Недавно опубликована «Справка по аварийности гражданских воздушных судов государств-участников Соглашения в первом полугодии 2009 года», в которой на основании сравнительных данных сделаны следующие выводы:
- «в первом полугодии 2009 года, по сравнению, с аналогичным периодом 2008 года, состояние безопасности полетов в ГА государств-участников Соглашения по абсолютным показателям улучшилось»;
- во всем (на 80%) виноваты «отклонения в действиях лиц авиационного персонала при выполнении и организации полетов» и авиация АОН, на которую приходится «более половины всех АП».
Но если внимательнее присмотреться к приведенным данным в категории вертолеты, благодушное «улучшение» сразу же улетучивается (см. выпуску из таблицы).
Выписка из таблицы
Класс ВС
|
Вид авиаперевозок
|
Год
|
АП
|
В.т.ч. катастроф
|
Потери:
Экип./пасс.
|
Самолеты 1
-3, 4 класса, в том числе сверхлегкие
|
Все виды работ и перевозок
|
2009
|
6
|
4
|
5/2
|
2008
|
13
|
7
|
14/9
|
||
АОН
|
2009
|
5
|
4
|
5/2
|
|
2008
|
8
|
4
|
4/3
|
||
Вертолеты
1 и 3 классов, в том числе сверхлегкие
|
Все виды работ и перевозок
|
2009
|
7
|
5
|
7/12
|
2008
|
9
|
6
|
12/27
|
||
АОН
|
2009
|
3
|
2
|
3/3
|
|
2008
|
2
|
1
|
1/1
|
||
ВСЕГО
|
Все виды работ и перевозок
|
2009
|
13
|
9
|
12/14
|
2008
|
22
|
13
|
26/36
|
||
Самолеты и вертолеты АОН
|
|
2009
|
8
|
6
|
8/5
|
2008
|
10
|
5
|
5/4
|
Почему улетучивается? Потому, что, во-первых:
-
Вклад вертолетов в общую «копилку» аварийности увеличился.
-
Составляющая авиационных происшествий (АП) вертолетов выросла с 40,9% до 53%.
-
Докатились, при налете значительно меньшем, чем у самолетов, более половины всех происшествий происходит с вертолетами!
-
Аварийность вертолетов не только недопустимо высока, но и продолжает нарастать.
Во-вторых - тяжесть вертолетных происшествий (отношение число катастроф к общему числу АП) ухудшилась с 66,7% до 71,4% (почти на 5%). Из трех авиационных происшествий с вертолетами, два обязательно заканчиваются катастрофой (противоречит здравому смыслу и уникальным возможностям вертолетов).
В-третьих - продолжает падать выживаемость в авариях вертолетов. Доля погибших в катастрофах вертолетов выросла с 62,9 до 73% (на 10%!). Вместо того чтобы погибать в вертолетах, эти люди могли бы жить.
В-4х, вклад вертолетов АОН в общую аварийность вертолетов составил 42,9%, у самолетов этот показатель гораздо выше – 83,3%. При этом доля погибших в катастрофах вертолетов АОН еще ниже – лишь 31,6% (более двух третей погибают в вертолетах коммерческой авиации), у самолетов, напротив, 100% - в самолетах АОН.
Как-то все это не вписывается в общие выводы МАК. Что делать?
Необходимо разделить анализ аварийности вертолетов и самолетов, которые отличаются не только конструктивными особенностями и выполняемыми задачами, но и условиями, и интенсивностью применения. Сложение абсолютных показателей некорректно даже с точки зрения математики (налет вертолетов втрое меньше). Поэтому делать выводы по всему парку самолетов и вертолетов бессмысленно, это как «средняя температура по больнице». В то же время, даже такая ограниченная статистика позволяет увидеть, что состояние безопасности полетов в вертолетном хозяйстве не только не соответствуют требованиям сегодняшнего дня, но и продолжает ухудшаться (уже не первый год). Пора отбросить благодушие.
Вместо заключения
Меня удивляет «российский вклад» в общую аварийность государств-участников. Россия «по замыслу» должна была быть форпостом безопасности полетов на постсоветском пространстве. Однако в первом полугодии 2009 г. в РФ произошло 61,5% всех авиационных происшествий (государств-участников Соглашения), 66,7% - катастроф и 76,9% - погибших.
Обратите внимание на то, что доля (%) в цепочке «от авиационных происшествий – к последствиям» - увеличивается! Получается, что у нас самый высокий показатель смертности на одно АП. Чему мы можем научить других? Есть над чем задуматься. Нельзя думать слишком долго, нужно принимать срочные меры. А чтобы мероприятия были действенными для начала необходимо «отделить мух от котлет».