По итогам работы комиссии установлено, что причины произошедшего серьезного инцидента обусловлены неграмотными действиями экипажа самолета Ту-154М ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», который допустил ряд нарушений требований Руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) самолета Ту-154М и документов, регламентирующих правила полетов. Нарушения РЛЭ и технологии при уборке шасси на взлете, невыполнение технологии по взаимодействию членов экипажа в наборе высоты, неграмотные действия экипажа после выявления и при устранении нарушения привели к несанкционированному и неконтролируемому снижению самолета Ту-154М. В результате неправильных действий экипажа «ЮТэйр» воздушные суда оказались на одной высоте при боковом интервале 4,1 км, что является менее установленного нормативными документами.
Экипажем воздушного судна также были нарушены требования по обязательному выполнению доклада об изменении высоты полета.
Расследование установило, что по прибытии в аэропорт «Курумоч» (Самара) экипаж Ту-154М пытался сокрыть факт авиационного события.
В ходе внеочередной инспекторской проверки Летного отряда № 7 летного директората ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» выявлен ряд недостатков в организации летной работы в авиационной эскадрилье самолетов Ту-154, Ту-134.
Нарушение установленных интервалов между самолетами Ту-154М и Боинг-767 было устранено действиями диспетчера и экипажа Боинга, осуществляющего управление воздушным судном. Действия службы по обслуживанию воздушного движения (ОВД) комиссия по расследованию отмечает как правильные.
В целях исключения повторения подобных событий в будущем, Федеральное агентство воздушного транспорта приняла ряд мер, в том числе:
- экипаж Ту-154М авиакомпании «ЮТэйр» от полетов отстранен;
- проведена внеочередная инспекторская проверка Летного отряда № 7 летного директората ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»;
- 28 мая 2009 г. комиссией по сертификации принято решение о приостановлении полетов авиационной эскадрильи самолетов Ту-154, Ту-134 Летного отряда № 7, базирующейся в г. Самаре;
- комиссией выработано 15 рекомендаций для руководящего и летного состава;
- предложено рассмотреть вопрос о поэтапном оборудовании системой «TCAS» всех воздушных судов, выполняющих полеты в аэропорты с повышенной интенсивностью воздушного движения.