Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Донской (не попал в состав Правительства в 2018 г.) несколько лет назад подписал приказ об изменениях в правила тушения лесных пожаров. Региональные комиссии по чрезвычайным ситуациям (ЧС) получили возможность не бороться с огнем, если он не угрожает поселениям, объектам экономики, и если «прогнозируемые затраты на тушение превышают прогнозируемый вред». При этом именно на федеральном уровне установлены территории, на которых можно не тушить пожары. Это примерно треть Иркутской области и большая часть Красноярского края. И возможный вред от огня и средства на ликвидацию пожаров определяют региональные комиссии по ЧС. Пожар не тушат, если потенциальный ущерб может быть меньше, чем расходы на борьбу с ним.
В Красноярском крае по состоянию на вечер 26 июля 2019 г. горели леса площадью 927 тыс. га, из них не тушили 920 тыс. га. Из базы данных ИСДМ-Гослесхоз следует, что большинство возгораний обнаруживали, когда они охватывали всего несколько гектаров леса. Но буквально через неделю изначально небольшой пожар разросся в десятки тысяч раз.
Во времена СССР пожары на удаленных и труднодоступных территориях тушились силами авиационной охраны лесов, от которой сейчас, к сожалению, остались лишь название и бледная тень былой мощи. В такой ситуации единственное, что остается районам – спасать от огня населенные пункты и объекты инфраструктуры.
Пожары в Сибири, согласно последним новостям июля 2019 г., грозили масштабами экологической катастрофы.
Лесные пожары наносят непоправимый ущерб не только экономической ситуации в стране. Они негативно влияют и на экологическую обстановку в пострадавших регионах и близлежащих территориях.
Сейчас площадь поверхности земли, охваченная пожарами, достигла отметки в 3 млн га, жители регионов задыхаются от смога. У людей зачастую сдавали нервы.
В интернете появилось довольно много гневных откликов на создавшуюся ситуацию. Вот одно из них. Журналист новосибирского государственного телеканала Николай Сальников на фоне города в смоге в резкой форме обратился к властям: «Нам говорят, что тушить красноярскую тайгу экономически не выгодно... Да вы там что, в своей Москве, совсем здравый рассудок утратили? Вы не забыли, кто вытащил ваш зад из лап фашистов в декабре 1941 г.? Мы, сибиряки, требуем начала полномасштабной операции по тушению наших лесов, задействуйте все силы МЧС и Министерства обороны».
Я не думаю, что именно эти слова повлияли на решение Президента РФ привлечь Минобороны России к тушению пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке. Но такое решение было принято 31 июля 2019 г. К тушению пожаров дополнительно привлекли 10 самолетов Ил-76МД Минобороны (Военно-транспортной авиации). Эти самолеты на своих бортах имеют соответствующее оборудование – выливной авиационный прибор (ВАП-2) – для тушения пожаров емкостью 42 т огнегасящего состава.
Наше ОКБ заинтересовалось проблемой борьбы с лесными пожарами где-то с 1988 г. Тогда, наблюдая за борьбой американцев с помощью самолетов С-130 со специальным оборудованием с лесными пожарами, особенно в Калифорнии, мы решили в инициативном (подчеркиваю – в инициативном) порядке посмотреть: можно ли к этой проблеме приспособить транспортный самолет Ил-76ТД. Их в нашей стране было в то время в достаточном количестве в различных управлениях гражданской авиации.
Проработка вопроса дала положительные результаты. Мы создали свое отечественное оборудование, которое устанавливается в самолете Ил-76 без каких-либо его доработок. Это, с нашей точки зрения, дает существенный положительный эффект при решении данной проблемы. К тушению пожаров можно привлекать любой самолет Ил-76ТД или Ил-76М (МД), установив внутри его специальное съемное оборудование и обучив экипажи выполнять полеты со сбросом огнегасящего состава, залитого в съемное оборудование ВАП.
Результаты работы были защищены несколькими авторскими свидетельствами. В настоящее время проводится работа по оформлению патентов на наши разработки.
При проведении работ по созданию противопожарного варианта самолета Ил-76ТД мы консультировались о проблемах тушения лесных пожаров со специалистами «Авиалесоохраны». Получили от профессионалов много полезных советов, которые мы использовали в дальнейших работах, но при этом столкнулись и с неожиданным их мнением: «Лучше средства, которые вы тратите на эту работу, отдайте нам. При возникновении пожаров мы кликнем БИЧей, они вылезут на деньги из лесов, и с их помощью потушим пожары. Мы так делали всегда, это помогало».
Но мы не обратили на эти повествования никакого внимания и продолжили работу.
Летом 1988 г. был создан первый экспериментальный комплект выливного авиационного прибора (ВАП), емкость которого составила 31 т огнегасящего состава. После проведения наземных и летных испытаний было решено попробовать его на тушении реальных лесных пожаров.
Испытания провели на реальных лесных пожарах в Красноярском крае летом 1989 г. Получили положительный результат, но так как работы проводились за собственный счет нашего предприятия, а власти не проявили интерес к результатам испытаний, то они на этом были приостановлены.
В апреле 1992 г. под Ереваном сложилась чрезвычайная ситуация. Произошло возгорание воинских складов с боеприпасами. О нас и наших работах по тушению пожаров в мае 1992 г. вспомнило Министерство по чрезвычайным ситуациям. По личной договоренности министра С.Шойгу и генерального конструктора Г.Новожилова экипаж ОКБ под руководством Заслуженного летчика-испытателя СССР И.Закирова вылетел для выполнения важного задания. Оно было выполнено за два полета с положительным результатом.
Не прошло двух недель, и аналогичная ситуация возникла под Владивостоком. И вновь наш экипаж уже под руководством Заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза С.Близнюка блестяще выполнил поставленную задачу за семь полетов, хотя она была намного сложнее и опаснее, чем под Ереваном.
Итогом этих работ стал контракт на постройку пяти комплектов ВАП-2 емкостью 42 т огнегасящего состава для самолетов МЧС. На протяжении следующих 18 лет самолеты МЧС с противопожарным оборудованием ВАП-2 использовались для тушения лесных и площадных пожаров как в нашей стране, так и за ее пределами. Самолеты применялись не только для тушения лесных пожаров, но и для ликвидации пожаров, возникших в результате техногенных катастроф, как например, тушение пожаров в Турции на нефтеперерабатывающем заводе в Измире. При этом нашей задачей была поддержание оборудования в исправности и готовности к применению в любой момент.
Оборудование, которое создали специалисты нашего ОКБ, получило весьма неожиданную высокую оценку у тех, кто профессионально занимается тушением пожаров с применением авиационных средств.
Например, в статье Н.Коршунова «Авиационное тушение лесных пожаров: эффективность репортажей и эффективность технологий» встретились такие строки: «С одной стороны, удалось создать по-настоящему уникальный самолет. Прибор ВАП значительно превышает зарубежные аналоги (например, систему MAFFS для самолетов С-130) по характеристикам и красоте конструктивных решений».
Эти строки для нас, конструкторов, создавших ВАП-2, дорогого стоят.
Наступило жаркое лето 2010 г. По всей России бушевали пожары лесов, сопровождавшиеся небывалым смогом в ряде городов и регионов. Дым от пожаров захватил большую территорию России, долетел до Арктики и Северной Америки. В воздухе был отчетливый запах гари. Видимость в Москве была такой плохой, что трудно стало рассмотреть даже соседние дома. Это привело к огромному экономическому и экологическому ущербу: сгорело более 2,5 тыс. домов, огонь уничтожил восемь населенных пунктов, а также только в огне погибли 60 человек. По продолжительности и степени последствий жара не имела аналогов за более чем вековую историю наблюдений погоды в нашей стране.
В тушении пожаров были задействованы все имеющиеся средства. Тысячи людей боролись с огнем, используя любую технику, включая автомобильную и инженерную технику. С огнем боролись сотни вертолетов и самолетов, в том числе Бе-200 и пять Ил-76ТД авиации МЧС с противопожарным оборудованием ВАП-2 на борту.
По результатам разбора ситуации Правительством РФ за № 3912 П-4 от 2 августа 2010 г. было принято решение изготовить дополнительно двенадцать комплектов ВАП-2 и установить их на самолетах Военно-транспортной авиации, авиации МВД и ФСБ.
Это задание выполнено в 2011-2012 гг. В 2011 г. было изготовлено три комплекта ВАП-2, из которых два переданы в авиацию МВД РФ и один в авиацию МЧС. В 2012 г. выпущены еще девять комплектов ВАП-2 для Военно-транспортной авиации.
Также были обучены экипажи различных ведомств работе по тушению пожаров с использованием самолетов Ил-76ТД, Ил-76МД. Это позволило в последующие годы в зависимости от обстановки иметь возможность наращивать группировки авиационных средств для тушения пожаров.
Наше предприятие выпустило отчет (исх. № 21-7/11 от 28 января 2013 г.) по результатам работ по тушению пожаров за 2010-2012 гг., в котором предложило мероприятия по повышению эффективности этих работ, и направило его в МЧС РФ. В ответ мы получили письмо с предложением продолжить работы на безвозмездной основе и только потом принять решение об использовании наших наработок в практике пожаротушения. То есть, особой заинтересованности МЧС РФ в своих предложениях мы не увидели.
Что могут еще предложить специалисты ПАО «Ил» для повышения эффективности тушения лесных пожаров с помощью применения самолетов типа Ил-76?
Первое. В настоящее время на Ульяновском предприятии «Авиастар-СП» налажен серийный выпуск модифицированного транспортного самолета Ил-76МД-90А. Его грузоподъемность увеличена до 60 т. Исходя из этого, нами проработан вопрос об увеличении емкости пожарного оборудования ВАП-3 до ~55 т огнегасящей жидкости, что существенно больше по сравнению с ВАП-2 для самолетов Ил-76ТД и Ил-76МД, имеющих емкости объемом 42 т. Это позволяет увеличить длину противопожарной полосы на земле при сливе огнегасящей жидкости с 600 м до более чем 800 м. На наш взгляд, что это довольно приличный показатель и за него стоит побороться! Это позволит уменьшить количество самолетовылетов на тушение пожаров, а за этим стоит и экономика применения самолета Ил-76МД-90А для тушения пожаров.
Второе. Исходя из нашего опыта работы под Ереваном и Владивостоком, для исключения большого времени заправки емкостей ВАП-2 (ВАП-3) необходимо иметь в наличии на аэродроме временного базирования пожарные автоцистерны большой емкости в сочетании с большой производительностью типа АЦ-10.0-70 (4320), АЦ-15,0-100 (6570). При отсутствии там автоцистерн в группу самолетов, направляемых на аэродром временного базирования групп (которые должны быть на минимально возможном расстоянии от источников пожаров), необходимо включать дополнительный самолет Ил-76МД для доставки на этот аэродром указанных выше пожарных автоцистерн с пожарным расчетом. При выборе автоцистерны следует обращать внимание на ее габариты (ширина и высота – не более 3,0 х 3.4 м) и наличие в документации машины схемы швартовки ее в самолете Ил-76МД. Эти автоцистерны способны заправить самолет Ил-76 с ВАП-2 для повторного вылета в течение 10-12 минут.
Третье. Необходимо в качестве огнегасящей жидкости применять не только воду (которая в этом случае становится просто дороже золота), но и желательно в нее добавлять широко используемые за рубежом пожарогасящие пены.
В 1990-х гг. работа выполнялась с пеной типа PHOS-CHEKWD-881 (Акт № 5971-76/95 от 14. 11. 1995 г.). Это – водный раствор концентрата пены Класса А, смесь сурфактантов (surfacetants) и других рабочих компонентов, растворенных в воде. Водный раствор пены представляет собой превосходную «мокрую воду», формирующую устойчивую пену при смешивании с воздухом. Он является биораспадающимся веществом. После попадания на поверхность земли пена препятствует попаданию воздуха на источник пожара. Через 28 дней после ее попадания в окружающую среду пена разлагается и переходит в двуокись кислорода.
В России в настоящее время также начинают использовать водные растворы пенообразователей, смачивателей и ретардантов.
Водные растворы смачивателей незаменимы для борьбы с устойчивыми почвенными пожарами, особенно с торфяными, они способны быстро проникать в толстые слои торфа и лесные подстилки. Повышенная смачивающая способность позволяет снизить расход воды на 50% и, как следствие, уменьшить время тушения пожара.
Как пример можно привести используемые в настоящее время смачивающие химикаты, среди них наиболее известен сульфанол – легкий желтый порошок, быстрорастворимый в воде. Как поверхностно активные вещества применялись моющие средства типа «Прогресс», «Дон», «Астра», а также смачиватели группы ОП-7, ОП-Ю и др. Известен также ранее используемый твердый смачиватель «Ливень-ТС «Флора» (Россия).
Из современной серийно продукции наиболее эффективен смачиватель СП-01, выпускаемый ООО «Третон». Он имеет необходимые сертификаты и заключения МЧС России, в т. ч. и для авиационного использования, а также одобрение Федерального агентства лесного хозяйства. В настоящее время применяется разработанный Академией ГПС МЧС России пенообразователь-смачиватель «Экспериментальный – ULTRA».
Для борьбы с ландшафтными пожарами с применением авиации наилучшими свойствами обладают пенообразователи и огнезадерживающие составы, включающие ретарданты, придающие огнестойкость лесным материалам на длительное время. Такими свойствами обладают пенообразователь-смачиватель «Файрэкс» (ОАО «Ивхимпром», Иваново) и FireIce (GeltexSolutions, Inc, США). «Файрекс» является штатным отечественным пенообразователем, принятым на вооружение ФГУ ЦБ «Авиа-лесоохрана» с 2005 г.
Вместе с тем, перед началом широкого использования водных растворов пенообразователей, смачивателей и ретардантов, ПАО «Ил» потребует дополнительного тщательного заключения авиационного отраслевого института ВИАМ по использованию этих средств при пожаротушении с авиационных носителей. При этом необходимо продумать вопрос доставки этих средств на аэродромы временного базирования самолетов, а также вопрос подготовки этих средств для заправки в ВАПы самолетов. В работах по применению различных пенообразователей и смачивателей могут оказать решающую помощь специалисты ВНИИ ПО МЧС и АО «Авиалесоохрана».
Четвертое. Следует продолжить выполнение работ по созданию специальной аппаратуры, позволяющей экипажу даже в условиях сильного задымления определить центр источника пожара и одновременно с этим по ходу работ уточнять методику тушения пожара. Это повысит безопасность выполнения полетов самолета в условиях сильного задымления местности.
Такая аппаратура сегодня разработана также в инициативном порядке на одном московском предприятии. Необходимо установить ее на борт самолета Ил-76МД (Ил-76ТД) и провести с нею специальные летные испытания. Наличие этой аппаратуры поможет более эффективно тушить пожары с помощью авиационных средств. В настоящее время, по сравнению с 2013 г., модификация этой аппаратуры уже установлена на самолетах Ил-76МДМ и входит в комплекс обороны самолета. Здесь, на мой взгляд, не следует экономить средства. Ярким примером «экономии средств» является катастрофа самолета Ил-76ТД авиации МЧС в июле 2017 г.
Пятое. Одним из важных элементов тушения лесных пожаров является наличие отработанной методики. Присутствие на борту самолета специальных средств по определению центра источника пожара с отработанной методикой его тушения также позволит сэкономить значительные средства. Это относится и к самолетам Ил-76МД(ТД) с ВАП-2, и к самолетам Ил-76МД(ТД)-90А с ВАП-3. Необходимо помнить, что двух одинаковых пожаров не бывает.
По всему комплексу вопросов следует провести ОКРы (по моему мнению, минимум три), по их результатам принять соответствующие решения.
Эти предложения мы направили в Авиацию МЧС России, Военно-транспортную авиацию и Минприроды.
Из первых двух ведомств ответа пока так и не дождались, а из Минприроды получили уникальнейший ответ: «В настоящее время отмечаются недостатки в применении авиатанкеров в части ограниченного запаса мощности, не обеспечивающего достаточной безопасности проведения работ по тушению лесных пожаров с соблюдением параметров слива, особенно на пересеченной местности».
Несколько человек у нас в ОКБ, которые занимаются этой проблемой, прочитали это заключение – никто ничего не понял. Спасибо.
А заканчивается письмо тоже уникальным советом: «Минприроды России полагает целесообразным обратиться по вопросу повышения эффективности применения самолетов Ил-76 в Минобороны России и МЧС России». И здесь спасибо за столь ценный совет.
Так что терпеливо ждем следующий пожароопасный сезон!
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"
В Красноярском крае по состоянию на вечер 26 июля 2019 г. горели леса площадью 927 тыс. га, из них не тушили 920 тыс. га. Из базы данных ИСДМ-Гослесхоз следует, что большинство возгораний обнаруживали, когда они охватывали всего несколько гектаров леса. Но буквально через неделю изначально небольшой пожар разросся в десятки тысяч раз.
Во времена СССР пожары на удаленных и труднодоступных территориях тушились силами авиационной охраны лесов, от которой сейчас, к сожалению, остались лишь название и бледная тень былой мощи. В такой ситуации единственное, что остается районам – спасать от огня населенные пункты и объекты инфраструктуры.
Пожары в Сибири, согласно последним новостям июля 2019 г., грозили масштабами экологической катастрофы.
Лесные пожары наносят непоправимый ущерб не только экономической ситуации в стране. Они негативно влияют и на экологическую обстановку в пострадавших регионах и близлежащих территориях.
Сейчас площадь поверхности земли, охваченная пожарами, достигла отметки в 3 млн га, жители регионов задыхаются от смога. У людей зачастую сдавали нервы.
В интернете появилось довольно много гневных откликов на создавшуюся ситуацию. Вот одно из них. Журналист новосибирского государственного телеканала Николай Сальников на фоне города в смоге в резкой форме обратился к властям: «Нам говорят, что тушить красноярскую тайгу экономически не выгодно... Да вы там что, в своей Москве, совсем здравый рассудок утратили? Вы не забыли, кто вытащил ваш зад из лап фашистов в декабре 1941 г.? Мы, сибиряки, требуем начала полномасштабной операции по тушению наших лесов, задействуйте все силы МЧС и Министерства обороны».
Я не думаю, что именно эти слова повлияли на решение Президента РФ привлечь Минобороны России к тушению пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке. Но такое решение было принято 31 июля 2019 г. К тушению пожаров дополнительно привлекли 10 самолетов Ил-76МД Минобороны (Военно-транспортной авиации). Эти самолеты на своих бортах имеют соответствующее оборудование – выливной авиационный прибор (ВАП-2) – для тушения пожаров емкостью 42 т огнегасящего состава.
Наше ОКБ заинтересовалось проблемой борьбы с лесными пожарами где-то с 1988 г. Тогда, наблюдая за борьбой американцев с помощью самолетов С-130 со специальным оборудованием с лесными пожарами, особенно в Калифорнии, мы решили в инициативном (подчеркиваю – в инициативном) порядке посмотреть: можно ли к этой проблеме приспособить транспортный самолет Ил-76ТД. Их в нашей стране было в то время в достаточном количестве в различных управлениях гражданской авиации.
Проработка вопроса дала положительные результаты. Мы создали свое отечественное оборудование, которое устанавливается в самолете Ил-76 без каких-либо его доработок. Это, с нашей точки зрения, дает существенный положительный эффект при решении данной проблемы. К тушению пожаров можно привлекать любой самолет Ил-76ТД или Ил-76М (МД), установив внутри его специальное съемное оборудование и обучив экипажи выполнять полеты со сбросом огнегасящего состава, залитого в съемное оборудование ВАП.
Результаты работы были защищены несколькими авторскими свидетельствами. В настоящее время проводится работа по оформлению патентов на наши разработки.
При проведении работ по созданию противопожарного варианта самолета Ил-76ТД мы консультировались о проблемах тушения лесных пожаров со специалистами «Авиалесоохраны». Получили от профессионалов много полезных советов, которые мы использовали в дальнейших работах, но при этом столкнулись и с неожиданным их мнением: «Лучше средства, которые вы тратите на эту работу, отдайте нам. При возникновении пожаров мы кликнем БИЧей, они вылезут на деньги из лесов, и с их помощью потушим пожары. Мы так делали всегда, это помогало».
Но мы не обратили на эти повествования никакого внимания и продолжили работу.
Летом 1988 г. был создан первый экспериментальный комплект выливного авиационного прибора (ВАП), емкость которого составила 31 т огнегасящего состава. После проведения наземных и летных испытаний было решено попробовать его на тушении реальных лесных пожаров.
Испытания провели на реальных лесных пожарах в Красноярском крае летом 1989 г. Получили положительный результат, но так как работы проводились за собственный счет нашего предприятия, а власти не проявили интерес к результатам испытаний, то они на этом были приостановлены.
В апреле 1992 г. под Ереваном сложилась чрезвычайная ситуация. Произошло возгорание воинских складов с боеприпасами. О нас и наших работах по тушению пожаров в мае 1992 г. вспомнило Министерство по чрезвычайным ситуациям. По личной договоренности министра С.Шойгу и генерального конструктора Г.Новожилова экипаж ОКБ под руководством Заслуженного летчика-испытателя СССР И.Закирова вылетел для выполнения важного задания. Оно было выполнено за два полета с положительным результатом.
Не прошло двух недель, и аналогичная ситуация возникла под Владивостоком. И вновь наш экипаж уже под руководством Заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза С.Близнюка блестяще выполнил поставленную задачу за семь полетов, хотя она была намного сложнее и опаснее, чем под Ереваном.
Итогом этих работ стал контракт на постройку пяти комплектов ВАП-2 емкостью 42 т огнегасящего состава для самолетов МЧС. На протяжении следующих 18 лет самолеты МЧС с противопожарным оборудованием ВАП-2 использовались для тушения лесных и площадных пожаров как в нашей стране, так и за ее пределами. Самолеты применялись не только для тушения лесных пожаров, но и для ликвидации пожаров, возникших в результате техногенных катастроф, как например, тушение пожаров в Турции на нефтеперерабатывающем заводе в Измире. При этом нашей задачей была поддержание оборудования в исправности и готовности к применению в любой момент.
Оборудование, которое создали специалисты нашего ОКБ, получило весьма неожиданную высокую оценку у тех, кто профессионально занимается тушением пожаров с применением авиационных средств.
Например, в статье Н.Коршунова «Авиационное тушение лесных пожаров: эффективность репортажей и эффективность технологий» встретились такие строки: «С одной стороны, удалось создать по-настоящему уникальный самолет. Прибор ВАП значительно превышает зарубежные аналоги (например, систему MAFFS для самолетов С-130) по характеристикам и красоте конструктивных решений».
Эти строки для нас, конструкторов, создавших ВАП-2, дорогого стоят.
Наступило жаркое лето 2010 г. По всей России бушевали пожары лесов, сопровождавшиеся небывалым смогом в ряде городов и регионов. Дым от пожаров захватил большую территорию России, долетел до Арктики и Северной Америки. В воздухе был отчетливый запах гари. Видимость в Москве была такой плохой, что трудно стало рассмотреть даже соседние дома. Это привело к огромному экономическому и экологическому ущербу: сгорело более 2,5 тыс. домов, огонь уничтожил восемь населенных пунктов, а также только в огне погибли 60 человек. По продолжительности и степени последствий жара не имела аналогов за более чем вековую историю наблюдений погоды в нашей стране.
В тушении пожаров были задействованы все имеющиеся средства. Тысячи людей боролись с огнем, используя любую технику, включая автомобильную и инженерную технику. С огнем боролись сотни вертолетов и самолетов, в том числе Бе-200 и пять Ил-76ТД авиации МЧС с противопожарным оборудованием ВАП-2 на борту.
По результатам разбора ситуации Правительством РФ за № 3912 П-4 от 2 августа 2010 г. было принято решение изготовить дополнительно двенадцать комплектов ВАП-2 и установить их на самолетах Военно-транспортной авиации, авиации МВД и ФСБ.
Это задание выполнено в 2011-2012 гг. В 2011 г. было изготовлено три комплекта ВАП-2, из которых два переданы в авиацию МВД РФ и один в авиацию МЧС. В 2012 г. выпущены еще девять комплектов ВАП-2 для Военно-транспортной авиации.
Также были обучены экипажи различных ведомств работе по тушению пожаров с использованием самолетов Ил-76ТД, Ил-76МД. Это позволило в последующие годы в зависимости от обстановки иметь возможность наращивать группировки авиационных средств для тушения пожаров.
Наше предприятие выпустило отчет (исх. № 21-7/11 от 28 января 2013 г.) по результатам работ по тушению пожаров за 2010-2012 гг., в котором предложило мероприятия по повышению эффективности этих работ, и направило его в МЧС РФ. В ответ мы получили письмо с предложением продолжить работы на безвозмездной основе и только потом принять решение об использовании наших наработок в практике пожаротушения. То есть, особой заинтересованности МЧС РФ в своих предложениях мы не увидели.
Что могут еще предложить специалисты ПАО «Ил» для повышения эффективности тушения лесных пожаров с помощью применения самолетов типа Ил-76?
Первое. В настоящее время на Ульяновском предприятии «Авиастар-СП» налажен серийный выпуск модифицированного транспортного самолета Ил-76МД-90А. Его грузоподъемность увеличена до 60 т. Исходя из этого, нами проработан вопрос об увеличении емкости пожарного оборудования ВАП-3 до ~55 т огнегасящей жидкости, что существенно больше по сравнению с ВАП-2 для самолетов Ил-76ТД и Ил-76МД, имеющих емкости объемом 42 т. Это позволяет увеличить длину противопожарной полосы на земле при сливе огнегасящей жидкости с 600 м до более чем 800 м. На наш взгляд, что это довольно приличный показатель и за него стоит побороться! Это позволит уменьшить количество самолетовылетов на тушение пожаров, а за этим стоит и экономика применения самолета Ил-76МД-90А для тушения пожаров.
Второе. Исходя из нашего опыта работы под Ереваном и Владивостоком, для исключения большого времени заправки емкостей ВАП-2 (ВАП-3) необходимо иметь в наличии на аэродроме временного базирования пожарные автоцистерны большой емкости в сочетании с большой производительностью типа АЦ-10.0-70 (4320), АЦ-15,0-100 (6570). При отсутствии там автоцистерн в группу самолетов, направляемых на аэродром временного базирования групп (которые должны быть на минимально возможном расстоянии от источников пожаров), необходимо включать дополнительный самолет Ил-76МД для доставки на этот аэродром указанных выше пожарных автоцистерн с пожарным расчетом. При выборе автоцистерны следует обращать внимание на ее габариты (ширина и высота – не более 3,0 х 3.4 м) и наличие в документации машины схемы швартовки ее в самолете Ил-76МД. Эти автоцистерны способны заправить самолет Ил-76 с ВАП-2 для повторного вылета в течение 10-12 минут.
Третье. Необходимо в качестве огнегасящей жидкости применять не только воду (которая в этом случае становится просто дороже золота), но и желательно в нее добавлять широко используемые за рубежом пожарогасящие пены.
В 1990-х гг. работа выполнялась с пеной типа PHOS-CHEKWD-881 (Акт № 5971-76/95 от 14. 11. 1995 г.). Это – водный раствор концентрата пены Класса А, смесь сурфактантов (surfacetants) и других рабочих компонентов, растворенных в воде. Водный раствор пены представляет собой превосходную «мокрую воду», формирующую устойчивую пену при смешивании с воздухом. Он является биораспадающимся веществом. После попадания на поверхность земли пена препятствует попаданию воздуха на источник пожара. Через 28 дней после ее попадания в окружающую среду пена разлагается и переходит в двуокись кислорода.
В России в настоящее время также начинают использовать водные растворы пенообразователей, смачивателей и ретардантов.
Водные растворы смачивателей незаменимы для борьбы с устойчивыми почвенными пожарами, особенно с торфяными, они способны быстро проникать в толстые слои торфа и лесные подстилки. Повышенная смачивающая способность позволяет снизить расход воды на 50% и, как следствие, уменьшить время тушения пожара.
Как пример можно привести используемые в настоящее время смачивающие химикаты, среди них наиболее известен сульфанол – легкий желтый порошок, быстрорастворимый в воде. Как поверхностно активные вещества применялись моющие средства типа «Прогресс», «Дон», «Астра», а также смачиватели группы ОП-7, ОП-Ю и др. Известен также ранее используемый твердый смачиватель «Ливень-ТС «Флора» (Россия).
Из современной серийно продукции наиболее эффективен смачиватель СП-01, выпускаемый ООО «Третон». Он имеет необходимые сертификаты и заключения МЧС России, в т. ч. и для авиационного использования, а также одобрение Федерального агентства лесного хозяйства. В настоящее время применяется разработанный Академией ГПС МЧС России пенообразователь-смачиватель «Экспериментальный – ULTRA».
Для борьбы с ландшафтными пожарами с применением авиации наилучшими свойствами обладают пенообразователи и огнезадерживающие составы, включающие ретарданты, придающие огнестойкость лесным материалам на длительное время. Такими свойствами обладают пенообразователь-смачиватель «Файрэкс» (ОАО «Ивхимпром», Иваново) и FireIce (GeltexSolutions, Inc, США). «Файрекс» является штатным отечественным пенообразователем, принятым на вооружение ФГУ ЦБ «Авиа-лесоохрана» с 2005 г.
Вместе с тем, перед началом широкого использования водных растворов пенообразователей, смачивателей и ретардантов, ПАО «Ил» потребует дополнительного тщательного заключения авиационного отраслевого института ВИАМ по использованию этих средств при пожаротушении с авиационных носителей. При этом необходимо продумать вопрос доставки этих средств на аэродромы временного базирования самолетов, а также вопрос подготовки этих средств для заправки в ВАПы самолетов. В работах по применению различных пенообразователей и смачивателей могут оказать решающую помощь специалисты ВНИИ ПО МЧС и АО «Авиалесоохрана».
Четвертое. Следует продолжить выполнение работ по созданию специальной аппаратуры, позволяющей экипажу даже в условиях сильного задымления определить центр источника пожара и одновременно с этим по ходу работ уточнять методику тушения пожара. Это повысит безопасность выполнения полетов самолета в условиях сильного задымления местности.
Такая аппаратура сегодня разработана также в инициативном порядке на одном московском предприятии. Необходимо установить ее на борт самолета Ил-76МД (Ил-76ТД) и провести с нею специальные летные испытания. Наличие этой аппаратуры поможет более эффективно тушить пожары с помощью авиационных средств. В настоящее время, по сравнению с 2013 г., модификация этой аппаратуры уже установлена на самолетах Ил-76МДМ и входит в комплекс обороны самолета. Здесь, на мой взгляд, не следует экономить средства. Ярким примером «экономии средств» является катастрофа самолета Ил-76ТД авиации МЧС в июле 2017 г.
Пятое. Одним из важных элементов тушения лесных пожаров является наличие отработанной методики. Присутствие на борту самолета специальных средств по определению центра источника пожара с отработанной методикой его тушения также позволит сэкономить значительные средства. Это относится и к самолетам Ил-76МД(ТД) с ВАП-2, и к самолетам Ил-76МД(ТД)-90А с ВАП-3. Необходимо помнить, что двух одинаковых пожаров не бывает.
По всему комплексу вопросов следует провести ОКРы (по моему мнению, минимум три), по их результатам принять соответствующие решения.
Эти предложения мы направили в Авиацию МЧС России, Военно-транспортную авиацию и Минприроды.
Из первых двух ведомств ответа пока так и не дождались, а из Минприроды получили уникальнейший ответ: «В настоящее время отмечаются недостатки в применении авиатанкеров в части ограниченного запаса мощности, не обеспечивающего достаточной безопасности проведения работ по тушению лесных пожаров с соблюдением параметров слива, особенно на пересеченной местности».
Несколько человек у нас в ОКБ, которые занимаются этой проблемой, прочитали это заключение – никто ничего не понял. Спасибо.
А заканчивается письмо тоже уникальным советом: «Минприроды России полагает целесообразным обратиться по вопросу повышения эффективности применения самолетов Ил-76 в Минобороны России и МЧС России». И здесь спасибо за столь ценный совет.
Так что терпеливо ждем следующий пожароопасный сезон!
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"