Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Ка-62: из военных в гражданские

24.01.22 16:58 / Ростех / Aviation EXplorer
 

Ростех готовится к запуску серийного производства многоцелевых вертолетов Ка-62. В ноябре прошедшего года машина завершила большой этап своей истории − получила сертификат типа, а в 2022 году уже планируются первые поставки Ка-62 заказчикам.

Фото: «Вертолеты России»

В числе основных сфер применения нового вертолета – транспортировка пассажиров, спасательные операции, работы в нефтегазовой области. Однако когда-то история Ка-62 началась с разработки армейского вертолета. О том, какая машина стала военным прототипом Ка-62, как создавался вертолет и какие его ждут перспективы – в нашем материале.

Влететь в свободную нишу

Предыстория появления Ка-62 началась в 1981 году, когда ОКБ Камова получило задание разработать новый вертолет для армейской авиации. Функции будущей машины постепенно расширялись: от разведки и целеуказания до борьбы с бронированной техникой и перевозки небольших групп бойцов. При этом вертолет, получивший сначала код В-60, а затем К-60, должен был развивать скорость до 320 км/ч. Для достижения указанных характеристик камовцы впервые изменили традиционной для них соосной винтовой схеме в пользу классической одиночной.

Новый вертолет был призван занять нишу между распространенным тогда Ми-8 и более легкими вертолетами. К концу 1980-х годов многоцелевой Ми-4, перевозивший грузы массой около 2 тонн, устарел и повсеместно подвергался списанию, а Ми-8 для этих целей использовать было нецелесообразно.  

Фото: «Вертолеты России»

В течение нескольких лет ТЗ на вертолет менялось, Ка-60 много раз дорабатывался, развивались различные спецификации машины, при этом в работе применялись самые современные на тот момент технологии и материалы. К началу 1990-х годов в связи с ситуацией в стране поток госфинансирования конструкторских работ практически прекратился. Чтобы как-то продержаться на плаву, ОКБ Камова принимает решение в инициативном порядке создать гражданскую версию Ка-60 под кодом Ка-62.

В 1991 году макет нового вертолета демонстрируется на первом международном авиасалоне в Москве. Ка-62 сохранил аэродинамическую модель и конструктивные особенности военного собрата. Впервые в российском вертолетостроении в нем были применены ЖК-дисплеи в кабине, также были увеличены показатели комфорта и безопасности. Макет в пассажирском и грузовом исполнении демонстрировался на всех возможных выставках, налаживались контакты с зарубежными производителями комплектующих и будущими заказчиками. Однако проблемы с финансированием не позволили проекту реализоваться в полной мере, и он фактически был заморожен. Военный Ка-60 продолжал разрабатываться параллельно и даже совершил в 1997 году первый полет, но тоже так и не был доведен до серийного производства.

Возрождение на новом витке

В 2010 году холдинг «Вертолеты России» возобновляет проект Ка-62 с некоторыми изменениями. Премьера обновленного макета состоялась на HeliRussia-2012. Основные перемены затронули шасси и моторный отсек − вместо российских турбовальных двигателей РД-600 на машину были установлены французские Turbomeca Ardiden 3G.

Многоцелевой Ka-62 спроектирован с применением последних мировых достижений авиационной промышленности и отвечает российским и международным нормам летной годности. Он может применяться в пассажирском, грузопассажирском и грузовом вариантах, перевозя до 15 пассажиров или 2 тонны груза в кабине либо 2,5 тонны на внешней подвеске.

Фото: «Вертолеты России»

В Ка-62 сохранилась одна из ярких деталей военной версии – хвостовой винт закрытой схемы типа «финестрон». Винт закрыт в килевой кожух, что делает его более безопасным для людей и лучше защищенным от повреждений. При меньшем диаметре винт-финестрон вращается быстрее и вызывает меньше вибраций.

Вертолет может применяться в максимально широком диапазоне климатических и географических условий, при температурах от –50 до +50 градусов по Цельсию. Ка-62 способен осуществлять полеты в сложных погодных условиях и в условиях обледенения, возможна эксплуатация вертолета с базовых аэродромов, нефтяных платформ, неподготовленных грунтовых площадок. Есть планы по созданию военной версии.

Вертолет отличается высокой крейсерской скоростью (290 км/ч) и высокой долей композитов в конструкции, до 50%. Ка-62 оснащен колесным шасси повышенной энергоемкости, имеет усиленную конструкцию фюзеляжа и узлов крепления основных агрегатов и амортизационные кресла для экипажа и пассажиров.

Фото: «Вертолеты России»

Кроме того, Ка-62 оснащен современным комплексом авионики – новейшая система управления общевертолетным оборудованием позволила снизить нагрузки на экипаж, уменьшить массу машины и облегчить ее обслуживание.

Первый «безбумажный» двигатель

Как уже говорилось выше, первые серийные модели Ка-62 будут оснащаться иностранными двигателями. Однако работа над российским аналогом уже идет − в рамках импортозамещения Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха создает вертолетный двигатель ВК-1600В, который будет устанавливаться на Ка-62 и другие машины взлетной массой 5-8 тонн. Новый двигатель создается максимально схожим с текущим, чтобы облегчить будущий переход и ускорить сертификацию.   

Это первый в отечественной истории авиадвигатель, спроектированный исключительно с применением 3D-моделирования. При этом вся конструкторская документация для него выпущена в электронном виде. Цифровизация процессов уже ускорила и упростила многие этапы работы над силовой установкой и в будущем позволит более эффективно развивать и поддерживать проект.

Фото ОДК

Еще одной особенностью будущего двигателя станет то, что детали для него будут изготавливаться методом 3D-печати. Соответствующее оборудование уже установлено в Центре аддитивных технологий Ростеха. В демонстраторе ВК-1600В до 70% литых деталей заменено на детали, «выращенные» на 3D-принтере.

Первый двигатель-демонстратор ВК-1600В, созданный санкт-петербургским «ОДК-Климов», был представлен на авиакосмическом салоне МАКС-2021, после чего отправился на первые испытания. Сертификат типа для двигателя планируется получить в 2023 году, а в 2024 году – запустить серийное производство.

Многоцелевые перспективы

На данный момент построено три опытных Ка-62, которые проходят испытания и сертификацию. Они собраны Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина в Приморском крае. Там же организуется серийное производство, для которого на заводе уже заложен первый фюзеляж. Выпуск Ка-62 является одним из ключевых проектов в развитии Приморья − власти рассчитывают на помощь нового вертолета в решении транспортных проблем региона.

Производственные мощности «Прогресса» рассчитаны на выпуск до 45 вертолетов в год, как военных, так и гражданских. Одним из первых эксплуатантов Ка-62 может стать авиаперевозчик «КрасАвиа», работающий в Сибири и на Дальнем Востоке – соглашение о соответствующих намерениях было подписано на HeliRussia-2021. 

Фото: «Вертолеты России»

30 ноября прошлого года Росавиация выдала сертификат типа для Ка-62, позволяющий начать поставки вертолета на российский рынок. Полномасштабное серийное производство и первые поставки заказчикам запланированы на 2022 год. Следующий шаг − сертификация по европейским нормам летной годности в EASA. В дальнейшем «Вертолеты России» планируют расширять возможности Ка-62 за счет сертификации дополнительного оборудования, например внешней подвески или медицинского модуля.

Для запуска серийного производства Новикомбанк − опорный банк Ростеха – оказывает арсеньевскому предприятию поддержку на сумму до 10 млрд рублей. По оценкам экспертов, потребность рынка в Ка-62 на ближайшие 9-10 лет – 260 машин. Вертолет будет интересен широкому кругу заказчиков в России и за рубежом и сможет занять нишу между Ми-8 и легкими Ка-226 и «Ансат».  


Ростех



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год



AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer