Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

ММЗ Авангард: «Мы делаем ракеты для С-400!» – Часть 2

25 июня 2019 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Копия обращения Яна Новикова, описание системы С-400 и ее компонентов, и другая интересная информация представлена в музее ММЗ «Авангард». Музей расположен в отдельно стоящем здании неподалеку от центрального входа на предприятие. Это – единственное место, где участникам экскурсии разрешили пользоваться смартфонами и фото-видео аппаратурой. А снимать было что: экспозиция содержит десятки интересных натурных экспонатов, включая авиамотор М-11, ракетный двигатель и головную часть от ЗУР комплекса С-75, блок газодинамических рулей от ЗУР системы С-400, авиационные пушки Н-37Д и ГШ-23-2 и несколько вариантов НР-23.

В первой части материала мы рассказали о сегодняшнем дне предприятия. Во второй расскажем об его истории. Читайте «Мы делаем ракеты для С-400!» - Часть 1

Задача заводских музеев – хранить историю своих предприятий и память об отличившихся сотрудниках. Перед тем, как перейти к изложению длинного пути «Авангарда», сделаем важную оговорку. В открытом доступе «гуляют» различающиеся между собой варианты изложения истории предприятия. Ничего удивительно в данном факте нет: похожее наблюдается и у других «секретных заводов» отечественного оборонно-промышленного комплекса. Первопричиной тому была необходимость неразглашения государственной тайны.

Представленная 13-14 июня версия истории прозвучала из уст заместителя руководителя предприятия по специальным программам. Она начинается с земельного участка, где сегодня расположены производственные мощности завода. Когда-то здесь располагались мастерские для работы по дереву, которые в двадцатые годы прошлого века задействовали для изготовления элементов планеров самолетов по заказам московских авиазаводов. Затем на протяжении тридцатых годов вдоль северной дуги Московской окружной железной дороги (Братцево, Коптево) сложилась развитая сеть предприятий авиационной промышленности, куда, в частности, вошли Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), Завод № 20 по выпуску авиамоторных агрегатов и др.

Когда в 1941г. Вермахт приблизился к Москве, Государственный Комитет Обороны принял ряд последовательных решений об эвакуации столичной промышленности вглубь территории страны (20-й завод – в Омск) и перемещению остающегося производственного оборудования между высвобождаемыми площадками. На территории, ранее занимаемой вышеупомянутыми предприятиями, решением ГКО от 24 января 1942 года образовали Завод № 41 НКАП. Эта дата и принимается в качестве начальной точки отсчета истории нынешнего ММЗ «Авангард».

Летом 1942 года завод наладил выпуск пятицилиндровых радиальных двигателей М-11 мощностью порядка ста лошадиных сил. Ими, в частности, комплектовались учебно-тренировочные самолеты конструкции Яковлева и Поликарпова, включая легендарный биплан У-2 (По-2). Одновременно на производственной площадке стали проводить ремонт изношенных М-11 и М-62. На стенах представлены образцы газеты «Все для фронта» где рассказывается о тружениках предприятия и их трудовых подвигах. За отличное выполнение поставленных задач в 1945 г. завод был награждён орденом Красной Звезды.

После окончания войны предприятие получает очередное задание – серийное производство стрелково-пушечного вооружения для бомбардировщиков Ту-4. Начиная с 1949 года, здесь выпускались авиационные пушки НР-23 калибра 23 мм. Музейная экспозиция насчитывает три образца такого оружия, а также по одному натурному экспонату более мощной Н-37Д калибра 37 мм и более поздней двуствольной ГШ-23-2.

Зенитно-ракетные комплексы С-25 и С-75

Начиная с середины прошлого века, основной тематикой предприятия стала ракетная. Подготовка серийного производства зенитных управляемых ракет В-300 стартовала в конце 1952 года. Первая результативная стрельба по реальной воздушной цели типа «бомбардировщик» состоялась 25 мая 1953-го. ЗУР данного типа (стартовая масса – 3,58 тонн, длина около 12, диаметр 0,65 метра) могла поразить цель, летящую на высотах от трехсот до 25 тысяч метров, на предельной дальности 35 километров.

В-300 предназначались для стационарной зенитно-ракетной системы С-25 (шифр «Беркут»), созданной специально для защиты столичного промышленного района от массированных налетов вражеской авиации. Система С-25 встала на защиту столицы в 1955 году. Вокруг Москвы были расположены два кольца зенитно-ракетных полков. Внешний пояс обороны проходил через Рузу, Обнинск, Серпухов, Коломну, Воскресенск, Орехово-Зуево, Киржач, Сергиев-Посад, Дмитров и Клин. Внутреннее кольцо связывало Звенигород, Подольск, Домодедово, Бронницы, Истра, Солнечногорск, Пушкино и Ногинск. Координация действий полков шла через сеть командных пунктов управления и технических баз.

На соответствующем стенде читаем: «Для своего времени система С-25 была техническим шедевром. Это был первый многоканальный зенитный ракетный комплекс, способный решать задачи одновременного отслеживания и поражения значительного количества целей и организации взаимодействия между отдельными батареями». После снятия с вооружения в 1987 году, сохранившиеся в арсенале В-300 переделывались в мишени «Стриж».

Всего через пару лет после С-25, заводу поручили новое задание по мобильному (передвижному) комплексу С-75. Он получился настолько удачным, что массово производился в нескольких базовых исполнениях: «Двина», «Десна», «Волхов» и «Волга» как для собственных вооруженных сил, так и на экспорт в 24 страны мира (использовался армиями сорока государств). Для их укомплектования промышленность собрала порядка 45 тысяч ракет многих вариантов и модификаций (1Д, 11Д, 13Д, 15Д, 20Д, 5В29 и др.) в том числе около десяти тысяч 5Я23 и несколько сотен в исполнении со специальными головными частями. В отличие от одноступенчатой В-300, они имели пороховой ускоритель, который использовался для начального разгона второй (основной) ступени с собственной силовой установкой на жидком ракетном топливе.


С-75 "Двина" в музее ВВС Индии

Отдельный стенд рассказывает о боевом применении С-75, заостряя внимания на двух моментах. Заводчане помнят, как 1 мая 1960 года собранная ими ракета прервала полет высотного американского разведчика U-2. Представлена схема, вычерченная по данным РЛС в 1998 году генерал-лейтенантом Г.С. Легасовым. Согласно ей, военнослужащие трех частей ПВО, расположенные в районе г. Свердловск, выполнили несколько пусков по реальным воздушным целям. Первая поразила U-2 в 8:53 утра. А спустя пару минут вторая, выпущенная соседним дивизионом, разорвалась среди обломков падающего самолета.

Стрелял и третий дивизион (9:23), но уже по ошибке не по иностранному разведчику (который к тому времени был уничтожен), а по истребителю МиГ-19, который был поднят на перехват нарушителя, но не смог выйти на атаку из-за недостаточной высотности. До этого цель безрезультатно пытался атаковать и Су-9. На момент открытия огня МиГ выполнял маневрирование для посадки на аэродром. Летчик Сергей Сафронов погиб, а американский пилот-разведчик Francis Gary Powers спасся на парашюте, был задержан и осужден. Правда, назначенное наказание в полном объеме (десять лет) не отбывал: после полутора лет тюрьмы его обменяли на советского агента Рудольфа Абеля, раскрытого американцами.

Музейная экспозиция содержит архивные фотографии обломков самолета-шпиона и судебного процесса над Пауэрсом. Спустя пару лет после памятных событий, в день праздника международной солидарности трудящихся - 1 Мая, завод наградили орденом Трудового Красного Знамени. Попутно заметим, что успехи предприятия по освоению ракетной техники, постановке и поддержанию ее производства в период с 1953 по 1975 гг. связаны с личностью тогдашнего директора Алексея Яковлевича Секачева.

Второй момент посвящен войне в Юго-восточной Азии (1965-1972гг.). Советский Союз поставил Демократической Республике Вьетнам 7658 ракет к комплексам С-75, из которых было выпущено 6806. Согласно информации наших военных советников, огнем вьетнамских ЗРС уничтожено более 650 американских самолетов, включая стратегические бомбардировщики B-52. В опытных руках комплекс и сегодня представляет грозное оружие. Например, продолжающийся вооруженный конфликт на территории Йемена включает эпизод, в котором дивизион С-75, действующий на стороне хуситов, сбил американский ударный беспилотный летательный аппарат MQ-1 Predator.

Давно снятый с вооружения российской армии, комплекс продолжает служить в качестве платформы для создания летающих мишеней. ММЗ «Авангард» выпускал, путем доработки ЗУР 20Д (ДСУ) и 5Я23, ракеты-мишени (РМ) семейства «Синица» с индексами 1, 6, 23, а также «Коршун». Они использовались для тренировок расчетов ПВО. Последним представителем подобной продукции считается РМ «Бекас»; он остается востребованным и по настоящее время.

РМ представляет собой двухступенчатую мишень (пороховой ускорить и жидкостный двигатель второй ступени), которая получается путем доработки ЗУР 5Я23 с заменой осколочно-фугасной боевой части на моноблок системы ликвидации со срабатыванием по времени полета. «Бекас» запускается со штатных средств комплекса С-75М (С-75М3) с незначительными доработками. Общие характеристики мишеней на базе старых ЗУР: эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) 0,1-0,4 квадратных метра, максимальная дальность и высота полета 150 и 30 км, соответственно, время полета - три минуты.

Противоракетная оборона столичного региона

Особой страницей истории ММЗ «Авангард» является вклад предприятия в создание ракетно-ядерного щита, предназначенного для защиты административно-промышленного района Москвы от ударов межконтинентальных баллистических ракет противника. Согласно информации на отдельном стенде, разработка противоракетной системы А-35 началась в 1958 году под руководством главного конструктора Кисунько. Эскизный проект противоракеты А-350Ж (5В61 или В-1100) выполнили за три года.


Противоракета А-350Ж

Бросковые пуски опытных ракет варианта 5ТА провели в апреле 1962-го, а еще спустя три с половиной года – А-350Ж в штатном оснащении. Она имела дальность пуска: минимальную – 130 км, максимальную - 400 км. Высоты поражения – от 50 до 400 км. Первая публичная демонстрация (внутри транспортно-пускового контейнера, размещенного на самоходном колесном шасси) состоялась на параде 7 ноября 1967 года проводившегося в ознаменование пятидесяти лет Великой Октябрьской Социалистической Революции.

Первая очередь системы А-350 успешно прошла комплексные государственные испытания 25 марта 1971 года, и осенью заступила на боевое дежурство. Число каналов позволяло отразить удар группы из восьми парных баллистических целей, атакующих с одного или нескольких направлений. А-350Ж стала первой в мире стратегической системой противоракетной обороны, принятой на вооружение. За ней в декабре 1977-го последовала усовершенствованная А-35М.

Предприятие также участвовало в программе противоракеты А-925 (51Т6), фотографии которой представлены на стенде без пояснений. Согласно устным комментариям устроителей экскурсии, серийное производство по соответствующей теме было передано по кооперации другому предприятию.

Заметим, что одно время на заводе уживались две большие темы – противоракетные системы Григория Васильевича Кисунько и зенитные Александра Андреевича Расплетина. Общего между ними было то, что обе ракеты проектировало ОКБ Петра Дмитриевича Грушинина, более известное как МКБ «Факел» (г. Химки). Следующей за С-75 темой по линии ЗРС для предприятия стал выпуск 5В28 для системы С-200В. Однако вскоре ее передали на Ленинградский Северный завод (ЛСЗ), а московским мастерам поручили постановку серийного производства ЗУР следующего поколения.

Зенитно-ракетная система С-300ПТ/ПС

Совокупность передовых технических решений позволяет отнести С-300ПТ/ПС к следующему поколению отечественных средств ПВО.

Во-первых, практическая реализация идеи вертикального пуска ракеты непосредственно из транспортно-пускового контейнера (ТПУ), также обеспечивающего долговременное (до десяти лет) хранение. Второе - применение радиолокаторов обзора и наведения с фазированной антенной решеткой, в которых используются технологии электронного сканирования луча (вместо механического). Третье: внедрение цифровых электронно-вычислительных машин, что вместе с новыми радарами дало возможность многоканального сопровождения и обстрела воздушных целей. Четвертое: построение группы дивизионов вокруг одного командного пункта, в составе которого имеется машина боевого управления и радиолокатор(-ы) обнаружения целей.

Следующим пунктом идет взаимодействие ЗРС с автоматической системой управления (АСУ) ПВО. Это открыло возможность координации действий (распределение целей в случае массированных воздушных ударов и пр.) между разнотипными системами, вооруженными различными ЗУР большой, средней и малой дальности.

Постановка серийного выпуска С-300 в варианте для ПВО страны приходится на середину семидесятых. В 1978-м система успешно прошла государственные испытания, а следующим летом первый полк С-300ПТ заступил на боевое дежурство. Он комплектовался ракетами 5В55 (В-500), производство которых поручили москвичам.

Тяжело шло освоение новой ЗУР в серийном производстве и доведение качества товарной продукции до уровня требований заказчика. В частности, два-три года потребовалось на устранение серьезного недостатка ракеты ранней серии – прогаров газовых рулей (они используются в дополнение к аэродинамическим управляющим поверхностям). Образец соответствующего блока ЗУР, прошедший огневые испытания, представлен в заводском музее. По воспоминаниям заводчан, для выявления и решения различных проблем в ходе огневых испытаний с целью доводки ракеты потребовалось более ста пусков. «Только лишь тогда серийные 5В55 стали действительно безотказными», - утверждают наши собеседники.


Блок газодинамических рулей ракеты 5В55

«Авангард» первым освоил производство ЗУР 5В55, которая затем также выпускалась на ПО «Северный завод» (г. Ленинград) и Жулянском механическом заводе (г. Киев). Согласно открытым источникам, украинские специалисты по кооперации с москвичами перешли от ПР 5В61 (А-350Ж) к ЗУР 5В55, которую производили с 1975 по 1995гг. Известно несколько вариантов исполнения. Ранняя 5В55К массой 1480 кг имела максимальную дальность пуска 45 км.

Более поздняя версия весила 1664 кг и могла поразить цель на удалении до 75 км. Вслед за ЗУР с траекторным управлением по радиоканалу, в серию пошла 5В55Р с полуактивной головкой самонаведения и реализацией принципа «сопровождение цели через ракету». По словам наших собеседников, всего было изготовлено свыше двенадцати тысяч ЗУР семейства 5В55. Впервые элементы системы С-300ПС (пусковые установки 5П85Д на самоходном шасси, каждая с четырьмя ТПУ ЗУР) участвовали в параде Победы на Красной Площади в 1990 году.

«Фаворит»

Следом за С-300ПС, конструкторы НПО «Алмаз» имени А.А. Расплетина разработали значительно более совершенный вариант – систему «Фаворит». Как поясняет информация на соответствующем стенде, в дополнение к аэродинамическим, данная система может поражать еще и баллистические цели. «Фаворит» стал первой многоканальной ЗРС, способной сопровождать одним ЗРК до 6 целей и наводить по ним до 12 ЗУР. Все задачи система решает автоматически при помощи цифровых вычислительных средств. Функция оператора заключается в контроле над работой техники и осуществления пуска ракет. «Современные модификации ЗРС С-300 одним ЗРК могут поражать до 36 аэродинамических или баллистических целей, наводить на них до 72 ракет», - читаем в источнике.

Важнейшим элементом С-300ПМ/ПМУ выступает ЗУР семейства 48Н6 разработки МКБ «Факел», которая по техническим характеристикам заметно превосходит свою предшественницу. Как и в случае с 5В55, первым производство серийных изделий освоил ММЗ «Авангард». Затем, во второй половине восьмидесятых, установочную партию выпустили украинские смежники с завода в Жулянах, ныне известного как ГП «ВИЗАР». Промышленность успела собрать порядка тысячи четырехсот ракет нового семейства перед тем как в страну пришли «Перестройка с Гласностью». Вследствие развала Советского Союза, объем государственного заказа резко пошел на снижение, и на рубеже веков практически иссяк.


Масштабная модель ракеты 48Н6 и ее головки самонаведения

Действия коллектива завода по постановке и поддержанию серийного выпуска ракет для С-300 связаны с деятельностью Виктора Павловича Пасько, руководившего предприятием с 1975 по 2000 гг. Следом за ним генеральным директором ММЗ «Авангард» становится Леонид Альбертович Брюханов. Когда пришел спасительный китайский заказ, предприятию пришлось восстанавливать практически утерянную к тому времени цепочку поставщиков. Большим подспорьем стало собственное конструкторское бюро, созданное еще в 1967 году на базе отдела главного конструктора завода и специалистов МКБ «Факел».

Благодаря усилиям заводского КБ и МКБ “Факел”, первоначально установленные сроки эксплуатации ракет системы С-75 были доведены до 17,5-27,5 лет. После потери ряда производств внешней комплектации в республиках бывшего СССР, ММЗ «Авангард» обеспечил собственное изготовление агрегатов и узлов изделий, транспортно-пусковых контейнеров (для 48Н6) и пакетов для транспортировки изделий. Предприятие постоянно систематизирует вопросы эксплуатации и оценки надежности парка эксплуатируемых изделий, входящих в системы С-300, как на территории России, так и за ее пределами. ММЗ «Авангард» – базовое предприятие по восстановлению длительно эксплуатирующихся изделий 5В55, изготовленных Ленинградским Северным и Жулянским механическим заводами. По результатам проводимых работ принимаются решения об увеличении эксплуатационных сроков.

С-400 «Триумф»

Когда на средства партнеров по военно-техническому сотрудничеству промышленность перезапустила, вместе с другими элементами С-300ПМ (ПМУ-1, ПМУ-2), производство 48Н6 (в виде усовершенствованных вариантов с индексами «Е», «Е2» и «Е3»), наше оборонное ведомство воспользовалось ситуацией в собственных интересах. Правда, вместо закупки полностью новых комплектов, главный заказчик предпочел потратить бюджет на модернизацию существующего парка в улучшенные варианты С-300ПМ-1 и (затем) С-300ПМ-2. А сэкономленные средства вложил в разработку более совершенной системы – С-400 «Триумф». Она поступила на вооружение в 2007 году и с тех пор массово поставляется в войска.

Первоначально, С-400 задумывалась как следующий шаг развития С-300 в варианте с индексом «ПМ-3». Она использует как доработанные элементы предшественницы, так и вновь созданные. Например, РЛС наведения и ракеты большой дальности стрельбы 48Н6ДМ и 40Н6 (как дополнение к ранним вариантам 48Н6). Поскольку оба изделия в устной речи порой проходят как «дальняя ракета», возникла некая путаница. Ее усугубляет повышенный режим секретности в отношении перспектив развития «Триумфа» в сторону т.н. «Триумфатора».

Название «40Н6» попало на страницы печати несколько лет назад, но характеристики не раскрывались вплоть до открытия военно-технического форума «АРМИЯ-2018». Краткая мультимедийная презентация изделия, продемонстрированная на стенде «Алмаз-Антей», приводит несколько цифр ТТХ, включая максимальную дальность стрельбы - 380 км и скорость поражаемых целей до 4800 м/сек.

Столь большая дальность предполагает использование двухступенчатой конфигурации. Между тем, графическая иллюстрация к вышеупомянутой мультимедийной презентации, подготовленной к форуму «АРМИЯ-2018», показывает одноступенчатую ракету с внешними обводами 48Н6. Интересно, что и масштабная модель ракеты с нанесенной на нее надписью «40Н6», представленная в музее ММЗ «Авангард», также полностью повторяет геометрию 48Н6. Словом, в деле «дальней ракеты» еще много загадок и недомолвок, а впереди нас ждут большие сюрпризы.

Устроители проекта «Открой#Моспром» (www.otkroimosprom.ru) называют ММЗ «Авангард» единственным в стране заводом-производителем ракет для С-400. Вместе с тем, на протяжении нескольких лет руководители корпорации «Ростех» и АО «Рособоронэкспорт» говорят о строительстве полностью новых предприятий в Кирове, Нижнем Новгороде и под Санкт-Петербургом, специально под выпуск С-400. В ходе экскурсии нам рассказали, что на площадке завода-дублера установлено современное производственное оборудование и идет его наладка. Словом, и по этой линии в недалеком будущем нас ждут интересные новости.


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer