Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Специальный репортаж

Farnborough 2016: накануне

10 июля 2016 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Провести мероприятия для прессы накануне открытия выставки – надежный, проверенный способ попасть на страницы печатных изданий, освещающие крупные международные салоны, к которым, безусловно, относится аэрокосмический салон в Фарнборо к югу от Лондона. В этом году этим воспользовались фирмы – бразильская Embraer, американская Boeing, российская Волга-Днепр и итальянская Leonardo.

Эти четыре компании провели мероприятия для СМИ в воскресенье 10 июля, за день до официального открытия салона, воспользовавшись соответствующими договоренностями с организаторами и тем фактом, что многие журналисты получают пропуска (media badges) на выставку непосредственно на месте проведения выставки – на Фарнборо таким местом традиционно является пропускной пункт «А» (Gate A).

Несколько слов о выставочной площадке. История Фарнборо во многом схожа с Жуковским – это сравнительно небольшой город, вокруг которого в довоенные времена стало создаваться то, что сегодня мы называем «авиационным кластером». Аэродром, расположенный рядом с одноименным населенным пунктом, долгое время использовался в качестве базы военно-воздушных сил, главным образом в качестве площадки для испытаний новых типов летательных аппаратов. Именно здесь были расположены гигантские аэродинамические трубы, в которых «продували» как масштабные модели, так и полномасштабные «изделия». В основном, местные специалисты работали с собственными разработками, но были и исключения. В частности, именно здесь английские летчики испытывали германские истребители, включая Bf.109E, на котором «с миссией мира» прилетел любимец фюрера Гесс, и Fw.190А, пилот которого, из-за навигационной ошибки, приземлился на аэродроме, расположенном «по другую сторону» пролива Ла-Манш.

В последние годы аэродром используется в качестве гражданского – здесь построен центр деловой авиации. Полеты бизнесджетов не прекращаются даже во время проведения авиасалонов – организаторы стараются по максимуму использовать «слоты» как в интересах демонстрационных полетов фирм-участниц, так и деловой авиации. Не забывают и об исторических самолетах – английская публика всегда с удовольствием наблюдает за полетами «Харрикейнов», «Спитфайров», «Ланкастеров» и прочих знаменитых боевых машин Второй Мировой. Когда, субботним днем, я подъезжал к аэродрому чтобы забрать свой media badge, над Фарнборо и окружающими деревушками кружил «Харрикейн», причем летчик держался на низкой высоте – сто-триста метров – чтобы жители, проводящие субботний день «отдыхая с семьей на воздухе», смогли в деталях рассмотреть крылатую машину разработки тридцатых годов прошлого века. Зная о любви британцев к своей истории и авиации, организаторы выставки весьма благосклонно относятся к любительским фондам и частным пилотам, за свой счет занимающихся реставрацией исторической техники и поддержания ее в состоянии летной годности.

И все же, при всей любви к исторической технике, нельзя сказать, что она занимает центральное место на Фарнборо. Внимание посетителей неизменно приковано к самым передовым разработкам последних лет. Среди новинок, представленных на нынешнем салоне – бразильские Embraer 190E2 и КС-390. Первый относится к большим региональным самолетам следующего поколения, второй – рамповый военно-транспортный. В попытке подогреть интерес к этим машинам, которые впервые представлены на нынешнем авиасалоне Фарнборо, пресс-служба бразильской фирмы пригласила журналистов на специальное мероприятие воскресным утром.

Идея состояла в том, чтобы глава фирмы (chief executing officer) и руководители трех главных подразделений – военной авиации, пассажирской и деловой – были готовы поговорить с журналистами о новых самолетах на статической площадке, где они выставляются на время проведения выставки. Событие запланировали на десять часов, но погода преподнесла «сюрприз» - легкий дождик вдруг превратился в настоящий ливень, исключающий «свободное общение с прессой» на открытой местности.

Однако английская погода славится свой переменчивостью. Стоило подождать минут пять-десять, и между тучами появился проблеск света. Чем оперативно воспользовались руководители бразильской фирмы, совершив молниеносный «марш-бросок» от шале приемов к статической площадке. У самолетов они провели лишь несколько минут, которых едва хватило для представителей прессы, чтобы сделать несколько снимков и задать пару вопросов.

Погода вновь испортилась, и пресс-секретарь фирмы волевым методом завершил мероприятие, настоятельно предложив журналистам посетить большую пресс-конференцию Embraer, намеченную на следующий день – понедельник. В отличие от воскресного мероприятия, она будет проходить в закрытом помещении, так что естественные осадки «больше не будут нам помехой». Представителей прессы ждало еще одно разочарование – бразильцы категорически отказались пустить их внутрь прототипов E2 и КС390, объяснив отказ «экспериментальным характером» конкретных «бортов», представленных на Фарнборо.  На сим руководители Embraer поспешили скрыться от раздосадованной прессы в уютном шале приемов (куда нас не пустили), а журналисты – покинуть залитую водой статическую площадку, отправившись в медиа-шале фирмы Boeing.

Ввиду плохой погоды, американские «товарищи» сначала предложили промокнувшей пишущей братии попить кофе вместе с летчиками-испытателями и старшим менеджеров программы 737MAX. В непринужденной обстановке журналистам рассказали о ходе программы (к настоящему моменты выполнено порядка 800 полетов) и о конкретной машине, представленной на выставке. Ей оказался четвертый по счету летный прототип, который оснащен пассажирской кабиной Sky Interior. Правда, несколько рядов кресел в хвостовой части салона демонтированы, и на их месте расположена контрольно-проверочная аппаратура.

Не прошло и получаса как верная себе английская погода снова из «нерабочей» стала вполне благоприятной. Из шале приемов нас провели на самолет. От хорошо знакомого варианта NG, новейший MAX отличается законцовками крыла весьма экзотической формы (одна поверхность направлена вверх, другая - вниз), заменой двигателей CFM.56 на гораздо более современные и экономичные LEAP, а также установкой новой кабины летчиков. Интерьер пассажирской кабины выполнен в стиле Sky Interior, что уже несколько лет устанавливается на вновь выпущенные серийные 737NG.

В ходе показа самолета руководитель программы и летчики-испытатели подробно ответили на все вопросы. У них нашлось время и на эксклюзивные интервью для нашего издания. Отметим, что пресс-служба американской компании положительно откликнулась на нашу просьбу показать нам самолет еще до официального открытия салона, за что мы ей очень благодарны. Подчеркнем, что среди российских журналистов возможность осмотреть 737MAX накануне выставки представилась лишь автору этих строк и фотографу Леониду Файербергу, представляющему журнал «Авиатранспортное обозрение».

Благодаря содействию пресс-службы фирмы Boeing, мне также удалось побывать на еще одном воскресном мероприятии для ограниченного круга журналистов, которая проходила на удаленной площадке аэродрома (у Входа «F» - Gate F), известной как «Грузовая деревня» (Cargo Village). Здесь представлены два уникальных самолета – Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр» и Boeing 747-8F недавно образованной британской авиакомпании CargoLigisticAir (CLA).

Самолеты обладают близкими размерами и характеристиками, но не являются конкурентами. Наоборот, они как бы дополняют друг друга при работе на глобальном рынке услуг по перевозке тяжелых и крупногабаритных грузов воздушным транспортом. Причина – в том, что «Руслан» представляет собой специально спроектированный грузовой самолет с большой хвостовой рампой, а 747-8F – модификацию пассажирской машины с «обычной» хвостовой частью. Общего у этих машин – то, что грузы можно погрузить внутрь огромной кабины – носовая часть фюзеляжа самолета выполнена поворотной. На аэродроме ее поднимают вверх, открывая доступ к грузовому пространству кабины для погрузочно-разгрузочных операций. Колесная и гусеничная техника может «заехать» в «Руслан» на своем ходу, а для погрузки ее внутрь «боинга» используются специальные подъемные механизмы, которые относятся к категории специального аэродромного оборудования.

По согласованию с устроителями салона, авиакомпаниями и фирмой Boeing, в ходе выставки для специалистов и СМИ будет выполнена специальная демонстрационная программа, показывающая возможности летательных аппаратов упомянутых выше марок. Так, будет показана погрузка в «Руслан» и выгрузка различных специальных грузов, включая модуль Marshal Expendable Shelter и Bloodhound Supersonic Car. Как нам пояснили сотрудники фирмы Marshal, «Expandable Shelter» представляет собой специальный контейнер, который, при необходимости, доставляется из места хранения в Великобритании к местам, где произошло некой чрезвычайное происшествие, например – природная или техногенная катастрофа.

Контейнер может быть выполнен в виде медицинского модуля – подобные грузы доставляются на ближайший к месту ЧП аэродром, где разворачивается временный госпиталь. Таким образом, при помощи рамповых самолетов типа «Руслан» и Ил-76, имеется возможность оказать своевременную медицинскую помощь нуждающемуся в ней населению пострадавших районов. Подобные операции проводятся под эгидой ООН и других международных организаций в рамках Humanitarian Aid and Peacekeeping Operations. Кроме того, в один из дней в «Руслан» будет загружен макет двигателя GE90, который применяется на самолетах типа Boeing 777.

А самым интересным из грузов, которые будут «туда-сюда» в режиме демонстрации перемещаться с земли внутрь самолетов и обратно, станет макет и, собственно, сама гоночная машина Bloodhound Supersonic Car. Создатели ее надеются на установление нового мирового рекорда скорости среди автомобилей, для чего они планируют разогнать свою машину-снаряд до скорости 1000 миль в час. Отметим, что заявленная скорость движения по земле превышает скорость, которую развивают в небе «Руслан» и Boeing 747-8F.

Заключительным мероприятием для прессы на аэродроме Фарнборо 10 июля стала пресс-конференция итальянской фирмы Leonardo-Finmeccanica. Она была посвящена новому варианту самолета Aermacchi М-346, с суффиксом FT – сокращение от Fighter Trainer. Базовая машина создавалась как «западная версия» российского учебно-боевого Як-130. Напомним, что в тяжелые девяностые годы ОКБ им. А.С. Яковлева договорилось с итальянскими коллегами о совместных испытаниях опытного Як-130Д с целью довести созданную в России экспериментальную машину «до ума», используя высокие западные технологии. В частности, тогда у ОКБ не было хорошего тестового оборудования, которым обладала Aermacchi.

Поработав вместе несколько лет, партнеры расстались, и каждый продолжал развитие темы самостоятельно. На базе полученных из России чертежей, итальянцы создали собственный самолет, как две капли воды похожий на Як-130. Правда, М-346 оснащен американскими двигателями и иным комплектом бортовых систем. Российский вариант самолета состоит на вооружении ВКС России, ВВС Алжира, Беларуси и Бангладеш, а М-346 в количестве 68 единиц заказан ВВС Италии (18), Сингапура (12), Израиля (30) и Польши (8). Среди потенциальных заказчиков у итальянцев фигурируют США, Тайвань и ОАЭ.

Серийный вариант М-346 представляет собой невооруженный учебный самолет, предназначенный для основной и повышенной подготовки военных летчиков (порой его обозначают AJT – сокращение от Advanced Jet Trainer). В частности, тех, кто затем будет служить в частях, вооруженных многоцелевыми истребителями Eurofighter EF-2000 Typhoon, которые имеются на вооружении нескольких стран, в том числе Италии и Великобритании.

Новый вариант FT – это вооруженный вариант, способный нести как неуправляемые боеприпасы (свободно падающие бомбы МК.82, блоки неуправляемых ракет) так и управляемые (корректируемые бомбы семейства Paveway II и ракеты класса воздух-воздух SRAAM). Для целеуказания «умным бомбам» используется специальный подвесной контейнер. Он располагается на центральном узле навески под фюзеляжем. На выставке представлен прототип M-346FT со следующим вариантом вооружения. На центральном узле – указанный ваше контейнер, на двух в корневой части крыла – по бомбе GBU-12, и еще на двух в средней части крыла – ракеты SRAAM. В будущем вместо GBU-12 могут использоваться более продвинутые GBU-49 (того же семейства Paveway II, но с иной системой наведения), GBU-38 (JDAM) и Lizard.

Для выдачи целеуказания управляемым ракетам итальянцы планируют использовать нашлемный прицел летчика, который, по их утверждению, уже интегрирован в состав систем серийных М-346 (AJT). Кроме SRAAM и его аналогов (AIM-9 Sidewinder и т.п.), для уничтожения воздушных целей может использоваться подвесной пушечный контейнер с 30-мм выстрелами. Самооборона будет обеспечена системой выпуска тепловых ловушек и дипольных отражателей, а также системой РЭБ, тип которой пока не определен.

Итальянцы планируют завершить работы по созданию М-346FT в течение следующей пары лет. Руководство фирмы приняло решение на финансирование работ накануне выставки в Фарнборо. Отметим, что изначально М-346 проектировался как чисто учебный самолет, в чем состояло его существенное отличие от Як-130, который сразу заказывался как учебно-боевой. Наша машина может применять широкий спектр боеприпасов, включая ракеты «воздух-воздух» типа Р-73 и корректируемые авиабомбы специально разработанного для УБС калибра 250 кг (вместо 500 и 1500 кг, которыми давно оснащаются истребители-бомбардировщики и фронтовые бомбардировщики ВКС России).

Отметим, что в линейке учебных реактивных самолетов фирмы Aermacchi модели 346 предшествовала 339-я. Когда в 1982 году разразилась война за Фолклендские (Мальвинские) острова, ВВС Аргентины использовали несколько самолетов МВ.339 с аэродрома Порта-Стэнли. Экипаж одного из таких самолетов первым обнаружил высадку британского морского десанта и атаковал фрегат Королевского военно-морского флота, обстреляв его неуправляемыми ракетами и 30-мм снарядами. Из-за низкой точности прицельной системы МВ.339А в цель попала всего одна ракета и пара снарядов, и фрегат сохранил боеспособность. Если бы в аналогичной ситуации использовался М-346FT (или Як-130) с его высокоточными прицельными комплексами, корабль был бы потоплен. На осознании этого пресс-конференция и завершилась. Итальянские фирмачи остались довольны проведенным мероприятием, а английские журналисты приуныли. «Лучше бы мы провели воскресный вечер в семейном кругу», - заметил один из них.

Коллеги из других стран были настроены более позитивно. Дело в том, что прототип M-346FT будет представлен на выставке только в понедельник и вторник, а затем совершит перелет в Италию для продолжения испытаний по намеченной программе. В плотном графике пресс-конференций найти время для подробного знакомства с подобной техникой весьма проблематично, - отметили они. В одной из наших последующих публикациях мы обязательно вернемся к теме М-346FT и Як-130 коль скоро эти две модели представляют самые современные машины нового поколения учебно-боевых самолетов.


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer