«АС»: Андрей Федорович, прежде чем обсудить работу отрасли в сложный период, расскажите, пожалуйста, кратко о мартовском заседании Совета по авиастроению.
А.Е.: Выездное заседание Совета, прошедшее в ГосНИИАС, было посвящено рассмотрению вопросов «О состоянии нормативной правовой базы Российской Федерации в области предупреждения столкновения в воздухе пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов» и «О разработке и развитии в Российской Федерации бортовых систем предупреждения о столкновении в воздухе пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов».
Актуальность этих вопросов определена тем, что, по прогнозам специалистов, в среднесрочной перспективе в России ожидается более 2 млн беспилотных авиационных систем (БАС) в эксплуатации, а к 2035 г. – до 100 тыс. беспилотных летательных аппаратов (БЛА), находящихся в воздухе одновременно.
С учетом интенсивного развития и внедрения БАС в мире и России повестка заседания – чрезвычайно актуальная и напрямую влияет на безопасность полетов пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Докладчиками по этой тематике были заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Д.А. Степанко и генеральный директор АО «Бортовые аэронавигационные системы» (АО «БАНС») М.Г. Кизилов. В обсуждении приняли участие представители Минобороны России, Росавиации, отраслевых НИИ, предприятий авиастроения и др.
В докладах и выступлениях была отмечена важность рассматриваемых вопросов, как одних из основных факторов обеспечения безопасности полетов при интеграции БАС в единое воздушное пространство РФ. Отмечена недостаточная степень гармонизации существующих отечественных нормативной правовой и нормативно-технической баз в области бортовых систем предупреждения столкновений в воздухе (БСПС) и смежных систем с учетом рекомендованных международных требований.
В передовых в авиационном отношении странах уделяется особое внимание развитию БАС разного назначения и формированию нормативной правовой базы их разработки, испытания и обеспечения их безопасного применения в едином с пилотируемыми ВС воздушном пространстве.
Важное значение этому вопросу придается и в России. Так, во исполнение поручения Правительства РФ от 14 декабря 2017 г. № АД-П9-8357 Минтрансом России на основе предложений ведущих научных организаций отрасли разработан проект Концепции интеграции беспилотных ВС в единое воздушное пространство РФ (Концепция), а также поэтапный План мероприятий по реализации Концепции, предусматривающий последующее включение согласованных мероприятий в Стратегию развития аэронавигационной системы РФ до 2030 г. и Аэронавигационный план РФ. Концепция проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти и должна быть утверждена до 1 сентября 2020 г.
На заседании подчеркивалась необходимость сертификации отечественной бортовой системы предупреждения столкновения в воздухе БСПС-2015 согласно российским и международным требованиям.
По итогам заседания подготовлены и направлены рекомендации Совета уполномоченным органам и заинтересованным организациям.
«АС»: Как работали авиастроительные предприятия в период изоляции?
А.Е.: Работа предприятий отрасли была организована в соответствии с распоряжениями Правительства РФ, общими принципами и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения и Роспотребнадзора. Благодаря принятым мерам, производственная деятельность предприятий не приостанавливалась и продолжалась достаточно активно с соблюдением и реализацией в конструкторских, производственных и других организациях противоэпидемиологических мер. В сложное время предприятия авиастроения практически в полном объеме справились с выполнением задач Государственного оборонного заказа, обеспечения требуемой боеготовности авиации Вооруженных Сил, реализации программ гражданского авиастроения.
Хотел бы отметить, что по программе выполнения Гособоронзаказа на «Авиастар-СП» в Ульяновске проходит серийное производство тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А – модернизированной версии хорошо зарекомендовавшего себя Ил-76. В конце мая завершились испытания на герметичность очередного Ил-76МД-90А.
Что касается перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, то после завершения ремонта ВПП на авиазаводе в Воронеже его опытный экземпляр будет перегнан в Жуковский для продолжения летных испытаний. Сейчас планер Ил-112В проходит статические испытания в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, а третий и четвертый экземпляры самолета находятся в производстве.
В соответствии с производственными планами предприятия ПАО «ОАК» в рамках кооперации по созданию и подготовке к серийному выпуску нового пассажирского самолета Ил-114-300 завершают изготовление и сборку опытного самолета, создаваемого по серийным технологиям. На авиастроительном заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде изготовлены три первых отсека фюзеляжа для опытной машины, которые отправлены на производственную площадку АО «РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах, где будет осуществляться окончательная сборка Ил-114-300. Также в рамках производственной кооперации на «Авиастар-СП» для Ил-114-300 продолжается изготовление панелей фюзеляжа, дверей и люков, а на ПАО «ВАСО» в Воронеже – крыла, хвостового оперения и мотогондол. Первый полет опытного самолета ожидается летом 2020 г.
В цехе окончательной сборки на ПАО «ВАСО» продолжаются работы по производству нового пассажирского дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета Ил-96-400М в соответствии с утвержденным графиком: выполняется стыковка основных агрегатов планера, завершена стыковка фюзеляжа с крылом, начался монтаж основных систем самолета.
22 апреля 2020 г. после небольшого перерыва, связанного с выполнением противоэпидемиологических мер, возобновились летные испытания пассажирского самолета МС-21-300. В настоящее время на Иркутском филиале ПАО «Корпорация «Иркут» в производстве находится очередной самолет, на котором будут установлены российские двигатели ПД-14. На предприятии АО «ОДК-Пермские моторы» идет подготовка к выпуску еще нескольких двигателей для МС-21-300, которые будут поставлены на авиазавод в Иркутске в 2020 г. Первый полет самолета МС-21-300 с российскими двигателями планируется во II полугодии 2020 г.
На предприятиях АО «Вертолеты России» продолжается выпуск новой вертолетной техники. ПАО «Казанский вертолетный завод» поставил первые вертолеты Ми-38 и «Ансат», а также Ми-8МТВ-1 для государственных структур и коммерческих эксплуатантов. На предприятии «Роствертол» в штатном режиме проходит серийное производство вертолетов типа Ми-28, Ми-35, Ми-26 различных модификаций.
«АС»: Расскажите, пожалуйста, об уже принятых и планируемых мерах для развития отрасли с учетом поручений Президента Российской Федерации.
А.Е.: 13 мая 2020 г. Президент Российской Федерации провел целевое совещание по развитию авиационной промышленности. Президенту Российской Федерации доложено о принятом решении Правительства РФ по реализации Программы финансового оздоровления ПАО «ОАК», способствующей реструктуризации проблемного долга на сумму более 300 млрд рублей. Министерству промышленности и торговли, Госкорпорации Ростех даны поручения по формированию продуктового ряда (линейки) самолетов и вертолетов, которые в ближайшей перспективе должны быть задействованы, в первую очередь, на внутренних авиалиниях. При этом акцент был сделан на приоритетное развитие внутреннего авиасообщения и поддержку внутреннего спроса. В целях обеспечения загрузки предприятий авиастроения в период изоляции поручено запустить новые программы поддержки лизинга, эксплуатации российских ВС, перенести на более ранний срок госзакупки авиатехники.
Минпромторгом России совместно с ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России» в 2019 г. разработана для реализации и в настоящее время с учетом новых поручений Президента Российской Федерации уточняется продуктовая линейка самолетов и вертолетов гражданского назначения, корректируются сроки исполнения проектов. Уже сейчас сдвинуты «влево» сроки реализации мероприятий по импортозамещению. Например, по самолету Сухой Суперджет 100 выполнение показателей программы импортозамещения перенесено с 2024 на 2023 год.
В целях выполнения поручений Президента РФ по формированию в Дальневосточном регионе авиакомпании, эксплуатирующей, в основном, отечественные ВС, проводится проработка вопроса с учетом альтернативных вариантов и предложений.
Для координации работ по реализации поручений Президента Российской Федерации в ранее утвержденный План работы Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации на 2020 г. будут внесены необходимые изменения.
«АС»: Андрей Федорович, спасибо за интересное интервью.
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"
А.Е.: Выездное заседание Совета, прошедшее в ГосНИИАС, было посвящено рассмотрению вопросов «О состоянии нормативной правовой базы Российской Федерации в области предупреждения столкновения в воздухе пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов» и «О разработке и развитии в Российской Федерации бортовых систем предупреждения о столкновении в воздухе пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов».
Актуальность этих вопросов определена тем, что, по прогнозам специалистов, в среднесрочной перспективе в России ожидается более 2 млн беспилотных авиационных систем (БАС) в эксплуатации, а к 2035 г. – до 100 тыс. беспилотных летательных аппаратов (БЛА), находящихся в воздухе одновременно.
С учетом интенсивного развития и внедрения БАС в мире и России повестка заседания – чрезвычайно актуальная и напрямую влияет на безопасность полетов пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Докладчиками по этой тематике были заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Д.А. Степанко и генеральный директор АО «Бортовые аэронавигационные системы» (АО «БАНС») М.Г. Кизилов. В обсуждении приняли участие представители Минобороны России, Росавиации, отраслевых НИИ, предприятий авиастроения и др.
В докладах и выступлениях была отмечена важность рассматриваемых вопросов, как одних из основных факторов обеспечения безопасности полетов при интеграции БАС в единое воздушное пространство РФ. Отмечена недостаточная степень гармонизации существующих отечественных нормативной правовой и нормативно-технической баз в области бортовых систем предупреждения столкновений в воздухе (БСПС) и смежных систем с учетом рекомендованных международных требований.
В передовых в авиационном отношении странах уделяется особое внимание развитию БАС разного назначения и формированию нормативной правовой базы их разработки, испытания и обеспечения их безопасного применения в едином с пилотируемыми ВС воздушном пространстве.
Важное значение этому вопросу придается и в России. Так, во исполнение поручения Правительства РФ от 14 декабря 2017 г. № АД-П9-8357 Минтрансом России на основе предложений ведущих научных организаций отрасли разработан проект Концепции интеграции беспилотных ВС в единое воздушное пространство РФ (Концепция), а также поэтапный План мероприятий по реализации Концепции, предусматривающий последующее включение согласованных мероприятий в Стратегию развития аэронавигационной системы РФ до 2030 г. и Аэронавигационный план РФ. Концепция проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти и должна быть утверждена до 1 сентября 2020 г.
На заседании подчеркивалась необходимость сертификации отечественной бортовой системы предупреждения столкновения в воздухе БСПС-2015 согласно российским и международным требованиям.
По итогам заседания подготовлены и направлены рекомендации Совета уполномоченным органам и заинтересованным организациям.
«АС»: Как работали авиастроительные предприятия в период изоляции?
А.Е.: Работа предприятий отрасли была организована в соответствии с распоряжениями Правительства РФ, общими принципами и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения и Роспотребнадзора. Благодаря принятым мерам, производственная деятельность предприятий не приостанавливалась и продолжалась достаточно активно с соблюдением и реализацией в конструкторских, производственных и других организациях противоэпидемиологических мер. В сложное время предприятия авиастроения практически в полном объеме справились с выполнением задач Государственного оборонного заказа, обеспечения требуемой боеготовности авиации Вооруженных Сил, реализации программ гражданского авиастроения.
Хотел бы отметить, что по программе выполнения Гособоронзаказа на «Авиастар-СП» в Ульяновске проходит серийное производство тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А – модернизированной версии хорошо зарекомендовавшего себя Ил-76. В конце мая завершились испытания на герметичность очередного Ил-76МД-90А.
Что касается перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, то после завершения ремонта ВПП на авиазаводе в Воронеже его опытный экземпляр будет перегнан в Жуковский для продолжения летных испытаний. Сейчас планер Ил-112В проходит статические испытания в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, а третий и четвертый экземпляры самолета находятся в производстве.
В соответствии с производственными планами предприятия ПАО «ОАК» в рамках кооперации по созданию и подготовке к серийному выпуску нового пассажирского самолета Ил-114-300 завершают изготовление и сборку опытного самолета, создаваемого по серийным технологиям. На авиастроительном заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде изготовлены три первых отсека фюзеляжа для опытной машины, которые отправлены на производственную площадку АО «РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах, где будет осуществляться окончательная сборка Ил-114-300. Также в рамках производственной кооперации на «Авиастар-СП» для Ил-114-300 продолжается изготовление панелей фюзеляжа, дверей и люков, а на ПАО «ВАСО» в Воронеже – крыла, хвостового оперения и мотогондол. Первый полет опытного самолета ожидается летом 2020 г.
В цехе окончательной сборки на ПАО «ВАСО» продолжаются работы по производству нового пассажирского дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета Ил-96-400М в соответствии с утвержденным графиком: выполняется стыковка основных агрегатов планера, завершена стыковка фюзеляжа с крылом, начался монтаж основных систем самолета.
22 апреля 2020 г. после небольшого перерыва, связанного с выполнением противоэпидемиологических мер, возобновились летные испытания пассажирского самолета МС-21-300. В настоящее время на Иркутском филиале ПАО «Корпорация «Иркут» в производстве находится очередной самолет, на котором будут установлены российские двигатели ПД-14. На предприятии АО «ОДК-Пермские моторы» идет подготовка к выпуску еще нескольких двигателей для МС-21-300, которые будут поставлены на авиазавод в Иркутске в 2020 г. Первый полет самолета МС-21-300 с российскими двигателями планируется во II полугодии 2020 г.
На предприятиях АО «Вертолеты России» продолжается выпуск новой вертолетной техники. ПАО «Казанский вертолетный завод» поставил первые вертолеты Ми-38 и «Ансат», а также Ми-8МТВ-1 для государственных структур и коммерческих эксплуатантов. На предприятии «Роствертол» в штатном режиме проходит серийное производство вертолетов типа Ми-28, Ми-35, Ми-26 различных модификаций.
«АС»: Расскажите, пожалуйста, об уже принятых и планируемых мерах для развития отрасли с учетом поручений Президента Российской Федерации.
А.Е.: 13 мая 2020 г. Президент Российской Федерации провел целевое совещание по развитию авиационной промышленности. Президенту Российской Федерации доложено о принятом решении Правительства РФ по реализации Программы финансового оздоровления ПАО «ОАК», способствующей реструктуризации проблемного долга на сумму более 300 млрд рублей. Министерству промышленности и торговли, Госкорпорации Ростех даны поручения по формированию продуктового ряда (линейки) самолетов и вертолетов, которые в ближайшей перспективе должны быть задействованы, в первую очередь, на внутренних авиалиниях. При этом акцент был сделан на приоритетное развитие внутреннего авиасообщения и поддержку внутреннего спроса. В целях обеспечения загрузки предприятий авиастроения в период изоляции поручено запустить новые программы поддержки лизинга, эксплуатации российских ВС, перенести на более ранний срок госзакупки авиатехники.
Минпромторгом России совместно с ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России» в 2019 г. разработана для реализации и в настоящее время с учетом новых поручений Президента Российской Федерации уточняется продуктовая линейка самолетов и вертолетов гражданского назначения, корректируются сроки исполнения проектов. Уже сейчас сдвинуты «влево» сроки реализации мероприятий по импортозамещению. Например, по самолету Сухой Суперджет 100 выполнение показателей программы импортозамещения перенесено с 2024 на 2023 год.
В целях выполнения поручений Президента РФ по формированию в Дальневосточном регионе авиакомпании, эксплуатирующей, в основном, отечественные ВС, проводится проработка вопроса с учетом альтернативных вариантов и предложений.
Для координации работ по реализации поручений Президента Российской Федерации в ранее утвержденный План работы Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации на 2020 г. будут внесены необходимые изменения.
«АС»: Андрей Федорович, спасибо за интересное интервью.
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"