Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Специальный репортаж

ВВС Турции оказали «авиаподдержку» российской АРМИИ

4 сентября 2017 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Семь истребителей F-5 Freedom Fighter ВВС Турции 26 и 27 августа поднимались в воздух по плану мероприятий Международного военно-технического форума АРМИЯ-2017. Целями летчиков эскадрильи «Türk Yıldızları» были: продемонстрировать летное мастерство и укрепить взаимодействие между народами и вооруженными силами наших стран.

Турецкие истребители в количестве восьми единиц перебазировались на аэродром «Кубинка» днем 25 августа. Спустя пару часов летчики парами приступили к полетам на разведку местности, с тем, чтобы на следующий день быть полностью готовыми к выполнению ответственного задания высшего политического руководства Турецкой Республики. А оно состояло в том, чтобы продемонстрировать свое летное мастерство перед многими тысячами россиян, собравшимися на территории авиационной базы ВКС России в подмосковной Кубинке.

Необходимые для производства полетов техника и имущество были доставлены к месту временного базирования загодя военно-транспортным самолетом ВВС Турции Airbus A400M. Отметим, что машина данного типа впервые за свою историю (первый полет – 2009 год) приземлилась на российской территории. Кроме того, в «Кубинку» и во «Внуково» прилетали турецкие «грузовики» С-130 Hercules. В отличие от вышеупомянутого «аэробуса», эти машины, стоящие на вооружении многих стран мира, уже неоднократно побывали на наших аэродромах.

Самолет - легенда

Что же касается F-5, то «официально» они в России тоже «впервые». Правда, фрагменты самолетов данного типа, сбитых в ходе боевых действий в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, попали к нам еще во времена СССР. Более того, в конце семидесятых годов военные летчики-испытатели из Ахтубинска (бывш. Владимировка) опробовали в воздухе полностью боеспособный F-5E Tiger II – подарок «братского вьетнамского народа». Стремительно развивая наступление на юг, победоносная Вьетнамская Народная Армия в 1975 году захватила аэродромы сайгонского режима со всей базировавшийся на них авиатехникой. Красным вьетнамским воинам достались многочисленные трофеи, включая порядка сотни истребителей американского производства типа F-5A/B Freedom Fighter («Борец за Свободу») и улучшенной модификации F-5E/F Tiger II («Тигр 2»).

Вскоре один из «тигров» отправился морем в СССР. Советские летчики испытали даже провели на нем «маневренные воздушные бои» против фронтовых истребителей МиГ-21МФ (по другим данным – МиГ-21бис) и МиГ-23М. Выяснилось, что отечественная техника имела превосходство на вертикалях (сказывалась высокая тяговооруженность), но хуже виражила. Дело в том, что крыло «тигра» отличалось развитой механизацией и имело инновационную для своего времени автоматику носков и закрылков, отклоняющую аэродинамические поверхности на оптимальные углы в зависимости от значений угла атаки, высоты и скорости полета. Кстати, похожие выводы насчет сравнительной эффективности авиатехники сделали и американские летчики. Те из них, кто проходил службу в эскадрильях Aggressor (на F-5E) и Red Eagles (выкупленные у Индонезии и Египта МиГ-17/21/23), считали F-5 и МиГ-21Ф-13 «примерно равными».

«Борец за свободу» представляет довольно компактную крылатую машину: длина 14,4 метра, размах крыла 7,9 метра, площадь крыла 17,3 квадратных метров. Взлетная масса приводится как 14700 фунтов, в пересчете - около 6700 килограмм. Для сравнения представим цифры для МиГ-21Ф-13, также разработанного и запущенного в серию на рубеже конца пятидесятых - начала шестидесятых годов прошлого века: 13,5 и 7,15 метров; 23 кв. метра и 7100 килограмм соответственно. На F-5A установлены два двигателя General Electric  J85 каждый тягой 13 килоньютонов (1330 кгс), на форсаже – 19,1 килоньютонов (1950кгс). Они дают «борцу за свободу» начальную скороподъемность у земли 175 метров в секунду, и разгоняют его в горизонтальном полете до числа Маха М=1,3. «МиГ» оснащен одним Р-11Ф-300 тягой 5740 кгс, показывает начальную скороподъемность 150 м/с и разгоняется до скорости, вдвое превосходящей звуковую.

Летчики полюбили F-5 за простоту и маневренные качества. Эти машины довольно часто использовались ВВС разных стран мира не только для выполнения боевых задач, а еще и как учебные и пилотажные. Дело в том, что Freedom Fighter создавался для экспорта на базе учебно-тренировочного T-38 Talon – первого в мировой истории сверхзвукового самолета, специально разработанного для повышенной подготовки летчиков-истребителей. Всего в период с 1959 по 1987гг. на заводе в городе Hawthorne штата Калифорния собрали 3800 «тэлонов», «фридом файтеров» и «тайгеров». Еще несколько сотен им подобных произвели по лицензии в Канаде, Испании, Швейцарии, Корее и Тайване. В результате получилось обширное семейство летательных аппаратов, отличительными качествами которых были простота, компактность, малый расход топлива и, как следствие, низкая стоимость эксплуатации.

Из истребителей в «пилотажники»

Когда в начале девяностых годов прошлого века ВВС Турции решили создать группу высшего пилотажа, выбор пал на «Freedom Fighter». По сравнению с тяжелым истребителем F-4E Phantom II, составлявшим основу парка турецкой истребительной авиации, этот тип был значительно проще в эксплуатации, имел в разы меньший часовой расход топлива, при этом демонстрируя лучшую устойчивость и управляемость.

Одно время парк F-5 ВВС Турции насчитывал две сотни машин, большинство которых были приобретены на вторичном рынке. Конкретные экземпляры самолетов для эскадрильи высшего пилотажа сначала эксплуатировались ВВС Нидерландов. Голландцы заменили морально устаревшие истребители более современными F-16 в 1986-1991гг. Отобранные турками образцы имели сравнительно низкий налет и обозначались NF-5A/B. Они были построены по лицензии американской фирмы Northrop в Канаде (общий тираж 240 единиц, включая 75NF-5A и 30 NF-5B для Нидерландов в период 1969-1972гг.).  

Даже по меркам шестидесятых годов прошлого века, тяговооруженность NF-5 мала, что ограничивает возможности истребителя при выполнении вертикальных фигур. По этой причине самолеты, отобранные для группы высшего пилотажа, прошли доработки по специальной программе 1993 года на авиабазе Eskişehir силами местной технико-эксплуатационной части (ТЭЧ). Первым делом демонтировали механизмы выброса инфракрасных ловушек и дипольных отражателей (постановка помех ракетам) и встроенные пушки M39A2 вместе с коробками для снарядов калибра 20мм. Это позволило сократить вредное аэродинамическое сопротивление и снизить массу самолета. Провели мероприятия по сохранению положения центра тяжести и укреплению конструкции.

Сняли отдельные элементы бортового оборудования для улучшения обзора из кабины летчика и выполнили работы по улучшению управляемости. Оригинальные обзорные зеркала заменили на таковые большего размера с истребителей «фантом», и добавили дополнительные. Топливные баки, монтируемые на концах крыла, переделали в емкости для выпуска дымов. И, конечно же, перекрасили самолеты в яркие цвета национального флага и нанесли надписи «Türk Hava Kuvvetleri», «Türk Yıldızları» и пр. Перечисленные работы первоначально провели на одной спарке NF-5B и девяти одноместных NF-5A, вернув их в часть летом 1994 года.

Через шесть лет на самолеты установили дополнительную регистрирующую аппаратуру и телевизионные камеры, призванные помочь в деле разбора полетов и улучшить слетанность группы. По мере необходимости самолеты с большим налетом часов заменялись на менее потрепанные со складов ВВС Турции.

Личный состав

Эскадрилья ВВС Турции, основу которой составляет группа высшего пилотажа Türk Yıldızları («Турецкие звезды»), была сформирована в 1992 году. Для краткости ее порой упоминают как «acroteam». Перед личным составом поставлены следующие задачи: представлять ВВС Турции на национальных и международных форумах; представлять Турецкую Республику за рубежом; вносить достойный вклад в поддержание эффективности и дисциплины ВС Турции; укреплять имидж ВВС Турции среди населения и способствовать привлечению внимания к вооруженным силам со стороны подрастающего поколения.

Давая письменные ответы на вопросы зрителей, летчики группы сообщили им следующее: «Воздухоплавание дает человеку возможность свободного перемещения в пространстве. И доставляет ему непередаваемое наслаждение от преодоления барьеров и выхода за пределы возможного».

За четверть века «звезды» посетили многие страны мира, а число их показательных выступлений приближается к трем сотням. Рекордная посещаемость на выступлении «Турецких звезд» зарегистрирована 24 августа 2001 года, когда группа гостила в Азербайджане. Тогда количество зрителей, наблюдавших полеты над Баку, оценивалось цифрой порядка миллиона человек. Девиз турецких «пилотажников»: «Эффективные, боеспособные, надежные» (Effective, deterrent, credible). Праздничное выступление, посвященное 25-летию, планируется на 7 октября 2017 года, в пункте постоянного базирования - авиабазе Konya Havalimanı.

Командир эскадрильи – девушка Esra ÖZATAY. Она закончила Академию ВВС Турции в 1998 году, дослужилась до майора и возглавляет группу уже три года. Все другие летчики – мужчины, ранее освоившие «фантомы» и F-16. Майор Osman YIĞCI имеет налет часов 2700, что на 350 больше, чем у командира. Капитаны Gökhan ESEN, Ali BALCI, Hasan KOCABAŞ, Mehmet Kemal KOYUNLUOĞLU и Ali Onur ADALI имеют налеты от 1800 до 2750 часов каждый, а старший лейтенант Resul YILDIZ, пришедший в группу в 2016-м – 1100 часов. Помимо летного состава из восьми летчиков, личный состав эскадрильи включает диктора, семь офицеров занимающихся обеспечением, и еще двух осуществляющих управление техническими специалистами в количестве 36 механиков.

В настоящее время для группы доступен авиапарк из десяти NF-5A и шести NF-5B, что предоставляет возможность выбора конкретной машины в зависимости от поставленного полетного задания. Как правило, в зарубежных «командировках» «acroteam» использует восемь самолетов F-5. Что позволяет «звездам» утверждать, что они представляют единственную группу высшего пилотажа в мире, выполняющую групповые фигуры в составе восьми сверхзвуковых истребителей.

Показательная программа

Погодные условия определяют выбор показательной программы. «Турецкие звезды» отработали три «характерных набора» (display packages). «Высотный» - когда высота облаков превышает три километра, «низкий» - когда значение опускается до 1300 метров и «плоский» когда облачность составляет 300 метров. В ходе выполнения маневров скорость полета меняется в пределах от 300 до 1000 км/час. Минимальная дистанция между самолетами при групповом пилотаже составляет всего-навсего один метр. Маневрирование в плотном строю ведется с перегрузками до пяти единиц. А при выступлении «соло» летчики выполняют маневры с перегрузками -3…+7.33g, используя весь диапазон разрешенный разработчиком и производителем данного типа летательного аппарата.

Показательные выступления «турецких звезд» в рамках летной программы третьего международного форума АРМИЯ-2017 проводились 26 и 27 августа над аэродромом «Кубинка». Нам посчастливилось наблюдать субботние полеты. Тогда в воздух поднялись семь «борцов за свободу», а восьмая машина осталась стоять на земле.

Перед полетами механики привели в рабочее состояние специальную технику на случай аварийной ситуации: ближе к концу полосы была загодя размещена тормозная машина с натянутым тросом. Если не вышел тормозной парашют, летчик активирует аварийный выпуск компактного гака, который цепляется за трос. По большому счету, это напоминает технологию посадки на авианосец с важной поправкой. Палубные летчики не используют парашют вовсе, а зацеп гаком осуществляют не в конце посадочного участка палубы, а ближе к ее началу, в точке касания палубы колесами. Сразу сообщим, что наблюдать тормозную машину в действии российским зрителям не удалось: все посадки прошли в штатном режиме.

В целом, полеты производились по заранее намеченному сценарию, а зрители получили удовольствие от просмотра. Конечно, дело тут не только в «турецких звездах», но и их коллегах из групп высшего пилотажа ВКС России «Стрижи», «Русские Витязи», «Соколы России» и «Беркуты». Кроме того, в «динамических показах» АРМИИ-2017 принимали участие вертолеты Ми-35М, Ка-52, Ми-8АМТ(Ш) и Ми-8МТВ, истребители ВМФ России Су-30СМ, учебно-боевой самолет Як-130 и другая авиатехника. Словом, было на что посмотреть! А те из посетителей, кто попал на полигон в Алабино, надолго запомнят поражение целей ракетами, выпущенными экипажами Ми-28Н, Ми-35М и Ка-52, а также сброс воды четырехмоторными самолетами Ил-76 и вертолетами-гигантами Ми-26.

Выступили достойно

Даже на таком «высокотехнологичном» фоне, турецкие летчики выступили достойно, сделав упор на групповую слетанность. Особенно зрелищно они выполнили синхронные бочки и косые петли в составе группы. Зрителям также запомнились «зеркало» и, конечно же, встречный пилотаж, заставивший реально поволноваться за судьбу летчиков.

Показательные выступления сопровождались комментариями диктора, а помогали ему офицеры по связям с общественностью МО Турции. Они давали информацию о выполняемых маневрах, летчиках эскадрильи и их самолетах, а также обращались к россиянам со словами дружбы.

Помимо фотографий и видеозаписей, посетители АРМИИ-2017 могли прихватить с собой и товары с символикой «Türk Yıldızları»: куртки, майки, шапки, перчатки, шарфы, брелоки и наклейки, а также масштабные модели самолета F-5A. Все это изобилие продавалось по весьма доступным ценам в отдельно стоящей палатке турецкими военнослужащими и вольнонаемными сотрудниками. Палатка с высокоподнятым флагом Турецкой Республики располагалась в самом центре статической площадки аэродрома, за перехватчиком МиГ-31БМ.

В заключение, особо отметим тот факт, что «Türk Yıldızları» выпала особая честь – они стали первой зарубежной группой высшего пилотажа, выступившей на международном форуме АРМИЯ. Блеск «турецких звезд» добавил мероприятию колорита. Надеемся, что на следующих выставках, организованных Министерством обороны России, выступят посланцы других стран мира из числа тех, кто хочет улучшения климата взаимного доверия и уважения.


Владимир Карнозов


комментарии (2):

СДВ-70      21/09/2017 [21:42:41]#1
Цены на аксессуары были вполне приемлемыми, не завышенными (не то, что наши). Хотел купить модельку F-5...крутил её в руках крутил и думал:"не правильно как-то покупать модель самолета ВВС Турции, ударившим нам в спину, тем более несколько десятков минут назад проходил мимо Су-34 с именем Олега Пешкова..."

СДВ-70      21/09/2017 [21:43:40]#2
Ну и конечно не купил.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer