось
Слабый переохлажд.
дождь
Дождь на
холодном крыле
Прочее
≥ -3°С
100/0
См. табл. 3
0:20-1:40
0:10-0:20
0:10-0:20
0:08-0:10
0:06-0:20
Нет данных
75/25
См. табл. 3
0:15-0:30
0:08-0:15
0:08-0:15
0:06-0:10
0:02-0:10
Нет данных
50/50
См. табл. 3
0:10-0:20
0:04-0:08
0:05-0:09
0:04-0:06
Нет данных
Нет данных
-3°С - -10°С
100/0
См. табл. 3
0:20-0:40
0:09-0:15
0:10-0:20
0:08-0:10
Нет данных
Нет данных
75/25
См. табл. 3
0:15-0:30
0:07-0:10
0:09-0:12
0:06-0:09
Нет данных
Нет данных
≤ -10°С
100/0
См. табл. 3
0:20-0:40
0:08-0:15
Нет данных
Нет данных
Нет данных
Нет данных
 
            Жидкость типа III можно использовать при температуре ниже -10С, если температура замерзания данной жидкости, по крайней мере, на 7С ниже ОАТ и если соблюдаются аэродинамические критерии LOUT. Если жидкость типа III отсутствует, можно применять жидкость типа I (см. Таблицу 4). 
Таблица 7. Расчетное время защитного действия (НОТ) смесей противообледенительной жидкости типа IV в зависимости от погодных условий и ОАТ (для металлических и композитных поверхностей)
Температура наружноговоздуха (ОАТ)
Про-
порции:
жид-
кость/ вода (%)
Приблизительное время защитного действия в зависимости от погодных условий (час/мин)
Замороз-
ки
Переохлажд.
туман
Снег/зерна/ крупа
Переохлажд.
морось
Слабый переохлажд.
дождь
Дождь на
холодном крыле
Прочее
≥ -3°С
100/0
См. табл. 3
1:15-2:30
0:35-1:15
0:40-1:10
0:25-0:40
0:10-1:05
Нет данных
75/25
См. табл. 3
1:00-1:45
0:20-0:55
0:35-0:50
0:15-0:30
0:05-0:40
Нет данных
50/50
См. табл. 3
0:15-0:35
0:05-0:15
0:10-0:20
0:05-0:10
Нет данных
Нет данных
-3°С - -14°С
100/0
См. табл. 3
0:20-1:20
0:20-0:40
0:20-0:45
0:10-0:25
Нет данных
Нет данных
75/25
См. табл. 3
0:25-0:50
0:15-0:35
0:15-0:30
0:10-0:20
Нет данных
Нет данных
-14°С - -25°С
/ LOUT
100/0
См. табл. 3
0:15-0:40
0:15-0:30
Нет данных
Нет данных
Нет данных
Нет данных
 
            Ответственность за определение необходимости в проведении процедур по борьбе с обледенением и по защите от обледенения возлагается на специально назначенного контролера, осуществляющего осмотр воздушного судна перед вылетом. Он информирует о своем решении в письменной или устной форме командира, который в дальнейшем обязан выполнить предписанные процедуры. Результаты работы проверяет специально назначенное лицо и передает командиру информацию об использованной противообледенительной жидкости (Anti-Icing Codes). После этого ответственность за летную годность самолета переходит на командира воздушного судна. 
            Полный текст Recommendations for De-Icing / Anti-Icing Aeroplanes on the Ground на английском языке доступен здесь: http://www.skybrary.aero/bookshelf/books/787.pdf
            Стандарты на применяемые противообледенительные жидкости можно найти здесь:
Аннотация подготовлена Тарасевичем Д.Н., директором международных программ Партнерства «Безопасность полетов»
Москва, сентябрь 2010 г.
 

 


НП "Безопасность полётов"



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer