Акционерное общество «Концерн Радиоэлектронные технологии» Государственной корпорации «Ростех» - интегрированный холдинг, в состав которого входит 76 предприятий, расположенных по всей стране, от Санкт-Петербурга до Владивостока. Среди них 22 научно-исследовательских института и 35 серийных заводов. Численность сотрудников - 49250 человек. Концерн специализируется на разработке и производстве бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), государственного опознавания и измерительной аппаратуры.
По итогам прошлого года, суммарный объем выручки всех предприятий вырос до 120 миллиардов рублей, что на 14 млрд. больше, чем в 2014-м. Чистая прибыль составила 10,1 млрд. рублей, - на 20% выше показателя предыдущего года. Средняя заработная плата по всем предприятиям составил порядка 41 тысячи рублей.
Государственный оборонный заказ в объеме 89 млрд. рублей (+51% к предыдущему году) выполнен полностью, по многим позициям – с опережением сроков, оговоренных соответствующими контрактами. В частности, войска получили новейшие комплексы радиотехнической разведки «Москва-1», несколько вертолетных комплексов РЭБ «Рычаг-АВ» и семейства «Красуха». Продолжаются серийные поставки таких современных бортовых систем защиты как «Хибины», «Витебск» и др. В общем объеме поставок БРЭО Вооруженным Силам Российской Федерации, доля Концерна составляет порядка 56%, РЭБ – до 75%, по системам государственного опознавания - 93%.
Ряд перспективных систем прошел проверку в условиях реальных боевых действий. «Наши изделия успешно апробировались в Сирии, продемонстрировав высокую боевую готовность и тактико-технические характеристики, - сказал нам первый заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Георгиевич Насенков».
Работа Воздушно-Космических Сил России находилась под пристальным вниманием мирового сообщества. «Любые боевые действия, в том числе локального характера, где имеют место факты применения новейших комплексов отечественного производства, производят эффект на страны-покупатели российского оружия, - продолжает Насенков. - В течение последних двух лет наблюдается значительное повышение спроса на продукцию Концерна, в частности на системы РЭБ воздушного и наземного базирования. После операций, подобных тем, что ВКС России проводили в Сирии, интерес к подобным системам на мировом рынке возрастает кратно».
Среди покупателей новейших российских систем – Арабская Республика Египет. В частности, по словам Игоря Георгиевича, поставки в эту страну систем «Президент-С» начнутся в апреле-мае текущего года.
Рост зарубежных поставок будет идти параллельно с увеличением объема ГОЗ. В наступившем году он составит не менее 102 млрд. рублей. Расширение выпуска продукции КРЭТ обеспечивается крупными инвестициями в обновление производственной базы. В рамках программы технического перевооружения предприятий концерна, главным образом по линии ФЦП «Развитие оборонно-промышленного-комплекса» и другим, в прошлом году проведено более 40 мероприятий на общую цифру более 7 млрд. рублей.
СТ21-1: конструкция и назначение
Высокий научный, инженерный и производственный потенциал КРЭТ востребован и в гражданской сфере. Десятки предприятий концерна активно участвуют в программах по пассажирским самолетам. В частности, усилиями специалистов ПАО «Техприбор» создан стенд топливной системы самолета МС-21. Официальное название: стенд топливный СТ21-1.
Годовой отчет КРЭТ содержит следующую информацию о ПАО «Техприбор»: «Предприятие образовано в 1942 году в городе Казани, получило статус Союзного завода и все военные годы обеспечивало самолетостроительные заводы топливомерами, масломерами и электробомбосбрасывателями. В 1946 году завод был переведен из Казани в Ленинград на территорию бывшего Корпусного аэродрома, в мастерских которого работал до 1916 года авиаконструктор И.И. Сикорский. Сегодня ПАО «Техприбор» занимается разработкой, производством, сертификацией и сопровождением в эксплуатации бортовой авионики. «Техприбор» поставляет свою аппаратуру на практически все самолеты и вертолеты, выпускаемые в России и странах СНГ».
Первое впечатление от увиденного: СТ21-1 представляет поворотную платформу, имитирующую наклон самолета по тангажу, с установленными на ней полунатурными имитаторами топливных баков, содержащими в себе агрегаты и трубопроводы топливной системы. Стендовых баков два - основной и дополнительный, они выполнены из алюминиевого сплава. На них нанесена различная маркировка, в том числе – значения «сухой» массы и координаты «центров тяжести» (признак того что баки сделаны на авиационном производстве). Большой бак весит 2067,5 кг, а тот, что поменьше - 251 кг. Цифры соответствуют массам пустого бака (объект испытаний с установленными внутри агрегатами и трубопроводами).
Простыми словами необходимость подобного рода испытательных стендов можно объяснить следующим образом. С их помощью осуществляется перенос части общего объема летных испытаний и отработок на землю, что значительно сокращает время лётных испытаний и снижает затраты на их проведение. Как известно, в наземных условиях отрабатывать взаимодействие систем и агрегатов летательных аппаратов гораздо проще и эффективнее.
Баки – полунатурные, как бы одной (левой) консоли крыла. На самом деле, самолет (в общем случае) представляет собой симметричное изделие. Правая и левая консоли крыла - симметричны относительно вертикальной плоскости, проходящей через строительную ось фюзеляжа. Однако там, где на стенде можно убрать дублирование и материалоемкость, так сказать «сделать полунатурность», без ущерба для достоверности результатов испытаний, конструкторы так и поступают. В нашем случае размах крыла реального самолета примерно в 1,5-2 раза больше, чем смоделировано на стенде.
Замечание по конструкции: большое внимание уделяется расходному отсеку основного бака, где установлены центробежные электронасосы, которые качают топливо на вход в двигатель. Расходный отсек имитируется очень точно. В остальных местах допустима известная степень конструктивной импровизации с целью простоты изготовления и снижения стоимости.
Назначение данного стенда следующее: испытание топливной системы с использованием натурных агрегатов топливных систем самолета и двигателя, полной имитацией геометрических параметров системы (длины, диаметров и конфигурации трубопроводов) и частичной имитацией топливных баков (количества, конфигурации и относительного расположения баков и отсеков). А также проведение стендовых испытаний топливных систем по программам замещения импорта.
Цели и график создания
«Техприбор» приступил к опытно-конструкторским работам по созданию комплекса полунатурного стенда топливной системы перспективного пассажирского лайнера в 2012 году. Ближе к концу года дирекция по закупкам ОАО «ОАК» направила запрос на разработку единого подобного стенда применительно к программам МС-21 и Sukhoi Superjet New Generation (SSJ-NG). Однако в процессе согласования и конкурсных процедур Техническое задание было сформировано в сентябре 2013 года, и подписано между заказчиком - Корпорацией «Иркут» и исполнителем – ОАО «Техприбор» - в декабре 2013 года.
Проектирование конструкции стенда, приобретение комплектующих изделий, изготовление стенда и монтаж оборудования выполнены в конце 2015 года. К настоящему моменту завершена реконструкция здания испытательного комплекса топливных систем в ПАО «Техприбор», заканчивается сборка технологических систем стенда, идет оформление разрешительной документации для работ с топливом на данном объекте. Заметим: любой промышленный объект, где используется топливо, должен соответствовать требованиям промышленной безопасности, включая его соответствующую инженерную подготовку.
Пусконаладочные работы систем стенда, калибровка его измерительной системы подходят к концу. Аттестацию стенда СТ21-1, в том числе метрологическую, планируется завершить во втором квартале текущего года, после чего можно будет приступать к проведению испытаний. Предположительно, они начнутся в мае.
Среди целей создания стенда приводятся такие: проверка и демонстрация функционирования топливной системы в ожидаемых условиях эксплуатации (штатные и отказные режимы работы); получение рабочих характеристик топливной системы во всех режимах; проведение стендовых испытаний для представления отчетов в Методический совет и обеспечение первого вылета; сокращение объема наземных и летных испытаний топливной системы на самолете; проведение стендовых сертификационных испытаний топливной системы и предоставления отчетов для сертификации российскими и европейскими авиационными властями.
Топливная система самолета МС-21: сертификационный базис
Сертификационный базис самолета МС-21 на основании документа АП-25 требует обеспечения подачи топлива с расходом и давлением для нормальной работы маршевой и вспомогательной силовых установок самолета во всех условиях эксплуатации. А также предотвращения попадания в систему воздуха, приводящего к срыву пламени в камере сгорания двигателя.
Нормальная работа топливной системы во всех условиях эксплуатации должна быть продемонстрирована испытаниями, которые будут признаны необходимыми компетентным органом. Испытания должны выполняться на испытательном стенде, воспроизводящем рабочие характеристики топливной системы. Подача топлива в двигатели должна вестись с расчетом, чтобы на 100% обеспечить потребный расход для каждого режима эксплуатации воздушного судна. При этом демонстрируются требуемые показатели давления и температуры топлива, подаваемого на вход двигателя.
Кроме того, выполняются проверки на минимальное количество требуемого топлива с учетом невырабатываемого остатка и запаса на проведение испытаний, функционирования основных и резервных насосов во всех режимах эксплуатации, свободного прохождения топлива в режиме самотека. Проверяется функционирование системы в жарких климатических условиях, с температурой топлива не менее 45 градусов Цельсия в линиях подачи к силовой установке, отсутствие паровоздушных «пробок» в трубопроводах, отсутствие чрезмерного парообразования топлива.
Уникальность, особенности и преимущества
Для безопасного полета любого самолета одно из самых главных условий – надёжная работа двигателей. А для этого, кроме прочего, необходимо обеспечить бесперебойную подачу топлива в нужных количествах, с заданным давлением и температурами во всех эксплуатационных режимах. В том числе и при эволюциях самолета в пространстве, сопровождающихся изменением углов крена и тангажа.
Важное место при испытаниях самолетных топливных систем отводится исследованию и анализу различных ситуаций отказов. В частности, проверяется режим «самотека» топлива (случай остановки одного или всех подкачивающих насосов). Физически, «самотек» возможен далеко не на всех высотах полета. Так, на определенных высотах «самотек» топлива может быть невозможен из-за параметров давления и конфигурации топливной системы. Летчикам, в таких случаях, приходится выполнять снижение до высоты 4000 метров и ниже.
Уникальность стенда, построенного специалистами ПАО «Техприбор», определяется следующими обстоятельствами. Силами отечественной авиационной промышленности стенды аналогичного назначения не создавались на протяжении четверти века – с конца восьмидесятых годов. За это время научно-технический прогресс ушел далеко вперед, в том числе и области стендового моделирования. Что, по утверждению принимавшей нас стороны, нашло выражение в существенных преимуществах конструкции стенда СТ21-1 по сравнению с ранее созданными образцами.
Во-первых, стенд «Техприбора» выделяется размерами поворотной платформы – ее длина превышает 9 метров, ширина – почти четыре с половиной, высота с установленными баками (при максимальных положительных углах тангажа) – около 4 метров. Грузоподъемность поворотной платформы до 15 тонн, диапазон углов поворота – до 30 градусов. Когда мы осматривали стенд, платформа была наклонена на угол порядка десяти градусов для имитации режима взлета.
Во-вторых, высокая точность измерения и большое число контрольных точек параметров топливной системы. Погрешность измерения давления и температуры топлива обеспечивается на уровне плюс-минус полпроцента, расхода топлива – пятая часть процента. Система измерения и регистрации параметров стенда (СИРП) построена на базе измерительных модулей отечественной разработки НПП «МЕРА» (г. Мытищи). Количество измерительных каналов параметров расхода, уровня, давления, температуры, плотности топлива - свыше сорока для каждого из параметров. Кроме того, с высокой точностью определяются угловое положение платформы, частота вращения привода насосов и ряд электрических параметров агрегатов топливной системы.
В-третьих, испытания могут проводиться как на традиционных видах авиационных топлив (авиационный керосин ТС-1, РТ, JET A-1), так и на различных видах биотоплива. Емкость хранилища топлива 10 кубических метров. При испытаниях используется от 280 до 6000 кг топлива в зависимости от программы испытаний. Температура нагрева топлива – до 60 градусов Цельсия (что превышает требования 45 градусов в сертификационном базисе в связи с более высокими фактическими температурами нагрева кессона крыла при наземной стоянке самолета в жарком климате). Расход топлива – до 4200 кг/час для линии маршевой силовой установки (МСУ) и 220 кг/час для вспомогательной (ВСУ).
К сухим сводкам специалисты «Техприбора» на словах добавили: «Наш стенд уникален тем, что здесь комплексно исследуются все параметры, определяющие подачу топлива в двигатель. Центробежный насос двигателя соединен с электроприводом, имитирующим привод от редуктора авиадвигателя. Изгибы всех топливных магистралей моделируют трубопроводы на реальном самолете. Соответственно, можно моделировать и измерять все значения давлений и температур, а также расход топлива в этих трубопроводах. Можно измерять и анализировать степень газосодержания топлива, в том числе, и пузыри паровоздушной смеси, которые могут представлять некоторую опасность, как для функционирования двигателя, так и подкачивающих насосов (вызывать режимы кавитации). Известно, что, каждый новый самолет, который впервые поднимается в воздух (то есть представляет вновь разработанную модель) требует, прежде всего, заключения о безопасности для первого вылета. Поскольку новый самолет еще не летал, остро стоит проблема обеспечения безопасности первого испытательного полета. Наш стенд входит в перечень испытательных стендов, обеспечивающих первый вылет».
Первый вылет МС-21 запланирован на вторую половину 2016 года. Соответственно, основная часть программы испытаний топливной системы в ПАО «Техприбор» совместно с заказчиком – Корпорацией «Иркут» - будет пройдена этим летом.
Сравнение с зарубежными аналогами
Следует отметить целый ряд преимуществ стенда ПАО «Техприбор» в сравнении с аналогичным стендом фирмы Zodiac Aerotechnics, созданным по программе Sukhoi Superjet 100. Поворотная платформа, имитирующая углы тангажа, в нашем случае приводится в действие электрогидравлическим приводом. Он позволяет осуществлять поворот платформы дистанционно на заданные углы. А иностранный образец имеет центральную ось качения; поворот платформы осуществляется вручную при помощи ходовых винтов. Дополнительный стендовый бак (имитация законцовки крыла с дренажным отеком) перемещается по вертикали относительного основного бака электроприводом на различные уровни, тогда как у Zodiac он жестко закреплен.
Трубопровод между стендовым баком и агрегатом ДЦН (входом двигателя) в части конфигурации, длины и диаметров в нашем случае имеет полную имитацию самолетного, а на иностранном стенде – частичную (только диаметр трубопровода). Имитация входа двигателя при помощи агрегата ДЦН с электроприводом у «Техприбора» сделана на поворотной платформе (все перемещается совместно со стендовыми баками), тогда как у Zodiac он установлен стационарно, отдельно от стендовых баков. При всем при этом стоимость создания отечественного стенда оказалась в три раза меньше!
Кроме того, «Техприбор» больше позаботился о безопасности специалистов во время проведения испытаний с топливом. В частности, испытатели и системы управления стенда находятся в отдельных помещениях от топливных баков и объекта испытаний. Управление ведется из специальной пультовой комнаты. При необходимости, операторы могут дистанционно включать, либо отключать, отдельные агрегаты. Кроме объекта испытаний, в испытательном комплексе топливных систем установлен и ряд вспомогательных систем, обеспечивающих испытания. В данном комплексе все они - современные, автоматизированные, спроектированы и построены в соответствии с современными требованиями, в том числе и по эргономике. В результате, существенно улучшились условия труда специалистов, проводящих испытания.
Вместе с тем, стенд получился достаточно сложный, с дюжиной различных автономных систем, которые помогают имитировать различные условия полета. Например, важно воспроизвести разрежение атмосферного воздуха, которое происходит при наборе высоты. Кроме того, идет интенсивное газообразование и выделение пузырьков воздуха в топливе (по типу, как в бутылке шампанского – когда самолет взлетает, топливо «вскипает»). Естественно, в подобных режимах насосы и агрегаты работают нестабильно, именно поэтому все эти режимы необходимо исследовать в наземных условиях, не подвергая риску летчиков-испытателей и дорогостоящую технику. Кроме того, важно, что на данном стенде можно на протяжении всего жизненного цикла самолета проводить испытания различных агрегатов на разных режимах полета по программам модернизации.
Политика замещения импорта
При визуальном осмотре стенда мы обнаружили компоненты иностранного происхождения. В частности, на датчиках и другой измерительной аппаратуре стоят шильдики фирмы Krohne. Однако специалисты ПАО «Техприбор» пояснили, что все датчики произведены в России, в том числе и уровнемеры баков Krohne, и расходомеры струйных насосов Krohne, производство которых локализовано в Самарской области.
И испытываемая топливная система самолета изобилует импортными агрегатами. Среди аппаратуры французского происхождения – продукция фирм, входящих в состав группы компаний Zodiac Aerospace. Так, на стенде СТ21-1 установлены импортные центробежные электронасосы, электронасос постоянного тока, различные электрокраны и клапаны. Подчеркнем, что эти и другие агрегаты уставлены на стенде в соответствии с начальной конфигурацией самолета МС-21.
Правительством РФ объявлена и неуклонно проводится политика замещения импорта. Из этого следует, что, со временем, французские, немецкие и американские агрегаты необходимо заменить на отечественные. Не секрет, что для российских государственных структур при приобретении авиатехники, сегодня на первое место выходит требование отечественной комплектации. Особенно актуально это требование со стороны силовых ведомств.
Большое число иностранных компонентов в составе топливной системы объясняется особенностями планирования использования стенда для формирования научно-технического задела в области проектирования топливных систем, полученного при его создании. Сегодняшний облик стенда СТ21-1 соответствует планам по началу летных испытаниях самолета МС-21 в базовой комплектации с двигателями Pratt&Whitney PW1400G (как мы знаем, отечественный двигатель ПД-14 будет готов на несколько лет позже).
В свою очередь, планы использования стенда СТ21-1 такие. Сначала (май-июнь 2016 года) будут проведены испытания топливной системы с комплектацией фирмы Zodiac Aerotechnics в объеме, достаточном для обеспечения первого вылета прототипа самолета МС-21 в варианте с американскими двигателями. Следующим шагом (сентябрь 2016 – сентябрь 2017 года) идут сертификационные испытания топливной системы с иностранной комплектацией. Третий этап – испытания топливной системы с комплектацией по программе замещения импорта, локализации агрегатов. Речь идет о самолете с условным обозначением МС-21.RU оснащенным двигателями ПД-14 (разработки пермского КБ «Авиадвигатель»), отечественным комплексом БРЭО (разработка КРЭТ) и общесамолетными системами российской комплектации.
Завершающий этап - испытания топливной системы для сертификации European Aviation Safety Agency (EASA), которая планируется на 2018 год применительно к самолету с американскими моторами. Об аналогичной работе применительно к варианту ПД-14 пока ничего не сообщается. Однако, как нам прокомментировали специалисты ПАО «Техприбор»: стенд имеет достаточно гибкую конфигурацию и позволяет перемещать раму электропривода с заменого агрегата ДЦН в соответствии с конфигурацией трубопровода определенного двигателя с минимальными временными затратами. Если так, то работы по двум двигателям возможно будет чередовать путем переконфигураций стенда.
Также, как полагают специалисты ПАО «Техприбор», после завершения всех работ по теме МС-21, объект может быть предложен для использования в интересах других авиационных программ, таких как Ил-112В и Ил-214.
«Мы претендуем на разработку всей топливной системы»
Традиционно, «Техприбор» специализировался на разработке аппаратуры топливных измерений. Сегодня предприятие берется и за другие сегменты по тематике топливной системы. Пока - путем выполнения неких «пакетов работ» по контрактам с самолетостроительными компаниями, включая «Иркут». По мере расширения области компетенции, в будущем возможно развитие условий, при которых «Техприбор», вместе с другими предприятиями КРЭТ, получит контракт на разработку и производство всей топливной системы самолета, включая топливоизмерение, управление топливом, комплектацию агрегатами, проведением испытаний и так далее.
Стенд, созданный в рамках программы МС-21, и аналогичные ему, могут, в принципе, использоваться «Техприбором» для апробирования собственных систем автоматики и управления топливом, а также систем измерения. «Мы можем сделать «более комплексный» стенд, чем этот. Понимаем, куда двигаться дальше в плане развития наших компетенций», - говорят специалисты предприятия.
Возможно, следующим шагом станет верификация программного обеспечения в интересах ПАО «Корпорация «Иркут» на базе результатов испытаний, которые будут проведены на стенде СТ21-1. Также, возможности стенда позволяют проводить работы по интеграции системы нейтрального газа с топливной системой. «Раз есть зеркало топлива, значит, мы потенциально можем проверять систему нейтрального газа, которая сейчас является неотъемлемой частью любого коммерческого авиалайнера. Она позволяет снизить концентрацию кислорода в надтопливном пространстве баков, уменьшить взрывоопасность и баков, и самолета в целом. На современных летательных аппаратах широко применяются системы нейтрального газа, содержащие газогенераторы азота. Газогенератор включается в полете, по специальным трубопроводам под небольшим давлением азот подается в надтопливное пространство баков и замещает кислород воздуха».
Важно понимать, что современный магистральный лайнер создается усилиями многих тысяч специалистов. С точки зрения конструктора, он разбит на десятки функциональных схем. Выше мы говорили о компетенции «Техприбора» в области топливной системы. Причем той ее части, что является принадлежностью не авиационного двигателя, а относится к общесамолетным системам (по сути, речь идет о системе низкого давления, которая подает топливо на вход двигателя).
Возвращаясь к стенду СТ21-1, отметим: в нынешнем облике он предназначен исключительно для отработки гидравлических характеристик и оценки функционирования агрегатов. Словом, его возможности далеко «не перекрывают» все те компетенции, которые накоплены ПАО «Техприбор» по топливным системам летательных аппаратов. В частности, предприятие занимается созданием систем центровки, оснащенных соответствующей автоматикой (а она на данном стенде не отрабатывается).
Центровка - очень важный момент, поскольку самолет – объект весьма динамичный, а в ряде полетных ситуаций еще и неустойчивый. При отказе двигателя для стабилизации пространственного положения ему может потребоваться перекачка топлива из одной группы баков в другие. Эта функция часто возлагается на автоматику.
Пару слов про датчики, используемые в топливной системе летательного аппарата. По большому счету, они двух типов, для измерения мгновенного расхода топлива и измерения запаса топлива. Как правило, расход измеряется при помощи турбинки (диска с профилированными лопатками) установленной в корпусе расходомера. В свою очередь существуют емкостные топливомеры, которые измеряют уровни топлива в различных точках бака. Положение «зеркала» топлива по показаниям уровнемеров рассчитывается для всех положений самолета, и заносится в память вычислителя системы управления и измерения топлива (СУИТ). Вычислитель СУИТ рассчитывает остаток топлива в полете по текущим показаниям датчиков. В каждом конкретном случае остаток топлива в отдельном баке может однозначно определяться по положению зеркала топлива в нем. Емкостной топливомер использует принцип изменения ёмкости датчика вследствие различной диэлектрической проницаемости керосина и воздуха между трубами.
Серийная продукция
Кроме стенда СТ21-1 нам показали цеха ПАО «Техприбор», где выполняется механическая обработка деталей из различных конструкционных материалов (титана, алюминия, нержавеющей стали и медных сплавов). Здесь изготавливают детали расходомеров, топливомеров, других датчиков и компонентов топливной системы самолета. В одном цехе – пять станков, в том числа пара пяти-координатных. Они обрабатывают корпусные детали и турбинки расходомерных датчиков и других приборов.
Соседний цех оснащен восьми-координатными фрезерно-токарными обрабатывающими центрами. Они используются для массового производства различных корпусов, блисков (bladed disks) и других деталей, необходимых для механических компонентов топливной системы самолета. Все станки установлены в специально подготовленных местах на независимых фундаментах с тем, чтобы исключить влияние температуры наружного воздуха и других факторов на точность изготовления деталей. А точность достигается порядка нескольких микрон.
График работы цехов высокопроизводительного оборудования – две смены. Словом, дорогостоящие станки используются утром, днем и вечером. Это – большое достижения для отечественной промышленности, где привыкли к менее интенсивным графикам. Беда в том, что многомиллионные обрабатывающие центры не окупаются при «прохладно-комфортном» режиме работы. Автору настоящей статьи довелось побывать на нескольких авиазаводах «дикого Запада». Там подобное оборудование работает в три смены, выключаясь на пару-тройку ночных часов для профилактического обслуживания и решения логистических задач.
Традиционно, ПАО «Техприбор» делал только датчики и блоки для топливной системы – измерительные, автоматики. Сейчас, опираясь на действующие контракты и растущие компетенции, предприятие изучает вопросы организации разработки и производства различных компонентов топливной системы. Они вполне могут найти применение на серийных авиалайнерах Sukhoi Superjet 100 и МС-21, заменив ранее выбранные конструкторами комплектующие иностранного происхождения.
«Мы получили предложения по замещению импорта на этих типах воздушных судов. Речь идет о топливоизмерительных и топливных системах. Подготовили и направили конкретные предложения, готовы участвовать в тендерах, которые проводятся закупочными организациями авиастроительных корпораций», - сказали наши собеседники.
Фактически на сегодняшний день единого общепризнанного интегратора по тематике топливной системы в России пока нет (анализ и причины этого явления заслуживают отдельного обзора). Он может появиться, если усилия в данной области грамотно объединят и используют опыт и потенциал предприятий КРЭТ, «Технодинамика» и других холдингов, интегрированные в состав Государственной корпорации «Ростех». В случае восстановления массового производства гражданской авиационной техники в нашей стране работа найдется всем.
О программе МС-21 мы рассказывали в материалах МС-21 - статус программы, и Черное крыло для МС-21.