Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

ММЗ Авангард: «Мы делаем ракеты для С-400!»

24 июня 2019 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Ранее окутанный плотной завесой секретности, единственный на 2019 год завод-производитель ракет для системы С-400 впервые распахнул двери перед простыми гражданами, желающими познакомится с предприятием. Экскурсии на ММЗ «Авангард» для гостей и жителей столицы прошли 13-14 июня в рамках проекта «Открой#Моспром».

Первым среди крупных предприятий столичной «оборонки» в проекте принимал участие ММПП «Салют», где выпускаются двигатели семейства АЛ-31Ф – ими комплектуются тяжелые истребители марки «Су» и легкие китайские типа J-10. «Мы проводим «Открой#Моспром» во второй раз в связи с повышенным интересом к этому проекту. Первая акция прошла в столице в марте 2019 года. В экскурсиях на одиннадцати предприятиях Москвы приняли участие полторы тысячи человек», - отметил руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

Всего на середину июня в проекте оказалось задействовано до двадцати предприятий столичной промышленности. Самым интересным из них считается завод, расположенный на границе районов Войковский и Коптево Северного административного округа. «Сегодня «ММЗ «Авангард» — единственное предприятие по выпуску ракет для зенитных систем C-300 и C-400. Он является единственным в стране заводом-производителем ракет всех типов для вышеуказанных комплексов, которые идут на вооружение российской армии и на экспорт», — сообщает сайт проекта www.otkroimosprom.ru.

Посетить промышленную площадку по адресу «Улица Клары Цеткин 33» можно было только по предварительной записи, загодя сообщив паспортные данные непосредственно на завод или через сайт www.otkroimosprom.ru. Обошлись без «агрессивной рекламы»; а посему число желающих ограничилось сотней-двумя за все время проведения акции. Счастливчики получили возможность осмотреть два из одиннадцати заводских цехов - механообработки и электромонтажный, а также посетить заводской музей.

Оборудование и коллектив

Цех механообработки прошел ремонт и переоснащение с 2012 по 2014гг., с закупкой станков у Южной Кореи, Тайваня и других стран-поставщиков передового производственного оборудования. Среди новинок – вертикальные обрабатывающие центры Hyundai WIA F650/50, VMC-1300 и другие с числовым программным управлением. Соседствуют с ними станки советского периода, прошедшие восстановление с модернизацией. Кроме того, в числе действующего производственного оборудования сохранились и германские образцы, вывезенные почти восемьдесят лет назад по репарации. Металлические отливки для последующей обработки на станочном парке приходят, в том числе, и от собственной «литейки» предприятия.

Электромонтажный цех показали частично, обратив особое внимание на участки вязки, пайки, нанесения покрытий и испытаний жгутов и блоков. Практически все используемое производственное оборудование – новое. Вместе с тем, здесь очень много ручного труда. Причина: даже самые современные роботы пока не могут заменить человеческие глаза и руки при работе с проводами и разъемами, обеспечив требуемый уровень качества.

Подавляющее число работников – представительницы «слабого пола». Тонкими ручками они ловко оперируют кусочками электропроводки и изоляции. «В отличие от автоматики, женские пальчики отлично чувствуют каждый провод», - пояснили организаторы экскурсии. Сплетенные в нужной последовательности провода после пайки к колодкам затем дополнительно обрабатывают химикатами, включая клей ВК-9. И подвергают термообработке в вертикальных печках (автоклавах) высотой в человеческий рост.

ВК-9 представляет собой склеивающий состав на основе двух смол – эпоксидной и полиамидной, и предназначен для создания прочного скрепляющего шва. Работа с подобными составами требует осторожности и соблюдения правил личной гигиены. Вместе с тем, многие сотрудницы предпочитают работать без перчаток, поскольку те понижают чувствительность кожи, снижая производительность и качество выпускаемой продукции. Участники экскурсии обратили внимание на опрятность тружениц, в том числе на аккуратно выполненный маникюр. И про себя отметили, как сложно и хлопотно приходится женщинам, занятым на подобных производствах, держать себя «в форме».

Представителей «сильного пола» в процентном соотношении несколько больше на участке пайки жгутов и блоков, а также в пунктах выходной проверки качества выпускаемой продукции. Среди них есть и мужчины при погонах в синих мундирах: наверное, представители военной приемки.

Стеллажи, упаковочная тара и различные приспособления для полуфабрикатов и готовых жгутов пестрят цифробуквенными надписями. Знающие люди из числа попутчиков по экскурсии подсказывают, что это индексы основных вариантов исполнения зенитных ракет для систем семейства С-300 «Фаворит» и С-400 «Триумф».

Сборка конечной продукции идет в специальной зоне с собственной пропускной системой, отделенной от вспомогательного производства вторым забором и колючей проволокой. Ее посещение в рамках экскурсии не предусматривалось; нам лишь удалось разглядеть вход в сборочный цех «с внешней стороны».

Работа на любом режимном предприятии требует больших эмоциональных и физических усилий. Здесь ММЗ «Авангард» - не исключение. Сколько же платят за труд и ответственность? Месячные оклады занятых на основном производстве работников в пределах шестидесяти – ста тысяч рублей (примечание: по словам гендиректора, средняя зарплата по предприятию составляет 90 тыс. рублей).

Хорошо, когда у работника есть собственная квартира, а как быть тем, кто пока только надеется ее приобрести?! Организаторы мероприятия отвечают: «Снимающим жилье выплачивается компенсация». А таковых немало, ведь коллектив предприятия наполовину состоит из иногородних. Кроме того, завод имеет возможность расселить часть нуждающихся по комнатам в собственных общежитиях коридорного и блочного типов.

Старейшие работники с ностальгией вспоминают советские времена, когда у предприятия имелась мощная «социалка», включавшая собственное медицинское подразделение, спортивный стадион «Зенит», детский лагерь отдыха в Крыму и санаторий в Подмосковье. Увы, за прошедшее с пресловутой Перестройки время, завод утратил подавляющее большинство «объектов соцкультбыта». Еще одна чувствительная потеря: из территории предприятия «вычленили» площадку в пешей доступности от метро «Войковская» и возвели там торговый центр «Метрополис».

Возрождение

После развала «великого и могучего», выпуск конечной продукции на предприятии неуклонно снижался, и на рубеже веков практически полностью прекратился. Трудовой коллектив сократился до 300-350 работников. Из-за плохого финансового положения, в цехах отключили отопление, и сотрудникам приходилось согреваться у костров. Стараясь хоть как-то удержаться на плаву, «Авангард» сдавал в аренду производственные площади.

От полного разорения спас крупный китайский заказ на системы «Фаворит». За ним последовали другие поставочные контракты, сначала от зарубежных покупателей, а затем и главного заказчика. Если в 2002-м «Авангард» собрал всего-навсего пару ракет, то в следующем году – семь, затем одиннадцать и пятнадцать единиц, соответственно. Как нам сообщили на заводе, сегодня темп выпуска зенитных управляемых ракет большой дальности стрельбы уже превосходит цифры позднего советского периода.

Заметим, что «тот самый» спасительный китайский контракт вовсе не являлся первым иностранным заказом на системы ПВО линейки С300ПС/ПМ. Вместе с тем, все предыдущие продажи подобной продукции за рубеж исполнялись главным образом «из наличия», либо «с использованием задела». Поставки полностью новых «фаворитов» в Поднебесную начались в 2004-м, когда ММЗ «Авангард» возглавлял Геннадий Викторович Кожин. С этого момента начинается возрождение завода в качестве производителя современной оборонной продукции. Восстанавливаются производственные мощности, практически заново формируется коллектив предприятия.

Успешно закончив работу по «фаворитам», коллектив ММЗ «Авангард» переходит к решению следующей задачи – освоение серийного выпуска ЗУР новых модификаций для более совершенных комплексов ПВО разработки конструкторского бюро «Алмаз». За 2011–2015 гг. объем выпускаемой продукции увеличился более чем в три раза. Это стало возможным благодаря реализации обширной программы автоматизации производства, с обновлением технологического процесса на 40%. С сентября 2015 по сентябрь 2017гг. генеральным директором был Ахмет Абдул-Хакович Мухаметов, работающий на заводе с 1975 года и прошедший трудовой путь от инженера-технолога до руководителя предприятия. Сегодня пост генерального директора занимает Александр Анатольевич Ведров (1970г.р.).

Коллектив завода отмечал 75 лет со дня основания предприятия без опасений за свое будущее: заказчики из десятка стран мира (КНР, Турция, Индия, Саудовская Аравия и пр.) выстроились в очередь за С-400. Юбилейный 2017 год запомнился посещением ММЗ «Авангард» мером города Сергеем Семеновичем Собяниным. «Москва гордится таким предприятием, оно одно из лучших в нашей столице. Мы все желаем динамичного развития, повышения зарплат работникам предприятия, развития цехов, развития производства. Со своей стороны будем оказывать всемерную поддержку и в развитии, и предоставлении льгот. В частности, мы с руководством предприятия собираемся присвоить заводу статус промышленного комплекса, что примерно на 20% уменьшит налоговую нагрузку в городской бюджет», – сказал столичный градоначальник (цитата по http://www.tvc.ru).

Работа в составе концерна «Алмаз-Антей»

Переговоры с партнерами по военно-техническому сотрудничеству на рубеже веков выявили огромный интерес иностранных армий к новейшей на то время разработке «Алмаза» - системе С-300 «Фаворит». Одновременно пришло понимание: без восстановления утраченной в девяностые годы производственной цепочки удовлетворить платежеспособный спрос рынка на зенитно-ракетные комплексы большой дальности не представляется возможным. Менее сложная, но похожая по сути ситуация наблюдалась и применительно к другим элементам системы ПВО страны и сухопутных войск.


Пуск ракеты 48Н6Е на учениях ВС Ирана

Указом Президента и постановлением правительства Российской Федерации в 2002 году создается ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей». В его состав включили десятки конструкторских бюро, производственных объединений и научно-исследовательских институтов, специализирующихся на системах противовоздушной обороны, средствах радиолокационной разведки и автоматизированных системах управления.

Данное решение позволило объединить под единым управлением основные организации и предприятия России, разрабатывающие и производящие системы вооружения для противовоздушной обороны. А также более эффективно использовать выделенные на эти цели бюджетные средства, устранить ненужную конкуренцию между различными группами изготовителей продукции, создать благоприятные условия для безусловного выполнения заказов Министерства обороны России и удовлетворения платежеспособного спроса в соответствующем сегменте внешнего рынка.

Очередное судьбоносное решение появилось пять лет тому назад, когда Президент РФ принял решение об образовании Концерна воздушно-космической обороны на базе ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Обращаясь к стотысячному коллективу, руководитель новой структуры Ян Новиков отметил: «Несмотря на экономические санкции со стороны западных стран, Концерн способен выполнить поставленную перед ним задачу по созданию технической основы Воздушно-космической обороны страны. От нашей с Вами работы будет зависеть безопасность России на многие, многие десятилетия вперед, мирная жизнь наших детей, внуков и правнуков. <…> Сегодня Родина требует от нас максимальной мобилизации своих профессиональных навыков и сил».

Применительно к ММЗ «Авангард», эти слова в первую очередь относятся к С-400 «Триумф». Согласно описанию, данная зенитно-ракетная система большой дальности предназначена для поражения боевых самолетов стратегической и тактической авиации, а также радиолокационного дозора и наведения, постановки помех и разведчиков. Помимо того, «Триумф» может бороться с баллистическими ракетами тактического и оперативно-тактического класса, гиперзвуковыми целями и другими современными и перспективными средствами воздушного нападения. В состав ЗРС С-400 входит до шести зенитных ракетных комплексов (ЗРК) способных поражать до 72 целей, наводя на них до 144 ракет. Ракеты (ЗУР) системы С-400 «Триумф» разработаны на основе новейших научно-технических достижений, с применением перспективной элементной базы и прогрессивных технологий.

Таблица. Тактико-технические характеристики ЗУР для ЗРС С-300 и С-400

(данные со стендов музея ММЗ «Авангард» и мультимедийной презентации «Алмаз-Антей»)

Харак-
терис-
тика

5В55Р

48Н6

40Н6

Год принятия на воору-
жение

1983

1991

Зона поражения по дальности

5-75 км

5-150 км

5-380 км

Зона поражения по высоте

25-25000 м

10-27000 м

10-30000 м

Скорость полета ЗУР

До 1800 м/с

До 2000 м/с

1190 м/с (средняя)

Скорость цели

50-1200 м/с

До 1800 м/с

До 4800 м/с

Число сопрово-
ждаемых целей

До 6

До 6

Число одновременно наводимых ракет

До 12

До 12

Наведение на активном участке

радио-
командное

радио-
командное

Наведение на пассивном участке

СУ через ракету

СУ через ракету

Длина ЗУР

7,25 м

7,5 м

7,67 м

Диаметр корпуса ЗУР

508 мм

515 мм

515 мм

Размах рулей

1124

1134

1134 мм

Масса ЗУР

1664

1800

1893 кг

Масса боевой части

130

145

Тип БЧ

Осколочно-фугасная

Осколочно-фугасная

Длина и диаметр ТПК

8х1 м

8х1 м

7,825х1 м

Масса изделия в ТПК

2342 кг

2580 кг

2600 кг

Тип двигателя

РДТТ

РДТТ

Во второй части материала мы расскажем о продукции предприятия советского периода.

ММЗ Авангард: «Мы делаем ракеты для С-400!» – Часть 2


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer