Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Легкий боевой Як-130М

26 августа 2024 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

На международном военно-техническом форуме "Армия-2024", который проходил с 12 по 14 августа 2024 года в конгрессно-выставочном центре "Патриот", состоялась презентация самолета Я-130М. Сразу следует отметить, что это не просто модернизация самолета Як-130, а превращение учебно-боевого самолета в полноценный легкий боевой самолет. В инфополе это событие было отмечено рядом кратких сообщений федеральных информационных агентств. Но проект, как и самолет Як-130 с его уникальными летно-техническими характеристиками, заслуживает более детального обзора, что мы и решили сделать.

В презентации самолета Я-130М принимали участие генеральный директор ПАО "Яковлев" (входит в ОАК госкорпорации "Ростех") Андрей Иванович Богинский, генеральный директор Иркутского авиационного завода (ИАЗ, входит в ОАК госкорпорации "Ростех") Александр Алексеевич Вепрев и заместитель главного конструктора самолета Як-130 Дмитрий Константинович Попов, который и рассказал нам в деталях о проекте модернизации самолета.

У павильона Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) был представлен  демонстратор Як-130М с полным набором нового оборудования и вооружения. Нынешний серийный Як-130 — это учебно-боевой самолет, который используется для обучения курсантов, а также может применять различные виды вооружения. Но на нем отсутствуют прицельные системы, а вооружение может применяться только по видимым целям и целям с известными координатами.

Теперь же, для расширения боевых возможностей самолета, на «Яковлеве» проводят работы по модернизации самолета с целью расширения его боевых возможностей. В первую очередь — это установка бортовой радиолокационной станции в носовую часть фюзеляжа, которая позволит дальше видеть цели и применять ракеты воздух-воздух с большей дальностью. Для поражения воздушных целей предусмотрено применение ракет РВВ-МД с увеличенной дальностью пуска.  

Также предусмотрена установка оптико-локационной станции в контейнерном исполнении СОЛТ-130К, которая включает в себя оптический, лазерный и тепловизионный каналы. Это позволит применять корректируемые авиабомбы с лазерным целеуказанием, а также засекать на большем расстоянии цели в тепловом диапазоне.

Для защиты от угроз наземных систем ПВО предусмотрена установка бортового комплекса обороны, включающий в себя два контейнера, размещаемые на законцовках крыла. Первый контейнер оптический, который засекает пуски ракет, оснащен устройством выброса помеховых патронов, для противодействия наведению ракет. Второй контейнер – радиолокационный, который обнаруживает облучение самолета средствами ПВО, пуски ракет и ставит помехи.

Также расширяется номенклатура вооружений. В первую очередь это бомбы с лазерным и спутниковым наведением. Для работы по площадным целям на самолете установят четыре многозамковых балочных держателя для подвески на каждый по четыре ОФАБ-100-120. То есть – 16 авиабомб. Расширяется и пушечное вооружение. Сейчас серийный Як-130 может использовать только одну пушку ГШ-23Л со 120 патронами. Модернизированная версия предусматривает возможность подвески четырех контейнеров с такими же пушками ГШ-23Л с боезапасом 250 выстрелов на один контейнер. Всего – 1000 патронов.

Для того, чтобы обеспечить работу с новым оборудованием самолета, кабина модернизированной версии Я-130 будет оснащаться дополнительными пультами и более мощным прицельно-навигационным комплексом. Также устанавливается новый комплекс средств связи с двумя радиостациями, что позволит использовать самолет для выполнения задач над морем. Комплекс будет осуществлять открытую и закрытую радиосвязь, а также обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами для осуществления групповых действий.

При этом, всё это бортовое и навесное оборудование не потребовало изменений конструкции планера самолета. Единственное, что было изменено - углы отклонения носков крыла, что позволило улучшить маневренные характеристики самолета. Также неизменными остались масса самолета и центровка. Дело в том, что ещё на этапе создания базового Як-130 в конструкцию самолета была заложена возможность установки локатора. До сих пор все серийные самолеты выпускались с центровочным грузом в 60 кг. После установки РЛС в центровочных плитах отпадает необходимость. В купе с модернизированной кабельной сетью весовые характеристики конструкции останутся в тех же параметрах. Прежним остается и радиус боевого применения.

Следует отметить, что на выставке был представлен пока лишь демонстратор Як-130М, на котором отрабатываются конструктивные изменения будущего самолета. Сейчас по заказу Минпромторга реализуется этап опытно-конструкторских работ (ОКР). Завершена разработка технического проекта, производится выпуск конструкторской документации, которая передается на завод изготовитель в Иркутске, где уже приступили к изготовлению опытных образцов.

По словам генерального директора Иркутского авиационного завода (ИАЗ, входит в ОАК госкорпорации "Ростех") Александра Вепрева, на заводе завершили подготовку производства под производство Як-130М. Идет изготовление деталей и к концу ноября планируется собрать первый фюзеляж, а в декабре уже второй. Согласно планам, первая опытная машина должна подняться а небо в первом полугодии следующего года. Всего же будет построено три опытных образца для проведения заводских и государственных испытаний. «Завершить опытно конструкторские работы по созданию модернизированной версии самолета Як-130 планируется в течение трех лет», - сообщил журналистам генеральный директор ПАО "Яковлев" Андрей Богинский.

Як-130 ВКС РФ, фото ПАО "Яковлев"

В ПАО «Яковлев» не скрывают, что новая модификация самолета в первую очередь ориентирована на внешние рынки. Более того, превращение учебно-боевого Як-130 в боевой Як-130М – это реализация пожеланий заказчиков в тех странах, где самолет уже эксплуатируется. В "Рособоронэкспорте" заявили, что экспортный потенциал Як-130М составляет около 40 самолетов. При этом емкость рынка модернизации ранее поставленных Як-130 до версии Як-130М в "Рособоронэкспорте" оценили ещё примерно в 60 самолетов. Потенциальными заказчиками являются страны Азии и Африки.

Як-130 ВКС РФ, фото "Ростех"

В заключение следует отметить и ещё один важный аспект. Превращение учебно-боевого самолета в легкий боевой не исключает учебного функционала. При необходимости, Як-130М можно будет использовать и как учебный самолет, но теперь уже с отработкой использования более серьезного комплекса вооружения.

фото автора


Роман Гусаров


комментарии (1):

Таганрог      28/08/2024 [15:08:09]#1
Вроде на него новый двигатель планировали СМ-100, как с ним обстоят дела, когда ждать этот полностью российский аналог АИ-222-25 повышенной мощности. Хотя АИ-222-25 тоже вроде полностью наш: в своё время подсуетились с интеллектуальными правами, разделив их с Украиной 50 на 50, освоили производство всех узлов движка в России. Неужели также нельзя было сделать и с другими двигателями Мотор-Сич, сейчас бы проблем не было с АИ-20 АИ-24, МС-14, Д-436





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов



Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer