Мы не часто выступаем на публике, хотя система «Сирена» всем известна. Этот имя нам досталось по наследству еще с советских времен. Мы достаточно старая компания - с 2001 года на рынке. Сирена это не просто программное решение, это целая инфраструктура, сеть предприятий.
Это, по сути, единственная российская дистрибутивная система, причем, полноценная система, принятая в мире, с международным кодом. Нас в мире знают и со всеми GDS мы так или иначе общаемся на равных на этом рынке. Комтех - это историческая компания, которая занимается разработкой. Она была создана в 1994 году. «Международная процессинговая система» - эта компания занимается приемом карточных платежей. Дружит с банками, вполне себе успешное предприятие. Сегодня уже 60-70% продаж в мире по факту осуществляются по картам. В России чуть меньше, но тренд на возрастание. Новая студия - 2 года назад мы купили 2 компании в наш минихолдинг. Новая студия занимается интернет-решениями, основное решение это движок для авиакомпаний под названием web sky. Есть еще ряд бизнесов, куда новая студия развивается. Это и решения для корпоративного бизнеса, и решения для агентов. Мегатек – это исторически провайдер систем поддержки деятельности туроператоров, он более 20 лет на рынке. Старая компания, мы сейчас думаем как ее развивать.
В этом году Сирена-Тревел как дистрибутивная система продаст более 40 млн билетов, точнее - 43 млн. Это значительная доля рынка - весь рынок будет более 110 млн. Мы первые среди GDSов на российском рынке. У нас 18 тыс. терминалов в 7 тыс. пунктах продаж. Все 56 авиакомпаний были внедрены в новую систему всего лишь за 3 года. Самая крупная компания у нас это ЮТэйр - порядка 10 млн. пассажиров в год. В дистрибутивной части более 200 авиакомпаний. Мы сегодня практически имеем весь мировой контент в нашем «супермаркете» и готовы его продавать. Отдельная тема - 280+ аэропортов. В России 246 и активно сейчас идет развитие системы DCS за рубежом. То есть везде, где летают наши клиенты, мы ставим точки нашей DCS и активно развиваемся.
Сирена-Тревел – полностью российская компания с российским капиталом. Какое бы постановление наше правительство не принимало, мы ему точно будем соответствовать. Потому что мы в России, сотрудники в России, техническое обеспечение, все, что положено по закону о работе с персональными данными и т.п., находится в России, в двух дата-центрах, Москве и Санкт-Петербурге. Думаем о строительстве третьего. Провайдеры сети передачи данных тоже российские, то есть всем требования закона 152 ФЗ мы соответствуем. Защищенные каналы связи, крипто-защита, со всеми сертификатами. И отдельно у нас есть сертификат PCI DSS, поскольку мы принимаем к оплате карты, и это необходимое условие.
Леонардо - новый комплексный продукт, построенный на других архитектурных принципах, соответствует практически всему чему только можно. На слайде все его составные части. Честно скажу, пока не все есть для удовлетворения двух крупнейших российских перевозчиков Аэрофлота и S7, скажу об этом отдельно. Но по продуктам, по их качеству, система выполнена на мировом уровне. Этот продукт, это бренд, который готов, и мы его активно тиражируем, в том числе и за рубеж. Еще раз подчеркну, была создана абсолютно новая платформа, абсолютно на других принципах. IT-технологии очень бурно развиваются, за последние годы фактически произошла революция, и блокчейн, и контейнеры, и облака, и все это в нашей системе учтено. Современней ее практически нет - Леонардо самая молодая из всех систем, которые существуют в мире.
Мы прошли независимое исследование британской компании T2RL, которая оценивает системы по качеству и по функционалу. Результат на слайде - с 14-го места в мире, Сирена-Тревел переместилась на 8-ое. Понятно, что до вхождения в первую тройку нам еще есть над чем поработать, но мы туда стремимся.
Теперь о том, почему Леонардо пока не соответствует требованиям двух крупнейших авиаперевозчиков России. По большому счету проблем всего две: 1) Участие авиакомпании в глобальных альянсах. Мы не разрабатывали альянсовый функционал ранее понимая, что у нас есть задачи внедрить в систему 56 перевозчиков второго эшелона и что ведущие авиакомпании имеют других IT-партнеров. Но сейчас функционал уже разработан. В чем с ним проблема его внедрения? В России всего две авиакомпании в участвующие в глобальных альянсах: Аэрофлот и S7. Внедрять альянсовый сегмент без конкретного тестирования, причем нужна отработка и в соответствующей системе там за рубежом, практически невозможно. Там большой список чеков, которые надо пройти. И без той стороны, и без заказчика это сделать невозможно в принципе. Это понимаем мы, это понимают наши российские коллеги. Мы готовы к этому. Ждем, что компании с нами это начнут делать. И денег мы на это не просим. И эти работы надо начинать. 2) Мы уступаем по части системы управления доходами. У Аэрофлота, наверное, сегодня одна из лучших в мире систем управления доходами. Компания сознательно в это вкладывалась лет 10-15. Это очень серьезная математика, очень серьезные математические модели. Здесь у российских разработчиков, мягко говоря, слабовато. Этим надо заниматься. Поэтому Сирена-Тревел приняла решение открыть новый проект. Эта модель называется Origin Destination. Проект стартует с первого квартала 2019 года.
Следующий слайд посвящен импортозамещению. Здесь показано, как мы начинали и куда мы мигрируем. Мы начинали работать на компьютерах фирмы Sequent, это американская компания, которую позже купила IBM. Потом у нас была IBM. Сегодня мы работаем на серверах Intel, которые собирают специально для нас. Сервера такого типа еще разработаны китайской фирмой Huawei. Мы используем сборку Супермикро или российскую сборку. OS Linux с открытым кодом, и здесь мы от западного вмешательства независимы. По поводу программного обеспечения. С 2017 года начата миграция системы Леонардо. Мы писали все на Oracle. С 2017 практически весь Леонардо переведен на PostgreSQL. За 4 года минувших года прогресс системы колоссальный – сегодня по качеству она не уступает Oracle. Подчеркиваю, это сертифицированная версия, и когда мы миграцию полностью завершим, этой зависимости не будет.
Сирена-Тревел участник мирового транспортного пространства. Здесь представлен список BSP, в которых мы аккредитованы. В плане 32 страны. Со всеми системами, которые в мире присутствуют на рынке, мы, так или иначе, имеем отношения.
Сейчас везде звучит слово мультимодальность. Сирена-Тревел уже сегодня продает билеты РЖД через инновационную мобильность, продаем Deutsche Bahn, продаем гостиницы, продаем допуслуги… Мы уже сейчас все это продаем. В то же время мы рарабатываем новую систему. В чем разница? Мы понимаем, что принципы ретейла в мире сейчас меняются. Нужны геосервисы, продажи от двери до двери и т.п. Человек говорит, что хочет в Париж. И он не знает, каким видом транспорта он туда поедет. И мы должны дать ему готовое решение. Это не может не навести на мысль, что перевозка в принципе должна быть мультимодальной, в которой разные виды транспорта компонуются. Какие проблемы? Надо вырабатывать общие правила. Нестыковка между правилами, особенно правилами возврата и обмена билетов, ответственности за пассажира… Тут много работы. Надеемся, Минтранс с правовым обеспечением, не Сирене конкретно, а нам всем поможет. Потому надо синхронизировать правила, и только тогда это все будет работать как единая перевозка.
И последнее - мы создали систему Трансхост. Она недавно начала внедряться. Система для речников и вертолетчиков. Этот проект мультимодальный, то есть мы уже идем в этом направлении достаточно активно.
Подводя итог хочу сказать, что российские системы во многом готовы к миграции авиакомпаний. Мы очень благодарны правительству что нас, наконец, поставили в одинаковые условия с зарубежными коллегами. Есть надежда, что все мы будем честно на этом рынке конкурировать и развиваться.