Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Экспертное мнение

Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

1 февраля 2022 года / А.Козлов, А.Сальников / Aviation EXplorer
 

Залогом наличия статуса авиационной державы является способность разрабатывать и производить собственные современные авиационные двигатели и летательные аппараты. Из более чем 190 стран мира на это способны только четыре, обладающие наиболее высокоразвитой технологической и конструкторской базой: США, Великобритания, Франция и Россия. За членство в этом узком клубе ожесточенно борются Китай, Индия, Иран и ряд других стран.

Андрей Козлов,

генеральный директор ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова»

Антон Сальников,

начальник отдела ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова»

Авиационное двигателестроение не просто производит технически сложную продукцию: создание газотурбинного двигателя признано одним из выдающихся научно-технических прорывов ХХ века, наряду с освоением космоса, атомной энергии и изобретением Интернета. Конкуренция в сфере таких высокотехнологичных разработок, как авиадвигатели, является мощным драйвером для поиска и применения инновационных подходов. Их исследование – одна из ключевых задач науки.

В процессе создания двигателя необходимо решить множество сложных задач на стыке самых разных областей знаний: от прогнозирования оптимального облика и формирования набора обязательных к внедрению на двигателе технологий до методик его испытаний и доводки. Технологии, методики, практические и фундаментальные решения, которые появляются и тщательно исследуются во время работы над двигателем будущего, становятся научно-техническим заделом. Этот задел определяет успех перспективного изделия, снимает риски возникновения проблем при его разработке и позволяет избежать срыва сроков выхода в опытное, а затем и серийное производство.

Формирование и постоянное обновление научно-технического задела является основной функцией Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), как головной научной организации авиационного двигателестроения.

Новому поколению – новые решения

За более чем 80-летний период развития реактивной авиации создано пять поколений авиационных газотурбинных двигателей при кардинальном улучшении их показателей. Создание современных двигателей, при постоянном ужесточении требований к их экономичности, массогабаритным характеристикам, надежности, расширению диапазона эксплуатационных режимов и т. д., требует разработки и внедрения новых, прорывных технологий, материалов, конструкторских решений. Во многом именно передовые технологии определяют соответствие двигателя международным требованиям и востребованность рынком.

На протяжении уже свыше 90 лет ЦИАМ аккумулирует и внедряет новые знания, компетенции, испытательные возможности, которые способствуют поэтапному появлению высокотехнологичных изделий с уникальным набором технологий и характеристик, позволяют доводить технологии до высокого уровня совершенства и готовности, способствуя переходу от научно-исследовательской к опытно-конструкторской работе.

Методы автоматизированного проектирования авиационных газотурбинных двигателей ЦИАМ начал развивать в инициативном порядке еще в конце 1970-х гг. Они осуществили прорыв в решении задач проектирования двигателей. Уже позже стало известно, что первые программы аналогичного назначения появились в США примерно в те же годы, и вели их военные. В советское время ЦИАМовская система программ в том или ином объеме была передана в ОКБ и учебные заведения.

Сегодня цифровые технологии – это не только применение математического моделирования. Это принципиально иная философия восприятия изделия, новая парадигма развития двигателестроительной отрасли и авиационной сферы.

В ЦИАМ большое значение уделяется развитию современных суперкомпьютерных технологий и средств математического моделирования процессов, происходящих в авиационных двигателях. Важной задачей является снижение времени доводки и сертификации двигателя, а также повышение вероятности получения требуемых характеристик двигателя в ходе его испытаний и эксплуатации.

Для решения этих и сопутствующих задач, в том числе для смежных предприятий, на базе института создан Суперкомпьютерный центр коллективного пользования общей мощностью свыше 500 Терафлопс.

Развитие математического моделирования и рост вычислительных мощностей приводят к все большему внедрению на всех этапах жизненного цикла авиационных двигателей и силовых установок цифровых технологий и связанных с ними подходов. Цифровые технологии условно можно разделить на две группы: математическое моделирование и автоматизация процессов. На каждом из этапов жизненного цикла ГТД эти группы технологий активно используются и взаимодействуют друг с другом. Наибольший вклад от внедрения технологии цифровых двойников возможен на стадии разработки изделия, где закладываются его ключевые преимущества.

Собственные цифровые продукты ЦИАМ дают возможность проводить вычисления в области газовой динамики, горения, прочности, механики деформированного тела и др., при оптимальном проектировании рабочих процессов и оптимизации компрессоров, турбин, камер сгорания, входных и выходных устройств и др.

В общем случае основной задачей математического моделирования является конкретизация конструкции изделия в процессе проектирования и прогнозирование характеристик двигателя, его систем, узлов, деталей и сборочных единиц в условиях испытаний и эксплуатации. Также в последнее время инструменты математического моделирования активно используются для анализа результатов испытаний опытных двигателей, в том числе на испытательных стендах ЦИАМ, и технологических процессов, применяемых при производстве двигателей (аддитивные технологии, литье, сборка изделия и др.).

Вычислительные программные комплексы института обладают высокой степенью точности и позволяют проводить ряд виртуальных экспериментов. При этом нужно отметить, что все математические модели тщательно валидируются, полученные данные верифицируются и уточняются как на базе натурных испытаний, так и с учетом опыта последующей эксплуатации двигателя, его узлов, систем и деталей. Никакое виртуальное моделирование не заменит реальные испытания, оно лишь поддерживает и дополняет их. Основная задача сертификационных испытаний – подтвердить безопасную работу авиационного двигателя, от которой зависят жизни людей.

Совместно с АО «ОДК» ЦИАМ реализует комплексную научно-исследовательскую работу по внедрению цифровых технологий на всех этапах жизненного цикла авиадвигателя. В рамках заключенного между организациями соглашения о сотрудничестве ведется работа по созданию цифровых двойников газотурбинных двигателей (например, АИ-222-25) и силовых установок на их основе.

Демонстраторы цифровых двойников авиационных двигателей ЦИАМ создает и в рамках других прикладных исследований. В основе работ лежат наработки Института в области турбореактивных и малоразмерных газотурбинных двигателей, а также гибридных силовых установок. Целью проводимых работ являются разработка, апробация и анализ потенциала технологии цифровых двойников авиационных двигателей за короткий срок (2-3 гг.).

Нормативная база для «цифры»

Реализация проектов в области цифровых технологий ведется параллельно с оперативным формированием нормативной базы. Это достаточно уникальная ситуация не только для нашей страны, но и в мировом масштабе.

С 1 января 2022 г. в Российской Федерации вступает в силу ГОСТ Р «Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения». Специалистами ЦИАМ, которые участвовали в разработке стандарта, был проработан ряд замечаний и предложений к нему в части авиационного двигателестроения.

Впервые в мировой практике стандарт устанавливает единое определение цифрового двойника изделия, стандартизирует такие определения, как: «адекватность модели», «валидация модели изделия», «цифровая модель изделия», «цифровые (виртуальные) испытания», «цифровой (виртуальный) испытательный стенд», «цифровой (виртуальный) испытательный полигон».

По инициативе ЦИАМ в план национальной стандартизации на 2022 г. включена разработка стандарта «Цифровые двойники газотурбинных двигателей и установок. Общие положения». Работа над этим стандартом уже ведется.

Опубликовано в журнале «АвиаСоюз»


А.Козлов, А.Сальников



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer