Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации России
- 6 мая 2008 года. Правительство Российской Федерации утвердило 'Государственную программу обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации'.
- Минтрансу России поручено при реализации в установленной сфере деятельности обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной гражданской авиации, обеспечивать введение и единообразное применение на территории Российской Федерации требований в сфере безопасности полетов, предусмотренных стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.
Основные направления реализации Программы
Программа включает в себя шесть направлений, объединяющих комплекс правил и мер разной масштабности в зависимости от степени развития того или иного элемента государственной системы обеспечения безопасности полетов.
Ежегодно по всем направлениям участники системы на федеральном уровне формируют мероприятия, включая разработку ведомственных и федеральных целевых программ, предусматривающих выполнение конкретных наиболее эффективных работ по повышению безопасности полетов в реальных условиях финансирования.
В совокупности реализация этих мероприятий позволит достичь поставленной цели.
Государственная программа по безопасности полетов - единый комплекс правил и видов деятельности, нацеленных на повышение безопасности полетов.
В соответствии с международными стандартами, изложенными в Приложениях 1, 6,8,11, 13 и 14, ГПБП представляет собой административную систему управления безопасностью полетов в государстве.
Обязательства и ответственность государств за безопасность полетов, в соответствии выше перечисленными стандартами предусматривают, что Государство определяет, устанавливает и документально оформляет требования, обязательства и ответственность за принятие и выполнение ГПБП. Это предусматривает разработку директив по планированию, организацию, разработку, контроль и постоянное совершенствование ГПБП в соответствии с целями государства в области безопасности полетов. Кроме того, это также предусматривает четкое определение порядка выделения ресурсов, необходимых для реализации ГПБП.
Элементы концептуальных рамок ГПБП
Законодательные рамки государств в области безопасности полетов. Обязательства и ответственность государств за безопасность полетов. Расследование авиационных происшествий и инцидентов. Правоприменительная политика.
Требования безопасности полетов к СУБП поставщиков обслуживания. - Согласование показателей безопасности полетов для поставщиков обслуживания.
Контроль за состоянием безопасности полетов. Сбор, анализ и обмен данными по безопасности полетов. - Ориентирование контроля на области повышенной обеспокоенности или потребности на основе данных о безопасности полетов.
- Подготовка кадров специалистов Полномочных органов, обмен информацией о безопасности полетов и ее распространение .
- Обучение кадров авиационных предприятий, обмен информацией о безопасности полетов и ее распространение.
Ход выполнения Программы (элементы 1.1 -1.2)
1.1 Законодательные рамки государства в области безопасности полетов.
- Разработана концепция и техническое задание на разработку проекта федерального закона о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части реализации стандартов Международной организации гражданской авиации в области контроля за обеспечением безопасности полетов ( пункт 9 Плана);
- Разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации устанавливающий порядок выдачи свидетельств авиационному персоналу гражданской авиации (пункт 84 Плана).
- Разработаны предложения по организации системы управления безопасностью полетов в Российской Федерации (пункт 2 Плана)
Ход выполнения Программы (элемент 1.1)
1.1 Законодательные рамки государства в области безопасности полетов.
- Издан приказ Минтранса России от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (пункты 2, 20,26,27,56 Плана).
- Издан приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил « Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (пункт 23 Плана).
- Издан приказ Росаэронавигации от 29.09.2008 № 164 «Об утверждении взаимосвязанных показателей безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании» (пункт 2 Плана);
- Разработаны предложенияовнесениеизменений (пункты 2, 5 Плана);
- в ПостановлениеПравительстваРоссийскойфедерацииот 30.07.2004г. №395;
- в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 396;
Ход выполнения Программы (элемент 1.2)
Государственная политика и цели обеспечения безопасности полетов:
1.2 Обязательства и ответственность государств за безопасность полетов.
- Утвержден административный регламент Росавиации по проведению обязательной сертификации аэропортов;
- Разрабатываются следующие проекты административных регламентов Росавиации со сроком утверждения в 2009 году:
- исполнения государственной функции по выдаче свидетельств и квалификационных отметок членам экипажа воздушного судна и сотрудникам по обеспечению полетов/полетным диспетчерам;
- исполнения государственной функции по обязательной сертификации образовательных учреждений, осуществляющих подготовку авиационного персонала;
- исполнения государственной функции по организации и проведению сертификации юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала и медицинское обеспечение полетов;
- исполнения государственной функции по организации и проведению сертификации эксплуатантов коммерческой гражданской авиации;
- исполнения государственной функции по допуску к эксплуатации комплексных пилотажных тренажеров для подготовки авиационного персонала.
Ход выполнения Программы (элемент 1.2, 1.4)
1.2 Обязательства и ответственность государств за безопасность полетов.
1.4 Правоприменительная политика
Государственная политика и цели обеспечения безопасности полетов: - Разработан перечень государственных услуг по организации функционирования государственной системы управления безопасностью полетов ( пункт 2 Плана);
- Разработаны предложенияовнесениеизменений :
- в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. №398;
- в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.091998г. № 1131;
- Разрабатывается административный регламент по выполнению функций Ространснадзором по организации государственного надзора за выполнением воздушного законодательства.
Ход выполнения Программы
2. Управление факторами риска для безопасности полетов на государственном уровне:
2.1 Требования безопасности полетов к СУБП поставщиков обслуживания.
-
Разработаны изменения в Федеральные авиационные правила (пункт 6 Плана):
- «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (утверждены приказом Минтранса России от 31.07.2009 №128);
- «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации» (утверждены приказом Минтранса России от 04.02.2003 № 11);
- «Сертификация аэропортов. Процедуры» (утверждены приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 г. № 98);
- «Сертификация авиационных учебных центров» (утверждены приказом Федеральной авиационной службы Российской Федерации от 29.01.1999 г. № 23).
- Разработаны также Методические рекомендации по разработке и оформлению документации при внедрении системы управления безопасностью полетов в авиационных предприятиях и организациях гражданской авиации.
Последствия с точки зрения затрат
В связи с введением поправок Приложениям 1, 6, 8, 11, 13 и 14 ИКАО предполагает, что переход к условиям управления безопасностью полетов будет представлять собой адаптацию существующих процессов, а не полное изменение.
Предложения, касающиеся эксплуатации воздушных судов, как ожидается, повлекут за собой лишь минимальные затраты государств, связанные с обновлением существующих правил.
Предполагается, что затраты эксплуатантов также будут минимальными и будут зависеть от того, в какой степени руководства компаний по производству полетов и другие материалы необходимо будет обновить с учетом данных изменений.
Таким образом, государствам не нужно будет создавать системы или мощности, не существующие в настоящее время. Единственным исключением, вероятно, является расширение функциональных возможностей во многих государствах по сбору, анализу и обмену данными о безопасности полетов.
В этой связи общая оценка сводится к тому, что переход к системе управления безопасностью полетов даст выгоды и эти выгоды значительно перевешивают любые затраты, связанные с внедрением.
Ход выполнения Программы (элементы 3.1-3.3)
Обеспечение безопасности полетов на государственном уровне:
3.1 Контроль за состоянием безопасности полетов.
3.2 Сбор, анализ и обмен данными по безопасности полетов.
3.3 Ориентирование контроля на области повышенной обеспокоенности или потребности на основе данных о безопасности полетов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации» осуществляются процедуры упразднения Федеральной аэронавигационной службы и передачи ее полномочий Федеральному агентству воздушного транспорта и Федеральной службе по надзору в сфере транспорта функции.
Разработаны предложения в введению системы управления безопасностью полетов на государственном уровне.
Введено в действие распоряжение Росаэронавигации от 27.08.2007 № 143-р «Об организации сбора информации по безопасности полетов и разработки профилактических мероприятий по результатам расследований событий, угрожающих безопасности воздушного движения в Российской Федерации» (определен механизм взаимодействия с другими органами исполнительной власти при разработке мероприятий, направленных на предотвращение авиационных происшествий).
Контроль за состоянием безопасности полетов
В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации целью государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг.
Не прекращающиеся авиационные происшествия с гибелью людей в коммерческой авиации в 2008 и 2009 годах подтверждают, что эта цель пока не достигнута.
Глобальный план обеспечения безопасности полетов
- Цели ИКАО в области обеспечения безопасности полетов на 2008–2011 гг.
- Сокращение числа авиационных происшествий и человеческих жертв во всем мире независимо от объема воздушного движения.
- Значительное снижение частоты авиационных происшествий, особенно в тех регионах, где эти показатели остаются высокими.
- К концу 2011 года ни один регион ИКАО не должен иметь уровень частоты авиационных происшествий*, более чем вдвое превышающий общемировой показатель.
- *На основе скользящего среднего показателя за пять лет.
Ход выполнения Программы (элементы 4.1-4.2)
Популяризация вопросов безопасности полетов на государственном уровне:
4.1 Подготовка кадров специалистов Полномочных органов, обмен информацией о безопасности полетов и ее распространение.
4.2 Обучение кадров авиационных предприятий, обмен информацией о безопасности полетов и ее распространение.
В 2009 году будут разработаны федеральные авиационные правила, регламентирующие подготовку авиационного персонала, которые будут учитывать современные подходы к профессиональной подготовке. Это исключит отставание профессиональной подготовки авиационного персонала от уровня развития авиационной техники и технологий ( пункт 74 Плана).
- Одним из основных условий реализации Программы является подготовка по специальным программам необходимого количества государственных инспекторов для организации контроля за производством полетов и поддержанием летной годности воздушных судов ( пункты 2, 74 Плана).
- В настоящее время достигнута договоренность с производителями воздушных судов компаниями Боинг и Эйрбас по подготовке необходимого числа государственных инспекторов по производству полетов и летной годности воздушных судов
4.1 Подготовка кадров специалистов Полномочных органов, обмен информацией о безопасности полетов и ее распространение . 4.2 Обучение кадров авиационных предприятий, обмен информацией о безопасности полетов и ее распространение.
- Осуществляется в рамках подпрограммы "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы" обновления парка воздушных судов первоначального обучения и тренажеров, а также модернизация действующих воздушных судов и тренажеров в государственных учебных заведениях гражданской авиации ( пункт 75 Плана)
- В 2009 году будут разработаны и введены в действие:
- требований к программам подготовки летного и технического состава
- требований к воздушным судам первоначального обучения и тренажерным устройствам имитации полета
- требований к специализированным тренажерным центрам для подготовки авиационного персонала с учетом типов воздушных судов, эксплуатируемых в гражданской авиации
- требований к преподавательскому и инструкторскому составу
- требований для авиационных учебных заведений по оценке качества методов подготовки и преподавания, а также методическому и техническому обеспечению учебного процесса
- требований по организации переподготовки лиц с высшим и средним специальным образованием в качестве пилотов
- Требования к программам повышения квалификации для инженерно-технического персонала
Выводы
- В 2008 году из-за ряда причин, в том числе и организационных одна треть запланированных мероприятий, головным исполнителем которых был запланирован Минтранс России была не выполнена.
- Анализ хода выполнения Программы в 2009 году показывает, что до конца года упущенные позиции будут исправлены.
- До 18 ноября 2010 года необходимо реализовать комплекс мер по созданию административной системы управления безопасностью полетов в Российской Федерации в соответствие с международными стандартами, изложенными в Приложениях 1, 6, 8, 11, 13, 14.
- Для актуализации Программы и приведения ее положений в соответствие с международными стандартами, изложенными в Приложениях 1, 6, 8, 11, 13, 14 и утвержденных Советом ИКАО в марте 2009 года, необходимо подготовить предложения по внесению изменений в Распоряжение Правительства от 6 мая 2008 года № 641-р.
Заключение
Управление безопасностью полетов это совместная задача Правительства Российской Федерации и авиационной отрасли.
Решение выше перечисленной задачи обеспечит оперативное принятие квалифицированным персоналом корректирующих мер по предупреждению авиационных происшествий и позволит реализовать основной принцип системы управления безопасностью полетов, который дает возможность прогнозировать и устранять проблемы до того, как они приведут к авиационному происшествию.