Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Брифинг

Шах и мат - беспроигрышная партия

14 ноября 2021 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Первая международная презентация легкого тактического самолета Checkmate состоялась на авиасалоне Dubai AirShow 2021. Checkmate – первый в России однодвигательный самолет пятого поколения, созданный компанией «Сухой», входящей в холдинг ОАК Госкорпорации Ростех. Впервые истребитель был представлен в июле 2021 года на авиа-космическом салоне МАКС-2021. Ключевые особенности самолета – его малозаметность, малая стоимость летного часа, открытая архитектура и высокие показатели по критерию «стоимость-эффективность».

Рассказывает президент ОАК Юрий Слюсарь: "Создается впечатление, что CheckMate появился внезапно. Это так лишь отчасти. Мы действительно этот самолет изготовили в рекордно сжатые сроки, благодаря тем цифровым технологиям, в которых теперь работает Объединенная Авиастроительная Корпорация - от автоматизированного рабочего места конструктора,  до станка, на котором изготавливались детали этого самолета.

При этом сама идея самолета родилась гораздо раньше, в ее рождении лежит большой боевой опыт, который приобрела российская армия и российское авиастроение в ходе военной операции в Сирии. И многие решения, которые заложены в этом самолете, они оттуда – из реального боевого опыта.

Это не просто проект самолета, а начало большого, длительного пути по позиционированию самолета Су-75 CheckMate как платформы для целого семейства самолетов. А если ещё шире, для всего нового поколения самолетов Сухого, включая Су-57, беспилотный стратегический комплекс Охотник и семейство самолетов CheckMate.

Это отражает общемировые тенденции в авиастроении на унификацию семейств, получение прорывных технологий, базирующихся на одной платформе. Мы создаем семейство самолетов включающее одноместную, двухместную, опционально пилотируемую и беспилотную версии, что является отражением реализации этой стратегии.

Такой подход вызывает интерес со стороны ВКС России. В том числе и в части экономики проекта, как и у любого заказчика, обладающего ограниченным ресурсом и большим количеством задач. Задача, которую мы пытаемся реализовать – это обеспечить покупателя беспрецедентными возможностями, которые дает самолет пятого поколения по разумной цене".

Генеральный директор ГК "Ростех" Сергей Чемезов: "Красивый, хороший самолет получился. Объединенные Арабские Эмираты уже заинтересовались, хотят более детально посмотреть и обсудить машину. Уверен, спрос будет и со стороны других стран, с которыми намечены встречи. У нас существенное преимущество по сравнению с остальными.

Во-первых, этот самолет открытой конфигурации: мы предлагаем базу, на нее можем подвесить любое вооружение, которое пожелает заказчик. Кроме того, устанавливается различная электроника, средства радиоэлектронной борьбы, средства для захвата целей и так далее. То есть это всё - различные опции, которые по желанию заказчика можно исполнить и установить. И, конечно, из-за этого варьируется цена. Базовая, я надеюсь, будет в районе 30-35 млн долларов.

Чтобы поднять самолет, нужно где-то три опытных машины, три образца, которые будут осуществлять испытательные полеты. Рособоронэкспорт уже начал его продвижение. Проведен ряд переговоров с иностранными делегациями, сейчас формируются для них предложения по облику машины. 

К конкурентам я бы отнес JF-17, J-10, F-16, но сопоставимыми возможностями может похвастаться только F-35. Тем не менее, наш самолет экономически выгоднее, как с точки зрения стоимости машины, так и со стороны стоимости летного часа. При этом он может брать на борт рекордный объем вооружения. Поэтому считаю, что у самолета хорошие экспортные перспективы.

В этом проекте подход конструкторов, тех, кто отвечает за технические решения, это тонкий и сложный баланс между теми проверенными решениями, которые используются в самолетах, теми, которые уже проходят испытания или серийно производятся и новыми прорывными технологиями. Не могу раскрыть всех деталей проекта, скажу лишь, что в Комсомольске-не -Амуре уже начата работа по производству нескольких опытных образцов одновременно".

Михаил Никитушкин, заместитель главного конструктора самолета CheckMate: "Здесь представлен прототип, на котором мы проводим наземные отработки самолетных систем и бортового оборудования. В дальнейшем будет построен летный самолет, первый полет которого планируется в 2023 году. Начало серийных поставок намечено на 2026 год.

Чтобы сократить сроки создания самолета, мы применяем многие технические решения, которые заимствованы с Су-57. И по конструкции планера, и по бортовому оборудованию, и по самолетным системам. И мы будем оснащать его только тем вооружением, которое уже прошло испытания на Су-57.

И когда мы говорим о модульной конструкции, то подразумеваем, что с самого начала в конструктивно-технологические решения заложена возможность производства также двухместной и беспилотной версий с минимальными доработками.

Сама идея открытой архитектуры, которая лежит в основе этого самолета, позволяет адаптировать функционал под нужды конкретного заказчика. И тот набор функций и требований, который заказчик будет предъявлять к самолету, может быть реализован в кооперации с внешними партнерами".

Президент ОАК Юрий Слюсарь: "CheckMate это некая платформа, на базе которой можно собрать концептуально тот боевой комплекс, который необходим каждому конкретному заказчику. Это наше большое преимущество, поскольку мы исходим не из готовых решений, не из созданного самолета, а из пожеланий, требований и возможностей, включая экономические, которыми располагает заказчик.

И многие из таких заказчиков предъявляют требования по совместной разработке, индустриальной кооперации, развитию компетенций по эксплуатации и обслуживанию самолетов. Все это конечно же будет учтено. И мы надеемся, что такое сотрудничество перейдет границы двусторонних проектов и будет международным.

В 2017 году было подписано соглашение с ОАЭ, но затем произошла пауза, связанная с эпидемией COVID-19. Международная премьера CheckMate на авиасалоне в Dubai это как раз и есть развитие нашего соглашения по самолету пятого поколения. Мы сюда приехали для активизации процесса переговоров по выполнению соглашения.

Иными словами, программа может начаться с этого проекта, и мы показываем те подходы и решения, которые в рамках этой работы могли бы привнести в этот проект с российской стороны".


Роман Гусаров



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer