Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Технологии будущего

Электронный паспорт авиатоплива

Отпечаток пальца» авиатоплива или тест на «свой/чужой»


4 ноября 2019 года / Татьяна Воловик / Aviation EXplorer
 

Доклад генерального директора ООО «Петротех» Татьяны Воловик «Электронный паспорт авиатоплива – элемент системы обеспечения безопасности полетов» на VII Международном форуме «АВИАТОПЛИВО’2019», 22 октября 2019 года.

Вопрос обеспечения качества авиа ГСМ на сегодняшний день является общемировой проблемой.

В мировой практике сложились две системы регулирования авиационной деятельности в области авиа ГСМ. Система обеспечения безопасности полётов в гражданской авиации СССР долгие годы работала и доказала свою эффективность. На сегодняшний день Россия, нивелировав систему государственного контроля в вопросах авиатопливообеспечения, не определилась со своими приоритетами и не закрепила их документально.



 

С конца нулевых в результате либерализации отрасли существующая в СССР надёжная и эффективная система допуска авиа ГСМ к применению в гражданской авиации была практически разрушена. Современная ситуация в отечественном авиатопливообеспечении характеризуется самоустранением государства от контроля за качеством выпускаемого авиатоплива, что повлекло за собой разбалансировку системы, возникновению прецедентов обнаружения в топливе нехарактерных веществ и соединений, несущих эксплуатационные риски для авиатехники и высокие риски лётных происшествий. При этом произошла смена приоритетов: безопасность полётов приносится в жертву коммерческой выгоде.

На диаграмме представлена структура причин предпосылок к лётным происшествиям.

Как видно из диаграммы, столбец «некондиционное топливо» составляет больше половины исследованных причин отказов лётной техники.  Одной и проблем является то, что сегодня конечный продукт производства законодательно не обязан соответствовать нормам лётной годности.

Отсутствие актуализации и обязательного применения документальной базы в отношении процедур авиатопливообеспечения, помимо снижения качества самого топлива, привело к опасным прецедентам обнаружения в топливе таких веществ, как полисилоксаны и механические примеси. Определение упомянутых компонентов на сегодня не предусмотрено нормами Технического Регламента.

Для выхода из создавшейся ситуации стране необходимо определиться со стратегическим выбором модели регулирования вопросов лётной годности, включая вопросы подтверждения качества авиаГСМ всеми участников процесса. При этом порядок приоритетов обязан быть возвращён: безопасность полётов и, следовательно, человеческая жизнь должна быть выше коммерческой компоненты. Важнейшим шагом в решении обсуждаемой проблемы может стать внедрение «Электронного Паспорта Авиатоплива». Создание такого паспорта, как элемента цифровизации качественных характеристик нефтегазовых топлив, позволит избежать попадание некачественного продукта в топливный бак воздушного судна фактически на 100%.

В составе предприятий, производящих авиакеросин, присутствуют аккредитованные лаборатории, контролирующие продукцию на соответствие требованиям по ГОСТ 10227 и Технического Регламента (ТР). Продукция отпускается в соответствии с паспортом, данные из которого и присваиваются созданному спектру образца топлива - это и есть так называемый «отпечаток пальца» топлива. Далее по цепочке, попадая на нефтебазу или сразу на ТЗК, топливо проходит входной контроль согласно ТР. С помощью портативного переносного прибора ERASPEC имеется возможность проверки качества поступающего топлива в буквальном смысле каждого объёма, которым оно транспортируется на хранение и перевалку. Это происходит благодаря быстрому анализу в оперативных или мобильных условиях без применения расходных материалов за 2 минуты. В случае некондиционного качества вероятность попадания исследуемого топлива на НБТЗК равна нулю.

В процессе хранения и подготовки к отпуску на ТЗК или НБ топливо не только может смешиваться с аналогичным топливом, но и проходит подготовку в виде добавления различных присадок, после чего данное предприятие выпускает также паспорт на товар согласно ТР. На этом этапе происходит аналогичная процедура присвоения результатов тестирования топлива конкретному спектру. По желанию пользователя имеется возможность изучения свойств присадок и последующей их идентификации в составе авиатоплива.

В финальной точке заправки продукта в топливный бак ВС, то есть в аэропорту, лаборатория отсутствует, зато присутствует прибор, библиотека данных которого содержит сведения о произведенных на НПЗ и модернизированных на НБ/ТЗК топливах.

Оператор в режиме online нажатием одной кнопки получает результат за пару минут, согласно которому прибор «узнаёт» или «не узнает» топливо, планируемое к заправке в бак. В случае некондиционного качества,  вероятность попадания исследуемого топлива в топливный бак ВС равна нулю. Одной из причин загрязнения авиакеросинов выступает его транспортировка, что как раз и отслеживается прибором на всех её этапах.



 

Заметим, что НПЗ и НБ/ТЗК содержат квалифицированный персонал лабораторий, тогда как эксплуатация в полевых условиях аэропорта этого не требует. Созданная база данных в рамках всей страны, включая производителей топлив, НБ и ТЗК, будет содержать в себе бесконечное количество спектров как кондиционных, так и некондиционных топлив.

Именно это и позволит прибору безошибочно отвечать на вопрос: «свой – чужой».

ERASPEC – экспресс анализатор, Фурье спектрометр - надежное подтверждение качества продукта на протяжении всего его жизненного цикла, от завода – изготовителя до заправки в крыло. Прибор позволяет контролировать основные параметры топлива согласно требованиям Техрегламента, на основании созданной Базы Данных спектров товарных топлив, протестированного в аккредитованной лаборатории по ГОСТ 10227. В приборе воплощен метод сравнения испытуемого и уже известных топлив по принципу «отпечатка пальца» и его дальнейшая идентификация с учетом коэффициента достоверности результата.



 

При этом квалификация персонала никак не влияет на достоверность практически мгновенно полученного результата.Автоматический ввод пробы, её термостатирование и наличие встроенного плотномера для определения плотности товарных топлив согласно ASTM D 4052 позволяют достичь максимально правдоподобных результатов. ERASPEC JET – уникальный прибор на рынке, не имеющий аналогов, создан для работы в полевых условиях и успешно эксплуатируется в России и во всём мире. Алгоритм формирования и применения электронного паспорта топлива используется в практике Научного Центра «Сигнал» Федеральной Службы Технического и Экспортного Контроля России при осуществлении мероприятий экспортного контроля.

Реализация данной концепции видится следующим образом: Одновременное оснащение приборами всех НПЗ, выпускающих авиакеросин и НБ/ТЗК, обслуживающих аэропорты.

Далее, по мере наработки на протяжении нескольких месяцев библиотеки спектров, производится оснащение наземных служб аэропортов приборами с доступом к данным библиотеки. Сроки поставки оборудования для оснащения всей структуры авиатопловообеспечения оцениваются от 6 до 9 месяцев, сроки наработки БД – порядка 3 месяцев. Этого достаточно, чтобы система заработала в полном объёме. Иными словами, система может быть внедрена в течение12 календарных месяцев для всех аэропортов РФ при ориентировочном бюджете около 1 миллиарда рублей.

Внедрение алгоритма формирования и использования «Электронного Паспорта Авиатоплива» позволит минимизировать риски лётных происшествий по причине некондиционности авиатоплива, поднять на более высокий качественный уровень систему обеспечения безопасности полётов. Эффект от внедрения предложенной концепции будет настолько оперативным, насколько оперативным будет согласование вопроса её внедрения на всех уровнях заинтересованными сторонами.

Концепция применения электронного паспорта в режиме ON-LINE для подтверждения происхождения топлив и их показателей качества уже применяется ВИНК. ПАО «Газпром Нефть» включило данное решение в программу «Нефтеконтроль» при розничной реализации АБензина и ДТоплива. Для полномасштабного наведения порядка в этом сегменте, организациям, выпускающим автомобильное топливо, следует оснастить свои подразделения анализаторами ERASPEC. Также ими параллельно следует оснастить подразделения Росстандарта, то есть лабораторий ЦСМ по всей территории России.

На сегодня в стране эксплуатируется свыше 10 анализаторов ERASPEC в подразделениях Лукойла, 15 ед. в Роснефти, более 30 ед. в ГазпромНефти, 3 ед. в Татнефти, порядка 20 ед. в Транснефти и около 20 ед. в иных организациях. Изготовленные и поставленные нами мобильные лаборатории в количестве 50 штук, оснащенные данным прибором, используются этими компаниями для контроля качества нефтепродуктов.

Надеемся, что предложенная концепция будет поддержана сообществом профильных специалистов, одобрена руководителями заинтересованных государственных и коммерческих структур, найдёт своё применение в отрасли и займёт достойное место в комплексной системе обеспечения безопасности полётов.

Часто задаваемые вопросы:

  1. Вопрос: Сколько понадобится приборов ERASPEC, чтобы полностью исключить возможность попадания некондиционного топлива в топливный бак, если на пути от НПЗ до конечного потребителя происходит 5-10 перевалок?
    - Минимально необходимо 2 анализатора – на НПЗ и у конечного пользователя. Однако в случае выявления некондиционного топлива  на месте использования, возможность обнаружения точки загрязнения затруднительна. В связи с этим в идеальном варианте необходимо иметь анализаторы в каждой точке перевалки.

  2. Вопрос: В случае смешения топлива с присадками или прочими добавками (ЖИДКОСТЬ-И и др.) как будет изменяться спектр топлива? Как прибор будет опознавать топливо по принципу «свой-чужой», если добавка введена на промежуточном этапе и её концентрация не превышает допустимых значений?
    - Присадки вводятся в крайне малых количествах, их обнаружение методом ИК в таких концентрациях невозможно. В связи с этим спектр топлива с присадками будет идентичен спектру топлива без них.

  3. Вопрос: Специалисты какой квалификации должны обрабатывать спектры, поступающие в общую базу данных?
    - Необходимости обработки спектров специалистами лаборатории нет, это делает сам анализатор. Специалистам лишь необходимо вносить паспортные данные топлива при создании баз данных, если таковые имеются. В связи с этим какой-то особой квалификации для проведения данных процедур не требуется.

  4. Вопрос: На каких серверах должна храниться общая база данных? Кто будет заниматься ее организацией и обслуживанием?
    - Базы данных - это файлы крайне малого объема, которые создаются на основе испытаний топлив с известными параметрами, определенными в аккредитованных лабораториях, в первую очередь в ЦЗЛ НПЗ. Они могут легко передаваться по сети и с прибора на прибор с использованием USB-носителя. Сервер-носитель может сам отправлять новые базы данных всем подключенным пользователям. Специального обслуживание самого сервера не требуется.

  5. Вопрос: Как можно гарантировать 0 % контрафакта потребителю, если на каждом этапе присутствует человеческий фактор?
    - Для уменьшения влияния человеческого фактора желательно использовать анализаторы ERASPEC не только в точках производства и конечного пользователя, но и в промежуточных точках. Тогда скрыть подмену топлива просто не получится.

  6. Вопрос: Есть ли возможность разработки экспресс методов на законодательном уровне (метод испытаний, технический регламент), специально заточенных под данный прибор (и его аналоги)?
    - Мы готовы взять на себя функцию разработчика Национального стандарта «Нефтепродукты, автомобильный бензин, топливо дизельное, авиационный бензин, топливо авиационное. Экспресс метод по присвоению электронного паспорта топливам и определение широкого спектра показателей  качества топлив с применением ближней средней области ИК-Фурье спектрометрии и математического анализа»
  7. Вопрос: Как я могу откалибровать вязкость, параметры разгонки, температуру вспышки и другие свойства, не определяемые непосредственно из спектра?
    - Свойства, такие как вязкость, параметры разгонки, температура вспышки, рассчитываются по используемым базам данных. Если образцы клиентов плохо представлены в заводской базе данных, важно расширить базы данных, добавив типичные образцы этого клиента. Калибруются только параметры, определяемые непосредственно из спектра. Данная калибровка проводится на заводе изготовителе и подтверждается при поверке оборудования.
  8. Вопрос: Можно ли добавить образцы в заводские базы данных?
    - Да, но мы рекомендуем также создавать новые базы данных, на основе используемых заказчиком топлив. Анализатор позволяет хранить и использовать бесконечное количество баз данных. Пользователь сам определяет, с какими базами данных из существующих он будет работать. Все активные  базы данных будут рассматриваться как большая единая база.
  9. Вопрос: Сколько образцов мне нужно для базы данных?
    - Если база данных должна использоваться отдельно, для нее нужно как минимум 40 образцов для бензина и 30 образцов для измерений реактивного топлива и дизельного топлива. В зависимости от диапазона образцов для стабильных измерений могут потребоваться дополнительные образцы.
  10. Вопрос: Если у меня нет 40 образцов?
    - Даже несколько образцов (5+) улучшат точность при использовании вместе с фабричными библиотеками. Базы данных могут пополняться в любое время при наличии  топлив с паспортами.
  11. Вопрос: Могу ли я добавить один и тот же результат несколько раз в базу данных?
    - Это не имеет смысла. Если спектр такого топлива уже существует в библиотеке, прибор покажет это в меню результатов.
  12. Вопрос: Нужно ли мне измерять образцы для базы данных на всех приборах, находящихся на пути топлива от НПЗ до потребителя?
    - Нет. Базы данных, в первую очередь, должны создаваться на НПЗ и далее передаваться на все анализаторы, находящиеся на пути движения топлива. Это позволит контролировать топливо на каждом этапе транспортировки.
  13. Вопрос: Можно ли обнаружить новое вещество с помощью ERASPEC?
    - ERASPEC выдаст предупреждение на экране результатов, если будет обнаружено неизвестное вещество. Прибор использует более 50 спектров чистых веществ для расчета состава бензина. Это включает в себя широкий спектр кондиционных и некондиционных веществ, которые влияют на качество топлива. Дополнительные вещества могут быть добавлены в ПО анализатора после испытаний на заводе-изготовителе,  в случае возможности определения их методом ИК-спектрометрии.

Татьяна Воловик



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhMkd
Недорогая поклейка обоев, смотри http://remont.youdo.com/facing/walls/wallpapering/livingroom/other/cheap/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer