Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Интервью

«В области обеспечения безопасности полетов русского «Авось» быть не должно»!

Ответственность за нарушение правил безопасности на транспорте будет существенно увеличена


25 июля 2010 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer
 

В этом году будут приняты поправки в административный и уголовный кодекс, согласно которым ответственность за нарушение правил безопасности на транспорте будет существенно увеличена. Руководителям авиапредприятий, которые пренебрегали этими нормами, может грозить мера пресечения вплоть до тюремного заключения. Об этих и других нововведениях в авиационном и транспортном законодательстве мы беседуем с заместителем руководителя Ространснадзора Владимиром Чертоком.

Черток Владимир Борисович
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.

- В своих выступлениях на профессиональных конференциях в России и за рубежом вы не раз отмечали, что российское законодательство в сфере транспорта и авиационное законодательство, в частности, требуют доработки. Что делается в этом направление сегодня?

- Разработка новых нормативов в сфере авиационного законодательства и доработка уже имеющихся правовых актов включена в планы Минтранса. Что касается общих вопросов транспортной  безопасности, то в этой части Минтрансом тоже были подготовлены законопроекты, они находятся в Госдуме, прошли первое чтение. В этих законопроектах речь ведется о внесении изменений в уголовный  кодекс и административный кодекс. Они касаются ужесточения ответственности за нарушение требований к транспортной безопасности.

Впервые у нас за нарушение правил безопасности на транспорте будет предусмотрена уголовная ответственность. Подчеркну, столь суровые меры обусловлены тем, что нарушение этих нормативов может повлечь ущерб здоровью и даже жизни граждан. Тем более что мероприятия, направленные на защиту от незаконного вмешательства от террористических угроз сегодня, в свете недавних событий, весьма актуальны. Оттого и мера ответственности руководства предприятий существенно изменена в сторону ужесточения. Раньше в Кодексе об административных правонарушениях были штрафы, взыскания (вплоть до отстранения от занимаемой должности). Теперь без шуток, мерой воздействия может стать и административный арест.

- По вашим прогнозам, когда эти изменения будут приняты?

- В этом году точно. Чем обусловлена актуальность этих решений - экономическая ситуация во многих авиакомпаниях сложилась непросто. И, к сожалению, некоторые руководители предприятий пошли по пути сокращения издержек за счет требований обеспечения безопасности. Это абсолютно неприемлемо – такая халатность приводит, как правило, к плачевным результатам. Очень показательный пример с шахтой «Распадская», когда соответствующий надзорный орган несколько раз выходил в судебные инстанции с предупреждениями и заявлениями, а  суд им отказывал, а закончилось все печально – человеческими жертвами.

Государство увидело это «слабое место» в законодательстве и решило предупредить последствия, усилить контроль и применить превентивные меры по предотвращению фактов нарушения правил безопасности. Штрафы порядка 10-20 тыс. рублей за несоблюдение требований безопасности на транспорте проблемы не решали. К сожалению, имеются факты и игнорирования руководителями предприятий этих штрафов. Для крупных предприятий эти взыскания  вообще ничто. Да и это не столько пресечение, сколько предупредительная мера - способ обратить внимание на недоработки.

- В алгоритме действий Ространснадзора будут какие-то изменения, в связи с новыми нормативами?

- Мы - надзорный орган, контролируем соблюдение законодательства, российского и международного. Поэтому продолжим надзирать за соблюдением принятых нормативов, будем принимать меры к их беспрекословному соблюдению от и до. Сначала с помощью технических процедур - протоколами, уведомлениями, штрафами. Всё зависит от размера предполагаемой угрозы и последствий. В крайнем случае - будем обращаться в прокуратуру.

- Есть авиапредприятия, которые вызывают у вас особую обеспокоенность?

- Согласно новым требованиям закона о транспортной безопасности, все транспортные предприятия категорируются, производится оценка угроз, разрабатываются планы мероприятий по обеспечению безопасности. В дальнейшем мы контролируем исполнение заявленных планов. Мы принимаем, в основном,  меры предупредительного и ограничительного характера. Например, ограничение действия свидетельства эксплуатанта. Стараемся информацию по конкретным проблемам безопасности на авиапредприятиях не раскрывать. Это та сфера, в которой нужно не указывать на слабые места широкой общественности, а пытаться лечить болезни. Между тем, полномочия у нас существенны, у нас есть право выхода в соответствующие судебные органы, отстранения руководителя (по КОАПу) от занимаемой должности до двух лет. Все зависит от того, насколько серьезны нарушения и сколь быстро они устраняются.

- Вы регулярно проводите поверки на  авиапредприятиях. Какие меры, помимо санкций, вы предпринимаете для устранения нарушений?

- Все проверки, в основном, плановые, они проводятся по согласованию с Генеральной прокуратурой. Внеплановые инспекции обычно инициируются по каким-то авиационным происшествиям, обращениям, жалобам. Когда по итогам такой проверки выявляются нарушения, мы, естественно, принимаем соответствующие меры. Пытаемся оценить, имеет ли это событие частный характер или симптоматический характер, чтобы исключить повторение таких случаев, готовим систему информирования, рассылаем данные по субъектам, рассказываем об этом инциденте, чтобы они приняли меры предупреждения. Такая профилактическая работа очень важна. Мы полагаем, что она играет важную роль, в предупреждении инцидентов.

- Какова роль Ространснадзора в расследовании авиационных происшествий?

- Любое авиационное событие обязательно расследуется. Инцидент может иметь общий характер, тогда он расследуется федеральным органом (Росавиацией), либо ее территориальным управлением. Если это катастрофа, расследование передается в МАК. По результатам расследования всегда принимаются и разрабатываются мероприятия, информация рассылается по всем авиакомпаниям и проверяется, не было ли обстоятельство инцидента системным явлением, по аналогичным типам ВС также проводятся проверки. По первичным итогам, поступившим по их результатам, принимается решение, в том числе, нужно или нет приостановить эксплуатацию данного типа ВС. Если это частный случай, проблему устраняют, принимают произошедшее к сведению. Это стандартная процедура.

Надзорные органы (Ространснадзор) лишь могут привлекаться к расследованию. Мы надзираем за соблюдением законодательства во всей перевозочной деятельности, в том числе и в области расследования авиапроисшествий - если процедуры были нарушены. Хочу подчеркнуть, что правилами по расследованию авиационных происшествий запрещено распространять информацию об авиационных происшествиях до окончания расследования. По завершении расследования его итоги могут быть обнародованы.

- Основной источник угрозы безопасности на авиационном транспорте - внешнее вмешательство или, все-таки, чаще всего он связан с несоблюдением нормативов на самих авиапредприятиях?

- По-разному. Если смотреть на статистику актов незаконного вмешательства, то, естественно, все они вызваны внешними угрозами. Что касается непосредственно вопросов безопасности перевозочного процесса – здесь уже другой акцент, статистика, как правило, и у нас, и за рубежом одинакова - 80% всех инцидентов связаны с  персоналом.

- С другой стороны, предотвращение внешней угрозы тоже в какой-то мере на плечах персонала авиапредприятий, и служб безопасности?

- Конечно. Анализируя статистику актов незаконного вмешательства, мы исходим из того, реализована угроза или нет. Предотвращение этого акта - многоступенчатая система служб внутренних дел, безопасности авиапредприятия, да и бдительность пассажиров играет не последнюю роль. Службы безопасности авиапредприятия в отдельности могут защитить только свою сферу. С другой стороны, есть стандарты безопасности, необходимые и обязательные, собственные в авиакомпаниях, в аэропортах - более высокие. Завышенные требования к оснащению техническими средствами, к обучению персонала, применению кинологических служб, оборудованию. Что-то из спецсредств появляется у них обязательно, что-то они могут взять на вооружение сами.

К примеру, на первый взгляд незначительное происшествие – телефонный звонок с ложными угрозами о взрывном устройстве в аэропорту, но он парализует работу воздушной гавани на несколько часов. Это затратно для авиапредприятия и влечет массу переживаний для пассажиров. Поэтому необходимо делать всё возможное, чтобы предотвратить эту угрозу в будущем, пресечь ее на корню. Для этого мы стараемся оснастить службы безопасности аэропорта соответствующими техническими средствами, обучаем их сотрудников, как отвечать телефонному хулигану, как вести с ним переговоры, чтобы повысить выявляемость.

Формула проста – если угрозы в отношении каких-то конкретных объектов повторяются, логично предположить, что и совершают эти правонарушения одни и те же лица. Поэтому, если их пресечь – повторяться угрозы в отношении этого предприятия будут гораздо реже.

Бывают, конечно, исключения: улетела любимая девушка, или это связано с коммерческой борьбой авиакомпаний, бывают люди с неуравновешенной психикой, которые из своих каких-то странных побуждений стремятся всем навредить. Нередко звонящие находятся в состоянии алкогольного опьянения, иногда телефонными хулиганами бывают дети.

Благодаря нашим усилиям и работе правоохранительных органов, за последние несколько лет выявляемость возросла на 25%. Это принесло положительный эффект –  почти настолько же сократилось количество ложных звонков с угрозами.

- Сколько реальных угроз удалось предотвратить и что помогает в предотвращении этих угроз?

- Всегда сложно говорить насколько угроза была реальной, когда она уже предотвращена. За последнее время, благодаря СМИ, которые активно обсуждают эту тему, сами пассажиры стали более внимательными. Мировая схема предотвращения такого вида преступлений и строится на том, чтобы население активно подключилось к работе. Главное - довести до населения, как необходимо действовать в нестандартных ситуациях, куда звонить, какие действия предпринимать или, напротив, не предпринимать. Нередко, находят взрывные устройства благодаря бдительности сотрудников авиапредприятий. Есть реальные случаи, когда по информации от граждан были найдены взрывные устройства. Другое дело, что часть этих угроз - ложные, но ради даже одного случая реального выявления угрозы стоит постоянно поддерживать повышенную бдительность.

- И всё-таки, может поделитесь некоторыми статистическими данными?

- Только за прошлый год в аэропортах России было изъято более 4 тыс. единиц оружия, 17 тыс. единиц боеприпасов, 50 кг взрывчатых веществ, 14 тонн легковоспламеняющихся жидкостей, 5,5 тонн ядовитых и других опасных веществ. Если бы хоть полпроцента от этого было разлито на борту, беды не миновать. Хотя, конечно, в большинстве случаев речь идет  просто о халатности граждан.

В области обеспечения безопасности полетов русского авось быть не должно. В свою очередь, усиление мер безопасности на авиационном транспорте должно быть применено и на других видах транспорта. Аналогичные меры безопасности будут вводиться повсеместно. Мы прекрасно понимаем, что если мы закрываем какое-либо направление, запрещенные вещества будут перевозиться другим способом (автомобилем, железной дорогой, морским транспортом). Поэтому, если мы решили бороться с этой бедой, меры следует принимать повсюду.

Сейчас как раз в стадии завершения разработка комплексной программы по обеспечению безопасности населения на транспорте. Она разрабатывается согласно указу Президента. В ней предусмотрено комплексное техническое оснащение всех видов транспорта, в том числе и средствами контроля. Есть раздел, который касается непосредственно повышения осведомленности граждан, их большей ответственности. Информация будет доводиться до граждан с помощью СМИ, социальной рекламы. Уверен, что реализация этих мер на практике даст серьезный толчок к повышению уровня безопасности на транспорте.
 


Екатерина Соболь



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer