В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № Пр-1845, 5 декабря 2016 г. № Пр-2346, 17 февраля 2018 г. № Пр-288 необходимо достигнуть следующего уровня выпуска гражданской продукции на предприятиях ОПК:
- к 2020 г. - не менее чем до 17%;
- к 2025 г. - не менее чем до 30%;
- к 2030 г. - не менее чем до 50%.
Для достижения этих целей продажи гражданской продукции на предприятиях ОПК должны вырасти за следующие 12 лет почти в пять раз, что соответствует среднегодовому темпу роста около 13% в год (статистический темп роста 4,6% в год). Это потребует инвестиций в проекты разработки и организации производства продукции в размере 5 трлн руб. до 2030 г. (0,8 трлн руб. до 2021 г.), государственного субсидирования расходов на НИОКР в размере 315 млрд руб. до 2030 г. (67 млрд руб. до 2021 г.).
По определению, «диверсификация производства» (лат. persus – разный и facere — делать) – это комплекс мер, направленный на повышение эффективности выпуска продукции, увеличение получаемой выгоды от ее реализации или на исключение возможности банкротства компании. Как правило, этот процесс включает одновременное развитие нескольких, не связанных между собой видов производственной деятельности, и может быть направлен на расширение ассортимента выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. За счет увеличения товарного разнообразия может быть достигнуто существенное повышение экономических показателей производства.
Диверсификация производства ОПК для многих предприятий России, ориентированных на выпуск военной продукции, является ключевым направлением деятельности для выживания в условиях неминуемого сокращения объемов гособоронзаказа. Это определено не только необходимостью сохранения высокопрофессиональных кадров на предприятиях ОПК, но и переносом приоритетов на выпуск продукции гражданского назначения (ПГН) в целом.
На каждом этапе жизненного цикла предприятия ОПК сталкиваются с комплексом проблем, которые ограничивают их возможности по развитию ПГН. Ключевыми из них являются: недостаток мотивации и отсутствие четких целей на уровне руководителей предприятий, недостаточная мотивация привлечения частных инвесторов, дефицит собственных идей и проектов по производству новой ПГН, необходимость обеспечения гарантированного стартового спроса, недостаток длинного финансирования проектов по низкой ставке для развития ПГН в ОПК, нехватка квалифицированных кадров и ключевых компетенций, недостаток финансирования проектов ПГН в ОПК, отсутствие инноваций и передовых технологий. Решение этих и других проблем требует от руководителей всех уровней принятия комплекса организационных, технологических, кадровых и финансовых решений.
Авиационными холдингами, входящими в Государственную корпорацию «Ростех» (ПАО «ОАК», АО «Вертолеты России», АО «ОДК», АО «КРЭТ», АО «Технодинамика»), сформированы предложения, которые отвечают проблематике отрасли по всем этапам жизненного цикла ПГН. Из всего списка предложений только 15 инициатив имеют высокий уровень эффекта и реализуемости: формирование кадрового резерва руководителей организаций ОПК, обеспечение закупки ПГН при реализации национальных проектов, установление для госзаказчиков обязательной квоты закупок отечественной продукции, разработка инструмента кредитования предприятий ОПК для расширения оборотного капитала и др.
Основная задача государства – повысить привлекательность объектов для инвестиций на стыке ОПК и рынка за счет обеспечения гарантированного спроса (в том числе с вовлечением государственных компаний и естественных монополий), а также определить (уточнить) правила взаимодействия участников.
Государство на сегодняшний день создало полный инструментарий поддержки проектов по диверсификации производства ОПК. Утверждены планы развития производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения, составлен реестр гражданских проектов, проанализирован спрос и предложения гражданской продукции, разработаны соответствующие методики, скорректированы условия СПИК для соответствия потребностям предприятий ОПК и формы статистического учета. Принято постановление Правительства Российской федерации № 459 для финансирования гражданских инвестиционных проектов по льготной кредитной ставке и расширены случаи применимости этого постановления.
Еще одним существенным подспорьем для оборонки в этом году стала новая спецпрограмма Фонда развития промышленности с одноименным названием – «Конверсия». Ее участники получают допуск к дешевым и длинным деньгам. Основные параметры программы – льготные займы от 200 до 750 млн руб. на срок до пяти лет с процентной ставкой 1% в первые три года займа и 5% – на оставшийся период. Целевой объем продаж новой продукции – не менее 50% от суммы займа в год, начиная со второго года серийного производства. Участвовать в программе могут только предприятия, входящие в реестр организаций ОПК.
Минпромторг России и комитет Совета Федерации по обороне осуществляют подготовку аналитической программы по диверсификации ОПК. Ее разработка должна завершиться осенью 2020 г. В программе будут обобщены все меры поддержки проектов конверсии. Четко сформулированы подходы к их реализации и определены гражданские сегменты экономики, где продукция оборонки будет наиболее востребована. Программа будет обладать высокой степенью детализации, включая аналитику для конкретного предприятия.
Особенностью российского оборонного комплекса в целом является то, что большинство предприятий изначально создавались исключительно под военные задачи. Авиационная промышленность стоит в этом плане особняком – практически вся гражданская авиационная техника производится на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Тем не менее, структуры авиационной промышленности в той или иной степени также сталкиваются с двумя главными сложностями диверсификации – отсутствием продуктового мышления и перевернутой пирамидой издержек. Для оборонщиков главным в производстве всегда были и остаются тактико-технические характеристики продукта, а сроки изготовления и цена уходят на второй план. На гражданском рынке важны цена и сроки вывода продукта на рынок, а тактико-технические характеристики задаются в зависимости от этих параметров. Предприятия, которые десятилетиями жили по одному принципу, при переходе неизбежно сталкиваются с затруднениями. Естественно, в авиастроении эти показатели должны быть реализованы, прежде всего, за счет увеличения выпуска современных гражданских воздушных судов.
Задачи, поставленные Президентом Российской Федерации по объемам выпуска гражданской продукции на предприятиях авиационной промышленности, выполняются. Уже сегодня процент выпуска гражданской продукции составляет 31,3%. К 2025 г. эта цифра будет только расти за счет начала серийного выпуска среднемагистральных самолетов МС-21, региональных «Байкал», L-410 и L-610.
В этом контексте со стороны коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации усилен контроль за выполнением в установленные сроки планов по выпуску самолетов Сухой Суперджет-100, совершенствованием систем его послепродажного обслуживания и обеспечения. Несмотря на имеющиеся проблемы, следует максимально локализовать производство агрегатов и комплектующих для этих самолетов в России, существенно нарастить их темпы выпуска.
Особое внимание будет уделяться реализации программы по новому среднемагистральному пассажирскому самолету МС-21, который в перспективе должен занять большую нишу в пассажирских авиаперевозках. Также будут усилены координация и контроль реализации программ по пассажирскому самолету Ил-114 и вертолетам Ми-38, Ка-62.
По данным ПАО «ОАК», доля выручки от продаж самолетов гражданского и двойного назначения составит к 2020 г. 35%, а к 2030 г. 54%, а в единицах воздушных судов доля такой техники к 2020 г. составит 39%, а к 2030 г. должна достичь 72%.
Всего предприятия авиационной промышленности в период 2019-2025 гг. планируют 138 приоритетных проектов по выпуску продукции гражданского назначения (ПГН), из них: 66 – в стадии НИОКР, 50 выпускаются серийно, 10 – в стадии технического перевооружения, 12 – в форме оказания услуг.
С 2019 г. реализуются 36 проектов (НИОКР – 23, серийное производство – 7, техническое перевооружение – 6). В т. ч. принципиально новой продукции – 12 проектов. С 2020 г. начато или планируется приступить к реализации 11 приоритетных проектов, в т. ч. НИОКР – 7, серийное производство – 3, техническое перевооружение – 1, принципиально новых – 4.
Среди традиционных приоритетных проектов организаций авиационной промышленности, по которым получено решение Правительства Российской Федерации, есть и нетрадиционные, но крайне востребованные в реалиях сегодняшнего дня. Например, АО «КРЭТ» выпускает аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Одной из главных задач диверсификации является наращивание экспорта высокотехнологичной продукции предприятиями российского ОПК. В этом плане организации авиационной промышленности имеют значительный задел. В первую очередь это продукция гражданского вертолетостроения. В предыдущие годы весьма успешно продавались вертолеты серии Ми-8/Ми-17, ставшие подлинным бестселлером российского авиапрома. В настоящее время экспорт гражданской продукции вертолетостроения ограничен модификациями тяжелых вертолетов Ми-17 и Ка-32, а также сверхтяжелого вертолета Ми-26. В перспективе возможны экспортные поставки вертолетов «Ансат», Ка-226Т, Ка-32, Ка-62, Ми-171А2, Ми-38.
Есть перспективы поставок за рубеж самолетов Сухой Суперджет-100 и МС-21. Этому будет способствовать распоряжение Правительства РФ от 18.09.2017 г. № 1997-р «О стратегии развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года».
Одним из эффективных инструментов диверсификации производства является применение цифровых технологий. Они дают возможность быстрого перестроения производственных процессов и цепочек кооперации на всем жизненном цикле воздушного судна с целью повышения эффективности. Среди приоритетных в авиастроении выделены несколько направлений: частичная замена натурных испытаний математическим моделированием, использование суперкомпьютерных вычислений и технологии дополненной и виртуальной реальности в производстве и ППО, а также системы искусственного интеллекта и анализ больших данных.
Большое внимание вопросу диверсификации производства было уделено в деловой программе форума «Армия-2020». Одним из ключевых ее событий стал Конгресс «Диверсификация ОПК в интересах национальных проектов», который системно объединил почти пятую часть всех мероприятий научно-деловой программы форума. Конгресс был организован коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации при поддержке Правительства Российской Федерации. Пленарное заседание Конгресса открыл заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов.
Участники пленарного заседания отметили, что участие оборонных предприятий в реализации нацпроектов, стартовавших в прошлом году по инициативе Президента РФ, открывает широкое окно возможностей для успешного развития диверсификации оборонно-промышленного комплекса.
Отмечены результаты совместной с коллегией ВПК деятельности рабочей группы Госсовета по направлению «Промышленность» и рабочей подгруппой «ОПК и диверсификация» в области совершенствования нормативной правовой базы, по итогам которой в Государственную Думу внесено 18 законопроектов. Особенно значимы законопроекты по квотированию госзакупок отечественной продукции, которые имеют для России историческое значение. Это важный шаг, который должен в рамках импортозамещения сформировать заказ для отечественной высокотехнологичной промышленности и позитивно повлиять на темпы роста объемов производства гражданской продукции предприятиями ОПК.
Отечественные предприятия производят множество образцов современной и качественной продукции, которая по цене и потребительским свойствам может успешно конкурировать с зарубежными образцами. В связи с этим совершенствование нормативно-правовой базы в контрактной сфере должно носить системный и последовательный характер, что позволит интенсифицировать формирование заказа для отечественной высокотехнологичной промышленности и позитивно влиять на темпы роста объемов производства гражданской продукции предприятиями ОПК.
По итогам обсуждения ключевых аспектов главной темы дискуссии с производителями и заказчиками промышленной продукции в рамках рабочей подгруппы «Нормативное регулирование промышленности и совершенствование системы закупок» готовятся конструктивные предложения в адрес Правительства РФ.
Вопросы разработки и производства гражданской АТ требуют от организаций авиационной промышленности тесного взаимодействия с Минпромторгом России и Госкорпорцией «Ростех», в которой сосредоточены основные авиастроительные активы. Учитывая исключительно важное социальное и экономическое значение развития отечественного гражданского авиастроения, это направление было и остается одним из приоритетных в работе коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и ее Совета по авиастроению. Мы должны следовать курсом на диверсификацию и ни в коем случае не выбиваться из графика. Трансформация продиктована временем.
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"
- к 2020 г. - не менее чем до 17%;
- к 2025 г. - не менее чем до 30%;
- к 2030 г. - не менее чем до 50%.
Для достижения этих целей продажи гражданской продукции на предприятиях ОПК должны вырасти за следующие 12 лет почти в пять раз, что соответствует среднегодовому темпу роста около 13% в год (статистический темп роста 4,6% в год). Это потребует инвестиций в проекты разработки и организации производства продукции в размере 5 трлн руб. до 2030 г. (0,8 трлн руб. до 2021 г.), государственного субсидирования расходов на НИОКР в размере 315 млрд руб. до 2030 г. (67 млрд руб. до 2021 г.).
По определению, «диверсификация производства» (лат. persus – разный и facere — делать) – это комплекс мер, направленный на повышение эффективности выпуска продукции, увеличение получаемой выгоды от ее реализации или на исключение возможности банкротства компании. Как правило, этот процесс включает одновременное развитие нескольких, не связанных между собой видов производственной деятельности, и может быть направлен на расширение ассортимента выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. За счет увеличения товарного разнообразия может быть достигнуто существенное повышение экономических показателей производства.
Диверсификация производства ОПК для многих предприятий России, ориентированных на выпуск военной продукции, является ключевым направлением деятельности для выживания в условиях неминуемого сокращения объемов гособоронзаказа. Это определено не только необходимостью сохранения высокопрофессиональных кадров на предприятиях ОПК, но и переносом приоритетов на выпуск продукции гражданского назначения (ПГН) в целом.
На каждом этапе жизненного цикла предприятия ОПК сталкиваются с комплексом проблем, которые ограничивают их возможности по развитию ПГН. Ключевыми из них являются: недостаток мотивации и отсутствие четких целей на уровне руководителей предприятий, недостаточная мотивация привлечения частных инвесторов, дефицит собственных идей и проектов по производству новой ПГН, необходимость обеспечения гарантированного стартового спроса, недостаток длинного финансирования проектов по низкой ставке для развития ПГН в ОПК, нехватка квалифицированных кадров и ключевых компетенций, недостаток финансирования проектов ПГН в ОПК, отсутствие инноваций и передовых технологий. Решение этих и других проблем требует от руководителей всех уровней принятия комплекса организационных, технологических, кадровых и финансовых решений.
Авиационными холдингами, входящими в Государственную корпорацию «Ростех» (ПАО «ОАК», АО «Вертолеты России», АО «ОДК», АО «КРЭТ», АО «Технодинамика»), сформированы предложения, которые отвечают проблематике отрасли по всем этапам жизненного цикла ПГН. Из всего списка предложений только 15 инициатив имеют высокий уровень эффекта и реализуемости: формирование кадрового резерва руководителей организаций ОПК, обеспечение закупки ПГН при реализации национальных проектов, установление для госзаказчиков обязательной квоты закупок отечественной продукции, разработка инструмента кредитования предприятий ОПК для расширения оборотного капитала и др.
Основная задача государства – повысить привлекательность объектов для инвестиций на стыке ОПК и рынка за счет обеспечения гарантированного спроса (в том числе с вовлечением государственных компаний и естественных монополий), а также определить (уточнить) правила взаимодействия участников.
Государство на сегодняшний день создало полный инструментарий поддержки проектов по диверсификации производства ОПК. Утверждены планы развития производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения, составлен реестр гражданских проектов, проанализирован спрос и предложения гражданской продукции, разработаны соответствующие методики, скорректированы условия СПИК для соответствия потребностям предприятий ОПК и формы статистического учета. Принято постановление Правительства Российской федерации № 459 для финансирования гражданских инвестиционных проектов по льготной кредитной ставке и расширены случаи применимости этого постановления.
Еще одним существенным подспорьем для оборонки в этом году стала новая спецпрограмма Фонда развития промышленности с одноименным названием – «Конверсия». Ее участники получают допуск к дешевым и длинным деньгам. Основные параметры программы – льготные займы от 200 до 750 млн руб. на срок до пяти лет с процентной ставкой 1% в первые три года займа и 5% – на оставшийся период. Целевой объем продаж новой продукции – не менее 50% от суммы займа в год, начиная со второго года серийного производства. Участвовать в программе могут только предприятия, входящие в реестр организаций ОПК.
Минпромторг России и комитет Совета Федерации по обороне осуществляют подготовку аналитической программы по диверсификации ОПК. Ее разработка должна завершиться осенью 2020 г. В программе будут обобщены все меры поддержки проектов конверсии. Четко сформулированы подходы к их реализации и определены гражданские сегменты экономики, где продукция оборонки будет наиболее востребована. Программа будет обладать высокой степенью детализации, включая аналитику для конкретного предприятия.
Особенностью российского оборонного комплекса в целом является то, что большинство предприятий изначально создавались исключительно под военные задачи. Авиационная промышленность стоит в этом плане особняком – практически вся гражданская авиационная техника производится на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Тем не менее, структуры авиационной промышленности в той или иной степени также сталкиваются с двумя главными сложностями диверсификации – отсутствием продуктового мышления и перевернутой пирамидой издержек. Для оборонщиков главным в производстве всегда были и остаются тактико-технические характеристики продукта, а сроки изготовления и цена уходят на второй план. На гражданском рынке важны цена и сроки вывода продукта на рынок, а тактико-технические характеристики задаются в зависимости от этих параметров. Предприятия, которые десятилетиями жили по одному принципу, при переходе неизбежно сталкиваются с затруднениями. Естественно, в авиастроении эти показатели должны быть реализованы, прежде всего, за счет увеличения выпуска современных гражданских воздушных судов.
Задачи, поставленные Президентом Российской Федерации по объемам выпуска гражданской продукции на предприятиях авиационной промышленности, выполняются. Уже сегодня процент выпуска гражданской продукции составляет 31,3%. К 2025 г. эта цифра будет только расти за счет начала серийного выпуска среднемагистральных самолетов МС-21, региональных «Байкал», L-410 и L-610.
В этом контексте со стороны коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации усилен контроль за выполнением в установленные сроки планов по выпуску самолетов Сухой Суперджет-100, совершенствованием систем его послепродажного обслуживания и обеспечения. Несмотря на имеющиеся проблемы, следует максимально локализовать производство агрегатов и комплектующих для этих самолетов в России, существенно нарастить их темпы выпуска.
Особое внимание будет уделяться реализации программы по новому среднемагистральному пассажирскому самолету МС-21, который в перспективе должен занять большую нишу в пассажирских авиаперевозках. Также будут усилены координация и контроль реализации программ по пассажирскому самолету Ил-114 и вертолетам Ми-38, Ка-62.
По данным ПАО «ОАК», доля выручки от продаж самолетов гражданского и двойного назначения составит к 2020 г. 35%, а к 2030 г. 54%, а в единицах воздушных судов доля такой техники к 2020 г. составит 39%, а к 2030 г. должна достичь 72%.
Всего предприятия авиационной промышленности в период 2019-2025 гг. планируют 138 приоритетных проектов по выпуску продукции гражданского назначения (ПГН), из них: 66 – в стадии НИОКР, 50 выпускаются серийно, 10 – в стадии технического перевооружения, 12 – в форме оказания услуг.
С 2019 г. реализуются 36 проектов (НИОКР – 23, серийное производство – 7, техническое перевооружение – 6). В т. ч. принципиально новой продукции – 12 проектов. С 2020 г. начато или планируется приступить к реализации 11 приоритетных проектов, в т. ч. НИОКР – 7, серийное производство – 3, техническое перевооружение – 1, принципиально новых – 4.
Среди традиционных приоритетных проектов организаций авиационной промышленности, по которым получено решение Правительства Российской Федерации, есть и нетрадиционные, но крайне востребованные в реалиях сегодняшнего дня. Например, АО «КРЭТ» выпускает аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Одной из главных задач диверсификации является наращивание экспорта высокотехнологичной продукции предприятиями российского ОПК. В этом плане организации авиационной промышленности имеют значительный задел. В первую очередь это продукция гражданского вертолетостроения. В предыдущие годы весьма успешно продавались вертолеты серии Ми-8/Ми-17, ставшие подлинным бестселлером российского авиапрома. В настоящее время экспорт гражданской продукции вертолетостроения ограничен модификациями тяжелых вертолетов Ми-17 и Ка-32, а также сверхтяжелого вертолета Ми-26. В перспективе возможны экспортные поставки вертолетов «Ансат», Ка-226Т, Ка-32, Ка-62, Ми-171А2, Ми-38.
Есть перспективы поставок за рубеж самолетов Сухой Суперджет-100 и МС-21. Этому будет способствовать распоряжение Правительства РФ от 18.09.2017 г. № 1997-р «О стратегии развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года».
Одним из эффективных инструментов диверсификации производства является применение цифровых технологий. Они дают возможность быстрого перестроения производственных процессов и цепочек кооперации на всем жизненном цикле воздушного судна с целью повышения эффективности. Среди приоритетных в авиастроении выделены несколько направлений: частичная замена натурных испытаний математическим моделированием, использование суперкомпьютерных вычислений и технологии дополненной и виртуальной реальности в производстве и ППО, а также системы искусственного интеллекта и анализ больших данных.
Большое внимание вопросу диверсификации производства было уделено в деловой программе форума «Армия-2020». Одним из ключевых ее событий стал Конгресс «Диверсификация ОПК в интересах национальных проектов», который системно объединил почти пятую часть всех мероприятий научно-деловой программы форума. Конгресс был организован коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации при поддержке Правительства Российской Федерации. Пленарное заседание Конгресса открыл заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов.
Участники пленарного заседания отметили, что участие оборонных предприятий в реализации нацпроектов, стартовавших в прошлом году по инициативе Президента РФ, открывает широкое окно возможностей для успешного развития диверсификации оборонно-промышленного комплекса.
Отмечены результаты совместной с коллегией ВПК деятельности рабочей группы Госсовета по направлению «Промышленность» и рабочей подгруппой «ОПК и диверсификация» в области совершенствования нормативной правовой базы, по итогам которой в Государственную Думу внесено 18 законопроектов. Особенно значимы законопроекты по квотированию госзакупок отечественной продукции, которые имеют для России историческое значение. Это важный шаг, который должен в рамках импортозамещения сформировать заказ для отечественной высокотехнологичной промышленности и позитивно повлиять на темпы роста объемов производства гражданской продукции предприятиями ОПК.
Отечественные предприятия производят множество образцов современной и качественной продукции, которая по цене и потребительским свойствам может успешно конкурировать с зарубежными образцами. В связи с этим совершенствование нормативно-правовой базы в контрактной сфере должно носить системный и последовательный характер, что позволит интенсифицировать формирование заказа для отечественной высокотехнологичной промышленности и позитивно влиять на темпы роста объемов производства гражданской продукции предприятиями ОПК.
По итогам обсуждения ключевых аспектов главной темы дискуссии с производителями и заказчиками промышленной продукции в рамках рабочей подгруппы «Нормативное регулирование промышленности и совершенствование системы закупок» готовятся конструктивные предложения в адрес Правительства РФ.
Вопросы разработки и производства гражданской АТ требуют от организаций авиационной промышленности тесного взаимодействия с Минпромторгом России и Госкорпорцией «Ростех», в которой сосредоточены основные авиастроительные активы. Учитывая исключительно важное социальное и экономическое значение развития отечественного гражданского авиастроения, это направление было и остается одним из приоритетных в работе коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и ее Совета по авиастроению. Мы должны следовать курсом на диверсификацию и ни в коем случае не выбиваться из графика. Трансформация продиктована временем.
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"