Президент и исполнительный директор Фабрис Брежье (Fabrice Bregier, Airbus President and CEO) открыл брифинг словами солидарности с журналистами, ряды которых неделю назад понесли потери от рук террористов, устроивших расправу в редакции французского сатирического издания Charlie Hebdo. «Вы нужны нам, - сказал Bregier. - Наличие сильной, яростной прессы характеризует страну как свободную, и способствует развитию ее экономики на рыночных принципах». Редакция www.aex.ru разделяет взгляды руководителя Airbus на роль и место средств массовой информации в современном обществе.
Вторым моментом, отмеченным Bregier, была катастрофа самолета Air Asia – давнего и крупного клиента Airbus. Выступающий сказал, что был шокирован сообщением о случившемся. Выразив авиакомпании сочувствие и симпатию, он пожелал ей скорейшего преодоления трудностей, возникших в результате трагедии. Европейский производитель готов оказать всю необходимую поддержку ведущим расследование и желает, прежде всего, четкого и внятного анализа причин произошедшего. Bregier отметил, что извлечение прибыли - лишь один из главных направлений деятельности компании, среди которых также присутствуют мероприятия, направленные на поддержание высоких показателей безопасности полетов.
Количество «чистых» заказов (net orders) – по которым проплачен аванс и обнародовано имя приобретателя составляет 1456 самолетов, каталожной стоимостью в 174,6 млрд. долларов. А если учесть и тех покупателей, что пожелали остаться неназванными, число проданных самолетов возрастает почти до 1800. Напомним, что в 2013-м Airbus продал 1619 самолетов (377 A320ceo, 876 A320neo, 77 A330, 239 A350 XWB, 50 A380) на общую сумму 240,5 миллиардов долларов. А в 2012-м - 1458 авиалайнеров.
За два года – 2013-й и 2014-й – продажи европейского производителя составили свыше трех тысяч авиалайнеров. Всего, с момента образования компании, Airbus получил заказов на пятнадцать тысяч самолетов. Из них, полученные, но пока не выполненные заказы - 6386 самолетов, что полностью загружает существующие производственные мощности компании на девять лет вперед.
Общий итог «гонки продаж» за 2014 год в изложении маркетологов из Тулузы таков: по самолетам с узким фюзеляжем и сверхбольшой вместимости лидером стал Airbus с 54% и 91% рынка соответственно. Boeing оказался лучшим по реализации широкофюзеляжных лайнеров с двумя проходами между рядами кресел с долей рынка 60%.
Среди наиболее значимых достижений прошлого года – получение сертификата типа на A350XWB, поставка первого А350-900 авиакомпании-заказчику и начало его коммерческой эксплуатации. С радостным выражением лица Fabrice Bregier вспомнил о своем полете на новом лайнере из Тулузы в Доху и выразил уверенность, что пассажиры, кому еще только предстоит счастье испытать полет на новейшем авиалайнере, тоже останутся довольны.
Другими важнейшими событиями года для Airbus стали: начало летных испытаний A320neo и запуск программы A330neo с получением первых твердых заказов. «В целом, прошедший год был фантастически успешным для Airbus. Он заложил прочную основу для дальнейших успехов в долгосрочной перспективе», - резюмировал Bregier.
Вклад лизинговых компаний растет
Старший вице-президент Airbus господин Джон Лихи (John Leahy) отметил, что доля лизинговых компаний в продажах превысила половину. Он принял в расчет как контракты, заключенные по их собственной инициативе, так и по схеме «sales – lease back», когда контракт с производителем подписывает авиакомпания, а затем уступает по нему свои права лизингодателю.
По словам Leahy, по числу самолетов продажи Airbus и Boeing оказались примерно равными, а по прибылям соперник «возможно даже немного превзошел нас». Европейцы выступили лучше по самолетам с узким фюзеляжем, но уступили американцам за счет анонсированных в конце года сделок по перспективным широкофюзеляжным 777Х. Разочарование пришло от давнего клиента – руководителя авиакомпании Emirates. Господин Tim Clark отказался от сделки на пятьдесят «двухпроходных» аэробусов в пользу новой модели из растущего семейства «трех семерок». Лихи надеется на реванш по мере освоения серийного выпуска A350 и А330neo.
Признав, что Airbus уступил конкуренту в 2014 году по продажам самолетов с двумя проходами между рядами кресел, John Leahy сделал следующее замечание: c момента запуска программы А350ХWB в декабре 2006 года продажи самолетов данной категории Airbus и Boeing оказались примерно равны.
Перед главным (а, можно сказать, бессменным, принимая во внимание большой стаж работы Джона Лихи в занимаемой должности) «продавцом аэробусов», его непосредственным начальником Фабрисом Брежье поставлен «очень серьезный вызов – в 2015-м году продать самолетов не меньше, чем в прошлом».
Планами на 2015 год намечается «небольшой рост» поставок, причем, производство самолетов с узким фюзеляжем «останется на достигнутом уровне». Главная задача года – реализовать ранее намеченный рост производства новых типов самолетов, особенно А350 и А320neo. Ответственность за ее выполнение возложена на две ключевые фигуры в корпоративной системе управления.
Tom Williams, который в свое время «вытащил» программу А380 из многочисленных трудностей, отвечает за весь продуктовый ряд. Didier Evrand в прошлом руководил программой А350XWB. Сегодня он «управляет целым семейством», составленным из А330, А340 и А350 всех модификаций, что «стало возможным благодаря успешному завершению сертификации» базовой модели А350-900.
Оба вышеупомянутых менеджера недавно получили повышение по службе. Отметив это, Фабрис Брежье дал понять, что ожидает от них серьезных усилий по выполнению всех ранее намеченных планов по выпуску готовой продукции, особенно в части самолетов новых проектов – А350, А330neo и А320neo.
A330
Повышение Evrand и сосредоточение в его руках управления «целым семейством» - важный шаг со стороны руководства Airbus. Дело в том, что, до известной степени, А330 (вернее, его «актуальные» варианты ceo и neo) соперничают за кошелки покупателей с A350-900. А также за корпоративные ресурсы, которые, хоть и велики, но не безграничны.
Хотя А330 давно находится на рынке, постоянное совершенствование базовой модели и его хорошие показатели по надежности вылета (99,2-99,3%) позволяют этому типу воздушного судна успешно конкурировать с более современным Boeing 787.
Вариант A330-300 с увеличенным до 242 тонн максимальным взлетным весом впервые поднялся в воздух 12 января 2015 года. Его создание - попытка Airbus довести показатели «коммерция-дальность» до уровня прямого конкурента Boeing 787-9 при удержании стоимости на более низком уровне. Дело в том, что «А330 выпускается уже много лет и средства, вложенные по линии НИОКР и постановки серийного производства, давно «вернулись», а производственное оборудование, здания и сооружения остались», - поясняет Bregier. По его словам, поставка первого товарного самолета в новом варианте ожидается в «следующим мае».
Обновленный вариант A330-300 может взять на борт до 400 пассажиров в компоновке с высокой плотностью кресел. Или перевезти 300 человек на дальность до 6100 морских миль, без посадки доставив их из столицы Китая на восточное побережье США. В таком виде самолет заказан американской авиакомпанией Delta.
Говоря об А330 заметим, что европейский производитель строит самолеты данного типа не только на продажу, но и для собственных нужд. Принято решение о создании на базе А330 специального самолета типа Beluga для перевозки частей самолетов между заводами, расположенными в разных городах. Всего будет построено пять «грузовиков», первый из них - в 2019-м году.
A330neo
Решение о запуске А330neo – глубокой модернизации серийного А330 по примеру А320 с улучшением аэродинамики и заменой силовой установки – обнародовали на выставке Farnborough’2014. За прошедшие с тех пор полгода получено 120 заказов от шести заказчиков. «Отличное начало для любого подобного проекта!», - прокомментировал ситуацию руководитель Airbus. Эскизный проект прошел защиту, в производстве начато изготовление деталей на первый летный экземпляр самолета.
Создание А330 с приставкой «neo» идет с учетом «уроков, пройденных на А320neo». Это проявляется в нескольких направлениях. Одно из них – предварительный вывод на рынок машины весом 242 тонны. Ее появление на рынке призвано поддержать интерес со стороны авиакомпаний в период, когда производство будет постепенно переводиться на более продвинутый вариант «neo».
Интересно заметить, что порой, по примеру A320, A320ceo и A320neo, участники пресс-конференции ссылались на промежуточные варианты исполнения А330 с использованием индекса «ceo». По мнению Bregier, A330ceo сможет найти покупателей среди авиакомпаний, выполняющих внутренние рейсы на сравнительно короткие расстояния между большими городами одной страны.
Участники пресс-конференции затруднились назвать год, когда полностью осуществиться переход от производства А330ceo в пользу варианта «neo». Они лишь сказали, что «сие возможно в 2016-м, 2017-м или 2018-м». Многое будет зависеть от приоритетов авиаперевозчиков и динамике изменения цен на авиатопливо. Если авиационный керосин будет продаваться по текущим ценам или еще дешевле, то авиакомпании будут склонны брать менее дорогой A330сео. А если пойдут вверх – более экономичный «neo».
За счет силовой установки и улучшений аэродинамики, расход топлива A330neo будет снижен на 14%. «По топливной эффективности он встанет в один ряд с самолетами поколения Boeing 787 и Airbus A350XWB», - уверяет Bregier.
Он обратил внимание журналистов на тот факт, что отдельные авиаперевозчики приобретают и А330neo и А350XWB. Например, Delta (которая ранее подписалась и на Dreamliner) решила поставить первый на свои маршруты через Атлантику, второй – на трассы над Тихим океаном. «Решение нашего заказчика из Северной Америки на практике подтверждает тезис о том, что А330neo и A350 дополняют друг друга. Вместе, они составляют единое семейство широкофюзеляжных самолетов, которое станет сильнейшим в мире».
А350
Понимая, что сравнения с продукцией основного конкурента избежать не удастся, Fabrice Bregier начал рассуждения на тему недавно поступившего в эксплуатацию авиалайнера А350XWB с констатации следующего факта. За прошедшее десятилетие Airbus удвоил темп поставки самолетов «и сегодня идет вровень с Boeing». Загрузив производственные мощности заказами на девять лет вперед, европейцы планомерно добиваются снижения расходов в расчете на единицу выпускаемой продукции за счет повышения серийности и тщательного, загодя, планирования поставок различных компонентов, выпускаемых не только в Европе.
«Высокая предсказуемость того, кто что в производственной цепочке будет делать, открывает перед нами дополнительные возможности по оптимизации процессов строительства и комплектации новых самолетов, - утверждает руководитель Airbus. - Постановка серийного выпуска A350 остается сложнейшим вызовом, стоящим перед нами».
Господин Bregier назвал «крайне трудным в плане реализации» озвученное ранее намерение фирмы довести месячный темп выпуска А350 до десяти самолетов в течение следующих четырех лет. Начнут с малого – в течение наступившего года авиакомпании получат всего-навсего пятнадцать машин.
По мере роста численности А350-900 в парке авиакомпаний и увеличению налета, Airbus придется решать задачи по оперативному устранению отмеченных недостатков и обеспечению бесперебойной эксплуатации новой авиатехники, отметил руководитель Airbus.
А усилия разработчиков в настоящее время фокусируются на создании удлиненного варианта А350-1000. Среди прочих вариантов XWB, на него наблюдается самый высокий спрос. Опытную машину планируется отправить в полет до конца 2016 года, а поставки авиакомпаниям начать в середине 2017-го.
Сегодня существенное снижение мировых цен на нефть и продукты ее переработки меняет приоритеты авиакомпаний. Разрабатывая А350XWB, инженеры Airbus решали задачу по минимизации расхода авиационного керосина на основе внедрения самых современных, и весьма дорогостоящих, технологий. Меняющаяся ситуация на рынке углеродного топлива дает дополнительные поводы задуматься над вопросами ценовых параметров товарной продукции. Авиакомпании и рады бы приобрести современный, высокоэкономичный самолет, но их может отпугнуть чрезмерно высокая цена. Обеспечение приемлемых ценовых показателей обещает стать ключевой темой в судьбе А350XWB.