Прибывший из Ульяновска самолет с регистрационным номером RA-64045 носит имя легендарного советского конструктора и ученого Сергея Павловича Королёва. Лайнер рассчитан на перевозку до 53 пассажиров. На борту самолета созданы все условия для удобной и комфортабельной доставки членов космических экспедиций и сопровождающих лиц к месту старта. Пассажирский салон воздушного судна разделен на три зоны, оборудован каютами для отдыха экипажей, комфортабельными креслами, диванами, столиками и шкафами для хранения вещей.
На мероприятии по передаче самолета присутствовали начальник Центра подготовки космонавтов Павел Николаевич Власов, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос» Сергей Константинович Крикалев и генеральный директор лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) Александр Иванович Рубцов.
Начальник Центра подготовки космонавтов Павел Николаевич Власов: «Мы с 90-х годов не получали новую авиационную технику, долгое время эксплуатируем Ту-134, Ил-76 и Л-39. В 2012 году было принято решение о замене самолетного парка Ту-134, которым уже 40 лет. Основные задачи, которые возлагаются на самолеты этого класса – доставка экипажей на космодром, возврат экипажей после посадки на базу, полеты на визуально-инструментальное наблюдение, полеты на отработку навыков космонавтов и доставка госкомиссий к месту проведения запуска пилотируемой космонавтики и обратно. Мы рассчитываем, что на этих самолетах, гораздо более экономичных, по сравнению с Ту-134, будем доставлять комиссии и на космодром «Восточный» и на Куру. Надеюсь, что на летний июльский старт экипажи повезем уже на новых самолетах».
Обслуживание и эксплуатация лайнеров будет проходить по правилам гражданской авиации с соответствующими требованиями. Техобслуживание самолета будет выполняться на базе аэродрома «Чкаловский». Обеспечивать эксплуатацию будет компания «Космос», которая входит в структуру «Роскосмоса».
Директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос» Сергей Константинович Крикалев: «Работа по определению облика этого самолета шла с 2013 года. Очень много работ было проведено совместно с туполевской фирмой. Мы исходили из многолетнего опыта ЦПК и самих космонавтов. Дело в том, что когда ты прилетаешь после полета, то длительная доставка происходит в горизонтальном положении и под это требование были сделаны каюты. Количество кают было увеличено до 6, по причине увеличения предполагаемого числа членов экипажей. Делали самолет с учетом того, чтобы он мог совершать полеты на космодром «Восточный». С точки зрения медицины, когда экипаж возвращается, то он постоянно находится под наблюдением врачей. С момента переноса экипажей из капсулы в медицинскую палатку начинается процесс реабилитации и контроля, адаптации человека к земным условиям. В самолете есть достаточно оборудования, чтобы обеспечивать медицинское сопровождение экипажей после приземления, оказывать помощь и проводить медицинские эксперименты, которые связаны с адаптацией космонавтов к условиям силы тяжести. Есть возможность подключения компьютеров к бортовой электрической сети», - подчеркнул директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос» Сергей Константинович Крикалев.
В процессе создания самолетов для ЦПК, был проведен колоссальный объем работ. Результатом эти работ является то, что лайнер оснащен современным техническим оборудованием и способен выполнять много важных задач и функций. Кроме того, самолеты оборудованы системой спутниковой связи, обеспечивающей во время полета телефонную связь и доступ в интернет.
Генеральный директор лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) Александр Иванович Рубцов: «Для нас это - гордость, что мы общими усилиями, при участии КБ «Туполева», завода «Авиастар-СП», компании «Росавиаинтер», создали этот самолет, в котором учтены все пожелания наших заказчиков – Роскосмоса и ЦПК. Это была очень непростая задача - достаточно сказать, что в ходе строительства самолета пришлось вносить около 2000 изменений в конструкторскую документацию, что было непросто сделать. Это многоцелевой самолет - тут можно перевозить и космонавтов и пассажиров, которые отправляются на заседание правительственной комиссии. Кроме того, пассажирские кресла тут можно заменить на специальные медицинские модули для перевозки больных и раненых. Самолет может выполнять очень много важных задач, обеспечивает максимально комфортную транспортировку космонавтов и, самое главное, он имеет большую дальность – более 8 тыс. км, чтобы достигать любых космодромов в нашей стране. Мы надеемся, что эти самолеты будут служить долго в интересах нашей космической отрасли».
Самолет Ту-204-300, оснащенный двумя российскими двигателями ПС-90А, является модификацией самолета Ту-204-100В с укороченным почти на 6 м фюзеляжем, увеличенной до 107,5 тонн взлетной массой. Ту-204-300 соответствует IV главе Приложения ICAO по шуму на местности и требованиям Приложения 16 (том 2) норм ICAO по эмиссии вредных веществ благодаря конструкции двигателей, а также подбору шумопоглощающих устройств.
Самолет сертифицирован для полетов по международным воздушным линиям, а также для полетов в условиях зональной навигации RNAV-1, RNAV-5 и по сокращенным нормам вертикального эшелонирования RVSM. Дальность полета Ту-204-300 составляет около 9 000 км. В ближайшее время второй самолет Ту-204-300 для ЦПК (RA-64044), названный в честь Юрия Алексеевича Гагарина, прибудет на аэродром Чкаловский. Самолеты «Юрий Гагарин» и «Сергей Королев» будут идентичны друг другу и рассчитаны на выполнение одинаковых задач. Здесь, на аэродроме «Чкаловский», будет проходить освоение эксплуатации самолета, подготовка технического персонала и создание полноценной базы по обслуживанию этих лайнеров.