- Сергей Владимирович, какая у вас повестка на Farnborough? Сегодня Boeing представил прогноз спроса на самолеты по всему миру на ближайшие 20 лет, уточните, пожалуйста, что же по России и СНГ?
- Цифры, представленные сегодня в обновленном прогнозе, поражают своими масштабами. Пятнадцать триллионов долларов - это значительно больше, чем годовые бюджеты многих стран. Это тот объем продаж, который мы прогнозируем в области гражданских самолетов, гражданских авиационных сервисов. Очень интересно, что из этих 15 триллионов 6,3 - это самолеты, а сервисы - больше 8,8 триллионов. Мы первые в производстве гражданских самолетов и планируем стать номером один в авиационных сервисах. Это мне внушает оптимизм, потому что планы, которые наш председатель совета директоров и CEO озвучил несколько лет назад о том, что компания будет лидером в аэрокосмической индустрии по продажам, осуществимы. Сегодня мы продаем на более чем 110 млрд долларов. Наша цель - продавать на 200 млрд.
Что касается количества самолетов, то более 42 700 самолетов нужно будет миру в следующие 20 лет, из них примерно 1290 будет нужно России и СНГ. Отдельный прогноз по России мы не делаем. Традиционно в СНГ основными востребованными, практически 70% - являются узкофюзеляжные самолеты. Мы продаем всегда значительно больше 737, но и широкофюзеляжные самолеты тоже пользуются высоким спросом. Недавно «Аэрофлот» купил 16 воздушных судов модели 777-300, а потом еще заказал дополнительно 6 таких самолетов.
Очень быстро развивается и грузовая авиация. Вы знаете, «Волга-Днепр» подписала большое количество контрактов с нами, в том числе и известный контракт на 20 самолетов 747-8. Сегодня «Волга-Днепр» - самый крупный в Восточной Европе и, может быть, один из крупнейших в мире операторов самолетов 747-8.
Так что цифры по России и СНГ - 1290 самолетов на 20 лет, емкость рынка примерно 150 млрд долларов. Примерно 70% этого рынка - узкофюзеляжные самолеты.
- Контракт по поставкам титана с ВСМПО-Ависма заключен до 2022 года. Будет ли он продлен? И остается ли в ваших планах наращивание объемов закупок?
- Мы ставим много российского титана на наши широкофюзеляжные самолеты. Это два типа самолетов: 777 и 787. На 787 в сырье мы покупаем 22 тонны на каждый самолет у ВСМПО. Прогнозы увеличения объемов закупок напрямую связаны c прогнозом темпов производства этих самолетов. Когда заключался этот контракт, 787 был в начале своего производственного цикла. Тогда мы производили 2 самолета в месяц, потом 4, потом 8, 10 и, наконец, 12. Сегодня мы говорим о 14 самолетах, как о реальном плане. Вот вам и сразу 20%-40% увеличение от 10 самолетов в месяц. Для производства нового 777X будет использоваться очень много титана. Это наш новый самолет, который сейчас проходит финальную сборку и будет введен в эксплуатацию в 2020 году. Мы по-прежнему планируем, что титан будет востребован и для нового самолета, который мы еще не запустили - NMA (Новый Среднемагистральный Самолет). Решение о запуске этой программы будет принято в 2019 году. Мне кажется, перспективы у ВСМПО достаточно хорошие, естественно, пока политика не вмешается. Но пока мы вместе с нашими партнерами сумели достаточно хорошо защитить этот бизнес.
Из 27 млрд долларов, которые мы планируем в течение 30 лет потратить в России, 18 млрд - это закупки титана. ВСМПО-Ависма - это очень уважаемый производитель. Нам очень нравится с ним работать. С 2009 года в Свердловской области работает наше с ВСМПО совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing по черновой обработке титановых деталей. Но они не единственные производители хорошего аэрокосмического титана. Есть 2-3 прекрасные американские компании, есть японские компании, активно сейчас и быстро в этот рынок пытаются войти китайские компании, есть Deutsche Titan.
- Вы говорили об удвоении производства титановых изделий для Boeing в России. На каком этапе реализация этих планов?
- На заключительном. В ближайшие месяцы вы будете так же, как и мы, обрадованы. Я подтверждаю, что в 2018 году мы планируем открыть второй завод в Титановой долине. Это будет самый современный завод по обработке титановых изделий. Он будет больше, чем наш первый завод. Это связано с тем, что мы производим больше широкофюзеляжных самолетов, в которых используется много титана. Этот титан будет поставляться для самолетов 777, 777X, 787. Этот завод - наше совместное предприятие с ВСМПО. СП предусматривает также выполнение заказов от третьих сторон. Это должно быть по обоюдному согласию ВСМПО-Ависма и Boeing. Многие этим интересуются, но у нас такой большой и успешный бизнес, что нам хотелось бы даже эти мощности расширить, нам самим не хватает.
- По поводу концепции развития воздушного пространства над Москвой. Что с этой программой?
- В Москве по-прежнему, несмотря на достаточно большие и серьезные усилия, действует не самая современная система организации и управления воздушным движением. Хотя правительство Москвы и Федеральные власти вложили достаточно много средств в закупку нового оборудования. Нужно переделать процедуры захода на посадку, применить новые технологии обслуживания воздушного движения, технологии работы авиационных диспетчеров. И мы готовы проделать эту работу с московским авиационным узлом. Мы разработали несколько прототипов структуры московского узлового диспетчерского района, эти прототипы были очень успешными. Мы работаем очень плотно с нашими партнерами - и с авиакомпаниями, и с аэропортами, но решение о внедрении совместно разработанных прототипов - за российскими властями. Мы готовы, хотим помочь, заинтересованы, чтобы это произошло.
Наша главная мотивация здесь - чтобы не было «бутылочных горлышек», чтобы не было возможности приостановить этот фантастический 20% рост, который мы видим по пассажирским и грузовым перевозкам в России в последнее время. Это такой большой рост, что для него нужно много самолетов, а если будет много самолетов, то необходима значительно более продвинутая система управления воздушным движением, потому что сейчас со старыми системами она работает практически на пределе. У нас большой интерес просто помочь «Аэрофлоту», «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково» принимать больше бортов, делать это эффективно и очень безопасно. Кроме того, реализация подобного совместного проекта позволит российской стороне существенно нарастить собственные компетенции в области организации и управления воздушным движением.
- Насколько успешно работает ваш центр в «Сколково»?
- Я очень горжусь этим проектом по нескольким причинам. Во-первых, это самый первый проект, который западная компания реализовала в Сколково. Мы первыми построили этот центр, и я рад, что компания сделала это в столь непростые политические времена. Это было отмечено всеми. Для меня это было очень важно. Во-вторых, это промышленный проект, мы там создали самый современный центр обучения для пилотов. России и СНГ в ближайшие 20 лет нужно будет обучить 22 тысячи пилотов. В этом же здании расположен научно-исследовательский центр, где работают талантливые российские ученые, программисты, инженеры, которые вместе с нашими специалистами разрабатывают новые технологии для повышения безопасности полетов, чтобы мы с вами, наши близкие, наши дети безопасно летали на самолетах будущего.