Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Авиация Военно-Морского Салона - 2017

16 июля 2017 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Три пары истребителей – МиГ-31, Су-27 и МиГ-29 – пролетели над водной акваторией «Морского Вокзала» в западной оконечности Васильевского острова, представив боевую авиацию на восьмом по счету Международном военно-морском салоне (MBMC-2017/IMDS’2017) в Санкт-Петербурге, который проходил на территории Выставочного комплекса «Ленэкспо» в период с 28 июня по 2 июля.

Одним лишь пролетом шести самолетов участие авиаторов в MBMC-2017 не ограничилось. Среди более, чем четырехсот фирм-участниц, включая порядка пятидесяти иностранных, со своими стендами выступила и Объединенная авиастроительная корпорация. Кроме нее, масштабные модели летательных аппаратов выставили «Рособоронэкспорт» и другие участники. А корпорация «Тактическое ракетное вооружение» представила средства поражения «воздух-корабль», включая противокорабельные ракеты Х-31АД, Х-35УЭ и Х-59МК в варианте с воздушным стартом. Самый же крупный «авиационный» экспонат под крышей выставочного павильона можно было увидеть на стенде совместного российского-индийского предприятия BrahMos Aerospace. Он представлял собой огромную модель многоцелевого истребителя Су-30МКИ с закрепленной на подфюзеляжном узле подвески ракетой BrahMos PJ-10.
 
Российско-индийские ракеты
 
Во время осмотра экспозиции MBMC-2017, стенд BrahMos Aerospace посетил вице-премьер Рогозин. Общаясь с журналистами позднее, Дмитрий Олегович отметил, что российско-индийское сотрудничество динамично развивается, а BrahMos считается «хорошим примером для подражания». Одним из новых проектов, что совместно реализуют специалисты наших двух стран, является создание уменьшенного варианта PJ-10, так, чтобы она могла стартовать из торпедных аппаратов подводных лодок. Кроме того, уменьшенный в размерах снаряд может найти применение и в авиации: тот же Су-30МКИ способен подняться в небо с тремя, вместо одной, ракетами на внешней подвеске.
 
Отметим, что выпускаемая сегодня ракета имеет диаметр корпуса 670мм, и, с учетом складываемого крыла и стартового ускорителя, при хранении вписывается в окружность диаметром около 730мм. По мнению руководителя BrahMos Aerospace господина Мишры, последние достижения научно-технического прогресса позволяют существенно уменьшить размерность гиперзвуковой ударной ракеты. Существует и вторая причина, по которой работы над «миниатюризацией» PJ-10 обретают смысл. По совокупности причин, индийские адмиралы отказались от идеи размещения вертикальных пусковых установок ракет BrahMos на субмаринах, что должны быть построены в рамках проекта 75i. Стремясь найти иное применение «брамосу» на флоте, руководство российско-индийского предприятия решило запустить в разработку вышеупомянутый «уменьшенный вариант», приспособленный к стрельбе из 533-мм торпедных аппаратов.
 
Представитель BrahMos Aerospace господин Правин Пратак рассказал в беседе с журналистом AEX.RU, что вслед за уже проведенными бросковыми испытаниями авиационного варианта PJ-10 со специально оборудованных истребителей ВВС Индии, позднее в текущем году будет выполнен первый «настоящий» пуск с Су-30МКИ. Пройдя необходимые испытания, авиационный вариант поступит на вооружение, дополнив ранее принятые Вооруженными Силами Индии сухопутный (пусковая установка на колесном шасси) и морской (для надводных кораблей) варианты комплекса. К настоящему времени выполнено шестьдесят пусков с различных носителей, причем, все – успешные. Сегодня Военно-морские силы республики обладают десятью кораблями – носителями ракет BrahMos PJ-10, включая три фрегата проекта 61МЭ (Rajput-class) и три – проекта 11356М (Talwar-class) российской постройки. Оставшиеся четыре – суда индийской постройки, выполненные по проектам, разработанным при участии АО «Северное проектно-конструкторское бюро» (СПКБ).
 
Фрегаты с вертолетами «Камов»
 
В период с 2008 года по весну 2017-го должность генерального директора СПКБ занимал Владимир Ильич Спиридопуло. Мы встретили его на пирсе, рядом с пришвартованным фрегатом «Адмирал Макаров», построенным по проекту 11356РМ для Черноморского флота. В настоящее время фрегат проходит испытания в балтийских водах. Владимир Ильич напомнил, что конструкторское бюро тесно взаимодействует с индийскими военно-морскими силами, начиная с 1974 года. Действительно, в период 1976-1987гг. отечественные кораблестроители построили пять фрегатов проекта 61МЭ: INS Rajput, Rana, Ranjit, Ranvir и Ranjivey, которые по сей день остаются в составе ВМС Индии. Они вошли в историю как первые боевые корабли, спроектированные и построенные Советским Союзом специально для иностранного заказчика.
 
Для ВМС Индии они стали первыми кораблями морской зоны с мощным ракетным оружием – зенитными комплексами «Волна» (на базе сухопутного С-125) и противокорабельными ракетами П-20. От «систершипов» ВМФ СССР фрегаты экспортного исполнения отличались установкой, на месте кормовой артиллерийской башни АК-76, полноценного ангара для вертолетов Ка-25. Винтокрылые машины данного типа очень нравились индийским морякам; они с неохотой переходили на значительно более крупные машины следующего поколения Ка-28.
 
Следующим этапом российско-индийского сотрудничества в области судостроения стало совместное проектирование боевых кораблей для ВМС Индии с постройкой их на мощностях местной промышленности: фрегатов проектов 15, 17 и модификаций. Недавно на пост руководителя СПКБ назначен Андрей Аркадьевич Дьячков.


 
Он сообщил нам, что новое руководство предприятия подписало с Владимиром Ильичом контракт, по которому тот продолжит работу по различным проектам, включая индийские. В настоящее время, основными типами отечественных палубных вертолетов на службе ВМС Индии являются тяжелые Ка-28 и Ка-31. В будущем возможно появление и морской модификации среднего Ка-226Т, а он по размерам ближе к столь полюбившемуся индийцам Ка-25.
 
Авианосцы ВМС Индии
 
Тесное взаимодействие с индийской стороной ведут многие другие предприятия Санкт-Петербурга, включая и «Невское проектно-конструкторское бюро» (НПКБ). Беседуя с группой индийских и российских журналистов на MBMC-2017, генеральный директор НПКБ Сергей Сергеевич Власов сказал, что предприятие ведет работы в интересах ВМС Индии на протяжении более двадцати лет. Самым крупным проектом стала перестройка, на Северном Машиностроительном Предприятии («Севмаш»), ТАВКР «Адмирал Горшков» в авианосец INS Vikramaditya по проекту 11430 со сдачей заказа в 2013 году, а также связанные с ним разработка, изготовление и монтаж на территории заказчика комплекса по тренировке палубных летчиков Goa Shore-based Training Facility. «Нами была проведена большая совместная работа с Индией, и мне всегда приятно вспоминать о ней», - сказал Сергей Сергеевич.
 
В настоящее время НПКБ трудится над документацией по установке авиационных технических средств корабля (АТСК) на авианосец проекта 71. Петербургские инженеры завершили технический проект АТСК и на его основе выпускают техническую документацию, по которой ведутся строительные и наладочные работы. Хотя новый корабль - индийской разработки, на нем используется большое число систем российского происхождения. Здесь нашли применение тормозные машины «Светлана-2М», световая система захода на посадку «Луна» и другие. Строительство авианосца проекта 71 ведется на индийской верфи в городе Кочин. Спущенный на воду летом 2013 года, INS Vikrant находится в высокой степени готовности. Ввод в строй планируется следующим летом.
 
«Главным калибром» INS Vikramaditya и INS Vikrant выступают палубные истребители МиГ-29К/КУБ, поставленные РСК «МиГ» в количестве 45 единиц в период 2010-2016гг. В феврале часть российской делегации, прибывшей в Индию для участия в очередном заседании межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, была приглашена принимающей стороной на познавательно-ознакомительную поездку на действующий флот. Посланцы России нашли флагманский корабль INS Vikramaditya в отличном состоянии. Позднее в этом месяце авианосец примет участие в крупных военно-морских маневрах с ВМС США. По просьбе индийских журналистов, ситуацию прокомментировал генеральный директор НПКБ: «Я уверен, что и на этих учениях корабль будет действовать самым лучшим образом. Индийские моряки – очень способные, и морские летчики тоже. Они уже неоднократно демонстрировали высокое мастерство на многих учениях с участием авианосца».
 
Между тем, индийские адмиралы обдумывают дальнейшие пути развития авианосцев и ведут консультации с зарубежными фирмами по их облику. Согласно информации местных СМИ, рассматриваются планы по закупке палубных истребителей западного производства: F/A-18E/F Super Hornet и Rafale-M. Упомянутые типы самолетов - катапультного взлета, а посему вряд ли смогут эксплуатироваться с INS Vikramaditya и INS Vikrant, у которых для взлета используется носовой трамплин с углом схода 14 градусов. Скорее всего, специально под западные истребители Индии предстоит построить соответствующий корабль, оснащенный катапультами, причем выбрать, какими они будут – паровыми или электромагнитными.
 
Пока что единственный в мире корабль, оснащенный электромагнитными катапультами, построен в США: CVN 78 Gerald R. Ford использует систему EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System). Индия рассматривает вопрос о приобретении EMALS. Другие страны, включая Россию, ничего похожего пока не предлагают. Если американцы продадут свою систему Индии, ее можно будет установить на вновь строящиеся корабли. Между тем, электромагнитная катапульта – очень сложное техническое сооружение, причем, до конца ещё не отработанное. Индийское руководство воздерживается от комментариев насчет того, готово ли оно связываться с подобным оборудованием. Потенциальный покупатель хочет посмотреть, как покажет себя новая катапульта на американском флоте. Использование EMALS возможно и на неатомном (газотурбинном) авианосце, но при этом потребуется очень мощная электроэнергетическая установка, создание которой также представляет достаточно сложный проект.
 
Был «Варяг», стал Liaoning
 
Согласно подсчетам специалистов «Рособоронэкспорта», которыми они любезно поделились с AEX.RU, за все время военно-технического сотрудничества, Индия закупила нашей военной техники и имущества на общую сумму 65 миллиардов долларов США, в том числе 46 млрд. в период 2012-2016гг. Большая часть контрактов пришлась на авиационную технику, включая самолеты и вертолеты для военно-морских сил. Индия внимательно следит за военными приготовлениями Китая, с которым имеются серьезные разногласия по линии прохождения государственной границы.
 
По числу боевых кораблей (свыше трехсот) ВМФ НОАК превосходит все другие страны Азии. А недавно в составе китайского флота появился и самый крупный в регионе авианосец - Liaoning. Он стал важным дополнением к подводной компоненте из четырех атомных субмарин с баллистическими ракетами дальнего действия, пяти атомных многоцелевых и 54 дизель-электрических подводных лодок. Китай твердо идет по пути создания мощного океанского флота, способного отстаивать интересы великой страны далеко за ее пределами.
 
Со своей стороны, Индия тоже стремиться стать важной морской державой. Сегодня, она располагает парой авианосцев, парой атомных и четырнадцатью дизель-электрическими субмаринами. Осуществляя долгосрочное планирование, индийские адмиралы хотят сохранить преимущество в авианесущих кораблях, если не количественное, то хотя бы качественное. Собственно, этим и объясняется их желание сотрудничать со всеми иностранными государствами, которые готовы поделиться самими передовыми достижениями в области палубной авиации.
 
Внешне, Liaoning напоминает тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов» проекта 11435. Что неудивительно, поскольку китайский авианосец представляет собой доделанный «Варяг», который был заложен вслед за головным на судостроительном заводе в Николаеве. После развала Советского Союза, недостроенный корпус был продан правительством Украины некоей фирме из Макао, намеревавшейся переделать его в плавучий развлекательный центр. Однако впоследствии «Варяг» оказался на судостроительном заводе в Даляне, где его достроили по измененному проекту. В настоящее время первые китайский авианосец успешно эксплуатируется, а на его основе его документации ведется строительство второго.
 
По утверждению нашей стороны, по данному проекту российские специалисты с китайскими коллегами не работают. Сегодня их внимание обращено на вопросы, связанные с предстоящим ремонтом и модернизацией единственного ТАВКР нашего собственного флота. Как обычно в таких случаях сначала проводится осмотр корабля и освидетельствование всех его систем. По результатам освидетельствования принимается решение, что нужно отремонтировать, а что - заменить.
 
Согласно утверждениям, прозвучавшим в ходе MBMC-2017, «Кузнецов» будет ремонтироваться в обязательном порядке, поскольку служит уже 25 лет. Пока что крейсер не прошел ни одного заводского ремонта, однако до сих пор исправно выполняет свои функции. Свидетельством тому стал прошлогодний поход отряда кораблей Северного флота в Средиземное море и их участие в войне с террором на сирийской территории. Вот что на сей счет сказал нам Сергей Сергеевич Власов: «Средиземноморский поход «Кузнецова» был очень хорошим и удачным. Вместе с другими специалистами, я участвовал во встречах с командиром крейсера, и он был доволен тем, как показал себя корабль. Летные происшествия были, поскольку техника есть техника, она может отказать. Вместе с тем, за 25 лет службы, на «Кузнецове» ни один летчик не погиб. Это – самое главное. Поэтому мы считаем, что служба корабля идет нормально, и если возникают отказы техники, они решаются промышленностью во взаимодействии со флотом».
 
Первым делом - вертолетоносцы
 
Ввиду необходимости иметь авианесущие корабли в составе действующего флота, а также строить их на экспорт, данное направление отечественного судостроения считается перспективным. Дело только в том, когда практически приступят к его реализации. В настоящее время данный вопрос находится в компетенции МО РФ, а промышленность утверждает, что «готова начать работать хоть завтра».
 
А пока Невское ПКБ активно занимается проектированием больших десантных кораблей, на палубы которых могут садиться вертолеты. Как показала операция в Сирии, десантные корабли очень востребованы для перевозки личного состава и техники, а главное – боеприпасов и снабжения, как для российских военнослужащих, так и Сирийской Арабской Армии и союзных ей формирований. По проекту НПКБ судостроительный завод «Янтарь» построил десантный корабль «Иван Грен». В настоящее время он проходит ходовые испытания и, вместе с другими «обновками» отечественных военных моряков, примет участие в параде в День Военно-морского флота в последнее воскресенье июля. На стенде ОСК на MBMC-2017 присутствовала масштабная модель корабля. Он получил «паспорт экспортного облика» и предлагается на экспорт.
 
Следующим проектом десантного корабля может стать вертолетоносец за замену построенного во Франции, но так и не переданного России «Мистраля». При поступлении соответствующего заказа от ВМФ, Невское ПКБ готово начать его детальное проектирование. Специалисты предприятия имеют определенные наработки, которые могут найти применение в конструкции будущего вертолетоносца.
 
Впервые масштабная модель российского вертолетоносца – носителя Ка-52К «Катран» выставлялась на МВМС-2017. Перспективный  Универсальный десантный корабль УДК-Э "Прибой", способный обеспечить базирование 10-12 вертолетов, можно было увидеть на стенде ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Ранее модель уже участвовала на закрытых показах, а взорам широкой общественности стала доступна только в конце прошлого месяца. Отметим, что российская разработка принципиально отличается от «Мистраля» по ряду важнейших параметров.
 
Во-первых, Крыловским центром предложена так называемая «полу тримаранная схема». С ее помощью в проекте может быть реализована доковая камера, а может быть и «слип»: корабль не погружается, но при помощи его систем плавающая техника десантников затягивается на аппарель. Проект перспективного корабля выполнен без носового «бульба» и с носовой аппарелью для того, чтобы можно было высаживать технику десантников на воду вблизи береговой линии.  За счет этих и других решений в конструкции корабля увеличено количество перевозимой техники. На МВМС-2017 был представлен газотурбинный вариант корабля, но также рассматривается и версия с дизель-электрической установкой и «азиподами».
 
Степень проработанности корабля - технический облик, выполненный Крыловским Центром в инициативном порядке за собственные средства. Есть решение, по которому при участии специалистов НПКБ в течение нескольких месяцев концепт будет доведен до стадии «аван-проекта». Затем на его основе будет составлено тактико-техническое задание, что даст промышленности возможность перейти к стадии эскизного проекта и, разработки документации для завода-строителя.
 
Заместитель главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Иосифович Бурсук заявил журналистам, что два вертолетоносца для нашего флота планируется построить до 2025 года. Получается, что соответствующий проект рассматривается к включению в проект Государственной Программы Вооружений до 2025 года, которую планируется утвердить в течение следующих нескольких месяцев. По мнению судостроителей, в случае своевременного открытия финансирования, за восемь лет головной вертолетоносец можно спроектировать, построить и вывести на ходовые испытания. Лучше всего подходит для постройки подобных кораблей «Балтийский завод», который ранее изготовил кормовые части для двух «мистралей», а в настоящее время задействован в программе строительства ледокольного флота.
 
Перспективный авианосец
 
Проектирование нового российского авианосца заложили в Госпрограмму вооружений до 2025 года, заявил Бурсук. По его словам, сейчас определяется облик корабля и его характеристики.
 
Масштабная модель перспективного авианосца «Шторм» впервые публично выставлялась в 2015 году, на предыдущем Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Она же снова была представлена вниманию публики и в 2017 году. Речь идет о корабле водоизмещением около ста тысяч тонн с атомной силовой установкой. Предлагаемое авиакрыло — от шестидесяти до ста летательных аппаратов, включая истребители МиГ-29К/КУБ и палубные варианты ПАК ФА.
 
Вместе с тем, специалисты Крыловского центра поведали журналистам, что работают над обликом иного авианосца, который будет «ценой дешевле, водоизмещением поменьше», а по боевой мощи не уступит тяжелому «Шторму». «Работа - инициативная, мы готовы предложить ее флоту когда он того захочет». Рассматриваются несколько вариантов, в том числе и близкий по размерам к «Кузнецову». Цена пока не называется, однако первые оценки позволяют надеяться, что она окажется раза в три меньше, чем за тяжелый авианосец. На лентах информагентств ранее проходила цифра 350 миллиардов рублей за полный комплект «корабля с самолетами».
 
Перспективный авианосец нового облика будет иметь не атомную, а газотурбинную силовую установку, в состав которой войдут четыре турбинных модуля. Максимальный ход - до 25 узлов против 30-33 узлов у американских авианосцев, но и такой считается вполне достаточным для обеспечения взлетно-посадочных операций.
 
Любой современный авианосец получается весьма дорогим и крупным, что делает его уязвимым для противокорабельных ракет. К настоящему времени, достигнут значительный прогресс в деле разработки гиперзвуковых снарядов, примерами которых служат вышеупомянутый BrahMos PJ-10 и новейшая российская разработка «Циркон». Можно ли защититься от них? Ответ российской промышленности: «Да, можно». Для этого необходимо сформировать корабельное соединение с включением в него крейсеров и эсминцев противоракетного барьера, оснащенных морскими вариантами комплексов ПВО С-300/С-400/С-500. Кроме них, в состав охранения авианосной группы входят фрегаты с системами ПВО среднего радиуса действия по типу «Бук» или С-350 «Витязь». Последняя надежда – комплексы самообороны, устанавливаемые на всех вышеперечисленных классах, включая сам авианосец. А самое главное средство защиты ударного соединения – палубные истребители с новейшими радарами и ракетами «воздух-воздух», способными сбивать, в том числе, и ПКР.
 
Словом, речь идет о строительстве не только собственно авианосца, но и значительного числа кораблей сопровождения. Конечно, подобные программы – весьма затратные. Но следует помнить, что, кроме потребностей нашего собственного флота, таковые имеются у дружественных стран, включая Индию и Китай – давних и надежных партнеров по военно-техническому сотрудничеству.






 

Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer