В Российской Федерации применяется система вертикального эшелонирования отличная от таблицы крейсерских эшелонов ИКАО (Приложение 2 к Чикагской конвенции 1944 года). Эта система имеет ряд преимуществ, но в целях поэтапной интеграции в мировую систему обслуживания воздушного движения Российская Федерация осуществляет деятельность, направленную на внедрение Системы сокращенного вертикального эшелонирования (RVSM) в своем воздушном пространстве, руководствуясь при этом Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО.
Важным шагом на этом пути стало принятие Правительством Российской Федерации постановления от 24 сентября 2001 года № 683, предусматривающего переход на RVSM в Калининградском (над Балтийским морем) и части Ростовского (над Черным морем) районах единой системы ОрВД. В этих участках РПИ/РДО Калининград и Ростов-на-Дону используется таблица крейсерских эшелонов ИКАО.
В 2006 году распоряжением Росаэронавигации от 13.07.2006 № 23-р была создана межведомственная рабочая группа по внедрению в воздушном пространстве Российской Федерации сокращенных интервалов вертикального эшелонирования, которая подготовила предложения по системе эшелонирования, рассмотрела проекты Программы внедрения сокращенных минимумов вертикального эшелонирования в воздушном пространстве Российской Федерации и Руководства по внедрению сокращенных минимумов вертикального эшелонирования в воздушном пространстве Российской Федерации, разработанные ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» в рамках НИОКР, а также были составлены тактико-технические требования к системам ОВД.
Члены рабочей группы - специалисты Росаэронавигации, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» провели консультации в Европейском/Североатлантическом бюро ИКАО, с коллегами из Белоруссии, приняли участие в совещании Азиатского-Тихоокеанского бюро ИКАО по вопросу внедрения RVSM в Китае.
В результате проделанной работы, Минитрансом России совместно с Росаэронавигацией было принято решение о разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего план основных мероприятий по организации применения с 17 ноября 2011 года сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации и новую систему эшелонирования.
На текущий момент Российская Федерация проводит следующие мероприятия:
разработан и проходит согласование проект постановления Правительства Российской Федерации «Об организации применения сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации»;
в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация ЕС ОрВД РФ (2009 - 2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2008 № 652, проводятся работы по модернизации систем ОВД;
проводится обучение авиационного персонала для работы в условиях RVSM по сертифицированным международными авиационными организациями программам обучения;
из 968 воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и способных выполнять полеты в слое RVSM, 481 воздушное судно утверждено к полетам в условиях RVSM;
российская промышленность успешно осуществляет дооборудование воздушных судов в соответствии с техническими требованиями к минимальным характеристикам бортовых систем по высоте, требуемым для утверждения воздушного судна к полетам в условиях RVSM.
В соответствии с решением межведомственного совещания по вопросу внедрения в воздушном пространстве Российской Федерации сокращенных минимумов вертикального эшелонирования, ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» совместно с ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и пилотами авиакомпаний провели в декабре 2008 года моделирование обслуживания воздушного движения при использовании различных систем вертикального эшелонирования в условиях сокращенных минимумов вертикального эшелонирования воздушных судов.
В процессе моделирования было проведено сравнение следующих систем вертикального эшелонирования:
«Вариант I» - система эшелонирования соответствует таблице крейсерских эшелонов ИКАО, опубликованной в добавлении 3 Приложения 2 к Чикагской конвенции 1944 года о международной гражданской авиации и являющаяся Стандартом ИКАО. Основной величиной измерения абсолютной высоты является фут, эквивалентной - метр. Данная система эшелонирования применяется большинством государств мирового сообщества;
«Вариант II» - система эшелонирования, в которой абсолютная высота выражается как в метрах, так и в футах. В слое RVSM полеты выполняются на эшелонах, выраженных в футовом эквиваленте и находящихся на 100 футов выше эшелонов, установленных стандартом ИКАО (система эшелонирования Китая);
«Вариант III» - система эшелонирования, в которой абсолютная высота выражается только в метрах (до 8400 м - минимальные интервалы эшелонирования через 300 м; от 8400 м до 8900 м - 500 м; от 8900 м до 12500 м - 300 м, далее через 600 м);
«Вариант IV» - система эшелонирования соответствует таблице крейсерских эшелонов ИКАО. Основной величиной измерения абсолютной высоты является метр, эквивалентной - фут. Данная система эшелонирования применяется в Белоруссии и Украине;
«Вариант V» - система эшелонирования, в которой до эшелона 8850 м и свыше эшелона 12500 м абсолютная высота выражается только в метрах (через 300 м и 600 м, соответственно). Высота эшелонов ниже абсолютной высоты 8850 метров кратна 100 метрам. В слое RVSM в метрах (кратных 50 м) и футах в соответствии с таблицей крейсерских эшелонов ИКАО.
Прообразом моделируемого потока воздушного движения послужило движение воздушных судов в Санкт-Петербургском РЦ ЕС ОрВД в наиболее загруженный интервал времени суток. Кроме того, вводились ситуации, усложняющие процесс ОВД:
интенсивность движения была увеличена в 1,5 раза и составила 40 воздушных судов в час;
опасные сближения воздушных судов, их отклонения от заданного эшелона и отказ оборудования, обеспечивающего полет по RVSM.
В состав экспертной группы были привлечены специалисты следующих категорий:
действующие диспетчеры с опытом ОВД в пространстве с сокращенными минимумами вертикального эшелонирования;
действующие диспетчеры без опыта ОВД в пространстве с сокращенными минимумами вертикального эшелонирования;
представители службы движения с опытом внедрения систем ОрВД и использования сокращенных минимумов вертикального эшелонирования;
представитель диспетчерской службы Московского центра автоматизированного управления воздушным движением с целью оценки возможного негативного влияния внедрения одной из систем сокращенных минимумов вертикального эшелонирования на организацию и обслуживание воздушного движения в самой сложной зоне ЕС ОрВД РФ;
представитель летного состава, имеющий опыт летной работы в пространстве с сокращенными минимумами вертикального эшелонирования и с опытом работы пилотом-инструктором.
Местом проведения эксперимента был определен Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Моделирование проводилось на базе доработанной версии системного диспетчерского тренажера «Эксперт 3». Практическое выполнение упражнений осуществлялось диспетчерами Санкт-Петербургского Районного центра ЕС ОрВД. Научное сопровождение, обработка результатов моделирования и экспертных оценок обеспечивались специалистами ФГУП ГосНИИ «Аэронавигации».
Изучив представленный ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» отчетный материал по проведению моделирование обслуживания воздушного движения при использовании различных систем вертикального эшелонирования в условиях сокращенных минимумов вертикального эшелонирования воздушных судов, специалисты Минтранса России и Росаэронавигации полагают целесообразным взять за основу систему вертикального эшелонирования, соответствующую таблице крейсерских эшелонов ИКАО (приложение 1).
Минтрансом России и Росаэронавигацией разработан проект Плана основных мероприятий для внедрения RVSM в воздушном пространстве Российской Федерации.
В связи с этим для общего руководства работами предполагается создать межведомственную группу по обеспечению и координации работ по внедрению сокращенных интервалов вертикального эшелонирования, а также подготовить и утвердить детализированную программу внедрения RVSM.
Эта программа должна обеспечить выполнение требований ИКАО, изложенных в Руководстве по применению минимумов вертикального эшелонирования в 300 метров (1000 футов) между ЭП290 и ЭП410 включительно. Программа будет согласовываться с региональным бюро ИКАО. Согласно уже сложившейся международной практике, ход работ по подготовке к внедрению RVSM должен быть широко представлен авиационной общественности. Для этой цели используются различные медиа ресурсы, включая Интернет. На сайте Росаэронавигации будет размещаться информация о текущем состоянии работ. Там же проводится ознакомление с планируемыми изменениями документов.
Подготовка к переходу потребует выполнения целого комплекса работ по модернизации технических средств ОВД. В первую очередь это касается средств автоматизации ОВД, в части операционных функций. В ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» был проведен соответствующий анализ. Работы по модернизации технических средств для подготовки к внедрению RVSM планируется выполнить за счет внедрения 3-х укрупненных центров (Москва, Иркутск, Хабаровск), модернизации существующего оборудования в 37 центрах ОВД, полной замены оборудовании в 4 центрах ОВД. Дополнительно планируется выполнение работ по модернизации диспетчерских тренажеров для обеспечения практической подготовки персонала ОрВД.
Большая работа должна быть выполнена по допуску воздушных судов к полетам в пространстве RVSM. На момент внедрения RVSM количество воздушных судов, одновременно находящихся в воздухе и не имеющих допуска к полету в пространстве с RVSM, не должно превышать 10%.
Основным условием внедрения RVSM является выполнение требования обеспечения безопасности полетов. Уменьшение норм вертикального эшелонирования ни при каких обстоятельствах не должно приводить к увеличению риска катастроф. Поэтому при подготовке к внедрению обязательно проводится оценка риска катастроф на соответствие установленным требованиям на основе данных о воздушном движении и с использованием методов математического моделирования. Мониторинг безопасности полетов при использовании RVSM включает в себя решение целого комплекса задач. Создание соответствующей системы контроля должно быть начато на этапе подготовки к внедрению. Эта система должна функционировать в соответствии с установленными международными требованиями. Главная задача обеспечения безопасности - это определить риски в отношении безопасности, связанные с переходом, и в соответствующих случаях показать их приемлемо низкий уровень.
Экипажи воздушных судов и диспетчеры ОВД должны пройти переподготовку в соответствии с утвержденными программами обучения.
Необходимо спланировать мероприятия для обеспечения безопасного и эффективного перехода на RVSM. Подробные данные о планируемых мероприятиях будут содержаться в соответствующих документах, в том числе и в программе внедрения RVSM.
В марте 2008 года на совещании рабочей группы по внедрению RVSM Координационного совета «Евразия» в г. Самарканде принято решение обратиться в авиационные администрации стран-участниц по вопросу определения единых сроков и норм вертикального эшелонирования при внедрении RVSM и отработать единый план мероприятий по одновременному переходу на RVSM.
В проекте Плана основных мероприятий для внедрения RVSM в воздушном пространстве Российской Федерации содержатся квартальные периоды реализации поставленных задач и планируемая дата начала применения RVSM - 17 ноября 2011 года (приложение 2).
В рамках настоящего совещания Российская Федерация надеется выработать единый подход стран-участниц к вопросу внедрения сокращенных интервалов вертикального эшелонирования в воздушном пространстве государств восточной части Европейского региона ИКАО и заручится поддержкой ИКАО и Евроконтроля в практическом осуществление внедрения RVSM.
к позиции Российской
Федерации на совещание
Система вертикального эшелонирования воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации с сокращенными интервалами вертикального эшелонирования *
Истинный путевой угол от 000° до 179°
|
|||||
Полеты по ППП
|
Полеты по ПВП
|
||||
эшелон полета
|
абсолютная высота
|
эшелон полета
|
абсолютная высота
|
||
метры
|
футы
|
метры
|
футы
|
||
50
|
1500
|
5000
|
55
|
1700
|
5500
|
70
|
2150
|
7000
|
75
|
2300
|
7500
|
90
|
2750
|
9000
|
95
|
2900
|
9500
|
ПО
|
3350
|
11000
|
115
|
3500
|
11500
|
130
|
3950
|
13000
|
135
|
4100
|
13500
|
150
|
4550
|
15000
|
155
|
4700
|
15500
|
170
|
5200
|
17000
|
175
|
5350
|
17500
|
190
|
5800
|
19000
|
195
|
5950
|
19500
|
210
|
6400
|
21000
|
215
|
6550
|
21500
|
230
|
7000
|
23000
|
235
|
7150
|
23500
|
250
|
7600
|
25000
|
255
|
7750
|
25500
|
270
|
8250
|
27000
|
275
|
8400
|
27500
|
290
|
8850
|
29000
|
-
|
-
|
-
|
310
|
9450
|
31000
|
-
|
-
|
-
|
330
|
10050
|
33000
|
-
|
-
|
-
|
350
|
10650
|
35000
|
-
|
-
|
-
|
370
|
11300
|
37000
|
-
|
-
|
-
|
390
|
11900
|
39000
|
-
|
-
|
-
|
410
|
12500
|
41000
|
-
|
-
|
-
|
450
|
13700
|
45000
|
-
|
-
|
-
|
490
|
14950
|
49000
|
-
|
-
|
-
|
Истинный путевой угол от 180° до 359° |
|||||
Полеты по ППП
|
Полеты по ПВП
|
||||
эшелон полета
|
абсолютная высота
|
эшелон полета
|
абсолютная высота
|
||
метры
|
футы
|
метры
|
футы
|
||
60
|
1850
|
6000
|
65
|
2000
|
6500
|
80
|
2450
|
8000
|
85
|
2600
|
8500
|
100
|
3050
|
10000
|
105
|
3200
|
10500
|
120
|
3650
|
12000
|
125
|
3800
|
12500
|
140
|
4250
|
14000
|
145
|
4400
|
14500
|
160
|
4900
|
16000
|
165
|
5050
|
16500
|
180
|
5500
|
18000
|
185
|
5650
|
18500
|
200
|
6100
|
20000
|
205
|
6250
|
20500
|
220
|
6700
|
22000
|
225
|
6850
|
22500
|
240
|
7300
|
24000
|
245
|
7450
|
24500
|
260
|
7900
|
26000
|
265
|
8100
|
26500
|
280
|
8550
|
28000
|
285
|
8700
|
28500
|
300
|
9150
|
30000
|
-
|
-
|
-
|
320
|
9750
|
32000
|
-
|
-
|
-
|
340
|
10350
|
34000
|
-
|
-
|
-
|
360
|
10950
|
36000
|
-
|
-
|
-
|
380
|
11600
|
38000
|
-
|
-
|
-
|
400
|
12200
|
40000
|
-
|
-
|
-
|
430
|
13100
|
43000
|
-
|
-
|
-
|
470
|
14350
|
47000
|
-
|
-
|
-
|
510
|
15550
|
51000
|
-
|
-
|
-
|
* Система вертикального эшелонирования воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации с сокращенными интервалами вертикального эшелонирования вступает в силу с 17 ноября 2011 года после внесения соответствующих изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.
План основных мероприятий по организации применения с 17 ноября 2011 года сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации
№ п/п
|
Мероприятия
|
Срок реализации
|
1.
|
Создание межведомственной группы по разработке, координации и обеспечению программы внедрения сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов. |
IV квартал 2009 г.
|
2.
|
Разработка и утверждение межведомственной программы внедрения сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов. |
IV квартал 2009 г.
|
3.
|
Информационная поддержка внедрения сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов. |
IV квартал 2009 г.
|
4.
|
Разработка, утверждение и техническое обеспечение требований к средствам ОВД. |
1 квартал 2010 г.
|
5.
|
Разработка, утверждение и техническое обеспечение требований к воздушным судам для полетов в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов. |
II квартал 2010 г.
|
6.
|
Допуск воздушных судов и эксплуатантов к полетам в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов. |
IV квартал 2010 г.
|
7.
|
Разработка и установление системы контроля безопасности полетов в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов. |
IV квартал 2010 г.
|
8.
|
Разработка и утверждение процедур и правил полетов, обслуживания воздушного движения в воздушном пространстве с сокращенными интервалами вертикального эшелонирования воздушных судов, подготовка необходимых изменений и дополнений в воздушное законодательство Российской Федерации. |
I квартал 2011 г.
|
9.
|
Подготовка авиационного персонала к условиям сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов. |
II квартал 2011 г.
|
10.
|
Обеспечение безопасного перехода к сокращенным интервалам вертикального эшелонирования воздушных судов и безопасности полетов в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов. |
III квартал 2011 г.
|
11.
|
Переход на сокращенные интервалы вертикального эшелонирования воздушных судов. |
17 ноября 2011 г.
|
12.
|
Подтверждение безопасности эксплуатации сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов. |
I квартал 2012 г.
|