Самолет ЛМС-901 "Байкал" на авиасалоне МАКС-2021
Изначально Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), который располагается в Екатеринбурге, занимался ремонтом вертолетных двигателей. Это был один из крупнейших заводов в Советском Союзе по ремонту двигателей и главных редукторов. Кроме того он занимался ремонтом самолетных двигателей для Ту-154, которые, к слову, летают до сих пор. Позже предприятие стало отходить от ремонта исключительно авиационных двигателей и начало занимался ремонт газоперекачивающих установок, которые, как известно, производятся на основе самолетных двигателей. Затем завод стал заниматься сборкой и производством малых воздушных судов и в течение последних 10 лет превратился в предприятие, которое разрабатывает и производит самолеты и двигатели.
Сегодня УЗГА это динамичное и быстрорастущее предприятие. С 2016 года компания выросла в два раза, а за 10 лет примерно в 7 раз. Завод состоит из нескольких производственных площадок. Исторически главная площадка находится в екатеринбургском аэропорту Кольцово. Здесь производятся двигатели, детали двигателей и их ремонт. Рядом с аэропортом находится площадка, где эти двигатели испытываются. Третья площадка - Арамиль, где располагается сборочное производство самолетов и производство некоторых компонентов. Кроме того, имеется дочернее предприятие «ЛКТ», располагающееся в Подмосковье, на котором производятся компоненты для авиационных вертолетных двигателей.
Большую часть предприятия составляет инженерный центр, созданный в 2017 г., в котором разрабатывается новая авиационная техника. Подразделения инженерного центра размещены в городах, которые располагают необходимым кадровым потенциалом. Это Москва, Казань, Санкт-Петербург, Таганрог и ещё несколько локаций. В настоящее время инженерный центр работает над линейкой из семи летательных аппаратов и ведет 20 конструкторских работ различной тематики. В целом все подразделения УЗГА насчитывают более 4300 сотрудников.
Таким образом, сейчас завод состоит из трех дивизионов: Двигательный дивизион, Самолетный дивизион и Инженерный центр. Такая структура отражает 3 основные сферы деятельности предприятия. «Хочется отметить, что наше предприятие за беспрецедентно короткий срок перешло от завода, который являлся ремонтным все свое историческое прошлое, сначала к сборке самолетов и авиационной техники из компонентов, а затем и за столь же короткий промежуток времени к разработке авиационной техники. И это мощный скачок, который произошел всего лишь за последнее пять-семь лет», - говорит исполнительный директор АО УЗГА Сергей Федоров.
Производство самолетов L-410 на площадке Арамиль
Предприятие продолжает развивать все те компетенции, которыми располагает, а также формирует новые, которые находятся на начальном этапе освоения. Большой потенциал роста завода видится в сфере малой, региональной и беспилотной авиации. Производимые сегодня и перспективные продукты это: самолет L-410 различных модификаций для разного рода нужд и заказчиков; производство, доработка и модификация учебно-тренировочного самолета Diamond-42; 9-местный самолет ЛМС «Байкал», который придёт на замену Ан-2; ТВРС - 44-местный самолет на замену Ан-26; новый учебно-тренировочный самолет УТС-800.
Самолет УТС-800 на Армия-2021, фото Владимира Карнозова
В части двигателестроения ключевым проектом является разработка двигателя ВК-800, который должен встать на основные разрабатываемые предприятием самолеты: L-410, ЛМС и на УТС. УЗГА заявляет, что пытается выстроить вертикальную интеграцию, чтобы иметь возможность контролировать цепочки поставок и быть уверенными в том, что кооперанты не подведут. «Наша компания стремится стать лидером в разработке и производстве самолетов для малой и региональной авиации, а также учебно-тренировочных самолетов. Для повышения эффективности бизнеса мы ведем вертикальную интеграцию по основным агрегатам и системам, включая производство двигателей, БРЭО, систем управления и связи», - рассказывает Сергей Федоров.
Модель самолета ТВРС- 44 на стенде УЗГА форума "Армия-2021", фото Владимира Карнозова
По своему историческому профилю деятельности завод осуществляет ремонт и обслуживание авиационных двигателей ТВ2-117, ТВ3-117, ГТД-350, главных редукторов ВР-8А, ВР-14, ВР-24, которые применяются на вертолетах Ми-2, Ми-8, Ми-17, Ми-24, а также ремонт двигателей НК-12СТ, НК-16СТ и ПС-90 ГП-2, предназначенных для газоперекачивающих агрегатов. За год дивизионом было отремонтировано около одной тысячи единиц техники.
В 2020 году объем выручки предприятия составил 25,2 млрд рублей. Практически половину доходов составляет выручка от производства самолетов - около 13 млрд. Она сформировалась за счет реализации программ производства, в том числе пассажирского самолета L-410 и учебно-тренировочного DA-42. Опытно-конструкторские работы, которые оплачиваются заказчиком, принесли предприятию 3,6 млрд рублей. Также значительную часть доходов составляет традиционная деятельность предприятия: ремонт двигателей - порядка 6 млрд, и двигателей большой тяги - свыше 1 млрд. Газоперекачивающие установки (НК-16, НК-12) обеспечили 1,7 рублей поступлений.
Этот результат демонстрирует, что УЗГА становится авиастроительным предприятием, прошедшим несколько этапов большого пути: от авиаремонтных работ к лицензионному производству авиационной техники, а затем – к ее самостоятельному проектированию и выпуску. Прогноз выручки на 2021 год – свыше 30 млрд рублей. Этот рост будет обеспечен прежде всего за счет развития дивизионов «Самолеты» и «Инженерный центр». На 2021 год запланирован объем инвестиций в развитие производства в размере - 5,8 млрд. руб. Общий объем капитальных вложений до 2030 года составит 11 млрд рублей.
«У нас есть планы по расширению производства, мы их сформировали и утвердили. Наш партнер «Титановая долина» особая экономическая зона, где располагаются наши самолетные производственные площади, отработало вместе с нами, я считаю на твердую «5». Мы согласовали проектирование и старт всех работ, связанных с началом строительства новых производственных площадей - это 11-тысячник для сборки одного типа самолетов, 18-титысячник для сборки ТВС. «Титановая долина» уже согласовала планы кредитования со Сбербанком и сейчас мы находимся на стадии подписания всех договоров для того, чтобы можно было строить необходимые производственные площади», - рассказывает Сергей Федоров.
Исполнительный директор АО УЗГА Сергей Федоров
Исполнительный директор отмечает: «Мы не хотим делать производство полного цикла. В стране есть много производств, которые специализируются на тех или иных самолетных агрегатах, с которыми у нас установилось тесное взаимодействие. В то же время мы собираемся застолбить за собой производство ключевых элементов. Хотим самостоятельно фрезеровать крыло, делаем БРЭО и иные элементы, которые могут подвергаться изменениям, для того, чтобы сокращать производственные циклы. А все, что можно сделать на иных предприятиях, которые специализируются на производстве различных изделий, мы вовлекаем в широкую кооперацию».
Композитное производство планера самолета DA-42
Одно из таких перспективных и наиважнейших направлений развития компетенций – композитное производство. На площадке Арамиль построено новое проиводство композитного планера самолета Da-42. Также создана дочерняя структура в Ульяновске. И если в Екатеринбурге мелкая серия, и особые специфические процессы, которые диктуются лицензионным соглашением с австрийской компанией, то в Ульяновске работа ведется во взаимодействии с UMATEX, подразделением Росатома, которое занимается производством композитных материалов. Таким образом, УЗГА ориентируется на то, что новые композитные технологии будут основываться на российском сырье.
Производство самолетов DA-42 на площадке Арамиль
В последующих материалах мы более подробно поговорим о продукции предприятия и реализуемых на УЗГА проектах.
Материал по теме: "Титановая долина" становится авиастроительным технопарком
фото автора