Лётную лабораторию на базе самолета Ил-76 ОАК подготовила к испытаниям меньше, чем за год. В работе участвовали сотрудники ЛИИ им. М.М.Громова, ПАО «Ил» и АО «РСК «МиГ». Осуществление полетов доверено летчикам Школы летчиков-испытателей ЛИИ им. Громова.
Первый вылет летающей лаборатории Ил-76ЛЛ с опытным двигателем ТВ7-117СТ состоялся 12 сентября в ЛИИ им. М.М. Громова (г. Жуковский, Московская обл.). В ходе первого испытательного полета была осуществлена проверка работы силовой установки в натурных условиях, на различных режимах и диапазонах высот. По итогам полета, длившегося чуть более 1 часа, никаких замечаний в работе двигателя, а также неисправностей, специалистами отмечено не было. Полет выполнял экипаж летчика-испытателя Михаила Кондратенко.
Впервые летающая лаборатория Ил-76 с установленным на нее двигателем ТВ7-117СТ (форсированная модификация двигателя ТВ7-117СМ) была продемонстрирована широкой общественности в июле месяце на авиасалоне МАКС-2017, здесь же, в Жуковском.
ТВ7-117СТ является базовым двигателем для силовой установки перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. При этом гражданская модификация двигателя – ТВ7-117СТ-01 – станет штатным двигателем регионального пассажирского самолета Ил-114-300, возобновление серийного производства которого планируется в ближайшие годы.
Двигатель ТВ7-117СТ-01 будет сертифицирован в соответствии с гражданскими нормами. Более мощный в сравнении с ТВ7-117СМ (также ранее разработан «ОДК-Климов»), двигатель ТВ7-117СТ-01, в частности, позволит увеличить грузоподъемность Ил-114-300, сократить дистанцию разбега самолета. Применение унифицированного двигателя на самолетах Ил-112В и Ил-114-300 будет способствовать сокращению издержек в производстве и станет примером трансфера военных технологий в гражданский сектор. Подробнее о проекте Ил-112В
В семейство ТВ7-117 также входят двигатели ТВ7-117С и вертолетный двигатель ТВ7-117В, устанавливаемый на новый вертолет Ми-38. Двигатель ТВ7-117В дал возможность вертолету Ми-38 повысить безопасность полета, в том числе при экстремальных ситуациях, путем введения чрезвычайных режимов мощностью до 3750 л.с., а также расширить диапазон применения, в том числе за счет снижения расхода топлива. ОДК заключила с холдингом «Вертолеты России» контракт на поставку 50 двигателей ТВ7-117В для установки на вертолеты Ми-38. Работа по организации серийного производства ТВ7-117В развернута в полном объеме на новой производственной площадке АО «Климов» в Санкт-Петербурге.
Также на двигателях ТВ7-117В установлена новая цифровая электронная система управления и контроля типа FADEC с цифровым блоком нового поколения БАРК-6В разработки и производства АО «Климов». Электронная система управления БАРК-65СТМ для ТВ7-117СТ также построена на базе БАРК-6В. Адаптация к этому типу двигателя осуществляется доработкой программного обеспечения. Теперь САУ управляет не только двигателем, но и воздушным винтом, то есть всей силовой установкой самолёта.
В двигатель ТВ7-117СТ заложены современные конструктивные решения, повышающие его летно-технические характеристики. Мощность на максимальном взлетном режиме составляет 3000 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме – 3600 л.с. При сухой массе не более 500 кг двигатель имеет удельный расход топлива меньше 200 грамм на л.с. в час.
В составе силовой установки двигатель ТВ7-117СТ работает совместно с воздушным винтом АВ112 (разработки ПАО «НПП Аэросила»), обладающим большей производительностью и позволяющим увеличить лобовую тягу. Одной из особенностей ТВ7-117СТ является то, что созданная «ОДК – Климов» система автоматического управления не только управляет двигателем, но и воздушным винтом, то есть всей силовой установкой самолёта. Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта и в целом повысить эффективность силовой установки.
Двигатели ТВ7-117СТ собираются полностью из российских деталей, узлов и комплектующих. Их производство осуществляется в широкой кооперации предприятий ОДК, которая кроме АО «ОДК – Климов» включает АО «ММП им. В. В. Чернышева», АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», АО «ОДК – СТАР». Стендовые испытания двигателя ТВ7-117СТ на модернизированном испытательном стенде «ОДК – Климов» стартовали в сентябре 2016 года. Возможности стенда позволяют испытывать силовую установку сразу с винтом, мотогондолой и другими элементами самолета (части крыла и фюзеляжа). В ходе модернизации, комплекс, изначально построенный как экспериментальный для испытаний силовых агрегатов вертолетов, был укомплектован современным контрольно-измерительным оборудованием. В настоящее время продолжаются различные виды наземных испытаний ТВ7-117СТ (в том числе, ресурсные). Подробнее о начале стендовых испытаний ТВ7-117СТ
Сразу после приземления командир экипажа Ил-76ЛЛ Михаил Кондратенко доложил о ходе первого полета официальным лицам, присутствовавшим на летном поле ЛИИ имени Громова, среди которых были: генеральный конструктор ОАК Серегй Коротков, вице-президент по транспортной авиации ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», генеральный директор Авиационного комплекса имени Ильюшина Алексей Рогозин, генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов, генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин, исполнительный директор АО "ОДК-Климов" Александр Ватагин, генеральнй конструктор «ОДК-Климов» Алексей Григорьев, генеральный директор ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» Михаил Гордин.
«Технически ТВ7-117СТ – лучший российский двигатель для региональных и среднемагистральных самолетов гражданского и военного назначения, – сказал исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин. – Мы гордимся, что, создавая лучшие решения, формируем направление дальнейшего развития индустрии, расширяем возможности российских технологий, повышаем их конкурентоспособность на мировом рынке».
«Испытания двигателя ТВ7-117СТ – это важный этап в создании нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В и пассажирского самолета Ил-114-300, необходимого для расширения региональных перевозок в нашей стране. Новый двигатель существенно повысит конкурентоспособность этих самолетов», - заявил Сергей Коротков.
«Испытаниям двигателя на летающей лаборатории предшествовала серьезная подготовка. Разработчик двигателя «ОДК-Климов» выполнил комплекс работ, нацеленных на исключение опасных отказов. ЦИАМ провел экспертизу результатов данных работ и выдал заключение о возможности безопасного проведения испытаний двигателя ТВ7-117СТ на воздушном судне экспериментальной авиации. Институтом были разработаны рекомендации и требования по безопасному проведению испытаний. И вот сегодня успешно прошли первые испытания этого двигателя на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ в «ЛИИ им. М.М. Громова», - заявил генеральный директор ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» (входит в состав НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») Михаил Гордин.
«Нами предусмотрено 20 полетов на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ во всех диапазонах скоростей и высот, необходимых для самолетов Ил-112В и Ил-114. Мы планируем завершить их в течение двух месяцев, после этого двигатель будет готов к полетам в составе самолета Ил-112В. Сертификация данной силовой установки запланирована на 2020 год», - отметил Юрий Шмотин.