Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Авианосец «Ламантин» и другие

4 августа 2019 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Нынешним летом ученые и конструкторы предложили на выбор еще несколько вариантов исполнения авианосца следующего поколения. Предлагаемый Вашему вниманию обзор содержит анализ новых предложений промышленности в свете продолжающейся дискуссии о месте и роли авианесущих кораблей в составе военно-морских сил.

Сегодня ВМФ России располагает единственным тяжелым авианесущим крейсером проекта 1143.5, прошедшим швартовые испытания тридцать лет тому назад. ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» находится в составе Северного Флота с января 1991г., и вплоть до октября 2017-го существенной модернизации не подвергался. Ведущееся в настоящее время работы призваны продлить срок эксплуатации еще на десять лет. Скорее всего, к 2030 году корабль придет настолько изношенным и морально устаревшим, что встанет вопрос о его списании. Понимая это, ученые и конструкторы предлагают различные варианты исполнения авианосца следующего поколения. Начиная с 2015 года, ФГУП «Крыловский государственный научный центр» представил несколько инновационных концептов кораблей водоизмещением от 44 до 100 тысяч тонн.


Авианосец с корпусом типа «полукатамаран»

Первым на суд общественности вынесли проект «Шторм» - огромный атомный крейсер с авиагруппой из девяноста летательных аппаратов. Затем появились варианты меньшей размерности с газотурбинной силовой установкой, включая корабль с корпусом типа «полукатамаран», масштабную модель которого можно было увидеть в конце июня в Кубинке на МВТФ «АРМИЯ-2019». Со своей стороны, ПАО «Невское ПКБ» из состава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) продвигает следующий шаг в развитии линейки ТАВКР серии 1143. Площадкой для публичного дебюта проекта 11430Э «Ламантин» послужил Военно-морской салон IMDS’2019, прошедший в середине июля в Санкт-Петербурге.

Невское ПКБ

Исследовательские организации, как правило, предлагают самые передовые разработки, основанные на новейших достижениях научно-технического прогресса. Обратная сторона медали: промышленность не всегда в состоянии быстро воплотить задумки изобретателей «в железе». Ведь для этого нужны соответствующие высокие технологии и овладевший ими квалицированный персонал непосредственно в цехах. Можно привести великое множество примеров, когда глубокие мысли и идеи ученых на десятилетия «загрузили» конструкторские бюро и заводы, перед тем как конечное изделие вышло на испытания и, затем, поступило на вооружение.

Сократить путь от задумки до реализации можно, идя путем эволюции, т.е. постепенно внося улучшения в изделия прошлого поколения и последовательно дорабатывая комплект чертежей для строительства следующего корпуса в серии. Именно такой подход предлагает Невское проектно-конструкторское бюро (НПКБ) - старейшее среди отечественных проектных организаций со специализацией на крупнотоннажных боевых кораблях. В стенах предприятия на Васильевском острове родились на свет чертежи всех без исключения тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР), а также универсальных и больших десантных кораблей и кораблей-доков, построенных по заказам Советского военно-морского флота.

Завершенный строительством в Николаеве незадолго до развала «Великого и Могучего», ТАВКР проекта 1143.5 пришел к месту постоянного базирования – ВМБ «Североморск» уже после того, как наш флот из «советского» стал «российским». Сегодня «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» не просто остается в списках ВМФ России, а выступает в качестве флагмана. Прошлым летом корабль направился на ремонт с модернизацией со сроком завершения 2021 год. По состоянию на прошлый месяц, НПКБ уже выпустило практически всю необходимую документацию. Сообщается, что замене подлежат паровые котлы и отдельные системы, связанные с обеспечением полетов авиации.

Поддержанием технической готовности корабля занимается Центр Судоремонта «Звездочка». Недавно стало известно, что ЦС заключил контракт с компанией "Инвестиции. Инжиниринг. Строительство" на сумму 20 миллиардов рублей по переделке сухого дока на судоремонтном заводе №35 в Мурманске. Ранее за неимением лучшего приходилось использовать плавучий док ПД-50, но в ночь на 30 октября 2017 г. тот затонул, – от старости (постройка 1979г.) и небрежного обращения. После укрупнения, сухой док на СРЗ №35 сможет принимать крупнотоннажные суда с корпусами большого удлинения. Это создаст хороший задел на будущее, коль скоро ремонт и модернизацию кораблей океанского класса можно будет решать с опорой на современную береговую инфраструктуру. Кроме прочего, улучшатся условия для проведения работ на «Кузнецове», что позволит еще некоторое время поддерживать единственный авианесущий крейсер нашего флота в исправном техническом состоянии.

Китайские авианосцы

Согласно задумке партии и правительства, идущие за «Кузнецовым» следующие корабли серии 1143 должны были пополнить советский флот в девяностые годы прошлого века. Реализации этих планов помешал развал Советского Союза. После передачи судостроительного завода в Николаеве под управление Киева, «незалежная» Украина нашла покупателя на недостроенный крейсер проекта 1143.6. При общей готовности порядка 70%, в 1998г. «Варяг» приобрела малоизвестная фирма из Макао для использования в качестве плавучей платформы под центр развлечений. Однако после буксировки в тихоокеанские воды его привели в Далянь (2002г.) и достроили по скорректированному проекту. Так Военно-Морской Флот Народно-Освободительной Армии Китая приобрел свой первый авианосец. Военные моряки приняли корабль под новым названием «Ляонин» в 2012 году. С тех пор он выступает флагманом ВМФ НОАК.


Авианосец «Ляонин»

А вот на крейсер проекта 1143.7 покупателей не нашлось. При готовности корпуса порядка 60% и общей около 18%, «Ульяновск» разобрали на металл в 1992 году. Однако на этом его история не закончилась. Частые гости в портовом городе, посланцы «поднебесной» шаг за шагом «выгребли» с местного завода приглянувшуюся им документацию. А «заодно» с аэродрома «Саки», который с 1991 по 2013гг. находился под властью украинского правительства, в Китай переместился и Т-10К-3 – опытный прототип палубного истребителя Су-27К (Су-33). Какие договоренности на данный счет были достигнуты украинскими политиками и судостроителями с представителями «азиатского дракона» нам неизвестно.

Российские смежники николаевских корабелов в один голос утверждают, что не имеют к вышеупомянутым «перемещениям» никакого отношения. Вместе с тем, прогресс, демонстрируемый китайскими корабелами в деле создания авианосцев по заказам ВМФ НОАК, дает основания полагать – они активно пользуются рабочей конструкторской документацией, по которой в свое время в Николаеве строились советские авианесущие крейсера. Представители НПКБ уверили нас, что выполненный в стенах конструкторского бюро полный комплект проектной документации на корабли серии 1143 не мог пересечь госграницу ни при каких обстоятельствах. Получается, что николаевских «кАлек» оказалось вполне достаточно. Поэтому не стоит удивляться внешнему сходству недавно построенного китайского авианосца проекта 001а с разработками советских специалистов.

Vikramaditya

Между тем, НПКБ действительно оказывает консультационные услуги иностранным партнерам по их национальным авианосным программам. Правда, в данном конкретном случае речь идет не про Китай, а про Индию. Беседуя с журналистами на военно-морском салоне, заместитель Генерального директора по кораблестроению и ВТС Алексей Юхнин перечислил основные программы взаимодействия: авианосцы проектов 11430 и 71, а также наземный испытательный комплекс SBTF (shore-based test facility) для подготовки морских летчиков в штате Гоа (территория военно-морской базы INS Hansa).

Переданный индийской стороне в 2013-м, авианосец R33 Vikramaditya нуждается в ремонте и модернизации. Согласно планам индийского флота, следующим летом, намечена постановка его в сухой док. Если по ремонту некая ясность имеется, то с объемом и глубиной модернизации заказчику еще предстоит окончательно определиться. Есть понимание, что за период ремонта неплохо было бы заменить отдельное оборудование, на что конкретно – пока не выбрано. Российская сторона, в лице Рособоронэкспорта и НПКБ, предлагает всевозможные технические решения по его модернизации.


Авианосец «Vikramaditya»

Во-первых, работы можно провести на заводе «Севмаш», - производственном предприятии, где выведенный из состава российского флота тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» был по проекту 11430 переделан в полноценный авианосец для ВМС Индии. Как показывает практика, крупные работы на столь крупном и сложном корабле всегда лучше проводить на предприятии его построившем. Длинный список реализованных программ не оставляет сомнений, что северодвинские мастера и на сей раз прекрасно справятся с заданием. Правда, встает вопрос удаленности: расстояние между местом постоянного базирования – военно-морской базой INS Kadamba и устьем Северной Двины составляет около десяти тысяч миль. Поэтому наиболее вероятным представляется проведение работ на одной из индийских верфей при содействии специалистов Севмаша и НПКБ.

Глядя с позиции разработчиков, представляется правильным замена авиационно-технических средств (АТС) корабля на более современный набор, построенный на новой элементной базе. Главным образом речь идет о системах семейства «Резистор», «Луна», «Ильмень» и др. Стоимость подобной модернизации оценивается в миллионы долларов США, и сравнима с закупочной ценой за подобные системы, приобретенные заказчиком во время строительства корабля. Сроки проведения модернизации в части АТС оцениваются от 18 до 24 месяцев.

Vikrant

Вслед за приобретением Vikramaditya у России, правительство в Дели запустило собственный Проект 71. Среди целей программы - освоить строительство подобных кораблей на мощностях местной промышленности. Основной площадкой выбрали Cochin Shipyard. По сути, строящийся авианосец Vikrant представляет вариант предшественника с сохранением количественного и качественного состава авиагруппы (до тридцати летательных аппаратов, включая истребители МиГ-29К/КУБ и вертолеты Ка-28/31), но несколько меньшей размерности. Нет большого смысла точно повторять размеры прототипа, коль скоро Vikramaditya – не спроектированный «с нуля» корабль, а перестроенный на Севмаше из крейсера проекта 1143.4 «Адмирал Горшков». Поэтому местные специалисты в тесном взаимодействии с НПКБ выпустили новый пакет документации для строительства Vikrant.

Первоначально сдача корабля заявлялась - 2015год, затем дату перенесли на 2018-й и, недавно, на 2021-й. «Мы знаем о переносе сроков индийской стороной. Корабль большой и сложный, так что затягивание работ - обычное дело. Задержки происходят не по вине российской стороны: никаких моментов, которые бы критично повлияли на сроки сдачи корабля, за нашей стороной не числится», - заявил Юхнин. «Нами накоплен очень ценный опыт взаимодействия с индийской стороной. По проекту 71 мы работаем хорошо и дружно: никаких нерешаемых, острых вопросов нет. Не хочу говорить за Cochin Shipyard, но никаких претензий к нам пока не было. Впереди у нас - завершение строительства, испытания и сдача корабля заказчику, и мы надеемся, что и здесь все пройдет на высшем уровне».


Авианосец «Vikrant»

Действуя в строгом соответствии с принятыми обязательствами, Невское ПКБ выпустило всю оговоренную контрактом документацию на АТС корабля проекта 71, и передала ее заказчику. Сейчас на Cochin Shipyard работает группа технического сопровождения в составе нескольких человек. Регулярно проводятся мероприятия совместно с индийской стороной по контролю строительства авианосца Vikrant. Все вопросы обсуждаются на постоянной рабочей группе российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству.

Межправительственная комиссия по ВТС дает удобную площадку для содержательных переговоров и предложений. Очередная сессия планируется на октябрь. Кроме прочего, формат комиссии позволяет обсудить тему перспективных авианосцев. Можно ожидать, что российская сторона положит на стол переговоров новые предложения. «Мы готовы принимать самое активное участие в развитии национальной программы развития авианосцев Индии», - сказал Юхнин.

«Ламантин»

Упомянутая выше масштабная модель авианосца «Ламантин», выставленная на стенде ОСК, пользовалась повышенным вниманием посетителей IMDS’2019. Раздаточные материалы НПКБ дают следующее описание корабля. Авианосец «Ламантин» предназначается для обеспечения базирования и боевого применения авиагруппы, включающей корабельные летательные аппараты (ЛАК) различных типов, способных применять оружие и вооружение против воздушных, морских (надводных и подводных) сил, а также сухопутных войск и наземных объектов противника в океанской, морской и прибрежной зонах, а также для обеспечения боевой устойчивости корабельных группировок ВМС и прикрытия войск морского десанта и сил его высадки от ударов и атак средств воздушного нападения противника.

Заметим, что помимо собственного имени (шифра проекта), перспективный корабль имеет и цифровое обозначение – Проект 11430Э. Обратите внимание: набор и последовательность цифр совпадает с Проектом 11430, по которому Севмаш перестроил крейсер «Адмирал Горшков» в авианосец Vikramaditya. Отличие лишь в добавлении суффикса «Э». По всей видимости, выбирая шифр новой программы, сотрудники ОСК и НПКБ хотели кое-что отразить и на что-то намекнуть.

«Данный проект впервые представлен публично, - пояснил Юхнин. - Мы хотели бы обратить на него внимание индийских партнеров. Правда, пока что никаких встреч на соответствующую тему еще не запланировано». Между тем, у российских судостроителей есть о чем рассказать. Основное отличие «Ламантин» от прочих представленными в России ранее концептуальных проектов авианосцев заключается в том, что его разработчики решили максимально использовать задел и опыт, полученный при создании предыдущих кораблей в линейке проектов «1143». Изюминка предложения Невского ПКБ – в том, что проект не содержит никаких «экзотических» решений. Наоборот: все технологии промышленностью освоены и понятны в плане реализации.

Полное водоизмещение - между 80 и 90 тысяч тонн. Длина (по ватерлинии 320м, наибольшая 350м), ширина (по КВЛ 41м) корпуса и осадка (около 12м) «Ламантина» так же достаточно близки к соответствующим показателям недостроенного «Ульяновска». Как и столь важный для авианесущего корабля как вес размещаемого на борту авиационного боезапаса – до двух тысяч тонн. Еще больше сходства придает то обстоятельство, что на масштабных моделях двух кораблей не видно газоходов и труб. Это говорит о том, что в обоих случаях предполагается использование энергетической установки на основе ядерных реакторов. Хотя атомных авианосцев пока в составе отечественного флота не было, им накоплен огромный опыт практической эксплуатации подводных и надводных крейсеров неограниченной дальности плавания. Так что и здесь технические риски минимальны, а вновь открывающиеся возможности – огромны. Особенно по линии использования паровых и электромагнитных катапульт для начального разгона стартующих с палубы самолетов.


Авианосец «Ламантин»

Несмотря на внешнее сходство, «Ламантин» значительно совершеннее «Ульяновска» по корпусному насыщению. Во-первых, энергетическая система использует четыре паро-производящих установки на основе ядерных реакторов последней модели с гораздо большей надежностью и сроками эксплуатации. Во-вторых, радиоэлектронное вооружение и авиационно-технических средства – самые современные, созданные на основе опыта практической эксплуатации «Кузнецова» и Vikramaditya. Третье: предусмотрена возможность установить электромагнитную катапульту в дополнение к паровой (на проекте 1143.7). Благо, что атомная силовая установка достаточно производительна для обеспечения соответствующих корабельных систем и паром, и электричеством. Говоря об отличиях, обратим внимание и на «обходную дорожку» справа от надстройки типа «остров» для перемещения летательных аппаратов с юта на бак и обратно. При необходимости, она может использоваться для парковки.

Ответственные руководители ОСК и НПКБ сделали акцент на следующем. Представив широкой общественности масштабную модель перспективного авианосца «Ламантин», отечественные судостроители, прежде всего, хотели показать, что имеют все возможности и по проектированию, и по строительству подобных кораблей. Благодаря ряду ранее выполненных внутренних и экспортных программ, у нас в стране накоплен соответствующий опыт, компетенции и навыки. Сегодня российские комплектаторы в состоянии произвести полностью всю номенклатуру систем и блоков для «начинки» авианосца. «Мы уверены в том, что технические решения в этой модели – полностью реализуемы. Никаких технических рисков и непонятностей практически нет», - подчеркнул Юхнин.

Десантные корабли - вертолетоносцы

Помимо ТАВКР, специализация НПКБ также охватывает большие десантные корабли (БДК), универсальные и корабли-доки. Они тоже несут авиагруппу, но сравнительно небольшую – из нескольких вертолетов. В пролом году ВМФ России принял головной корабль проекта 11711. БДК «Иван Грен» выполнил переход с Балтики в арктические воды и в настоящее время эксплуатируется на Северном Флоте. Между тем, Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» завершает строительство второго корабля данной серии. «Петр Моргунов» спущен на воду, идет подготовка к его испытаниям на море.

Конструктивно «Иван Грен» представляет собой большой десантный корабль без доковой камеры, оборудованный вертолетной площадкой и ангаром на два вертолета семейства Ка-27. Несмотря на сравнительно малое стандартное водоизмещение (всего пять тысяч тонн), он способен перевозить 14 основных боевых танков или 36 бронетранспортеров. С технической точки зрения корабль сравнительно простой, - каким его и хотели видеть разработчики. «При проектировании и внесении корректив мы делали акцент именно на его простоту и невысокую стоимость», - поясняет Юхнин.


БДК «Иван Грен»

Разработка БДК следующего поколения стартовала на рубеже веков. Базовый проект неоднократно корректировался в соответствии с меняющими взглядами ВМФ России на тактику применения и эксплуатацию десантных судов. События в Сирии еще раз подтвердили, что подобные корабли очень востребованы. Логистическая поддержка развернутой в Арабской Республике группировки российских войск и правительственной армии потребовали активного использования БДК проектов 1171 и 775 Черноморского флота, с привлечением однотипных кораблей Северного и даже Тихоокеанского флотов. Возраст многих составляет порядка пятидесяти лет и более, что, однако, не отразилось на успешном характере их применения. Дают о себе знать грамотные решения конструкторов Невского ПКБ.

Надежный, прочный корпус, вкупе с простой энергоустановкой, позволяют отечественным БДК прошлого поколения работать до сих пор как автомат Калашникова. «Оружие должно быть простое и надежное. Стараясь воплотить эту идею в жизнь, мы стремимся сделать корабль нового поколения столь же надежным, как и его предшественники. Очень надеемся, что пойдет большая серия», - поясняет Юхнин.

По результатам испытаний и начальной эксплуатации, ВМФ России удовлетворен техническими решениями, реализованными в корабле проекта 11711. Соответственно, Министерство обороны приняло решение о строительстве еще пары таких кораблей. «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» заложили на ПСЗ «Янтарь» весной этого года. При этом заказчик сделал ряд замечаний и предложений. На их основе было принято решение по улучшению эксплуатационных характеристик кораблей проекта 11711. Так, кормовая надстройка переместилась вперед, что, в купе с другими мерами, позволило конструкторам увеличить размер ангара и вертолетной площадки. Состав авиагруппы вырос до четырех Ка-27. Это весомая прибавка, на фоне того что БДК прошлых поколений вообще не имели вертолетов постоянного базирования, и могли лишь временно принимать одну машину на участок верхней палубы.

Наибольшая длина увеличилась на тридцать метров, до 150, ширина (по КВЛ) – на два метра, до 19,5, водоизмещение – на две тысячи тонн (стандартное 7000, полное 8000 т). Заявлена возможность применения с борта судна и беспилотного летательного аппарата. Корабль дополнительно получит 76-мм артиллерийскую установку и интегрированную подсистему радиоэлектронной борьбы. Вместе с тем, остальные технические решения сохранились, поэтому номер проекта решено сохранить. Впервые масштабная модель корабля скорректированного проекта (11711Э) публично была представлена на IMDS’2019.


БДК «Кайман»

Раздаточные материалы НПКБ дают следующее описание корабля измененного облика. БДК «Кайман» предназначен для приема, перевозки морем и высадки во взаимодействии с другими средствами флота на необорудованное побережье войск и техники в ходе проведения морской десантной операции; обеспечения морских войсковых перевозок; постановки минных и сетевых заграждений и гидроакустических буев для позиционных систем подводного наблюдения в океанской, морской и прибрежной зонах.

«Мы считаем, что получился очень удачный корабль, и предлагаем его экспортный вариант иностранным заказчикам», - говорит Юхнин. Как и на первоначальном варианте проекта, реализована возможность высадки десанта на необорудованное побережье. В зависимости от пожеланий заказчика можно нарастить как состав вооружения, так и параметры боевых информационных систем. «Данный БДК может быть использован и как универсальный корабль поддержки сил высадки, и как экспедиционное судно», - поясняет наш собеседник.

Работа продолжается

Между тем, работа над совершенствованием отечественных авианесущих кораблей продолжается. Требования к ним со стороны военных моряков уточняются, в том числе и по урокам сирийской компании. Как показали боевые действия на территории САР, среди растущих угроз особое место занимают «беспилотники», включая варианты ударного исполнения. А ведь еще несколько лет назад никто всерьез на флоте не задумывался, как бороться с беспилотными летательными аппаратами, тем более при их массированном применении противником. Тратить дорогую ракету, чтобы сбить дешевый «беспилотник» - крайне расточительно. Сирийская компания показала: не только военные базы, но и отдельные корабли должны иметь современные средства разведки и радиоэлектронного противодействия, как пассивного, так и активного типа. Эти и другие моменты находят отражения в требованиях военных моряков к вновь закупаемой технике.

Подводя итог подчеркнем, что российская промышленность обладает значительным опытом строительства авианесущих кораблей, включая авианосцы, авианесущие крейсера и большие десантные корабли. А военно-морской флот накопил обширный опыт эксплуатации,  и вынес уроки из применения в условиях контртеррористической операции на Арабском Востоке. Скорректированные требования главного заказчика позволят промышленности создавать более совершенные корабли, как для собственных вооруженных сил, так и на экспорт, включая таковые с авиационным вооружением.


Владимир Карнозов


комментарии (5):

Konstantin Blinov      05/08/2019 [19:03:38]#1
Хочется задать вопрос Сергею Орлову (бывшему главбуху), который ныне возглавляет Невский ПКБ, а также вице-премьеру Борисову Юрию Ивановичу, зачем нашему государству на деньги налогоплательщиков нести такие затраты на проектирование и постройку корабля, чтобы догонять и повторить то, что уже создано нашими "партнёрами"? Если уж строить, то это должен быть "хит" типа СУ-57, Арматы или лк "Лидер"! Чтобы мы были на десятилетие впереди! Проект "Ламантин" - это опять банальная однокорпусная схема. Для авианосца архи-важна ширина палубы, остойчивость при волнении, минимальная осадка. Сам Бог велел проектировать авианосец с катамаранной или тримаранной схемой корпуса. Раньше об этом не приходилось говорить, но сейчас в постройке сухой док скк "Звезда" в Б. Камне, где можно построить авианосец с палубой 400х200 метров. Проблема с двигателями решается установкой в каждом корпусе ЯЭУ Ритм-200 или Ритм-400, это наша сильная сторона. Это повышает живучесть корабля в целом. Такой проект потребует большого напряжения на всех этапах, но иначе не стоит смешить мир своими сказками про российский авианосец !

d1973      06/08/2019 [14:40:26]#2
Позволю себе высказать еще один взгляд на тему. Каков бы ни был авианосец – вероятность влияния на него каких-либо факторов, способных сделать его небоеготовым на продолжительное время, совсем ненулевая – будь то необходимость в плановом ремонте, авария ЛА на его палубе, отказы его собственных систем. И примеров тому немало – от пожара на Форрестоле, до проблем с аэрофинишером на ТАКр и аварии с затоплением ПД-50. И эти события могут быть не согласованными по времени с потребностями в этом корабле (обострения международной обстановки, благоприятный для боевой учебы период года и др.). Соответственно, при наличии в составе флота только одного-единственного АВ, есть вероятность остаться вез столь важного (возможно – ключевого, при его наличии) в системе флота элемента.

d1973      06/08/2019 [14:40:44]#3
Поэтому, на мой взгляд, при рассмотрении вопроса о размерности АВ должно приниматься в расчет как необходимое условие наличия в строю не менее 2-х таких АВ. И, хотя при конечном размере бюджета на программу строительства и содержания АВ, это неизменно приведет к уменьшению размерности как самого корабля, так и его авиагруппировки, но значительно повысит устойчивость флота – как в мирное время, так и в любое другое – к любым неожиданностям. Кроме того, при работоспособности обоих кораблей, возникает возможность манёвра силами (наращивание сил, рассредоточение и др.), а также снижается психологический барьер принятия решения на использование (когда у тебя есть что-то в единственном экземпляре, опаска потерять «это» всегда повышает барьер его использования). При входе из эксплуатации одного из них (например, в ремонт) сохраняется возможность продолжать боевую службу или учебу, хоть и меньшими силами.
Также при серийном строительстве (даже при столь малой серии – 2 корабля) появляется возможность учета при постройке второго (и следующих, если будут) кораблей серии опыта, полученных при строительстве головного. Это повышает их технический уровень, а также позволяет более равномерно развивать и поддерживать возможности отрасли по строительству столь непростых кораблей.

Михаил_К      07/08/2019 [12:34:59]#4
"Konstantin Blinov 05/08/2019 [19:03:38] #1
Хочется задать вопрос Сергею Орлову (бывшему главбуху), который ныне возглавляет Невский ПКБ, а также вице-премьеру Борисову Юрию Ивановичу, зачем нашему государству на деньги налогоплательщиков нести такие затраты на проектирование и постройку корабля, чтобы догонять и повторить то, что уже создано нашими "партнёрами"? Если уж строить, то это должен быть "хит" типа СУ-57, Арматы или лк "Лидер"! Чтобы мы были на десятилетие впереди! Проект "Ламантин" - это опять банальная однокорпусная схема. Для авианосца архи-важна ширина палубы, остойчивость при волнении, минимальная осадка. Сам Бог велел проектировать авианосец с катамаранной или тримаранной схемой корпуса. Раньше об этом не приходилось говорить, но сейчас в постройке сухой док скк "Звезда" в Б. Камне, где можно построить авианосец с палубой 400х200 метров. Проблема с двигателями решается установкой в каждом корпусе ЯЭУ Ритм-200 или Ритм-400, это наша сильная сторона. Это повышает живучесть корабля в целом. Такой проект потребует большого напряжения на всех этапах, но иначе не стоит смешить мир своими сказками про российский авианосец !"
=====
Я про катамаран мечтал, вот только где строить такие корабли в РФ (да и в мире)! Предложенный проект - максимум возможного для нашего судостроения. Надо проектировать новые верфи, которым нужно множество условий для эффективной работы. Например, под Санкт-Петербургом строить такое предприятие просто бессмыслено, а где-нибудь в Петропавловске-Камчатском нет возможностей обеспечить его работу.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      07/08/2019 [18:21:22]#5
Комментаторы кажется не поняли намёка, который есть в статье. Похоже данные проекты предлагаются на экспорт, а не для внутреннего потребления.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год



AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer