Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Российские технологии

ОДК осваивает трёхмерное ткачество

Что это такое и какой даёт результат


21.01.21 17:48 / ОДК / Aviation EXplorer
 

Соткать, раскроить, придать форму, пропитать, отвердить. За простыми действиями кроется сложная технология изготовления важнейшего элемента двигателя самолёта. Её освоением сейчас занимаются на рыбинском ПАО «ОДК — Сатурн», которое входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха. В этом материале расскажем, как из сотканного полотна получаются лопатки вентилятора и каким образом уникальная технология поможет улучшить показатели двигателя.

Ткачество в формате 3D

В руках инженера полотно, сотканное из толстых синтетических ниток. Заготовка причудливой формы с одной стороны имеет утолщение в плетении, с другой, наоборот, ткань словно становится тоньше. На самом деле это своеобразная выкройка для будущей лопатки вентилятора двигателя.

Это так называемая преформа — тканая заготовка из углеродного волокна. Она изготовлена по технологии трёхмерного ткачества на специальном оборудовании, которое адаптировалось для этого технологического процесса. «До сих пор таких сложных тканых конструкций в России не изготавливалось, — говорит заместитель главного инженера опытного завода по полимерным композиционным материалам Виталий Крупенников. — Длительные разработки привели к получению образцов деталей-демонстраторов, которые подлежат как стендовым испытаниям, так и испытаниям в составе двигательной  установки».

Технология трёхмерного ткачества напоминает процесс изготовления искусственных цветов на уроках труда, когда лепестки из ткани пропитываются крахмальным раствором, проглаживаются и крепятся к проволочному стеблю. При изготовлении лопаток вместо атласной ленты — армированный материал, вместо крахмала — связующее вещество со сложным составом, гигантский промышленный пресс заменяет утюг.

Преформа поступает в «ОДК — Сатурн» в готовом виде: её изготавливают по специальному заказу на одном из российских предприятий. Трёхмерную ткань получают при помощи жаккардового ткачества. Процесс изготовления преформы разрабатывается в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Сама нить — высокопрочный материал с уникальными свойствами. Связующее  – специальная эпоксидная смола, разработанная во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов в строгом соответствии с техническими требованиями, предъявленными именно для этого изделия, обеспечивает ударостойкость композиционного материала.

«Получаемый композит обладает низкой плотностью, даже по сравнению с алюминием, но гораздо более высокой прочностью, а конструкторско-технологические изыскания позволяют добиваться характеристик, превышающих по отдельным показателям титановые сплавы», — объясняет Крупенников.

В отдельном помещении установлен огромный стол, где происходит раскройка армированного полотна — цифровой режущий плоттер. Оператор загружает в компьютер файл с программой, которая задаёт контуры для будущей лопатки двигателя, проверяет правильность размещения материала на поверхности. Остальную работу плоттер выполнит уже самостоятельно, подобрав оптимальный режущий инструмент.

При этом важно, чтобы при раскройке никакие посторонние материалы не попали на полотно — любая частица способна испортить заготовку. Поэтому плоттер установлен в так называемом «чистом» производственном помещении, где особым образом контролируют параметры рабочей среды: войти можно исключительно через специальный шлюз с пониженным давлением относительно чистых помещений и с повышенным - относительно общепроизводственных.

Подготовленная преформа выкладывается на специальную матрицу пресс-формы, точно повторяющую контуры будущей лопатки, и накрывается второй половинкой пресс-формы. Далее под  давлением происходит пропитка преформы связующим, материалы связываются в единое целое, конструкция приобретает необходимую прочность и фиксированную форму под воздействием температуры.

На выходе заготовка подлежит механической обработке. Завершающий этап — приклеивание защитной кромки — титановой пластины (внешне напоминающей персидскую саблю), которая защищает лопасть вентилятора от ударов при попадании посторонних объектов, придаёт ей дополнительную прочность.

«Внешне всё выглядит довольно просто, но в самом процессе масса нюансов, тонкостей, которые как раз и делают его сложным, наукоёмким, — поясняет Виталий Крупенников. — Каждый этап сопровождается контролем на предмет соблюдения геометрии формы и скрытых дефектов».

Чем легче, тем лучше

Технология изготовления лопаток из композиционных материалов позволяет снизить их массу, что, в свою очередь, заметно уменьшит массу самого двигателя. В «ОДК — Сатурн» эту технологию применяют в размерности двигателя ПД-14, то есть изготавливают лопатки длиной 750 миллиметров. Когда пройдут все необходимые испытания, планируется наладить серийное производство таких лопаток для нового двигателя повышенной тяги ПД-35. Его вентилятор в диаметре составляет 3,5 метра, соответственно, длина каждой лопатки — 1250 миллиметров. Масса при увеличении размера лопатки играет значительную роль. Специалисты считают, что, например, титановые лопатки подобного размера вряд ли смогут обеспечить заданные качественные характеристики.

Разработка рабочей лопатки вентилятора из полимерно-композиционного материала — относится к так называемым критическим технологиям и носит первый порядковый номер. Это связано с тем, что снижение массы лопатки вентилятора значительно влияет на массу всего двигателя. Кроме того, это роторная деталь, то есть снижение её массы уменьшает  нагрузку на подшипники, валы.

«Сама конструкция двигателя должна быть устойчива к пробитию лопаткой. Поэтому именно вес лопатки влияет на то, какое будет принято решение по выбору материала и конструкции корпуса вентилятора, и во многом - каким будет итоговый вес двигателя», — говорит Виталий Крупенников.

Снижение массы двигателя позволит повысить и его топливную эффективность. По утверждению специалистов, лопатка, изготовленная из  трёхмерно-армированного материала, обладает повышенной прочностью, будет устойчива к расслоению. Пока технология не отработана окончательно, лопатки, которые изготавливают на опытном производстве, не являются частями каких-либо узлов. Изделия подлежат тщательным исследованиям и испытаниям.

Одновременно с рыбинским «ОДК-Сатурн» разработку технологии для создания рабочей лопатки вентилятора из полимерных композитов ведёт «ОДК — Авиадвигатель». Специалисты пермского предприятия изучают возможности создания лопатки из полимерных композиционных материалов методом послойной выкладки с последующим термоформованием.

Первые опытные образцы по обеим технологиям изготовлены и в настоящее время проходят инженерные испытания, по итогам которых определят наиболее перспективную с точки зрения стоимости и стабильности технологию. По прогнозам специалистов, старт серийного производства может произойти в 2025-м году. Объёмы будут зависеть от реализации проектов новых двигателей ОДК,  а также от заинтересованности сторонних заказчиков.


ОДК



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год



AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer