MRJ - двухмоторный региональный самолет, вмещающий 70-90 кресел, разрабатываемый японской компанией Mitsubishi Aircraft Corporation, дочерней компании Mitsubishi Heavy Industries. В создании самолёта также принимают участие подразделение компании Toyota — Fuji Heavy Industries и Subaru Corporation, которая является производителем аэрокосмической техники. Двумя основными вариантами самолёта должны стать MRJ 70 (вместимостью 76 кресел) и MRJ 90 (удлинённый фюзеляж вместимостью 88 пассажиров). Оба варианта также будут иметь версии с увеличенной дальностью полёта MRJ 70/90ER и MRJ 70/90LR. Сегодня компания называет основным приоритетом модификацию MRJ90, которая, как ожидается, в скором времени получит сертификат типа. Затем, примерно через год после первой поставки, также будет запущена версия MRJ70 (от 65 до 75 мест). Интересно, как это перекликается с первоначальными планами российских разработчиков SuperJet выпустить три модификации: RRJ-95, RRJ-75 и RRJ-65.
Примечательно и то, что среди своих конкурентов японские разработчики не упоминают SuperJet 100. А между тем, программы в начале нулевых стартовали параллельно и MRJ какое-то время казалось был на шаг впереди. Однако SuperJet уже 7 лет летает в авиакомпаниях, а число выпущенных машин приближается к 200. Первый полет MRJ состоялся лишь в ноябре 2015 года. И сейчас поставки серийных машин планируется начать только к середине 2020 года. Таким образом, стартовав одновременно, программа MRJ отстала от SSJ на десятилетие. Японские разработчики, при всей технологической развитости страны, явно испытывают недостаток опыта в разработке и производстве граждански самолетов. Ведь MRJ станет первым авиалайнером, спроектированным и выпущенным в Японии с момента NAMC YS-111960-х годов. От этого и процесс идет очень медленно, со множеством постоянных доработок. Особенно непросто идет процесс сертификации. Впрочем, это нисколько не умаляет заслуг японских инженеров и не исключает успешного доведения самолета до серийного производства.
Исследовательская программа по MRJ финансировалась правительством Японии с 2003 года. Концепт был представлен в 2007 году. Заказы на MRJ стали поступать с марта 2008 года. Первый полёт планировался на 2011 год, но в итоге самолет взлетел 11 ноября 2015 года, а уже 24 декабря 2015 года Mitsubishi объявила об однолетней задержке начала поставок самолета до середины 2018 года. Задержка объяснялась недостаточной прочностью крыла. Большая часть летных испытаний MRJ90 проходит в Мозес-Лейк (США, штат Вашингтон). Статические прочностные испытания были завершены 1 ноября 2016 года и подтвердили, что планер может выдерживать в 150% максимальной нагрузки.
В январе 2017 года была объявлена еще одна двухлетняя задержка, в результате чего первая поставка перенесена на 2020 год. В марте того же года программа летной сертификации была увеличена с 2500 до 3000 летных часов. Как заявлялось, задержки вызваны сложностями в оформлении документации для сертификации. В результате стоимость разработки MRJ увеличилась до 3,17 млрд. долларов. Первоначально Mitsubishi планировала использовать пять прототипов самолетов для летных испытаний и два прототипа для наземных испытаний, однако потребуется ещё один или два дополнительных экземпляра для завершения всех испытаний. В апреле 2018 года было зарегистрировано 1900 часов полета. В мае 2018 года налет составил 2000 часов.
На авиасалоне в Ле-Бурже-2017 впервые был продемонстрирован летный экземпляр MRJ90. Стартовым заказчиком MRJ является авиакомпания ANA (All Nippon Airways). Mitsubishi прогнозирует, что в течение следующих 20 лет потребуется 5 000 региональных самолетов на 70-100 мест. Компания ожидает, что около 40% всех заказов будет поступать из США, значительная часть - Европа и Великобритания. Однако, судя по новостям этого года о поглощении главных конкурентов японцев мировой дуополией (Bombardier европейским Aibus, а Embraer американским Boeing), и в свете моды на протекционистскую политику, инициированную США, эти прогнозы могут быть существенно скорректированы.
Разработчик утверждает, что комбинация двигателя PW1200G и аэродинамического дизайна являются одним из преимуществ этого самолета: «Новая технология PurePower Geared TurbofanTM, усовершенствованная аэродинамика, крыло большего удлинения существенно снижают операционные затраты, потребление топлива снижается примерно на 20%. В архитектуре турбовентиляторного двигателя (Geared Turbofan Engine) использовано на 60% меньше лопаток турбины, чем у обычных турбовентиляторных двигателей, что существенно сокращает время обслуживания и стоимость. Новые двигатели и усовершенствованная аэродинамика помогают MRJ достичь 40-процентного снижения шумового воздействия по сравнению с аналогичными самолетами».
В конструкции самолета используются алюминий и 10-15% - композитные материалы: горизонтальное оперение самолёта и вертикальное хвостовое оперение. Как утверждают разработчики, самолет обладает самым широким салоном в своем классе. Однако справочная информация нам сообщает, что ширина салона составляет 2,76 метра. Здесь следует заметить, что ширина салона SuperJet 100 - 3,24 метра, и он де-факто является самым широком в своем классе. Однако, справедливости ради, японский производитель предполагает размещать по 4 пассажирских кресла в ряд (у SSJ100 – 5 кресел), что позволит установить чуть более широкие (примерно на 5 мм) и комфортные кресла. В пассажирском салоне тестового самолета, представленного на авиасалоне, вместо кресел установлено оборудование для проведения лётных испытаний.
Специально для серийного производства MRJ в аэропорту Комаки в Нагое (Япония), построено новое здание завода, который рассчитан на серийное производство 10 самолетов в месяц.
Фото автора