На состояние безопасности полетов в Европе в 2009 году повлияло авиационное происшествие с самолетом Airbus330 над Атлантическим океаном, когда погибли 228 человек. Это была самая тяжелая катастрофа в мире за отчетный год. Другим серьезным авиационным происшествием для Европы стало падение вертолета Super Puma при полете между бурильной платформой и берегом, повлекшее за собой 16 жертв.
В целом в 2009 году было только одно авиационное происшествие (АП) с человеческими жертвами при коммерческих перевозках – один из самых низких показателей за предыдущие десять лет. В этом году на самолеты государств-членов EASA пришлось 2,6 процента всех катастроф в гражданской авиации мира. В Европе коэффициент аварийности авиационных происшествий с человеческими жертвами при регулярных пассажирских перевозках значительно ниже, чем в других регионах мира.
Общее количество АП и АП с человеческими жертвами на коммерческом воздушном транспорте государств-членов EASA
Самолеты
Период
|
Количество АП
|
АП с жертвами
|
Жертвы на борту
|
Жертвы в воздухе
|
1998-2007
(в среднем)
|
26
|
4
|
93
|
1
|
2008 (всего)
|
31
|
1
|
154
|
0
|
2009 (всего)
|
17
|
1
|
228
|
0
|
В ходе коммерческих перевозок вертолетами в Европе (как и в 2008 году) зарегистрировано два авиационных происшествия с человеческими жертвами, что соответствует среднегодовому показателю за 10 лет.
Вертолеты
Период
|
Количество АП
|
АП с жертвами
|
Жертвы на борту
|
Жертвы в воздухе
|
1998-2007
(в среднем)
|
8
|
3
|
11
|
0
|
2008 (всего)
|
10
|
2
|
4
|
0
|
2009 (всего)
|
5
|
2
|
18
|
0
|
Самолеты
Годы
|
АП с человеческими жертвами
в государствах-членах EASA
|
АП с человеческими жертвами
в третьих странах
|
2000
|
7
|
60
|
2001
|
11
|
57
|
2002
|
5
|
48
|
2003
|
3
|
43
|
2004
|
2
|
60
|
2005
|
5
|
56
|
2006
|
5
|
38
|
2007
|
3
|
51
|
2008
|
1
|
51
|
2009
|
1
|
37
|
АП с человеческими жертвами на коммерческом воздушном транспорте государств-членов EASA и в третьих странах
Вертолеты
Годы
|
АП с человеческими жертвами
в государствах-членах EASA
|
АП с человеческими жертвами
в третьих странах
|
2000
|
0
|
7
|
2001
|
2
|
11
|
2002
|
4
|
8
|
2003
|
2
|
16
|
2004
|
2
|
16
|
2005
|
4
|
11
|
2006
|
5
|
15
|
2007
|
1
|
14
|
2008
|
2
|
17
|
2009
|
2
|
9
|
Агентство уже в четвертый раз собирало данные от государств-членов EASA о легких воздушных судах с минимальной сертифицированной взлетной массой (МТОМ) меньше 2250 кг. В целом в 2009 году количество авиационных происшествий по данной категориивоздушных судов составило 1234, то есть больше, чем в 2006 и 2007 годах – соответственно, 1121 и 1157. Полученные данные не полные, так как несколько государств не предоставило информацию. Агентство продолжает сотрудничать с государствами-членами, чтобы совершенствовать взаимодействие и стимулировать обмен данными.
АП, АП с человеческими жертвами и количество жертв на воздушных судах с минимальной сертифицированной взлетной массой меньше 2250 кг по годам и категориям АП в государствах-членах EASA
Виды ВС |
Период
|
Кол-во АП
|
АП с жертвами
|
Жертвы на борту
|
Жертвы на земле
|
Воздушные шары
|
2006-2008
2009
|
23
20
|
0
0
|
0
0
|
0
0
|
Самолеты
|
2006-2008
2009
|
536
528
|
63
62
|
118
118
|
1
2
|
Планеры
|
2006-2008
2009
|
186
213
|
18
20
|
19
25
|
0
0
|
Автожиры
|
2006-2008
2009
|
10
12
|
3
1
|
3
2
|
0
0
|
Вертолеты
|
2006-2008
2009
|
79
95
|
8
15
|
18
28
|
1
2
|
Сверхлегкие ВС |
2006-2008
2009
|
211
225
|
33
45
|
48
60
|
0
0
|
Прочие ВС |
2006-2008
2009
|
64
67
|
9
12
|
11
12
|
1
0
|
Мотодель - топланы
|
2006-2008
2009
|
51
74
|
10
8
|
15
8
|
0
0
|
В среднем |
2006-2008
|
1160
|
145
|
234
|
3
|
Итого
|
2009
|
1234
|
163
|
253
|
4
|
Увеличение
|
|
6,3%
|
12,4%
|
8,3%
|
20,0%
|
В этом году впервые в ежегодный Обзор безопасности полетов включена информация из Европейского центрального банка данных о происшествиях (ECR). Количество стран и полученных от них сообщений достаточно велико. Остается, правда, добиться повышения качества этих сообщений и обеспечить к ним более широкий доступ.
Авиационные происшествия с человеческими жертвами на воздушных судах весом более 2250 кг, зарегистрированных в государствах-членах EASA
Количество авиационных происшествий с человеческими жертвами в авиации общего назначения и в ходе авиационных спецработ с самолетами и вертолетами практически не изменилось. Потеря управления воздушным судном в полете (LOC-I) остается наиболее частой причиной таких авиационных происшествий. Отказы техники происходят гораздо реже.
В Обзор вошла краткая информация о мерах по повышению безопасности полетов, принятых разными Управлениями EASA. Управление по сертификации несет ответственность за сертификацию и поддержание летной годности воздушных судов, запасных частей и оборудования. Управление по разработке норм и правил готовит новые или вносит поправки в старые документы, чтобы обеспечить единообразие действующих в Европе стандартов безопасности полетов.
В 2009 году проект «Европейская инициатива в области стратегии безопасности полетов» (ESSI) продолжал развиваться. Европейская группа специалистов по безопасности полетов гражданской авиации (ECAST) опубликовала материалы о положительном опыте в области систем управления безопасностью полетов (SMS). В апреле 2009 года Европейская группа специалистов по безопасности полетов вертолетов (EHST) издала предварительный аналитический отчет об авиационных происшествиях в Европе за период с 2000 по 2005 годы. Европейская группа специалистов по безопасности авиации общего назначения (EGAST) опубликовала документ об обеспечении безопасности полетов при потере управления воздушным судном и о предотвращении столкновений в воздухе.
Полный текст Annual Safety Review 2009 на английском языке доступен здесь:http://www.skybrary.aero/index.php/Annual_Safety_Review_-_EASA