Впервые Superjet 100 был представлен публике в сентябре 2007 года. Через 8 месяцев состоялся его первый полет, а коммерческая эксплуатация началась после завершения испытаний и сертификации самолета весной 2011 г. По состоянию на май 2018 года в эксплуатации находится 127 самолетов SSJ100. В общей сложности самолеты выполнили более 275 000 коммерческих рейсов продолжительностью свыше 420 000 летных часов. На сегодняшний день Superjet 100 эксплуатируется в российских авиакомпаниях и госструктурах: Аэрофлот, Газпром авиа, Якутия, Ямал, ИрАэро, Азимут, МВД России, МЧС, СЛО Россия, РусДжет, а также в иностранных: Interjet (Мексика), CityJet (Ирландия), Королевские ВВС Таиланда.
На первых этапах реализации проекта была проведена комплексная программа техперевооружения заводов в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. В его производстве были применены ранее не использовавшиеся в российском гражданском самолетостроении технологии, такие как бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера, автоматическая клепка и ряд других. Это первый российский самолет, полностью спроектированный с использованием цифровых технологий.
Все модели семейства Superjet 100 (RRJ-95B и RRJ-95LR-100) оснащены специально разработанными для этого самолета двумя турбовентиляторными двигателями SaM146 производства PowerJet, совместного предприятия Snecma и НПО «Сатурн». Улучшенные взлетные и посадочные характеристики, высокая крейсерская скорость, эксплуатация в широком спектре климатических условий позволяют эксплуатантам самолета гибко планировать маршрутную сеть, увеличивая количество направлений, а также использовать самолет как на региональных, так и на ряде магистральных маршрутов. Максимальная крейсерская скорость SSJ100 в 0,81 Маха (871 км/ч) позволяет SSJ100 выполнять полеты на тех же эшелонах, что и наиболее распространенные типы ближнемагистральных воздушных судов, оптимизируя тем самым не только топливные расходы авиакомпании, но и временные затраты на полет.
Версия самолета увеличенной дальности (Long Range/LR) отличается от базовой (Basic/B) дальностью полета, достигающей 4320 км, повышенной взлетной массой до 49,45 тонн и усиленным крылом, а также увеличенной на 5% взлетной тягой базового двигателя SaM146. SSJ100 сертифицирован в широком спектре температур - от минус 54 до плюс 45 градусов Цельсия, что позволяет его эксплуатировать в различных климатических и экстремальных условиях, от российского Крайнего Севера до жарких стран Юго-Восточной Азии или высокогорных регионов Мексики.
Специально для реализации этого проекта ещё в 2000 году была создана компания АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Сегодня компания, в рамках Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) является одним из ключевых предприятий подразделения «ОАК-Коммерческие самолеты», в котором занимается разработкой, сертификацией и производством самолетов гражданского назначения, а также их маркетингом, продажей и послепродажным обслуживанием. Окончательная сборка самолетов SSJ100 осуществляется на Филиале ГСС в Комсомольске-на-Амуре.
В 2005 году для создания самолета Superjet 100 в Комсомольске-на-Амуре был сформирован филиал АО «Гражданские самолеты Сухого» (КнАФ АО «ГСС»). Именно там первый опытный Superjet 100 был впервые представлен публике, а через год выполнил свой первый полет. Таким образом, с момента организации производства до выпуска самолета в серию прошло всего 5 лет.
Сейчас в составе комсомольского филиала действует: Технокомплекс - центр распределения комплектующих на производственные площадки филиала; цех сборки фюзеляжа (ЦСФ), цех окончательной сборки (ЦОС) самолета и летно-испытательная станция (ЛИС). В цехе окончательной сборки работы одновременно ведутся на семи производственных участках, на пяти в цехе сборки фюзеляжа и на двух участках летно-испытательной станции выполняются наземные проверки выпускаемых самолетов.
Филиал в полной мере использует lean-технологии. Их применение направлено на повышение эффективности производства и его планирования. В основе lean-технологий лежат современные методики, оптимизация процесса закупки оборудования, минимизация трудовых и временных затрат. Так, например, для достижения целей повышения производительности труда, на производстве, в числе прочих решений, реализуют принципы японской философии Кайдзен, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления.
Что касается технической стороны решений, то это различные конструкторские решения, позволяющие снизить трудоемкость сборки, повысить качество самолета. Повышение качества на конвейере рассматривается как один из элементов повышения производительности труда: чем более качественным получается продукт, тем меньше потерь на исправление брака.
С самых первых дней работы в 2005 году в филиале задумывались о том, как собирать самолеты безопасно и максимально эффективно. Для организации такой системы работы руководство «Гражданских самолетов Сухого» привлекало как иностранных консультантов в области бережливого производства с мировыми именами, так и отечественных, активно знакомилось с лучшими практиками российских и зарубежных предприятий. В 2010 году в Комсомольском-на-Амуре филиале АО «ГСС» начал работу технико-экономический совет, который собирал предложения по улучшениям производства для повышения эффективности производственной системы. Рационализаторам выплачивались денежные премии.
За три года работы в период с 2010 по 2012 год, рационализаторами было предложено 40 изменений, из которых в конечном итоге реализовано 10. Каждое предложение представляло собой научный труд с обязательным экономическим обоснованием. Перед руководством компании стояла задача охватить «эпидемией бережливого производства» максимальное количество сотрудников предприятия. Так в 2015 году сотрудникам КнАФ АО «ГСС» предложили использовать нематериальные методы поощрения за подачу и реализацию Кайдзен-предложений, помимо традиционных денежных премий.
Таким образом, с февраля 2015 года, когда стартовала программа Кайдзен, по настоящее время было подано 2849 предложений, из них 2521, это почти 90% процентов, внедрено. В настоящее время в процесс непрерывных улучшений вовлечено почти 60% инженерно-технических работников производственных участков и персонала складского хозяйства филиала.
Сегодня, производство в Комсомольском-на-Амуре филиале ГСС заметно отличается от большинства промышленных предприятий в России. С первых минут даже незнакомый с технологией сборки самолетов посетитель может понять, как устроен технологический процесс, и определить текущий статус производства в цехе – система визуализации все делает предельно понятным.
Финальная сборка самолета в Комсомольске-на-Амуре осуществляется благодаря участию в проекте ряда других заводов на территории России, где изготавливаются составные части Superjet 100. Так на филиале ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» изготавливаются отъемная часть крыла с механизацией и пилоном, центроплан и отсеки фюзеляжа Ф2, Ф3, Ф4, в Новосибирском филиале ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» производятся хвостовое оперение, отсеки фюзеляжа Ф1, Ф5, Ф6, в Воронеже на ПАО «ВАСО» изготовливают изделия из полимерных композиционных материалов, ульяновские АО «Авиастар-СП» отвечает за установку интерьера, а ОАО «Спектр-Авиа» за покраску, в подмосковном Жуковском располагаются Летно-испытательный комплекс АО «ГСС» и Центр поставок.
Центр кастомизации и поставки зарубежным заказчикам расположен в Венеции, для чего в июле 2007 года в Италии была основана компания SuperJet International (SJI). Компания оказывает поддержку в части проведения летных испытаний, сертификации по нормам EASA, производства и поставок интерьеров, кастомизации самолетов и поддержки продаж.
Компания Гражданские самолеты Сухого последовательно реализует программу совершенствования самолета Superjet 100 с целью расширения рынков его сбыта, числа заказчиков, роста удовлетворенности эксплуатантов и поддержания высокого уровня его конкурентоспособности. Так в декабре 2017 года состоялся первый испытательный полет самолета Superjet 100 с установленными законцовками крыла. По результатам расчетно-экспериментальных работ было выявлено, что установка саблевидных законцовок позволяет одновременно улучшить взлетно-посадочные характеристики и снизить расход топлива не менее чем на 3%.
Ведутся работы по созданию обновленной версии SSJ100R, которая создается в рамках программы импортозамещения компонентов SSJ100. К участию в данном проекте приглашены российские разработчики и предприятия-изготовители. Результатом работы станет обновление ряда систем самолета. В несколько раз сократится количество американских комплектующих, в том числе инерциальная система, вспомогательная силовая установка, интерьер. Цели, которые ставятся при разработке новой версии самолета SSJ100R - снижение его стоимости, операционных издержек, повышение гибкости в послепродажном обслуживании систем самолета за счет наличия альтернативных поставщиков, что будет способствовать расширению рынков сбыта самолета. Начало поставок SSJ100R первым заказчикам планируется в 2020 году.
Одновременно с этим, в текущем году было принято решение о начале проработки вопроса по созданию ещё одной, укороченной модификации самолета в версии на 75 мест. Изменения при создании SSJ на 75 кресел могут коснуться крыла, фюзеляжа, двигателя и систем самолета. Данный проект компания ГСС реализует совместно с ведущими научными авиационными центрами: ФГУП «ЦАГИ», ФГУП «ВИАМ» и национальным Институтом Авиационных Технологий . Самолет может выйти на рынок ориентировочно в конце 2022 – начале 2023 года.
фото автора