Двигатели самолета с высокой степенью двухконтурности ПД-14 и PW1400G-JM отличаются низким расходом топлива, уменьшенным уровнем шума и эмиссии вредных веществ. Это первый пассажирский самолет, на котором внедрены активные связанные боковые ручки управления.
САМЫЙ КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ В СВОЁМ КЛАССЕ
Увеличенная ширина фюзеляжа (4,06 м) обеспечивает повышенный комфорт для пассажиров и экипажа и увеличение объема багажных полок на 20—25%. Размер иллюминаторов увеличен на 15—30% по сравнению с самолетами своего класса. Давление в салоне приближено к привычному (соответствует высоте 1800 м над уровнем моря, против 2400 м у одноклассников).
КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Применение жестких и легких композиционных материалов позволило разработать крыло большого удлинения и улучшить аэродинамику самолета, что, наряду с двигателями нового поколения, дало возможность снизить расход топлива.
Отечественные композиционные материалы разработаны при участии МГУ и предприятий Росатома. Материалы прошли тщательные испытания в рамках общей квалификации в сертифицированных Росавиацией лабораториях по методикам, согласованным с уполномоченными сертификационными центрами.
Компания «АэроКомпозит-Ульяновск» развернула серийное производство кессона крыла и центроплана по инфузионной технологии. В июле 2021 г. на Иркутском авиационном заводе завершена установка на серийный самолет МС-21-300 первого крыла из отечественных композитов.
МС-21-300 С ДВИГАТЕЛЕМ PW1400G-JM
Самолет сертифицируется по российским и европейским нормам летной годности. В рамках программы сертификации действуют рабочие группы с участием экспертов Росавиации и EASA. В летных сертификационных испытаниях участвует 4 самолета МС-21-300.
Промежуточные итоги летных сертификационных испытаний:
• Проведена оценка летно-технических характеристик;
• Завершается оценка взлетно-посадочных характеристик;
• Выполнены полеты на определение минимальных скоростей отрыва;
• Оценена работоспособность систем самолета;
• Подтверждены заявленные характеристики по крейсерской скорости полета 870 км/ч и максимальной высоте полета 12 200 м;
• Подтверждена возможность безопасного движения по ВПП, покрытой осадками, в широком диапазоне скоростей при безотказной работе маршевой и вспомогательной силовых установок;
• Завершены испытания на предельные углы атаки и флаттер;
• Выполнены запуски в полёте основных двигателей и вспомогательной силовой установки;
• Оценены характеристики взлета и посадки с имитацией отказа двигателя;
• Подтверждена работоспособность системы инструментальной посадки, а также оборудования навигации, посадки и внешней светотехники при полете в темное время суток;
• Проведены полеты по программе оценки шума на местности;
• В Архангельске проведены испытания самолета в условиях естественного обледенения;
• Проведены специальные сертификационные наземные испытания на косвенное воздействие молний и HIRF.
Летные и наземные испытания подтверждают правильность основных конструкторских решений. Планируются летные испытания в ожидаемых условиях эксплуатации, которые пройдут в различных регионах.
ПРОИЗВОДСТВО
Изготовлено 5 опытных самолетов и 2 самолета для наземных испытаний. На ИАЗ завершается сборка первого самолета, предназначенного для поставки заказчику. В сборочном цехе завода идет работа над фюзеляжем второго самолета. На разных стадиях агрегатной сборки находятся еще три самолета. Ведется изготовление деталей для последующих машин. Первый эксплуатант — группа компаний «Аэрофлот».
МС-21-310 С ДВИГАТЕЛЯМИ ПД-14
Самолет МС-21-310 оснащен новейшими российскими двигателями ПД-14. Первый полет состоялся 15 декабря 2020 г. 22 июня 2021 г. выполнен перелет из Иркутска в Ульяновск для покраски. 7 июля 2021 г. самолет прибыл в Жуковский для продолжения летных испытаний. 20 июля 2021 г. принял участие в показе летной программы авиасалона МАКС-2021.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ
Возможности участников производственной кооперации последовательно наращиваются с целью выхода на заданные темпы серийного производства. Вводятся в строй новые станции автоматизированных сборочных линий. В Иркутске введены в строй логистический центр и корпус для аэродромной отработки и кастомизации. Производительность Иркутского авиазавода будет поэтапно выведена на уровень 72 самолета в год.
ПОСЛЕПРОДАЖНАЯ ПОДДЕРЖКА
Создание системы ППО синхронизировано с развитием программы МС-21-300/310. Планируется использовать единую систему ППО, развиваемую в данный момент в интересах программы «Суперджет 100». Возможности системы будут наращиваться по мере роста числа эксплуатантов и расширения географии поставок.
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Эксплуатация по техническому состоянию. Увеличенный ресурс агрегатов. Сокращение числа компонентов с ограниченным ресурсом. Эффективная бортовая система встроенного контроля.
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Базовый комплект разработан и уточняется по результатам испытаний. Выпускается в формате интерактивных электронных технических руководств (стандарт ASD S1000D). Отражает особенности конкретного экземпляра самолета и позволяет заказчикам создавать собственную технологическую документацию. Разрабатывается WEB-портал для взаимодействия с эксплуатантами в онлайн-режиме.
КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Созданы и дорабатываются по результатам испытаний:
• комплексный тренажер уровня «D»;
• процедурный тренажёр уровня «2»;
• линейка тренажеров аварийноспасательных процедур;
• комплекс учебных компьютерных классов.
Комплект тренажеров размещен в учебном центре ПАО «Аэрофлот». Утверждены в Росавиации программы переподготовки персонала эксплуатантов.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Определена номенклатура запасных частей с учетом рекомендаций поставщиков и опыта эксплуатации аналогичных изделий. Сформирован заказ на производство запасных частей для заблаговременного комплектования складов. Разработаны планы расширения и дооснащения склада в Шереметьево.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Опережающим порядком заказаны средства наземного обслуживания для оснащения центров ТО, как собственных, так и партнерских. Проводится отработка технологии выполнения технического обслуживания силами эксплуатационных инженеров, в том числе, расширение номенклатуры и уточнение инструкций по применению средств наземного обслуживания.