Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Итальянский авианосец вернулся домой без самолетов

7 июня 2021 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Использованные ранее на итальянском авианосце Cavour истребители третьего поколения AV8B Harrier «к настоящему времени достигли конца своей операционной службы», - говорится в пресс-релизе. Словом, в течение 2021-2023 годов авианосец будет без самолетов… Если, конечно, Рим не пойдет на сделку с Вашингтоном, подобной той, на которую ранее согласился Лондон.

Согласно первомайскому пресс-релизу военного ведомства, 30 апреля в США из трехмесячного похода вернулся и встал у причальной стенки морской базы Mar Grande авианесущий крейсер «Кавур» (CVH550 Cavour). Все бы ничего, но пикантность ситуации в том, что в марте-апреле с палубы этого флагмана итальянского флота летали самолеты пятого поколения F-35B корпуса морской пехоты США, а корабль признали годным к приему и запуску этих самолетов. Вот только собственная авиагруппа будет оснащена подобными машинами только через три года.

Американцам своего мало

Напомним, суть договоренности с англичанами в том, что, пока идет оснащение и подготовка национальной авиагруппы новых британских авианосцев, с них летают F-35B КМП США. Подобных самолетов у Америки достаточно, но для них не хватает собственных носителей. Проблема обострилась 15 апреля, когда ВМС США окончательно вывели из списков LHD-6 Bonhomme Richard постройки 1998 года. Этот универсальный десантный корабль прошлым летом сильно пострадал от пожара и, после ряда осмотров, его участь решилась – на слом!

Таким образом, число УДК класса Wasp в составе ВМС США сократилось до семи, а общее количество кораблей данного класса (с учетом пары типа America) – до девяти. Помимо того, не все УДК прошли модернизацию под F-35B: требуется усиление палубы и ее покрытие теплостойкими плитами, ведь обычная тонкая корабельная сталь не выдерживает воздействия струи двигателей PW136. Быстро крупные боевые корабли не строятся, а значит, КМП США на протяжении нескольких лет будет не хватать носителей для F-35В. Поэтому американские флотоводцы и заинтересованы в использовании авианосцев британского и итальянского союзников.

Между тем, ВМС США насчитывает 11 ударных авианосцев. Это больше половины общей численности кораблей данного класса по миру, даже с учетом легких и противолодочных. Каждый атомный гигант водоизмещением под 100 тыс. тонн несет до ста самолетов и вертолетов. Может, кому-то это покажется «много», но американские флотоводцы, напротив, считают что «мало».По их мнению, ударных авианосцев хватает только на «передовое присутствие» военных США и проведение крупных операций типа «с моря по берегу» (концепция “In from the sea”).  А вот для поддержания контроля над Мировым Океаном во всех его ключевых точках, сил не достаточно.

Одно время рассматривался проект по строительству легких авианосцев типа Sea Control Ship с газотурбинной силовой установкой и полным водоизмещением порядка десяти тысяч тонн. Для практического апробирования концепции был переоборудован и, в 1972-1974 годах протестирован в новом обличии, УДК Guam. Однако американцы отказались от строительства подобных кораблей, в том числе потому, что за подобные взялись их европейские союзники по НАТО – Великобритания, Италия и Испания.

Эти государства спроектировали, построили, и долгое время эксплуатировали (а некоторые – и по ныне) легкие авианосцы – носители штурмовиков-истребителей укороченного взлета и посадки типа Harrier. Первый прототип данного летательного аппарата впервые поднялся в небо в 1966 году, и, на протяжении следующих двадцати лет, находился в производстве и неоднократно модернизировался. К настоящему времени он устарел и постепенно заменяется на F-35B. Ввиду отставания от первоначальных планов новому морскому истребителю пятого поколения, ряд стран Запада (США, Италия и Испания) вынужденно продолжают эксплуатацию AV8B.

Итальянские «гладкопалубники»

ВМС Италии пока поддерживают в строю свой первый носитель «харриеров» - авианесущий крейсер «Джузеппе Гарибальди» (С551 Giuseppe Garibaldi) постройки 1985 года. Задуманный как вертолетоносец, в 1989 году он прошел перестройку под палубные истребители AV-8B Harrier II, а затем – две модернизации, в 2003 и 2013 гг. Ему готовится замена: через несколько месяцев завершится постройка более крупного (полное водоизмещение 33 против 14 тысяч тонн) «Триеста» (L9890 Trieste). Помимо перевозки до 600 морских пехотинцев c тяжелой техникой (включая 54-тонные танки C1 Ariete), он также будет выступать в качестве носителя F-35B.

Но первым в ВМС Италии получит данные самолеты авианосец «Кавур» постройки 2006 года. Корабль водоизмещением порядка свыше 30 тысяч тонн используется в качестве носителя авиагруппы (обычно на борту находятся 8-10 AV-8B и 12 вертолетов семейства AW-101), средств транспортировки морской пехоты (до 400 человек, 24 танка или 50 БМП), а также в качестве штабного. Ресурс имеющегося парка из 16 AV-8B будет полностью исчерпан к 2025 году.

Загодя, итальянцы провели модернизацию «Кавура» под новую авиатехнику. Работы длились 16 месяцев и включали усиление летной палубы и нанесение нового покрытия, а также установку нового оборудования на палубе и боевых постах внутри корпуса и надстройки, в ангаре, погребах и хранилищах авиатоплива. Проложена новая внутрикорабельная сеть, организована система обмена данными.

Модернизация «Кавура» завершилась весной 2020 года, но его трансатлантический переход пришлось отложить из-за пандемии COVID19. Вместо мая 2020 года, авианосец покинул Mar Grande в Таранто лишь в конце января 2021-го. На полпути через Атлантику состоялось «рандеву» с эсминцем ВМС США DDG55 Stout класса Arleigh Burke. Затем три дня подряд корабли вели «совместное маневрирование». В следующие полтора месяца «Стаут» постоянно сопровождал итальянского гостя, включая заходы в Главную военно-морскую базу ВМС США на атлантическом побережье.

В период с 13 февраля по 20 апреля флагман итальянского флота базировался на Норфолк, штат Виргиния.  Заметим, что данная база считается крупнейшей ВМБ в мире и оборудована по последнему слову науки и техники, а поблизости расположено 8 кораблестроительных и судоремонтных заводов с 7 сухими и 3 плавучими доками. Целью пребывания «Кавура» здесь было взаимодействие с американскими военными по выполнению комплекса мероприятий по адаптации к новым типам летательных аппаратов, проверке готовности корабля и его экипажа к производству полетов самолетов короткого взлета и вертикальной посадки F-35B.

Выходы в Атлантику

Командующий 2-м Флотом ВМС США адмирал Льюис (Andrew Lewis) внимательно следил за ходом маневров. «Походы в Западную часть Атлантического океана вместе с нашими партнерами по НАТО, дают прекрасную возможность по отработке приемов морского сражения», - сказал он. Впервые в истории на учениях отрабатывали боевое взаимодействие итальянский и американский авианосцы. Для этого ВМС США задействовал авианосцы «Джеральд Форд» (CVN78 Gerald R. Ford) и «Стеннис» (CVN74 John C. Stennis). «Наши действия по поддержке итальянских коллег в деле сертификации их корабля к полетам F-35B помогли обогатить опыт двухстороннего взаимодействия в области безопасности полетов и отработки приемов морского боя», - отметил Льюис. Также привлекались самолеты Седьмого авианосного авиакрыла (CVW7) и 11-го патрульного и разведывательного авиакрыла ВМС США.

Согласно пресс-релизу ВМС США: «Конкретно отрабатывались: совместное маневрирование кораблей, обнаружение и поражение низколетящих низкоскоростных целей, различные сценарии действий по надводным и береговым объектам с участием морских патрульных самолетов P-8A, перехват скоростных целей с участием истребителей F/A-18E/F, организация взаимодействия по управлению силами и средствами C5I (command, control, communications, computers, combat systems, and intelligence)».

Командир «Стенниса» Норман (Cassidy Norman) комментирует: «Экипаж авианосца полностью осознает важность атмосферы доверия и сотрудничества в ходе сертификации «Кавура» к полетам новейшего типа многоцелевого боевого самолета F-35. Мы рады засвидетельствовать рост боевых возможностей наших итальянских коллег, и, вместе с тем, нашего общего потенциала».

Зачем американцы выделили так много разнородных сил и средств? Разгадка кроется в расширенном потенциале F-35, включая его возможность выступать в роли  «дополнительной пары глаз» при выполнении задач целеуказания для боевых кораблей ВМС США, оснащенных межфлотской системой NIFC-CA (Naval Integrated Fire Control - Counter Air – морская, интегрированная система управления огнем по воздушным целям).

Согласно утверждениям директора программы по боевым системам для надводных кораблей компании Lockheed Martin, данные с бортовых сенсоров F-35 поступают в NIFC-CA и используются системой при проведении стрельб по целям за пределами обнаружения собственными средствами крейсеров и эсминцев. Как пояснил Калабрезе (Rich Calabrese), ВМС США отлаживают обмен информацией между палубными истребителями F-35B/C, самолетами дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Hawkeye и системой NIFC-CA при отражении удара вражеских противокорабельных ракет с применением корабельных огневых средств.

Слаб вооружением

Уступая американским авианосцам по водоизмещению более чем в три раза, «Кавур» во многом корабль «компромиссный». Он не несет ударного ракетного оружия, а зенитное представлено лишь четырьмя комплексами A43 Sylver. Они не интегрированы с NIFC-CA; а основная ракета MBDA Aster 15 с максимальной дальностью пуска 25 км не способна поразить современные российские ПКР «Оникс», «Циркон», «Кинжал» и др.

Есть лишь слабая надежда на, что непосредственно у борта авианосца вражеские ракеты сразит поток снарядов, выпущенных из пяти бортовых артиллерийских систем калибра 76 и 25 мм. Поэтому в случае реальной атаки высокотехнологичного противника остается уповать лишь на американские корабли эскорта, такие как ЭМ «Стаут» с довольно продвинутым противоракетным комплексом Aegis.

Данное пояснение проливает свет на интересное обстоятельство: в ходе маневров с «Кавура» летали не итальянские авиаторы, а американец и англичанин - это майор Лиман (Brad Leeman) – летчик-испытатель 23-й эскадрильи КМП США (VX23), специализированной на тестировании новой авиатехники и лейтенант королевского флота Пилкингтон (Barry Pilkington) тоже в совершенстве освоил F-35B.

Они получили задание командования вылететь с аэродрома Patuxent River, совершить посадку на «Кавур» и далее выполнять распоряжения руководителя технической группы, сформированной для проведения испытаний F-35B. 1 марта, после посадки на авианосец, летчиков встречали знакомые лица: на корабле к тому времени разместились 180 инженеров и техников с базы VX23 в штате Мэриленд, откуда они привезли комплект контрольно-проверочной аппаратуры.

Еще один нюанс: оба задействованных в испытаниях F-35B принадлежат КМП США. Между тем, ещё в прошлом году пару подобных самолетов получил сами ВМС Италии (борта 4-01/ BL-1 и 4-02/BL-2), а ВВС – третий образец, тоже собранный на производственной площадке в Камери (Cameri), провинция Новара. Пройдя заводские испытания, они перелетели на авиабазу Beaufort в Калифорнии, и используются там для обучения итальянского персонала. Представляется, что решение задействовать самолеты КМП США продиктовано, в том числе, и желанием проверить, способны ли их бортовые системы и системы «Кавура» взаимодействовать с аппаратурой NIFC-CA на американских кораблях.

«Мы радовались, принимая на палубу истребители пятого поколения, - вспоминает командир «Кавура». – С одной стороны, это, несомненно, успех, с другой – новые вызовы для итальянского флота». Капитан Чиаппина (Giancarlo Ciappina) верит, что его экипаж сможет в совершенстве овладеть мастерством эксплуатации F-35B, и «союзники по НАТО скоро по достоинству оценят итальянцев как важных партнеров».

«Готов к службе»

«Кавур» провел в море с американской бригадой испытателей и парой F-35B на борту суммарно четыре недели. Помимо штатного экипажа (580 человек), в операции «Готов к Службе» (Ready for Operations) также участвовали сорок итальянцев, прибывших на корабль после курса обучения базе Beaufort КМП США.

Во время выходов на просторы Атлантики было проведено более пятидесяти полетов F-35B днем и ночью, при разном направлении ветра и волнении моря. Выполнено около 120 вертикальных посадок и 115 коротких взлетов при помощи рампы, а также два вертикальных взлета. Этого числа оказалось достаточно для выполнения поставленных задач. Проверено соответствие корабля требованиям к обеспечению взлетно-посадочных операций F-35B, полная совместимость их систем, а также оценены остаточные деформации палубы после выполнения взлетов и посадок новых типов летательных аппаратов. Помимо F-35B, с палубы «Кавура» летали тяжелые конвертопланы MV-22 КМП США.

«Мы провели все запланированные тесты… безопасно, беспроблемно и эффективно», - заявил глава группы испытателей Гесс (Ron Hess). Главным итогом двухмесячного пребывания «Кувура» в Америке стало получение «рекомендации на разрешение производства полетов» от руководства программы (F-35 Joint Program Office). «Нам выпала честь работать вместе с итальянскими коллегами в рамках сертификации их флагмана к выполнению взлетно-посадочных операций новейшего F-35B, - подытожил адмирал Льюис. – Я надеюсь на продолжение нашего взаимодействия по линии наращивания совместных возможностей и усиления партнерства в рамках НАТО».

Наверное, Вашингтон будет склонять Рим к подписанию соглашения по типу такового с Лондоном, о формировании объединенной ударной авианосной группы в составе кораблей и самолетов двух стран. Документ позволяет КМП США держать эскадрилью F-35B на британских базах и выполнять полеты с Queen Elizabeth и Price of Whales, а в число кораблей эскорта этих авианосцев включены американские эсминцы.

Это важно ввиду тенденции к сокращению закупок F-35B со стороны европейских участников программы. Ранее Италия уменьшила цифру на семь единиц, до 30 – поровну для ВМС и ВВС. Финансовые потери в связи с пандемией COVID19 подталкивают Рим и Лондон к умеренности с расходами на оборону. Если придется выбирать, тамошние политики постараются сохранить рабочие места в собственной стране, прежде всего – на предприятиях авиационной и судостроительной промышленности. Ввиду собственного крупного заказа КМП США на F-35B (353 машин), Вашингтон не столь сильно волнует число заказов европейцев на подобную авиатехнику, сколько возможность включать их боевые корабли в состав объединенных сил.

«Кавур» может нести до 10 F-35B в ангаре, и еще 6 - на палубе. Дальнейшее наращивание количества самолетов может идти лишь за счет уменьшения числа вертолетов (в сумме – до 36 ЛА). Однако сильно пострадавшая от пандемии экономика страны может «не потянуть» продолжение закупок дорогих американских самолетов. Поэтому завершение испытаний корабля на обеспечение полетов F-35B – это, прежде всего, заслуга и радость американских флотоводцев, открывающая им перспективу использования «Кавура» с самолетами КМП США на борту.

Вместо заключения

Завершая рассказ об очередном продвижении западных стран по линии палубной авиации, стоит обратить внимание на отсутствие такового у нашего государства. Единственный ТАВКР отечественного флота давно стоит в ожидании ремонта. Подходящих объектов инфраструктуры у нас нет на всем бескрайнем Севере,  а принятое пару лет назад решение на расширение существующего сухого дока на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске до сих пор не выполнено.

Недавно министр обороны лично посетил объект и остался недоволен ходом работ. По состоянию на 13 апреля, здесь было задействовано порядка 400 человек и несколько десятков единиц техники. По мнению Сергея Шойгу, этого «явно недостаточно… особенно ввиду допущенного отставания от графика». Глава военного ведомства высказался о необходимости наращивания сил и средств на объекте, а также организации круглосуточного режима работы. «Нужен док, нужно ремонтировать и модернизировать авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"», - сказал он.

С другой стороны, специалистам понятно, что восстановление ТАВКР проекта 11435 - лишь временное решение. Принятый в состав Северного Флота 30 лет тому назад, крейсер устарел морально и физически. Пока не будет построен новый авианосец (а дальше настольных макетов дело не продвинулось), экипажам самолетов морской авиации не остается ничего иного как выполнять полеты с «Кузнецова». Но вот уже три года они лишены и этой возможности. Затянувшийся ремонт крейсера не позволяет экипажам Су-33 и МиГ-29К/КУБ летать с палубы, что ведет к деградации важной составляющей отечественной морской авиации. Хочется верить, что «Кузнецов» в скором времени снова войдет в строй действующих сил флота, и еще много лет послужит «учебной палубой» для наших корабельных летчиков.


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год



AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer