Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Международная премьера «Орион-Э»

Вооруженный вариант новейшего российского беспилотного аппарата показали на Dubai Airshow 2021


30 ноября 2021 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Компания "Кронштадт" воспользовалась Dubai Airshow 2021 для первой за пределами Союзного Государства демонстрации своей новой продукции - разведывательно-ударных комплексов на основе беспилотных летательных аппаратов (БЛА).

На статической площадке авиасалона выставлялся полноразмерный макет «Орион-Э» в обновленном исполнении с широким набором средств поражения, включая управляемые бомбы и ракеты. В состав соответствующего разведывательно-ударного комплекса входят от трех до шести подобных беспилотников и  мобильный пост управления на шасси армейского грузовика.

фото: Роман Гусаров

Экспонат привлек внимание ряда специалистов и высокопоставленных персон. Экспозицию «Кронштадта» посетили представители многих иностранных государств, а также высокопоставленные члены российской правительственной делегации, в том числе министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Дмитрий Шугаев и заместитель министра обороны Алексей Криворучко.

Высокие гости осмотрели рабочее место оператора БЛА нового поколения (АРМ), выслушав комментарии Генеральный директора АО «Кронштадт» Сергея Богатикова. Он отметил, что подобный АРМ представляет собой следующий шаг на пути развития автоматизации российских беспилотных аппаратов, и одно из ключевых направлений дальнейшей модернизации разведывательно-ударного комплекса.

«Можно констатировать, что наиболее перспективным рынком для поставок КБЛА «Орион-Э» является Ближний Восток, -  продолжал Богатиков. - Заказчики в этом регионе предъявляют к беспилотным комплексам повышенные требования. Мы способны их удовлетворить. Понимаем, что это позволит максимально повысить конкурентоспособность российских беспилотных технологий на мировом рынке и даст возможность нашей стране занять достойную нишу в мировом экспорте БЛА».

Согласно сообщениям СМИ, вооруженный вариант "Орион-Э" вызвал повышенный интерес иностранных покупателей, причем несколько государств разместили заявки на его приобретение. «Рособоронэкспорт отмечает серьезный рост интереса иностранных партнеров к беспилотной авиационной технике российского производства. В 2021 году на внешний рынок вывели разведывательно-ударный «Орион-Э» и сейчас ведем по нему более 10 контрактных переговоров», — сказал руководитель российской компании - экспортера военной техники Александр Михеев (цитата из публикации в газете "Известия").

Всплеск интереса к «Ориону» объясняется расширением состава применяемых им средств поражения за счет включения противотанковой ракеты «Вихрь-М». Впервые комбинация «Вихря» и «Ориона» была показана на XV аэрокосмическом салоне в подмосковном Жуковском, прошедшем 20–25 июля 2021 года на территории ЛИИ имени М.М. Громова. Противотанковые ракеты «Вихрь-М» массой 45 кг (в транспортно-пусковом контейнере – 59 кг) используют систему наведения по лазерному лучу, освоены в серийном производстве и уже находятся на вооружение ударных вертолетов Ка-52.

«С лета этого года иностранные заказчики из стран ближнего и дальнего зарубежья прислали пять заявок на поставку ударных беспилотников "Орион-Э", оснащенных управляемыми ракетами "Вихрь-М"», — сообщил РИА "Новости" информированный собеседник, имя которого не уточняется. Ранее разработчик и производитель дронов – компания «Кронштадт» сообщила, что наземная отработка "Орион-Э" в варианте с "Вихрь-М" завершена, и вскоре ожидаются огневые испытания на полигоне.

Хотя «Орион» впервые открыто представляется на Ближнем Востоке, он давно привлекает самое пристальное внимание арабских стран благодаря успешному применению в ходе контр террористической операции в Сирийской Арабской Республике (САР). Российским военным комплекс лучше известен как «Иноходец». В рамках соответствующей опытно-конструкторской работы сначала был создан чисто разведывательный аппарат. Он первым прошел летные испытания и опробование в обстановке реального боя.

Выяснилось, что планер и силовая установка обладают определенными резервами, позволяющими поднимать аппарат в воздух с дополнительной нагрузкой на точках внешней подвески. Например, брать в полет свободнопадающие бомбы калибра 100 кг. По словам министра обороны, сказанным в конце 2019 года, ударный вариант комплекса задействовался в ходе контртеррористической операции в Сирии. Согласно сообщениям СМИ, «иноходцы» выполнили десятки полетов средней продолжительностью порядка 3-4 часов.    

Успешный характер боевого применения косвенно подтверждается тем фактом, что почти год тому назад комплекс был официально принят на вооружение российской армии. Он стал первой отечественной системой с аппаратами по международной классификации, относящейся к MALE UСAV – «беспилотный ударный летательный аппарат средней высотности и большой продолжительности полета». 

Практически с самого начала работ по программе ставился вопрос о продажах «Ориона» за рубеж. Разведывательный вариант получил паспорт экспортного облика в 2017 году. Этот факт получил широкую огласку в ходе аэрокосмического салона «МАКС-2017». Тогда «Кронштадт» не только продемонстрировал опытный образец, но и провел его презентацию для журналистов.

Большую активность в деле продвижения «Ориона-Э» за рубеж проявил «Рособоронэкспорт». По мнению спецэкспортера, расширение списка поставляемой за рубеж продукции беспилотными летательными аппаратами может значительно укрепить позиции отечественного оружия на глобальном рынке сбыта вооружений, военной и специальной техники. Выступая перед журналистами на салоне «МАКС-2021», генеральный директор Александр Михеев сказал, что на тот момент «Рособоронэкспорт» уже получил «несколько экспортных контрактов… которые в настоящее время исполняются». Все они, однако, - на разведывательную версию, уточнил он. Экспортный облик ударного варианта тогда еще не был окончательно определен, - пояснил Михеев.

Представляется, что профильные специалисты не теряли время даром, а хорошо поработали на салоне «МАКС-2021» и проведенном вскоре после него Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2021». На этих площадках иностранным специалистам были продемонстрированы различные варианты исполнения самого летательного аппарата, его целевой аппаратуры и средств поражения. По всей видимости, осмотревшие их зарубежные гости высказали замечания и предложения, которые в дальнейшем учитывались при совершенствовании облика экспортного варианта разведывательно-ударного комплекса.

В результате, Россия подошла к Dubai Airshow 2021 с готовым комплектом рекламной документации по очередному исполнению «Ориона-Э», наилучшим образом соответствующему потребностям рынка и запросам зарубежных покупателей.Вариант БЛА со спутниковой системой связи и комплектом вооружения, включающим ракеты «воздух-поверхность», представленный на Международной выставке в Объединенных Арабских Эмиратах, вызвал повышенный интерес у делегаций стран Персидского залива, ряда государств Африки и Юго-Восточной Азии. Специально для них российские разработчики провели несколько презентаций комплекса. В частности, они представили концепт автоматизированного рабочего места оператора для управления группой полуавтономных беспилотников.

Заинтересованным представителями иностранных государств рассказали об обновленной системе управления «Ориона» в экспортном исполнении. Согласно заявлениям производителя, включение в состав комплекса спутникового терминала (SATCOM) позволит увеличить радиус действия с 250 км, что определяется возможностями штатного канала радиосвязи, до значений предельной дальности полета по топливу. «Если для дистанционно управляемых БЛА нужно два оператора, для автоматически управляемых – один, то для полуавтономных беспилотников можно ожидать, что один оператор сможет управлять группой», - пояснил Богатиков.

Помимо «Ориона», на стенде АО «Кронштадт» можно было познакомиться с масштабными моделями всей линейки беспилотных летательных аппаратов АО «Кронштадт» самолетного и вертолетного типов. Согласно информационному сообщению АО «Кронштадт», представители промышленности государств Ближнего Востока проявили желание участвовать в кооперации при производстве российских беспилотных комплексов.

Вместе с менеджерами АО «Рособоронэкспорт», руководители «Кронштадта» провели десятки переговоров с иностранными партнерами. Создание экспортных вариантов наилучшим образом соответствующих потребностям иностранных заказчиков продолжает оставаться важным направлением дальнейшей работы. Поскольку, как отметил Александр Михеев, «глобальный рынок боевых летательных аппаратов переполнен различными предложениями… и характеризуется высокой конкуренцией».

Помимо американских, европейских и израильских аппаратов, на нем также представлены многочисленные китайские образцы, причем некоторые уже закуплены Саудовской Аравией, ОАЭ и другими арабскими государствами. Китайские CH-4, Wing Loong и другие применялись в ходе вооруженных конфликтов в Ливии и Йемене, о чем известно по сводкам боевых потерь. Кроме того, в последнее время повышенную активность на рынке MALE UCAV проявляет Турция, продвигая аппараты типа Bayraktar BTB2 и ANKA, протестированные в Сирии, Ираке и Ливии.

Россия вышла на глобальный рынок сбыта ударных беспилотников, пропустив вперед десятки других государств. Продукция конкурентов нашла широкое распространение по миру, и потеснить ее будет непросто. И здесь хорошим подспорьем для продавцов оружия станут высокое техническое совершенство «Орион-Э». Аппарат выгодно отличается передовой конструкцией из современных композиционных материалов и электродистанционной системой управления (FBW). Тонкий фюзеляж и крыло большого удлинения дают отличную аэродинамику, что позволяет «Ориону» выполнять полеты на высотах 7-8 километров продолжительностью в целые сутки.

При всем техническом совершенстве, у «Ориона» есть и недостаток – недостаточно современная и мощная силовая установка. Из-за отсутствия подходящего отечественного варианта, на первых прототипах устанавливали импортные поршневые моторы Rotax 914. Мощности 115 л.с. хватало для разведывательного варианта, но ограничивает количество 100-килограмовых бомб на внешней подвеске всего-навсего двумя единицами.

Конечно, часть задач по поражению небольших незащищенных целей можно решить и меньшими – калибром 50 и даже 20 кг, и подобные боеприпасы демонстрировались в ходе форумов «Армия» 2019-2021гг. Вместе с тем, опыт применения авиации в локальных войнах показывает, что для надежного поражения укрепленных объектов противника требуются авиабомбы ФАБ-250, ФАБ-500, корректируемые КАБ-500. Они являются самыми «популярными» у российских летчиков, выполняющих боевые вылеты с аэродрома «Хмеймим» в Сирии.

Согласно данным производителя, максимальная взлетная масса «Орион-Э» составляет 1000-1100 кг, вес боевой нагрузки – до 250 кг (что позволяет брать максимум 4 "Вихря"). Соотношение «масса/боевая нагрузка» - невысокая. Так, меньший по размерам турецкий BTB2 разработки и производства турецкой фирмы Bayraktar при собственной массе 600-650 кг несет примерно столько же; на практике – четыре управляемых снаряда по 22-50 кг каждый. Причина – недостаточно мощная силовая установка, которая на первых «Орионах» и «байрактарах» была представлена одним мотором семейства Rotax.

С двигателями связан и второй недостаток – западное происхождение силовой установки. Вышеупомянутые моторы разработаны австрийской фирмой BRP-Rotax GmbH & Co KG, находящейся под контролем канадской Bombardier Recreational Products (BRP). «Ротаксы» очень популярны на глобальном рынке, применяются как в авиации, так морской и сухопутной технике. Например, амфибии, снегоходы, «боевые багги» и другие автомобили повышенной проходимости семейства «Can-Am Off-Road vehicles» (типов Maveric, Commander и Defender) от BRP c «ротаксами» мощностью 85-120 л.с. закуплены десятками армий мира, включая Великобританию и Казахстан.

Отдельные образцы моторов становились причиной международных скандалов. Например, в случае со сбитым прошлой осенью над Нагорным Карабахом беспилотным летательным аппаратом BTB2. Среди обломков армянские военные обнаружили остатки Rotax 912 с заводской маркировкой говорящей о его канадском происхождении. Между тем, условия поставки запрещают Турции ре-экспорт подобной техники без согласия разработчика и производителя, что было нарушено передачей Азербайджану соответствующих БПЛА. Сразу после обнародования соответствующей информации, Правительство Канады приостановило отправку готовой продукции в адрес фирмы Bayraktar. В настоящее время турки лихорадочно ищут альтернативных поставщиков.

Что же до серийных «Орионов», то вместо Rotax 914, серийные образцы комплектуются отечественным АПД-120 с воздушным винтом АВ-115. Хорошим решением по повышению летно-технических характеристик «Ориона» станет его комплектация новейшим отечественным роторно-поршневым двигателем (РПД). Разработчик - Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) из состава НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского». Согласно пресс-релизу от 11 октября, ЦИАМ расширил список компаний, привлекаемых к теме РПД-150Т.

Этот двигатель впервые публично демонстрировался на «МАКС-2021». Разрабатывается по заказу Минпромторга России на замену импортных поршневых авиационных моторов типа Rotax вариантов «912», «914» и «915» в классе мощности 100-160 л.с. Окончание работ по соответствующему ОКР - 2024 год. Планируемое применение: летательные аппараты, робототехнические комплексы, сухопутная колесная и гусеничная техника, катера, приводы насосов, электрогенераторы.

Переоснащение «Ориона» с классического поршневого мотора на перспективный РПД-150Т позволит увеличить скорость, высотность и взлетный вес, решив проблему повышения полезной нагрузки до уровня, позволяющего применять данный БЛА для уничтожения укрепленных объектов противника. 

Итак, согласно информации МО РФ, первые комплекты «Иноходцев» поступили на вооружение. На прошедших недавно крупных военный учениях «Запад-2021» эти и другие БПЛА отрабатывали приемы применения в составе межвидовой группировки войск. Руководство компании «Кронштадт» пообещало в этом году поставить Главному заказчику не менее шести полных комплектов комплекса. Увеличение темпов производства произойдет после запуска нового завода в Дубне общей площадью порядка 45 тысяч квадратных метров. Это событие ожидается до конца текущего года. Предприятие будет выпускать несколько десятков БЛА ежегодно, как военного, так и гражданского назначения, для местных и иностранных заказчиков.


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer