Макет масштабом 1:1 – это концепция организации пространства мест пассажиров первого, бизнес и эконом классов, а также кабины экипажа на воздушном судне CR929. Длина макета – 22 метра, высота – 6,5 метров, ширина – 5,9. Салон оснащен 2-мя рядами кресел первого класса, 3-мя рядами кресел бизнес-класса и 4-мя рядами кресел эконом-класса, включая современную развлекательную систему и внутреннее оформление в китайском и русском стилях, сочетающее комфорт и инновации.
Полномасштабный макет позволяет продемонстрировать потенциальным заказчикам и будущим пассажирам преимущество комфорта салона для пассажиров экономического класса по сравнению с самолетами аналогичного класса. Он также отражает концептуальный дизайн кабины самолета CR929. Летный состав и бортпроводники смогут оценить удобство рабочих мест.
Базовая версия CR929–600 в трехклассной компоновке будет способна перевозить 280 пассажиров на расстояние до 12000 км. Семейство самолетов будет состоять также из модификации с удлиненным фюзеляжем (CR929–700) и укороченным фюзеляжем (CR929–500).
История проекта
Над проектом широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 совместно работают авиастроительные индустрии России и Китая в лице компаний ПАО «ОАК» и COMAC. Страны разделили инвестиционные, технологические и временные риски, объединив интеллектуальные, технологические и другие ресурсы для создания самолета на очень конкурентном рынке.
Оператор программы CR929 – совместное предприятие ПАО «ОАК» и COMAC – CRAIC со штаб-квартирой в г. Шанхае.
Россия и Китай совместно работают над проектом, начиная с 2012 года.
Реализация программы создания широкофюзеляжного самолета требует вложения большого объема инвестиций и наличия подтвержденного рынка.
Меморандум о взаимопонимании
В апреле 2012 г. ПАО «ОАК» и корпорация COMAC подписали Меморандум о взаимопонимании, на основании которого начали совместную работу по обоснованию возможности реализации программы создания семейства перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
Меморандум о сотрудничестве
В мае 2014 г. ПАО «ОАК» и корпорация COMAC подписали Меморандум о сотрудничестве по программе нового пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
Межправительственное соглашение
В июне 2016 г. в Пекине подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве по совместной реализации Программы разработки, производства, коммерциализации и послепродажного обслуживания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и создаваемого на его основе семейства.
Совместное предприятие
В декабре 2016 года Совет директоров ПАО «ОАК» одобрил участие корпорации в создании Совместного Предприятия (СП) с корпорацией СОМАС. СП будет размещаться в г. Шанхай (КНР).
Дата регистрации Совместного Предприятия - 12 мая 2017 года.
22 мая 2017 года в г. Шанхай состоялось торжественное открытие Совместного предприятия. СП открыли Президенты ПАО «ОАК» и COMAC.
Название СП – China-Russia Commercial Aircraft International Corporation; CRAIC.
Доли ПАО «ОАК» и COMAC в Совместном Предприятии равные, составляют по 50%.
Руководство СП:
Генеральный директор – Го Бочжи. В корпорации СОМАС занимает должность директора программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
Численность Совет директоров СП – 8 членов, по 4 от каждой стороны.
Сферы деятельности СП: производство, реализация, послепродажное обслуживание, маркетинг, бизнес-планирование и управление программой.
Название проекта
29 сентября 2017 года в Шанхае было присвоено наименование семейству ВС – CR929. Базовая версия широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета обозначена как CR 929–600, укороченная версия – CR929–500, удлиненная версия – CR929–700.
Латинские буквы C и R обозначают участников проекта: С – China, R – Russia. CR – это также первые две литеры названия совместного российско-китайского предприятия – CRAIC.
В китайской культуре число 9 означает вечность, а цифра 2 – взаимодействие, символизирует партнерство и творчество.
Актуальный статус программы, сроки разработки
В 2017 г. программа российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета прошла контрольный рубеж Gate 2, на котором была защищена техническая концепция семейства CR929.
В настоящий момент программа находится на этапе эскизного проектирования и процедуры отбора поставщиков. К завершению этого этапа (ожидаемые сроки Gate 3 – 2019 г.) будет сформирован окончательный облик самолета CR929.
На данном этапе будут разработаны требования к системам самолета, будут проведены экспериментально-исследовательские работы в области аэродинамики, выбраны материалы. Будут подготовлены и направлены потенциальным поставщикам запросы на предложения, получены ответы и по результатам анализа сформирован Short list. Также будут проведены встречи с авиакомпаниями по уточнению их требований к самолету. Помимо этого планируется определить производственную кооперацию, разработать систему послепродажного обслуживания, стратегию продаж.
Оценка мирового спроса на самолеты сегмента ШФДМС
По прогнозу ОАК-СОМАС в период 2023-2045 годы в мире понадобится 7 200 самолетов сегмента широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. Из них на рынок государств-партнеров приходится 20% спроса – 15% на Китай и 5% на Россию. 28% приходится на другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Программа СR929 будет опираться на домашние рынки стран-участниц проекта как на стартовые.
Широкофюзеляжные самолеты занимают особенное место на мировом рынке гражданской авиации. В количественном выражении мировая доля широкофюзеляжных самолетов – меньше 20% от количества гражданских самолетов всех типов. Однако совокупная рыночная стоимость всех широкофюзеляжных самолетов составляет более 50% от рыночной стоимости всех типов самолетов гражданской авиации.
Рыночное позиционирование
На основе интервью авиакомпаний и лизинговых компаний ОАК и СОМАС сформированы основные требования, которым должен удовлетворять новый широкофюзеляжный самолет: преимущество по экономической эффективности эксплуатации; улучшенная топливная эффективность, улучшенное техническое обслуживание воздушного судна, гарантии летно-технических и взлетно-посадочных характеристик; наличие выбора из двух силовых установок от двух поставщиков. Это позволит потенциальным заказчикам достигнуть лучших цен приобретения и обслуживания силовой установки.
В качестве дополнительных требований отмечены: экологичность, улучшенный комфорт, улучшенное качество систем развлечения на борту самолета, широкие грузовые возможности и их доступность, а также необходимость международной сертификации в дополнение к сертификации в РФ и КНР.
Преимущества по отношению к конкурентам (Boeing 787 и Airbus А350)
- Требуемое преимущество по операционным расходам на кресло;
- Требуемое преимущество по топливной эффективности на кресло;
- Лучшее предложение по комфорту – более широкий фюзеляж;
- Использование современных технологий позволяет совершенствовать аэродинамическое качество и повышать весовую эффективность самолета. Композитные материалы составляют более 50% конструкции планера;
- Философия продвинутой человеко-ориентированной кабины экипажа, максимум автоматизации.
Работы по проектированию
Потенциальным заказчикам будет предложено семейство из 3 конфигураций: базовая, удлиненная, укороченная. Основные характеристики базовой версии нового самолета: пассажировместимость — 280 мест в стандартной трехклассной компоновке, дальность около 12 тыс. км.
Закреплено разделение работ по агрегатам планера. Российская сторона отвечает за крыло, китайская сторона – за фюзеляж.
Маршевая силовая установка
30 мая 2018 г. совместное предприятие ПАО «ОАК» и СОМАС – компания CRAIC - получило ответы на запрос информации (RFP) по программе широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 от 7 потенциальных поставщиков маршевой силовой установки (МСУ). Среди 7 потенциальных поставщиков МСУ представлены компании из России, Китая, США и Европы.
В рамках CRAIC совместная российско-китайская команда специалистов по проектированию, управлению поставщиками, а также послепродажному обслуживанию проводит анализ ответов на RFP и готовит комплексную оценку предоставленных поставщиками предложений. Эта работа будет завершена до конца 2018 года, а также будут определены претенденты для перехода на следующий этап – стадию предконтрактной работы.
Работа с поставщиками
Этап RFI – запроса информации – завершен в 2017 году. Были получены ответы потенциальных поставщиков на запросы RFI и проведен их анализ. Проведенная на этом этапе работа позволила сформировать представление об имеющихся компетенциях и потенциале компаний-претендентов на участие в кооперации по программе CR929.
В декабре 2017 года запущен этап RFP – запрос предложений поставщиков авиационных систем и оборудования. Стороны разрабатывают требования к системам самолета и проводят работу с потенциальными поставщиками. В июле 2018 года компания CRAIC выпустила запрос о предоставлении предложения (RFP) потенциальным поставщикам системы шасси. В списке потенциальных кандидатов – компании из России, Китая и Европы. Готовятся запросы на предложения поставщикам других систем и оборудования.
Уникальные технологии и конструкторские решения
В проектировании CR929 будут широко использованы композитные материалы. Они составят более 50% конструкции планера.
Ожидаются новые технологические решения в аэродинамике. Крыло CR929 будет отличаться большим удлинением с использованием законцовок типа «шарклет». Это позволит минимизировать сопротивление воздуха и оптимизировать расход топлива, достичь более высоких экологических и экономических показателей по сравнению с существующими аналогами-конкурентами.
Экономическая эффективность лайнера будет также обеспечена за счет снижения расходов на обслуживание. Предполагается внедрение информационной системы, которая будет следить за состоянием планера и всех узлов самолета. Это также позволит повысить безопасность эксплуатации воздушного судна.