Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Экспертное мнение

Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?

7 июня 2022 года / Евгений Жуков / Aviation EXplorer
 

3 июня стало известно, что американская компания "Боинг" временно приостановила производство самолётов 737 MAX примерно на десять дней. Официальная формулировка звучала так: "Из-за проблем с цепочками поставок комплектующих". Но на деле ситуация может быть куда тревожнее. Главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров отметил, что обычно говорят, каких именно комплектующих не хватает, и "Боинг" всегда был открытой, достаточно откровенной компанией, но в этот раз откровений не случилось.

Сборка первого B 737 MAX, фото из архива Boeing

Не секрет, что самолёты "Боинг" — продукт международной кооперации, в которой любой сбой поставок чреват рисками для производства. По словам Романа Гусарова, доминирование компании "Боинг" неслучайно и не просто так ей далось.

Роман Гусаров: Они всегда рассказывали и указывали, где именно у них проблемы. Сейчас получается как-то размыто: каких-то комплектующих. Ни какой именно страны, ни каких комплектующих, почему не хватает — не сказано. Многолетнее доминирование компании на мировом рынке достигалось благодаря тому, что на них работают тысячи предприятий по всему миру, снабжают конвейер "Боинга". И, конечно, без них "Боинг" не стал бы нынешним "Боингом", и компания не смогла бы выпускать по 600 самолётов в год. А благодаря международной кооперации половина мирового рынка принадлежит именно этой компании. И что касается кооперации с Россией — "Боингу" это было выгодно во всех отношениях. В первую очередь, компания получала от нас относительно дешёвый титан в больших объемах, - Роман Гусаров, Главный редактор портала AVIA.RU

Зависимость американской компании от российского титана, по словам эксперта, составляет порядка 30–40%. То есть по факту каждый третий самолёт полностью собран из российского титана. Несмотря на то что есть производители титана в Китае, Японии, Европе, наконец, в США (Howmet, TIMET и ATI), уже на протяжении без малого 25 лет "Боинг" отдавал предпочтение российской компании "ВСМПО-Ависма". А в 2011 году глава "Боинга" Джим Албау так и заявил: "Немного России есть в каждом производимом нами самолёте". Заменить такого поставщика, как "ВСМПО-Ависма", будет очень тяжело и очень дорого.

Роман Гусаров: И это не просто какой-то титан как металл, это готовые изделия. То есть не просто какие-то чурки мы туда поставляли, а уже практически готовые изделия после штамповки и механообработки. "Боинг" получал почти готовую продукцию. То есть они потом их ещё обтачивают до идеального состояния на высокоточных станках и ставят на самолёты. Это, в первую очередь, силовая конструкция всего самолёта.

Почему без России не будет полупроводников и "Боингов"?

По словам Романа Гусарова, 2022 год показал, что в мире всё взаимосвязано сильнее, чем мы думали. Только в пул клиентов "ВСМПО-Ависма" входили или входят Rolls-Royce, Safran Aircraft Engines, Safran Aero Boosters, Safran Landing Systems, Collins Aerospace Systems, Uniti Titanium, Blades Technology Limited, Zimmer, Orchid Orthopedic Solutions. По версии сайта "Авиация России", в январе 2022 года ПАО "ВСМПО-Ависма" заключило контракт с американской компанией Plymouth Engineered Shapes (до конца 2024 года), с испанским концерном Aernnova Aerospace (до 2028 года), в числе клиентов которого SpaceX, а также с американской компанией Barnes Aerospace (до конца 2026 года). "Боинг" — лишь верхушка айсберга, однако его поведение — часть симптоматики потрясений, которые испытывает сегодня мировая экономика.

Роман Гусаров: Действительно, как оказалось, без России, которую мы сами привыкли считать газоколонкой/нефтеколонкой, в мире сложно производить и микрочипы, и самолёты, и даже айфоны на самом деле. Поэтому это (приостановка производства. — Прим. Лайфа) в том числе и следствие происходящих процессов.

Эксперт не исключает, что дело не только в одном титане. Так, 3 июня стало известно, что Россия ограничила поставки неона за рубеж, что, по самым предварительным прогнозам, обернётся новым дефицитом чипов и попытками Запада договориться с Россией. По этому поводу Лайфу дал комментарий доктор экономических наук, эксперт Леонид Хазанов.

Леонид Хазанов: Это реальный удар по электронной индустрии всей планеты. Резкое расширение спроса, который неминуем после прекращения экспорта неона из нашей страны, не сможет быть быстро компенсировано за счёт продаж из Китая, зато тамошние поставщики не преминут задрать цены и наживаться на благоприятной для них конъюнктуре

По словам Хазанова, в результате цены на неон на мировом рынке уже выросли в девять-десять раз. Теперь же они снова могут подскочить на аналогичную величину, больно ударив по производителям чипов в Европе, США и Азии. Как следствие, можно ждать больших проблем также у потребителей полупроводников — предприятий по выпуску электроники, автомобилей, самолётов.

Если "Боинг" встанет, дешёвые авиабилеты купить будет нельзя

По словам Романа Гусарова, причины, из-за которых "Боинг" вынужден был приостановить производство самолётов, могут быть разными. Компания может также испытывать дефицит иных комплектующих.

Роман Гусаров: Многие конвейеры встали из-за нехватки блоков управления, бортовых компьютеров. Потому что в Азии из-за пандемии приостановили производство. Возможно, что процесс дошёл и до авиапроизводителей — до того же "Боинга"

В качестве третьей версии подобного поведения эксперт назвал возможный поиск предлога для приостановки производства, призванного закамуфлировать другие, более серьёзные проблемы. Это может быть связано с техническими проблемами новых самолётов, о которых мы подозреваем, а производитель знает. Ещё одна возможная причина — низкий спрос на продукцию компании. Вследствие пандемии и последующих событий спрос на новые самолеты заметно сеизился.

По словам Романа Гусарова, что там происходит на самом деле, покажет только время. Но, выстраивая версии, не стоит забывать, что "Боинг" с Россией очень крепко повязан. И дело здесь не только в титане, неоне, криптоне. Россия для "Боинга" — крупный рынок, замену которому найти не так просто, если вообще возможно. 

Роман Гусаров: 700 магистральных самолётов, плюс динамично растущий рынок, который за десять лет утроился. Плюс, все эти годы мы не просто покупали у них эти самолёты, но и регулярно меняли их на новые. Шла ротация, через российский рынок прошло огромное количество самолётов. А десять среднемагистральных самолётов — это заработок Боинга в миллиард долларов минимум. А у нас 700! Это минимум 70 миллиардов долларов. Даже для Америки очень немаленькие деньги. Мы для них достаточно крупный покупатель.

Если это ещё для многих более-менее известный факт, то, по словам эксперта, не стоит забывать и о других преференциях, которые "Боинг" получал, сотрудничая с Россией.

Роман Гусаров: У "Боинга" в "Сколково" большой учебный центр. Там стоят тренажёры, там они занимались подготовкой пилотов. На всяких сервисах компания в России очень даже неплохо зарабатывала. И это тоже очень доходный бизнес. Также у "Боинга" в Москве был самый большой зарубежный инженерный центр. Там наши инженеры участвовали в разработке новых самолётов.

Почему США ввели санкции и как работают ответные санкции России

Россия для "Боинга" была суперуспешной историей сотрудничества во многих отношениях. На фоне всех напастей, свалившихся в последнее время на компанию (пандемия, крушение самолётов Boeing 737 MAX и, как следствие, двухлетняя приостановка производства), санкции и разрыв с Россией станут дополнительной огромной проблемой для американской компании. Многие надеются, что сотрудничество все же возобновится, и для этого есть предпосылки.

Роман Гусаров: Внесли же наши сначала наши калийные удобрения в санкционный список, а потом исключили. Поняли, что для них это удар больший, чем для нас. Точно так же было и с телекоммуникационным оборудованием. А титан они вообще не включали в санкционные списки. "Боинг" сам приостановил поставки, а через некоторое время вполне может их возобновить. Помните, как ещё до спецоперации они решили не покупать у нас двигатели для космических ракет? Не покупали, не покупали, потом взяли и решили, что им надо ещё столько-то двигателей докупить, на время сняли санкции, купили эти двигатели, потом опять ввели.

Какие бы реальные причины ни стояли за приостановкой производства самолётов 737 MAX, сейчас "Боинг" надеется, что сотрудничество с Россией удастся сохранить. В противном случае придётся вкладывать огромные деньги в создание новых потоков поставки титана, лишаться России как рынка сбыта самолётов, лишаться возможности зарабатывать на дополнительных сервисах вроде большого учебного центра в "Сколково", а также инженерного центра в Москве вместе со специалистами, замену которым просто так не найти. А на всё это нужны время и деньги, чего у "Боинга" после нескольких непростых лет точно не в избытке.

Источникhttps://life.ru/


Евгений Жуков



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer