Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 2)

6 октября 2020 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

В первой части статьи мы рассмотрели некоторые преимущества и особенности самолета Су-35С. Во второй поговорим более подробно о технических характеристиках его систем и его рыночных перспективах.

Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 1)

Облик самолета

Формируя аэродинамический облик Су-35С, специалисты ОКБ им. П.О. Сухого старались вносить изменения в базовую конструкцию так, чтобы устранить либо уменьшить негативные моменты, вскрытые в ходе эксплуатации Су-27 (к тому времени находившегося в строю почти тридцать лет). Они также предпринимали попытки по внедрению ставших доступными передовых технологий в таком ключе, чтобы без надобности не вносить изменения в проверенную временем конструкцию Су-27. Подобный подход позволил сократить сроки проектирования и запуска в производство, а также объем проводимых испытаний.

Внедренные аэродинамические усовершенствования включают перепроектирование воздухозаборников на больший поток воздуха и меньшее вредное сопротивление. Предыдущие варианты самолетов семейства Су-27 имели большой воздушный тормоз на верхней поверхности фюзеляжа. Его функцию на Су-35С выполняют дифференциально отклоняемые (поворотом внутрь) воздушные рули. Более крупная и тяжелая передняя часть фюзеляжа потребовала усиленной передней стойки шасси с двумя колесами вместо одного на Су-27.

Кабина спроектирована на соответствие концепции HOTAS, согласно которой кисти рук летчика находятся на ручке управления полетом и секторе газа. Информационно-управляющее поле построено на двух многофункциональных индикаторах МФД-35 с цветными жидкокристаллическими матрицами размером 9x12 футов (23×30 см) и разрешением 1400x1050 точек. Индикатор на фоне лобового стекла ОКШ-1М имеет телесный угол обзора 20 на 30 градусов. Это значительно больше, чем у предыдущих моделей, что отражено в названии – «оптический коллиматор широкоугольный».

Комплексная система управления полетом КСУ-35 разработана МНПК «Авионика». Она заменила несколько менее продвинутых систем на борту Су-27, обеспечивает лучшие пилотажные качества и, к тому же, реализует концепцию «активной безопасности».

Внедрены меры по снижению радиолокационной заметности самолета на экранах РЛС с излучением в сантиметровом диапазоне – типичном для истребителей. Правда, эффективная площадь рассеивания (ЭПР) выше, чем у F-22A и F-35. Задачи электронного противодействия выполняет система семейства «Хибины» марки Л-175М.

Радиолокатор

Бортовая радиолокационная станция Н-035 «Ирбис-Э» разработана НИИП им. В.В. Тихомирова. Представляет собой всепогодную многофункциональную широкополосную систему для обнаружения, идентификации и сопровождения воздушных, наземных и морских целей, их подсветки радиолучом и выдачи целеуказания ракетам с радиолокационными головками самонаведения. В режиме картографирования реальным лучом с синтезированной апертурой, «Ирбис» обеспечивает разрешение в один метр.

Работа над Н-035 началась в 2004 и к сентябрю 2008-го пять опытных устройств были готовы к проведению испытаний. Технологически «Ирбис-Э» стал очередным шагом в развитии линейки пассивных радиолокаторов с пассивной фазированной антенной решеткой, вслед за Н-011М «Барс» на Су-30МКИ и «Заслон» на МиГ-31.

Опубликованные ранее интервью с генеральным директором НИИП Юрием Белым содержат информацию о том, что средняя мощность излучения Н-035 составляет 5 кВт, а пиковая – 20. На середину первого десятилетия XXI века это были рекордные цифры для радаров истребителей. При работе по цели с ЭПР три квадратных метра – типичной для боевых самолетов фронтовой авиации – максимальная дальность обнаружения составляет «около четырехсот километров». Корабли океанского класса, как, например, авианосец, обнаруживаются на таком же удалении.

«Ирбис» может сопровождать до тридцати воздушных целей с одновременным сканированием пространства в поиске других. Он обеспечивает наведение ракет с активной головкой самонаведения типа РВВ-АЕ на восемь воздушных целей одновременно. При работе по наземным объектам, целеуказание выдается сразу четырем ракетам, при этом БРЛС не прекращает наблюдения за обстановкой в воздухе. Средняя мощность в режиме подсвета целей на выбранной частоте может достигать 2 кВт.

В отличие от последних американских и европейских моделей авиационных радиолокаторов, Н-035 использует не активную (набранную из твердотельных приемопередающих модулей), а пассивную антенную решетку. Порой иностранная пресса преподносит данный факт как технологическое отставание. На самом деле, дело обстоит иначе. Несмотря на бурное развитие БРЛС типа AESA, пассивные фазированные системы сохраняют за собой значительную часть рынка, поскольку стоят намного дешевле, привлекая и удерживая значительное число покупателей. При этом, в случае сближения «лоб в лоб» истребителей Су-35 и F-22A, за счет большой мощности излучателя, «Ирбис» обеспечит обнаружение противника на большем удалении и даст возможность первого выстрела.

Среди слабых мест ПФАР часто называют сравнительно узкий угол обзора. Этот недостаток на Су-35С устранен за счет использования механического «доворота». Антенна диаметра 900 мм отклоняется по вертикали и горизонтали при помощи электрогидравлического привода. Это решение позволяет удвоить фактически располагаемый угол обзора, до 240 градусов. Таким образом, достигается паритет с лучшими радарами истребителей.

Помимо радара, система управления огнем Су-35С включает электрооптическую систему. В ее состав включены шесть конформных сенсоров, расположенных в разных частях планера. Они обеспечивают круговой обзор окружающего пространства с выводом обработанной информации на МФД в кабине летчика. Также имеется два детектора, сигнализирующих при облучении лазерным лучом.

Оптический локатор ОЛС-НТ контейнерного исполнения предназначен для обзора земной поверхности, а ОЛС-35 (ОЛС-ВТ), расположенный перед фонарем кабины летчика – передней полусферы обеспечивает обзор по азимуту -/+90 градусов, и -15/+50 градусов к горизонту. Истребитель типа Су-27 обнаруживается на удалении до 90 км в передней и 35 – задней полусфере.

Силовая установка

Су-35С представляет собой двухмоторный самолет с системой отклонения вектора тяги. Разработанные московскими инженерами из ОКБ им. Архипа Люльки двигатели АЛ-41Ф1 собираются на уфимском заводе. Первый опытный образец вышел на испытания в марте 2004 года на борту «летающей лаборатории» Су-27М, бортовой номер 710.

АЛ-41Ф1 (Изделие 117С) представляет собой дальнейшее развитие удачного семейства АЛ-31Ф, путем внедрения отдельных передовых технологий, полученных в ходе создания первой модификации АЛ-41Ф, прошедшей испытания, но не строившейся серийно.

Обновленный мотор отличается увеличенным, на 27мм, диаметром входа – до 932 мм. Его турбины высокого и низкого давления, а также цифровая система управления с полной ответственностью (типа FADEC) и другие новинки выполнены на базе технологий АЛ-41Ф. Их внедрение позволило поднять тягу до 8800 кгс на режиме «максимал» и до 14500 кгс – «полный форсаж».

Последняя цифра на пару тонн больше соответствующего показателя первоначального АЛ-31Ф. Внедренные передовые технологии позволили расширить интервал технического обслуживания (TBO) до полутора тысяч часов, а общую продолжительность эксплуатации – до четырех тысяч.

Летные испытания на летающей лаборатории подтвердили заявленные моторостроителями характеристики «Изделия 117С». Большим достижением стало отношение тяги к массе – в районе 9-10 единиц, что соответствовало целевому показателю для мотора истребителя пятого поколения. Замена серийного АЛ-31Ф на экспериментальный АЛ-41Ф1 придало «борту 710» ощутимую прибавку тяги на трансзвуковых режимах.

Сдержать «хищника»

Разработка самолета в серийном облике (Су-35 с индексом «С») началась в 2005 году. К тому времени в США был создан и принят на вооружение F-22A Raptor («Хищник»), относимый к истребителям пятого поколения.

Логично задаться вопросом, а насколько Су-35С по техническому совершенству близок к F-22A, где он ему уступает и в чем превосходит? Подобное сравнение уместно хотя бы потому, что геометрические размеры «сушки» и «хищника» близки. Длина составляет 21,9 метра против 18,92, а размах крыла – 14,75 метров против 13,56. Максимальная взлетная масса 38,8 тонн против 38, пустой снаряженный - 19 тонн против 19,7.

Одним из характерных признаков истребителей пятого поколения считается наличие у них внутренних отсеков вооружения. В отличие от «рэптора», у Су-35С их нет. Однако российский самолет обладает большим объемом внутренних топливных баков. Это дает ему преимущество по дальности и продолжительности полета.

Поскольку разработка Су-35С началась уже после принятия F-22A на вооружение, на тот момент характеристики «рэптора» и его бортовой аппаратуры были известны. Соответственно, специалисты МО РФ и ОКБ им. П.О. Сухого стремились создать улучшенный вариант Су-27 так, чтобы тот мог сдержать «хищника» в ряде характерных ситуаций реальных боевых действий. И насколько можно судить по опыту контртеррористической операции в Сирии, желаемое было достигнуто.  

Поставки

Первый публичный показ Су-35С состоялся на авиасалоне МАКС-2007. Опытная машина еще не была готова к полетам, а посему демонстрировалась только на статической площадке. Летные испытания начались в феврале 2008 года. Когда прототип Су-35С впервые поднимался в небо, американцы уже располагали 112 серийными «рэпторами».

Министерство обороны России разместило первый заказ на 48 Су-35С в 2009 году, с поставкой в течение 2012-2015гг. Между тем, поставки «хищников» ВВС США завершились в 2011 году. Всего они получили 195 самолетов, включая восемь для проведения различных испытаний.

Пентагон уже прекратил финансирование программы серийного выпуска «рэпторов», а российские военные ещё продолжают закупать серийные Су-35С. В декабре 2015 года они разместили повторный заказ на пятьдесят самолетов. Ожидается, что завершение поставок по нему состоится в ближайшие несколько месяцев.

Во время недавней рабочей поездки, с посещением ключевых оборонных заводов Дальневосточных регионов, министр обороны Сергей Шойгу анонсировал скорое размещение третьего заказа на Су-35С. «До конца года мы планируем дополнительно заключить государственный контракт на поставку многофункциональных самолетов Су-35С. Сумма контракта составит 70 млрд рублей», - сказал Сергей Кожугетович на совещании с представителями краевой администрации и оборонно-промышленного комплекса.

Иностранные заказчики

По состоянию на лето 2020 года, поставки Су-35С осуществлялись только одному зарубежному заказчику – Народно-освободительной Армии Китая. Иностранный покупатель направил заявку на приобретение партии самолетов в 2011 году.

Согласно данным отечественных СМИ, Москва была готова продавать единицу товарной продукции по 85 млн. долларов за штуку, при условии достаточно большого заказа. Обсуждение контракта шло медленно, но, в итоге, стороны его согласовали и подписали. В полном соответствии с соглашениями, в течение 2016-2018 гг. ВВС НОАК получили 24 самолета.

Пару лет тому назад Индонезия разместила заказ на одиннадцать самолетов, однако его практическая реализация задерживается. Согласно публикации газеты «Коммерсант», подписался на Су-35С и Египет, однако официального уведомления о заключении сделки пока не было. Однако сам факт сделки упоминался в выступлениях высокопоставленных лиц в Вашингтоне, а также американских конгрессменов. Они озвучили идею наложения санкций на Каир за покупку продвинутых вооружений у России, упомянув среди них и Су-35С.

Недавнее посещение завода в Комсомольске-на-Амуре министром обороны России принесло новую информацию по экспортной перспективе. Выборочные кадры из видео запечатлели Сергея Шойгу у стенда с производственными планами КнААЗ на 2020-2024 гг. Наибольший интерес представляет график поставки по линии военно-технического сотрудничества. Предположительно, исполняется пара контрактов: на тридцать Су-35С с поставками в 2020-2021гг. и на 32-34 машины в 2022-24гг. Кто выступает заказчиком – осталось за кадром. Список в порядке убывания вероятности: Египет, Китай, Алжир, Иран, Индонезия и Турция.

Заключение

Каждый раз, когда заказчик рассматривает варианты закупки авиационного комплекса, возникает дилемма: выбрать проверенный временем и боевыми действиями, или же рискнуть, заказав новейший образец – воплощение самых передовых технологий, который пока еще не принят на вооружение или только что вошел в строй.

Для тех, кто закупается в России, Су-35С может стать «золотой серединой», поскольку представляет собой комбинацию хорошо известной платформы Су-27 и весьма продвинутого комплекта бортовой аппаратуры и средств поражения.

В целом, Су-35С - достаточно сложный авиационный комплекс, требующий регулярного обслуживания грамотным, мотивированным техническим составом. Вместе с тем, для тех заказчиков, кто выбирает среди доступных российских предложений, эта модель может представлять разумную комбинацию проверенной временем базовой платформы хорошо зарекомендовавшего себя «флэнкера» и весьма современными в техническом отношении комплексом бортового оборудования и средствами поражения.


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer