Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Экспертное мнение

Переход на север истинный

16 сентября 2022 года / Анатолий Липин / Aviation EXplorer
 

Анатолий Липин
к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» имени Главного маршала авиации А. А. Новикова»

Эксперт "Aviation EXplorer"

Определение направление полета по магнитному компасу, специально изготовленному для самолетов, началось в 1909 г. [1]. Несмотря на практичность магнитного компаса он был очень примитивным. Только в 1930-х годах жидкостные компасы, изготовленные для самолетов, стали практичными. Магнитные компасы, разработанные в 1930-х годах, привели к появлению современных жидкостных компасов, конструкция которых практически не менялась на протяжении десятилетий.

На самолете «Илья Муромец» в 1913 г. «к новым усовершенствованным приборам добавились и два корабельных компаса», см. рис. 1 (показан основной компас) [2].

Рис 1. Кабина пилота самолета «Илья Муромец» и горизонтальная панель с морским компасом [3]

Полеты в районах с незначительным магнитным склонением (∆М <15°) не выше 70°N по магнитному компасу не представляют сложность. Свыше указанных ограничений возникают сложности выдерживания заданной траектории по причине изменения текущего путевого угла на коротком расстоянии (менее 100 км). Кроме того, значение ∆М со временем изменяется за счет перемещения северного и южного магнитных полюсов, рис. 2 [4].

Рис. 2. Перемещение северного магнитного полюса

На рис. 3 представлена информация об изменении ∆М за 100 лет из которого видно, что в районе Санкт-Петербурга ∆М от 0° изменилось примерно на +7° [5]. По данным АИП России в 2018 г. на аэродроме Пулково ∆М составляло +11° с годовым увеличением 9'.

Рис. 3. Изменение ∆М за 100 лет

Активное перемещения магнитного полюса связано с циклической инверсией магнитных полюсов, последняя из которых имела место 780 тысяч лет назад. Ввиду быстрого перемещения полюса в 2019 г. не ожидая 2020 г. (смена эпохи магнитного склонения) выпущена новая модель магнитного поля Земли для более точного представления его изменения, рис. 4 [6].

Рис. 4. Распределения ∆М по состоянию 2019 г.

На территории Российской Федерации значение ∆М доходит до +30° и резко меняется в регионе Ямала и Таймыра, переходя от положительного значения к отрицательному, что очень неудобно для навигации.

В арктическом регионе Канады ∆М > 30° затруднено применение информации от  маяка VOR, рис 5 [7]. По этой причине маяки ориентированы по истинному меридиану.

Рис. 5. Регион Канады с ориентированием маяка VOR по истинному меридиану

Отсчет направления от магнитного меридиана требует отслеживания изменения ∆М, что является очень затратным мероприятием каждые 5 лет. А в некоторых случаях приходится изменять ∆М не дожидаясь очередной эпохи.

На 12 Аэронавигационной конференции ИКАО (2012 г.) делегация Канады внесла предложение о переходе системы отчета к истинному меридиану (см. выдержку (перевод автора)) [8]:

Следует отметить, что ИКАО в повестке дня 12 Аэронавигационной конференции данный вопрос не рассматривался [9].

Активное использование в навигации GNSS и инерциальных систем, а в этих системах навигация осуществляется от истинного меридиана, позволяет перейти на отсчет направления от севера истинного.

На 13 Аэронавигационной конференции ИКАО (2018 г.) в Перечне рекомендаций включен пункт 3.5/4 Истинный север [10], а от Канады был представлен документ [11] в котором более подробно была изложена проблема перехода на север истинный.

В настоящее время работает специальная рабочая группа по изучению и обоснованию перехода в гражданской авиации от магнитного меридиана на истинный – Aviation Heading Reference Transition Action Group (AHRTAG) [12]. В группу входят специалисты из Австралии, Великобритании, Канады, Нидерландов, России, США, Франции и Японии и производители авионики. С начала 2021 г. группа проводит онлайн-заседания ежемесячно. В середине декабря 2021 г. AHRTAG представила презентацию о статусе вопроса на заседании рабочей группы ИКАО в Брюсселе и получила одобрение на продолжение работы.

8 сентября 2022 г. ИКАО провела вебинар по теме: Moving from Magnetic to True North in Aviation на котором была представлена информация представителей Канады, ИКАО и Jeppesen о состоянии дел и целесообразность перехода.

Целесообразность перехода заключается в повышении точности навигации и сокращении расходов при издании документов аэронавигационной информации и матрицы ∆М. Например, в аэропорту Шереметьево 92 страницы АИП содержать информацию, связанную с ∆М (включая номер ВПП) и при изменении ∆М их необходимо переиздать. А кроме того, необходимо переиздать соответствующие схемы и карты в бортовых сборниках аэронавигационной информации, что очень затратно.

Что необходимо сделать для перехода на север истинный:

1) на аэродроме:

переименовать нанесенные на ВПП номера цифровых знаков;

заменить обозначения транспарантов места ожидания у ВПП, расположенных у конца ВПП;

маяк VOR, автоматический пеленгатор, применяемый в районе аэродрома, и измеритель направления ветра ориентировать на север истинный;

2) на навигационных картах и схемах – перейти от магнитных путевых углов к истинным;

3) в прогнозах (TAF) и фактической погоды (METAR) указывать направление ветра от севера истинного;

4) на ВС перейти на систему отсчета курса относительно севера истинного.

Относительно пп. 1) – 3) переход потребует финансовых затрат и он решаем.

В отношении реализации п. 2) можно постепенно на навигационных картах и схемах начать публикацию заданной линии пути от истинного меридиана с разращением 0,1°, как это представлено на картах RNP Approach, а в скобках – относительно магнитного меридиана. После полного перехода на север истинный – удалить магнитные путевые углы.

Сложней переход на истинный курс на ВС, у которых присутствует система отсчета курса только от магнитного меридиана:

Возможно, к моменту перехода на север истинный к 2030 г. у некоторых ВС ресурс закончится. А у ВС, у которых ресурс не закончится, необходимо планировать установку нового поколения инерциальной курсовертикали на основе волоконно-оптических гироскопов (Fibre Optic Gyro (FOG) или микроэлектромеханическиой системы (Micro Electromechanical Systems - MEMS), технология которых не предусматривает определение магнитного курса.

Касаясь ВС, у которых в состав навигационного комплекса входят инерциальные и спутниковые системы, переход на север истинный возможен при обнулении в NAVDATA матрицы магнитного склонения.

Так как процесс перехода на север истинный очень затратный, то государству необходимо заблаговременно разработать дорожную карту. При этом надо учесть возможности и интересы государственной авиации.

Опыт внедрения в России нововведений в навигации показывает, что от момента внедрения ИКАО конкретной реализации в России она внедрялась с большой задержкой. В качестве примера см. таблицу:

В авиации переход отсчета направления от истинного меридиана неизбежен. России, как стране восходящего Солнца, в вопросах перехода на север истинный, желательно стать примером для остальных государств.

Источники:

  1. The Magnetic Compass in Aviation – How it is used in airplanes. – URL:  https://pilotinstitute.com/magnetic-compass/#:~:text=History%20of%20Magnetic%20Compasses%20in%20Aviation&text=It%20was%20only%20until%20the,30%20seconds%20of%20previous%20models (дата обращения 12.07.2022)/
  2. Михеев Вадим Ростиславович. Неизвестный Сикорский [«Бог» вертолетов] – URL:  https://biography.wikireading.ru/104523 (дата ссылки 09.09.2022).
  3. Музей ВВС Монино. Зал 8 ч.  13: Илья Муромец С-22.  – URL:  https://igor113.livejournal.com/74567.html (дата ссылки 02.08.2022).
  4. Resisting The Pull: Should We Still Be Using Magnetic North By Chris Shieff. – URL:  https://ops.group/blog/resisting-the-pull-should-we-still-be-using-magnetic-north/?print=pdf (дата ссылки 10.07.2022).
  5. Declination of the Earth 1590-1990. – URL:  https://www.usgs.gov/media/images/declination-earth-1590-1990 (дата ссылки 04.09.2022).
  6. Мировую модель магнитного поля пришлось обновить раньше обычного графика - 06 февраля 2019. – URL:  https://meteoinfo.ru/novosti/99-pogoda-v-mire/15831-mirovuyu-model-magnitnogo-polya-prishlos-obnovit-ranshe-obychnogo-grafika (дата ссылки 09.09.2022).
  7. Презентация. MAGNETIC VS TRUE NORTH. Vision to 2030. Captain Anthony MacKay Director Flight Operations. 26/09/2017.
  8. Avionics requirements roadmap to meet future communication, navigation and surveillance (CNS) technology advances (Presented by Canada) Twelfth air navigation conference/ ANConf.12.WP.147. Montréal, 19 to 30 November 2012.
  9. Двенадцатая аэронавигационная конференция. Монреаль, 19–30 ноября 2012 года. (Представлено Секретариатом). Повестка дня. AN-Conf/12-WP/1 19/3/12.
  10. Тринадцатая аэронавигационная конференция. Монреаль, Канада, 9–19 октября 2018 года. Доклад конференции. Общая часть. AN-Conf/13-WP/311 18/10/18.
  11. Тринадцатая аэронавигационная конференция. Монреаль, Канада, 9–19 октября 2018 года. КОМИТЕТ А. Пункт 3 повестки дня. Повышение эффективности глобальной аэронавигационной системы. 3.5. Прочие вопросы ОрВД. Система отсчета, привязанная к истинному северу (Представлено Канадой). AN-Conf/13-WP/114 14/9/18 – URL: https://www.icao.int/Meetings/anconf13/Pages/WP_Num.aspx (дата ссылки 03.09.2022).
  12. Nederlands instituut voor navigatie. – URL: https://www.navnin.nl/new/mag2true/ (дата ссылки 01.09.2022).

Анатолий Липин


комментарии (3):

RR-navi Эксперт «Aviation EXplorer»      20/09/2022 [04:26:38]#1
Анатолий Владимирович, я ваш ученик, но что вы выдаете. Вы должны понимать что авиация весьма инертна- как прикажете определять курс, по каким средствам экипажам Ан-24, Ми-8, Цессен всевозможных. А именно они составляют львиную долю авиации северных регионов...
"Гладко было на бумаге, да забыли про овраги"
С ув RR

RR-navi Эксперт «Aviation EXplorer»      20/09/2022 [04:29:14]#2
И да- у государства в этот период есть куда более важные статьи расхода. А ваши предложения недвусмысленно отдают "Тухачевщиной"
С ув RR

Dawdler      22/09/2022 [22:37:47]#3

Эксперт Aviation EXplorer! RR-navi Эксперт «Aviation EXplorer» 20/09/2022 [04:26:38] #1
Анатолий Владимирович, я ваш ученик, но что вы выдаете. Вы должны понимать что авиация весьма инертна- как прикажете определять курс, по каким средствам экипажам Ан-24, Ми-8, Цессен всевозможных. А именно они составляют львиную долю авиации северных регионов...
"Гладко было на бумаге, да забыли про овраги"
С ув RR

Прогресс не умолим. Слишком дорого обходится изменение Дельта М и потеря точности. Впереди 8 лет. Думать надо о будущем. Некоторые типы ВС уйдут с арены.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год



AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer