Своевременное создание эффективной системы подготовки авиационного персонала - одна из ключевых задач программы создания нового самолета. Она очень сложна, и потому разработка системы была начата на ранней стадии программы. Создатели системы изначально понимали, как важно привлечь к работе будущих эксплуатантов самолета. Поэтому ещё в 2012 г. Корпорация «Иркут» и компания «Аэрофлот – российские авиалинии» заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого ведется разработка всего комплекса технических средств обучения и учебных программ для подготовки авиационного персонала по программе МС-21.
Базовая составляющая системы подготовки – комплекс технических средств обучения (ТСО), который создается на основе передового отечественного и международного опыта и в соответствии с требованиями международных нормативных документов (ICAO, IATA, EASA). По заказу Корпорации «Иркут» разработку комплекса ТСО ведет компания «НПФ Системы Комплексных Тренажеров». Это опытный разработчик подобных систем, который с 1992 г. создавал тренажеры для таких самолетов, как: Ту-204, Ил-96, Ан-124, Ан-148 и др.
В состав комплекса входят ТСО, обеспечивающие полный цикл обучения всех категорий авиационного персонала: летчики, кабинный экипаж (бортпроводники) и инженерно-технический персонал. Всего в линейке технических средств обучения - 13 наименований. Головные образцы ТСО по программе МС-21 разворачиваются в тренажерном комплексе Департамента подготовки авиационного персонала компании «Аэрофлот – российские авиалинии». Здесь планируется установить все элементы комплекса ТСО самолетов семейства МС-21 и организовать обучение экипажей за 6 месяцев до ввода лайнеров в эксплуатацию.
Самое дорогостоящее и технически сложное средство подготовки пилотов – комплексный тренажер. Он позволяет отрабатывать действия пилотов в условиях максимально приближенным к реальным, благодаря установке кабины экипажа на динамический стенд. Тренажер позволяет отрабатывать пилотирование, самолетовождение, эксплуатацию бортовых систем и оборудования, коммуникацию и взаимодействие между членами экипажа и наземными службами. Все задачи могут отрабатываться в условиях отказов, неисправностей и особых случаев полета в соответствии с Руководством по летной эксплуатации самолета МС-21. Комплексный тренажер МС-21-300 полностью соответствует требованиям к тренажерному устройству имитации полета по международным стандартам (уровень D по классификации JAR-FSTD и уровень 7 по классификации ICAO doc 9625).
Из открытых источников известно, что стоимость летного часа подготовки на комплексных тренажерах достаточно высока – 600-700 евро. Как правило, график работы на таких тренажерах очень жесткий – занятия ведутся круглые сутки. Поэтому, для разгрузки комплексного тренажера и снижения стоимости подготовки летчиков параллельно разрабатывается так называемый процедурный тренажер уровня 3 Delta по классификации ICAO doc. 9625. Он позволяет отрабатывать до 40% задач летной подготовки при стоимости летного часа 25-30% от аналогичного показателя комплексного тренажера – около 150 евро в час.
В состав комплекса ТСО самолета МС-21 также входят учебные классы для подготовки всех категорий авиационного персонала и интерактивные действующие учебные стенды систем самолета. Для инженерно-технического персонала разрабатывается тренажер процедур технического обслуживания. Для подготовки кабинных экипажей (бортпроводников) создается специализированная линейка ТСО для аварийно-спасательной подготовки, которая включает:
- тренажер аварийно-спасательных процедур;
- тренажер пожаротушения;
- тренажер дверей;
- тренажер сервиса на борту самолета МС-21;
- бортовое аварийно-спасательное оборудование “Суша” и ”Вода”.
ТСО для кабинных экипажей самолета МС-21 находятся на стадии опытного производства и также будут развернуты в тренажерном комплексе Аэрофлота.
Рассказывает руководитель проекта по ТСО от Корпорации «Иркут» Владимир Николаевич Алымов:
Весь комплекс ТСО будет установлен на базе Аэрофлота, поскольку эта компания - стартовый заказчик и эксплуатант самолета МС-21. Аэрофлот сформулировал требования по оборудованию, которое мы будем поставлять в качестве стартовой линейки ТСО. Затем стартовая линейка была утверждена на рабочей группе ПАО «ОАК» и признана в качестве стартовой для всех перспективных судов, которые будут разрабатываться ОАК. Кроме того, Аэрофлот разработал и предъявил нам требования по составу и типам пилотажных тренажеров, а также сформулировал задачи, которые должен решать каждый тренажер. Разрабатывая стартовую линейку ТСО, мы ориентируемся на эти требования.
Комплексный тренажер был изготовлен и запущен в ноябре прошлого года. Поскольку самолет строится, мы параллельно постоянно дорабатываем и тренажер. Поэтому в настоящий момент это пока ещё опытный образец. О его валидации с программным обеспечением реального самолета можно говорить лишь после первого вылета самолета и получения данных по летным испытаниям. На сегодняшний день тренажер к этому полностью готов.
Тренажер построен на математических моделях, имитирующих работу систем самолета, что в значительной степени снижает его себестоимость и позволяет вносить изменения по ходу проектирования самого самолета. В тоже время, благодаря тренажеру стало возможным определить окончательный облик кабины пилотов, расположение приборов, систем управления. За этот год мы произвели ряд доработок, в том числе и по эргономике - где-то ручку подвинули, где-то тумблер переместили и т.д.
Существует стандарт IATA, который регламентирует требования к пакету исходных данных для создания авиационных тренажеров. На этом базисе строится «железо», программное и методическое обеспечение тренажеров. Мы прошли полностью весь этот путь по документам. Сначала строился тренажер по предполагаемым, расчетным характеристиками. Считали все узлы, агрегаты систем, разрабатывали модели и программы функционирования процессов, протекающих в самолетных системах. На основе этой информации, создавались математические и имитационные модели функционирования систем самолета.
На следующем этапе начали подтягиваться стенды систем самолета: электросистемы, системы управления, шасси и т.д. Когда эти стенды заработали, мы получили от них информацию и скорректировали свои данные по результатам стендовых испытаний. Затем заработали стенд главного конструктора, стенд комплекса бортового оборудования, стенд БРЭО, и мы получили данные оттуда. Уже сейчас становится понятно, что мы идем в правильном направлении. Наши данные сходятся. Остался этап, когда начнутся летные испытания самолета, и мы проверим характеристики тренажера на сходимость с реальным самолетом. Только после этого сможем сказать, что мы готовы к подготовке летного персонала.
Для инженерно-технического персонала создается тренажер процедур технического обслуживания (ТПТО). Это – новинка, и мы ею гордимся. Это – именно тренажер для отработки задач по поиску и устранению неисправностей, отработки процедур наземного обслуживания самолета МС-21. Инструментально-программные средства отображения контента ТПТО для инженерно-технического персонала - это серьезный контент, сложные математические и имитационные модели. Они повторяют реальный самолет, функционирование его систем, обеспечивая максимальное приближение к реальным условиям. Обучаемый должен не просто посмотреть «мультик», а нажать на нужные кнопки, провести реальное тестирование, покопаться в документации, выполнить все необходимые процедуры и, в результате, устранить неисправность.
Для теоретической подготовки создаются учебные компьютерные классы для летного персонала, инженерно-технического персонала, кабинных экипажей. Также для инженерно-технического персонала разрабатываются интерактивные действующие учебные стенды систем самолета для более углубленного изучения функционирования систем самолета.
Первый процедурный тренажер по программе МС-21 был создан в 2012 году. Его показали на МАКС-2013 и МАКС-2015, затем на международных авиасалонах в Фарнборо, Ле Бурже, Сингапуре и получили очень хорошие отзывы от иностранных специалистов. Нередко на выставках повторно приходили пилоты ведущих авиакомпаний, которые уже летали на тренажере на предыдущих авиасалонах. Мы с удовольствием показываем им, что нового сделали и чего достигли.
Отдельно хотелось бы отметить наши тесные связи с компанией «Аэрофлот», которая станет стартовым эксплуатантом самолета МС-21. Взаимодействие началось с момента подписания двухстороннего соглашения о сотрудничестве в рамках создания ТСО. «Аэрофлот» - самая большая авиакомпания в России, которая имеет богатый опыт обучения персонала. Этот опыт транслируется в программу МС-21 в форме серьезной методической помощи со стороны руководства компании, департамента подготовки авиационного персонала и летно-методического департамента.
Очень полезно общение с линейными пилотами «Аэрофлота». Многие из них полетали на тренажерах, высказали свои мнения, пожелания и замечания. Мы все эти данные собираем, обобщаем и передаем в эргономический и системные отделы нашего конструкторского бюро. Эти мероприятия нацелены не только на разработку ТСО. Мы работаем вместе, чтобы создать удобный и понятный летчикам самолет.
фото: Юлия Кузьмина