В первом полугодии 2009 года в коммерческой гражданской авиации Российской Федерации произошло 3 авиационных происшествия, в том числе 2 катастрофы, в которых погибло 11 человек (4 члена экипажа и 7 пассажиров). Все авиационные происшествия произошли с вертолётами. В результате авиационных происшествий было списано 3 воздушных судна. По сравнению с первым полугодием 2008 года в первом полугодии 2009 года произошло уменьшение в 2,3 раза количества авиационных происшествий, относительные показатели (количество авиационных происшествий на 100 тыс. часов налёта) улучшились в 1,9 раза (с 0,64 в первом полугодии 2008 года, до 0,33 в первом полугодии 2009 года). Число погибших членов экипажей и пассажиров сократилось с 32 человек до 11 человек.
Сокращение числа авиационных событий, инцидентов и происшествий в первом полугодии 2009 года во многом обуславливается активной работой Росавиации в сфере безопасности полетов. Так, новым этапом в решении вопросов безопасности полетов стало принятие правительством государственной программы безопасности полетов. Ее реализация позволит существенно сократить количество авиационных происшествий и более качественно решать задачи авиационных перевозок.
В авиации общего назначения в первом полугодии 2009 года произошло 5 авиационных происшествий, из них 4 катастрофы, в которых погибло 9 человек (4 члена экипажа и 5 пассажиров). Аварийность осталась на уровне первого полугодия 2008 года, в течение которого также произошло 6 авиационных происшествий. Пять авиационных происшествий произошли на воздушных судах единичного экземпляра. Во всех случаях события произошли с воздушными судами, которые пилотировали экипажи, имевшие перерывы в летной работе, с просроченными допусками к видам выполнявшихся авиационных работ.
На самолётах 1-3 классов коммерческой гражданской авиации в первом полугодии 2009 года авиационных происшествий не было. Произошёл 281 авиационный инцидент (в том числе один серьёзный), 28 повреждений воздушных судов на земле. Количество авиационных инцидентов в первом полугодии 2009 года сократилось на 18,5%, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
Авиационные инциденты произошли по причинам:
- 41 авиационный инцидент (15%) связан с ошибками и нарушениями в работе экипажей;
- 208 авиационных инцидентов (74%) связано с отказами авиационной техники в полёте;
- 32 авиационных инцидентов (11%) произошли по другими причинами.
Несмотря на уменьшение количества авиационных инцидентов, связанных с ошибками и нарушениями в работе экипажей воздушных судов, причины этих событий остаются прежними. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что руководство авиапредприятий, командно-лётный и инструкторский состав недостаточно уделяет внимание вопросам оценки уровня профессиональной подготовки членов лётных экипажей, их натренированности и способности принимать грамотные решения на этих наиболее сложных этапах полёта.
Основными причинами авиационных инцидентов, связанных с отказами авиационной техники в полёте продолжают оставаться конструктивно-производственные недостатки функциональных систем воздушных судов (80% от количества авиационных инцидентов, связанных с отказами авиационной техники). С недостатками в работе персонала ИАС связано было 10% авиационных инцидентов и с недостатки ремонта - 7% и 3% по другим причинам.
Наибольшее количество инцидентов, связанных с отказами авиационной техники в полете, произошло из-за отказов двигателей - 30% и шасси - 24%.
На самолётах 4 класса коммерческой гражданской авиации в первом полугодии авиационных происшествий не было. В первом полугодии 2008 года произошло 2 авиационных происшествия (оба - катастрофы).
Таким образом, в отчетном периоде наблюдалось существенное снижение аварийности на самолётах 4 класса по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
На вертолетах коммерческой авиации в первом полугодии 2009 года произошли 3 авиационных происшествия (2 катастрофы, в которых погибли 11 человек, 1 авария); За аналогичный период 2008 года с вертолетами коммерческой авиации произошли: 4 авиационных происшествия (3 катастрофы, в которых погибло 16 человек, 1 авария). Состояние безопасности полетов на вертолетах коммерческой авиации в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года несколько улучшилось. Но причины авиационных происшествий остались прежними. Количество авиационных инцидентов, учтенных в анализируемом периоде, уменьшилось в два раза.
В первом полугодии 2009 года произошло 34 повреждения воздушных судов и 17 авиационных инцидентов связанных с наземным обеспечением. В первом полугодии 2008 года произошло 33 повреждения воздушных судов и 18 авиационных инцидентов. Состояние безопасности полётов при наземном обеспечении в первом полугодии 2009 года практически остается на прежнем уровне, по сравнению с первым полугодием 2008 года.
Причины повреждений воздушных судов и указанных авиационных инцидентов остаются прежними:
- нарушение правил подъезда - отъезда от воздушных судов, несоблюдение схем расстановки спецавтотранспорта у ВС;
- нарушение инструкций, наставлений, технологии выполнения работ при движении по территории аэродрома;
- отсутствие или неудовлетворительное руководство работами, недостаточный контроль за подчиненными специалистами;
- не выполнение инструкций по организации движения автотранспорта и средств механизации в аэропортах.
На самолётах 1-3 класса произошло 84% всех ПВС. Не уменьшается количество авиационных инцидентов из-за недостатков режимно-охранного обеспечения полётов. Эти недостатки привели к тому, что воздушные суда были вынуждены уходить на второй круг из-за появления на ИВПП посторонних лиц или животных.