Написать заметку о текущем состоянии и перспективах неуправляемых авиационных ракет нас побудила беседа с представителями Концерна «Техмаш» из состава государственной корпорации «Ростех». Она состоялась на одной из зарубежных оборонных выставок, где среди прочей продукции Концерна выставлялась и С-8ОФП.
Идея создания полностью новой НАР возникла лет десять тому назад у сотрудников НПО «Сплав» - организации, ранее не занимавшейся подобными видами вооружения. Несколько позднее, инициатива получила поддержку «сверху», что нашло отражение в соответствующем изменении политики тульского научно-производственного объединения и вышестоящих холдинговых структур. На первый взгляд, это может показаться странным, ведь, согласно распределению ролей в оборонно-промышленном комплексе Советского Союза, задачи по разработке основных типов неуправляемых ракет для авиации возлагалось на иные организации. В частности, ими занималось ОКБ-16, ныне известное как Акционерное общество «Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана» (КБточмаш). Им, в частности, было создало очень популярное в мире НАР семейства С-8 в том же калибре (80мм), что и С-8ОФП.
При более тщательном рассмотрении «внутрикорпоративного» вопроса становится понятным, что противоречий здесь нет. На этапе построения крупных холдингов в условиях современной России, тульский «Сплав» вошел в состав Концерна «Техмаш», а московское «КБточмаш» включили в число предприятий «НПО „Высокоточные комплексы“». Соответственно, последовала некая коррекция специализации данных организаций. Московское бюро сосредоточилось на темах зенитных комплексов для ПВО Сухопутных войск («Стрела-10МН», «Стрела-10МЛ» и т.п.) и Военно-морского флота («Пальма»), а также управляемых ракет для стрельбы из танковых пушек («Зенит», «Аргона»).
Вместе с тем, оказалось логичным дополнить продуктовый ряд «Сплава» неуправляемыми авиационными ракетами, коль скоро это научно-производственное объединение давно занимается реактивными системами залпового огня (РСЗО) для Сухопутных войск. Здесь, в частности, были разработаны такие известные системы как «Ураган, «Смерч», «Град» и его развитие «Торнадо-Г». Принцип действия и устройство неуправляемых ракет для авиации и сухопутных войск мало чем отличаются. Посему неудивительно, что в конструкции С-8ОФП нашли применение передовые решения, опробованные на вариантах системы «Град» с увеличенной дальностью стрельбы. Теперь она составляет сорок километров, что вдвое превосходит соответствующий показатель для первоначальной установки БМ-21, принятой на вооружение в 1963 году.
С-8ОФП использует топливо как на «дальнобойном» «Граде», и имеет много с ним общего по технологии изготовления. По большому счету, главное различие кроется лишь в калибре: 80 мм для авиационного варианта против 122 мм у сухопутного. Цилиндрические части снарядов, как большего диаметра, так и меньшего, раскатываются на одном и том же оборудовании приблизительно по тем же техпроцессам.
Публичная демонстрация
Пять лет тому назад С-8ОФП была впервые представлена на суд мировой общественности. Ее макет выставлялся на международных выставках в Индии и на Арабском Востоке. Новинка характеризовалась как «авиационная ракета калибра 80 мм с осколочно-фугасной проникающей боевой частью». Согласно информации в рекламных проспектах, С-8ОФП предназначена для поражения одиночных и площадных (групповых) целей: живой силы, небронированной и легкобронированной техники, а также надводных кораблей противника. Причем поражаемые цели могут располагаться как на открытой местности, так и фортификационных сооружениях, включая закрытые. Применение ракет данного типа разрешено в различных метеоусловиях и в любое время суток, позволяющих осуществлять выполнение боевых операций летательными аппаратами фронтовой и армейской авиации. Базовые носители: самолеты типа Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-23, МиГ-27 и МиГ-29, вертолеты типа Ми-8, Ми-24, Ми-28, Ка-50, Ка-52 и др.
Как и предыдущее поколение ракет марки С-8 (разработки ОКБ-16, ныне - КБточмаш), изделие с суффиксом «ОФП» выстреливается из штатных (стандартных) двадцати зарядных самолетных пусковых блоков Б8М-1 и вертолетных Б8В20-А. Помимо того, разработан и семизарядный блок Б8В7: его, в частности, предполагалось устанавливать на легкомоторный многоцелевой самолет СМ-92П «Финист» в варианте для пограничников и вертолеты малой размерности. Есть и другие, не столь распространенные, варианты пусковых устройств.
Сохранив массово-габаритные параметры своего предшественника (длина – около полутора метров, стартовый вес 17 кг), разработка тульских «оружейников» двукратно превосходит ранние модификации С-8 по массе доставляемого к цели взрывчатого вещества и отличается оригинальной боевой частью, действующей как фугасный снаряд пробивного действия. Конкретные цифры для «ОФП»: масса боевой части – от девяти до девяти с половиной килограмм, в том числе взрывчатого вещества – два с половиной – три килограмма.
Представитель НПО «Сплав» рассказал нам, что к настоящему времени «С-8ОФП прошла испытания, включая очень серьезные, связанные с самолетами и полигонами для стрельб». Он пояснил, что критерии безопасности при стрельбе с летательных аппаратов - более жесткие, чем в случае систем для сухопутных войск, что требует особых усилий со стороны разработчика и испытателей. «Ракета принята на вооружение Вооруженных Сил России, поставки продолжаются», - сообщил наш собеседник - «Данная тема - перспективная, поскольку С-8ОФП по совокупности качеств значительно превосходит своего предшественника». Массовое поступление в войска НАР семейства С-8ОФП позволит значительно увеличить огневую мощь тактической авиации Воздушно-Космических Сил России и военно-воздушных сил наших союзников по военно-техническому сотрудничеству без переделки носителей – боевых самолетов и вертолетов.
Отличительные особенности
Создание современных высокоэффективных средств поражения стало возможным благодаря большому научному потенциалу, накопленному НПО «Сплав». Отличительной чертой ракетного оружия нового поколения является малогабаритный двигатель на высокоэнергетическом топливе. По сравнению с системами предыдущих генераций, энергоотдача от единицы массы топлива удвоилась, а сам двигатель стал гораздо легче и компактнее. Это позволило увеличить массу боевой части в два-три раза при сохранении, а в ряде случаев и увеличении, максимальной дальности стрельбы.
Если на первоначальной С-8 использовался так называемый «баллистит», то на варианте с суффиксом «ОФП» - «смесевое ракетное твердое топливо». СРТТ характеризуется как многокомпонентная взрывчатая система, состоящая из окислителя, связующего-горючего и специальных добавок. Она получается путем механического смешения компонентов с последующим превращением в моноблок, способный к закономерному горению. Твердотопливный заряд С-8ОФП при выгорании выделяет гораздо больше энергии, чем у баллистита.
Следующее отличие – в том, как выполнено хвостовое оперение. Вместо шести «перьев» на С-8, на варианте «ОФП» используются четыре «лепестка» как у снарядов системы «Град». По выходу ракеты из трубчатой направляющей, «перья» раскладываются движением вперед по потоку, а «лепестки» - движением вбок.
Суммируя, подчеркнем, что использование самых современных технологий, передовых инженерных и конструкторских решений позволило тульским «оружейникам» создать современную неуправляемую авиационную ракету на смесевом топливе, по совокупности качеств значительно превосходящую разработки советских времен.
Электронный взрыватель
Гендиректор концерна «Техмаш» Владимир Лепин в одном из недавних интервью сказал, что С-8ОФП должна дополнить семейство неуправляемых авиационных ракет С-8. При этом «по боевым возможностям она превосходит старую штатную ракету в пять-шесть раз». По утверждению Владимира Николаевича, среди особенностей варианта «ОФП» есть и такое: в зависимости от настроек взрывателя, боевая часть может взрываться перед преградой, при ударе о преграду и за преградой, пробив ее и не разрушившись. Это – новое слово в развитии отечественных неуправляемых ракет, применяемых летательными аппаратами фронтовой и армейской авиации, выражающееся в увеличении их возможностей по борьбе с различными видами целей, включая укрепленные и бронированные.
Ранее на авиационных ракетах широко использовались контактные взрыватели (срабатывали при ударе о препятствие), дистанционные (по продолжительности полета или пройденному пути), а также радио-взрыватели (на заданной высоте у земной поверхности). Однако ни один из них не способен обеспечить срабатывание боевой части на заданном расстоянии от поражаемого объекта.
По-видимому, применительно к новой ракете речь идет о внедрении так называемых «электронных» (или «цифровых») взрывателей. Они выполнены на основе миниатюрного вычислительного устройства (компьютерной платы), обрабатывающего данные, поступающие от удаленных внешних устройств по специальному выделенному каналу передачи информации. Создание подобных систем стало возможным благодаря последним достижениям научно-технического прогресса. Применение электронных взрывателей дает возможность подорвать боевую часть снаряда на оптимальном расстоянии от цели с тем, чтобы ее покрыл поток осколков. Тем самым повышается вероятность ее уничтожения. Подобные схемы уже реализованы отечественной промышленностью применительно к снарядам для танковых пушек калибра 125мм.
С-8 против террористов
Сегодня неуправляемое ракетное оружие широко применяется в Сирии, Ираке, Афганистане и отличаясь большим разнообразием. Оно включает образцы кустарного изготовления, как в случае с террористами и так называемыми «повстанцами». Более продвинутые изделия серийного изготовления имеются у воюющих там армий, а высокотехнологичные массового производства – у экспедиционных сил передовых в технологическом отношении держав мира.
Среди всего этого многообразия особое место занимает НАР С-8. ВВС Ирака использует авиационные ракеты данного семейства со штурмовиков Су-25, вертолетов Ми-35М и Ми-28НЭ, а ВВС Сирии – фронтовых бомбардировщиков Су-24МК, истребителей-бомбардировщиков Су-17М4 и МиГ-23БН, фронтовых истребителей МиГ-21МФ/бис, МиГ-23МФ/МЛД и МиГ-29.
Кроме того, сирийцы самостоятельно установили блоки Б8М-1 на учебные машины чехословацкой сборки типа L-39, которые после «до-вооружения» активно действовали в ходе операций по освобождению города Алеппо и разгроме ИГИЛ на востоке страны, затем – в южных провинциях, граничащих с Иорданией. А блоки Б8В20-А можно увидеть как на вертолетах Ми-8 и Ми-24/25 сирийских правительственных войск, так и Ми-8АМТШ, Ми-24П, Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 из состава группировки ВКС России в Сирии. Судя по отдельным репортажам из зоны конфликта, проиллюстрированными фотоснимками и видеозаписями, наряду с ракетами С-8 первых серий применяются и более современные варианты.
Согласно информации в рекламных проспектах, ракеты типа С-8 имеют эффективную дальность стрельбы до двух километров. При пуске на таком удалении от цели отклонение от прицельной метки остается в пределах круга с радиусом шесть метров. Максимальная же дальность пуска (по баллистической траектории) достигает шести километров (эта цифра дается НПО «Сплав» для С-8ОФП), но рассеивание будет больше.
Много НАР было выпущено летчиками в ходе операций по взятию Пальмиры, прорыва блокады Дейр-ез-Зора и вытеснению террористов из Сирийской Пустыни. Тогда танкисты и мотострелки чаще обычного запрашивали огневую поддержку с воздуха в связи с тем, что артиллеристы всегда не успевали за передовыми группами, либо, отстреляв весь запас снарядов, ждали подвоза боеприпасов. Доступные в открытом доступе видеосъемки запечатлели, как экипажи винтокрылых машин производили залповые пуски НАР как с пологого пикирования, так и с кабрирования.
В последнем случае реактивные снаряды проходят больший путь, следуя баллистической траектории. Таким образом, вертолетчики били «по площадям», расчищая путь сирийским войскам. При этом они оставались вне зоны ответного огня зенитных пушек калибра 23 мм и крупнокалиберных пулеметов, которые в большом количестве имелись у террористов из так называемого «Исламского Государства».
Ракеты прошлого поколения
Наряду с С-8, ВВС Сирии в ходе гражданской войны применяли НАР калибра 57 мм. Базовая модель С-5 была разработана ОКБ-16 в середине прошлого века и с тех пор неоднократно дорабатывалась, а на ее базе создавались различные варианты исполнения. Модификация С-5М с килограммовой осколочно-фугасной боевой частью имела длину 882 мм и стартовый вес около четырех килограмм. Ракета также выпускалась в вариантах с фугасной, осколочной, кумулятивной и кумулятивно-осколочной боевой частью, а также снаряженной стреловидными поражающими элементами.
Важным нововведением, связанным с С-5, стало применение трубчатых направляющих, собранных в единый блок. Сначала появилось так называемое «ракетное орудие» (задний торец направляющей закрывался заглушкой) с восемью зарядами, а затем – «унифицированные блоки» (с открытой казенной частью) УБ-9 с девятью, УБ-16-57 с шестнадцатью и УБ-32 с тридцатью двумя.
Также впервые в отечественной практике внедрили складное хвостовое оперение из восьми аэродинамических поверхностей в форме лепестков. Тем самым добились компактного размещения ракет в трубчатых направляющих. Геометрия лепестков подбиралась, чтобы уложить их вокруг наружного контура сопла, не выходя за внутренний габарит направляющей.
При нажатии летчиком на пусковую кнопку, воспламенялась пороховая шашка очередной ракеты, размещенная в точеном стальном стакане. Пороховые газы выходили наружу через сопло, придавая снаряду ускорение. Под действием набегающего потока воздуха лепестки раскрывались, и вставали «на защелку». В полете стабилизация ракеты обеспечивалась аэродинамическими поверхностями, а также вращением вокруг продольной оси.
Пороховой двигатель работал около секунды, за которую ракета преодолевала расстояние порядка трехсот метров. Затем снаряд двигался по баллистической траектории, и через две с половиной секунды оказывалась в километре от места пуска.
Считалось, что С-5 может применяться в воздушном бою на встречных курсах. Экипажу перехватчика рекомендовалось выстрелить все ракеты одним или двумя залпами с дистанции не более трех километров. При атаке «в лоб» крупной цели типа группы бомбардировщиков летящих в плотном строю такая стрельба имела некие шансы на успех. Когда же противника представлял одиночный истребитель, вероятность попадания стремилась к нулю: заметив пуск, вражеский летчик мог маневром легко уклониться от выпущенных по нему ракет.
Взрыватели использовались дистанционные, осуществляющие подрыв боевой части на заданном удалении, либо контактные, срабатывающие при соприкосновении. Первые применялись, в том числе, и на варианте ракеты, предназначенном для постановки помех радиолокационным средствам противника путем выброса отражательных диполей из металлизированного стекловолокна. Вторые были хороши при атаке наземных целей. Хотя эффективная дальность стрельбы называлась полтора-два километра, в случае бронированной техники летчикам рекомендовалось открывать огонь на дистанции менее одной тысячи метров. Выпуская сразу все ракеты с такого расстояния, в полигонных условиях экипажи истребителей МиГ-19С обычно достигали одного прямого попадания в цель типа «танк» в каждом втором залпе.
Повысить результативность стрельбы стало возможным с появлением истребителей-бомбардировщиков, оснащенных бортовыми прицельными комплексами на основе мощной электрооптики, квантовых оптических генераторов и цифровых вычислительных машин. В полигонных условиях летчики МиГ-27К с системой «Кайра» и парой блоков УБ-32 «укладывали» более 90% выпущенных ракет в неподвижную мишень, имитирующую вражеский бронетранспортер. На вооружении ВВС Сирии сохранились менее продвинутые по составу БРЭО истребители-бомбардировщики МиГ-23БН, оснащенные лазерным дальномером, информация с которого помогает летчику точнее прицелиться.
Существенным недостатком С-5, выявленным в ходе локальных конфликтах, оказалось недостаточное фугасное действие боевой части из-за малого количество взрывчатого вещества, которое в случае осколочно-фугасного варианта составляло менее трехсот грамм. Поэтому ОКБ-16 получило задание на разработку новой ракеты калибра 80 мм. С-8 прошла испытания в семидесятые годы прошлого века. Она повторяла основные конструктивные решения С-5 с небольшими отличиями. Перья стабилизатора, количество которых сократилось до шести, раскрывались не потоком набегающего воздуха, а под действием пороховых газов, отведенных от двигателя.
Равно как и предшествующая модель, С-8 изготавливалась в большом числе вариантов, различающихся боевыми частями. Помимо указанных для С-5, в новое «семейство» также вошли боевые части: бетонобойная и с объемно-детонирующей смесью. В последнем варианте пара килограмм жидких компонентов смешиваются с образованием аэрозольного облака. Затем оно поджигается, и, за счет смешения облака химикатов с кислородом из воздуха, вызывает взрыв большой силы.
Подводя итог, подчеркнем, что поступление на вооружение современных НАР типа С-8ОФП приведет к существенному увеличению огневой мощи фронтовой и армейской авиации Вооруженных сил России, а также ее партнеров по военно-техническому сотрудничеству.