Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

F-35B - главное оружие HMS Queen Elizabeth

11 сентября 2014 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Основным оружием перспективного авианосца HMS Queen Elizabeth станут американские истребители пятого поколения. Но если ВМС США предпочли вариант с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишеры (F-35C), то их британские партнеры выбрали STOVL – английская аббревиатура для словосочетания «короткий взлет с последующей вертикальной посадкой». Подобные машины (F-35B) получают также американские морские пехотинцы (U.S. Marine Corps). Авиаэскадрилья VMFA-121 Green Knights переходит на самолеты данного типа.

О строящемся в Великобритании авианосце HMS Queen Elizabeth мы рассказывали в статье "Великобритания возвращается к авианосцам".

Корпус Морской Пехоты (КМП) планирует применять F-35B с больших десантных кораблей и аэродромов подскока, оборудованных на берегу, если таковые будут создаваться в ходе амфибийных операций. Боевой радиус действия этой машины на большой высоте составляет 450 морских миль (ранее назывались несколько большие цифры: 470-480) против 590 у F-35C (615-650), - разница заметная. Кроме того, у варианта «В» во внутренние отсеки вооружения можно брать средства поражения весом до тысячи фунтов (454 кг) против двух у «C».

Летный экземпляр F-35B был впервые продемонстрирован публично на авиашоу в штате Аризона. Оно прошло в марте 2014 года, с показательными полетами на авиабазе Yuma, где базируется VMFA-121 Green Knights. Эта штурмовая авиаэскадрилья морской пехоты США первой переходит на самолеты данного типа. В середине следующего года первые машины могут получить разрешение на выполнение отдельных боевых задач. Летные испытания с палубы корабля машина прошла на многоцелевом десантном корабле USS Wasp (LHD-1).

Великобритания – единственный партнер «первого уровня» для американских разработчиков F-35. С самого начала работ по программе, они вели взаимодействие через специально открытый британский офис в США. Английская промышленность внесла значительный вклад в создание F-35B. Компания Rolls-Royce разработала shaft-driven lift fan (SDLF) – подъемный вентилятор, с приводом от маршевого двигателя F135 фирмы Pratt&Whitney. Старались максимально использовать опыт эксплуатации самолетов типа Harrier, которые летали с британских противолодочных авианосцев, а также передовых авиабаз Королевских ВВС в Германии.

В 2004 году, когда началась подготовка к испытаниям прототипов JSF, Великобритания командировала летчика и десять инженеров в центр Patuxent River. А через два года сформировала постоянную группу на авиабазе ВВС США Edwards. И оплатила счета по четырем самолетам экспериментальной партии, предназначенной для проведения оценочных испытаний новой авиатехники в войсках.

Первая авиаэскадрилья ВМС Великобритании на самолетах F-35B – Squadron No. 617 Dambusters — будет переформирована в 2016 году на американской базе Beaufort. Через пару лет ее переведут на английский аэродром Marham. К выполнению боевых вылетов с береговых аэродромов летчики эскадрильи будут готовы уже к концу 2018 года. Затем, по завершению первой части программы обучения, самолеты и персонал переберутся на авианосец. Подготовка авиационно-технических средств корабля (АТСК) отнимет еще пару лет. Корабль вместе с авиагруппой достигнет полной боеготовности лишь в 2020 году.

Прототипы JSF получились тяжелее, чем рассчитывалось. Вариант F-35 с индексом «B» особенно чувствителен к перевесу – с каждым «лишним» килограммом идут вниз значения максимальной дальности полета и полезной нагрузки при выполнении операций с палубы по принципу STOVL. Сложность разработки этого варианта неоднократно становилась предметом открытого обсуждения, включая парламентские слушания. Выступая перед народными избранниками, вице-адмирал Hussein сказал: «Самолеты с коротким взлетом и вертикальной посадкой – более сложные… поскольку им приходится выполнять довольно сложные маневры… для чего требуется повышенная тяговооруженность… и требуется очистить внешние подвески перед заходом на посадку». За все время пока F-35B находится в разработке, от его создателей периодически слышится, что все проблемы решены, но вскоре после подобных заявлений появляется информации об очередном трудно разрешимом вопросе…

От истребителя-бомбардировщика Tornado, на котором 617-м эскадрилья летала с 1983 года, F-35 отличается пониженной радиолокационной заметностью и продвинутым прицельно-навигационным комплексом. Станет ли F-35B действительно многоцелевым самолетом, способным эффективно решать как задачи завоевания превосходства в воздухе, так и нанесения ударов по морским и береговым целям? Пока утверждать что-то с уверенностью местные эксперты не берутся.

Наблюдается рост стоимости создания как всего семейства Joint Strike Fighter, так и его варианта F-35B в частности. Это заставляет Министерство обороны Великобритании рассматривать перспективу смешенного парка F-35A и F-35B (а также, возможно, и F-35C). Изучаются различные сочетания. Публично об этом стараются не говорить, коль скоро многим еще памятны предыдущие пересмотры первоначальных планов с повторяющимся шараханьем. Сначала ратовали за F-35B, потом – за F-35C, представляющий вариант палубного самолета с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишеры. К последнему склонялись в 2010-м, но, через пару лет, снова вернулись к первоначальному варианту.

Общий план по закупке истребителей типа JSF предполагает приобретение 138 машин всех модификаций. Однако заказ, скорее всего, будет урезан вдвое. Соответствующее решение ожидается в следующем году. Число палубных машин уже сокращено с 36 (на авианосце рассчитывали разместить 24) до двенадцати. Между тем, озвучены намерения министерства обороны Великобритания на ближайшую перспективу: в течение следующих десяти лет хотят приобрести 48 F-35A/B. Пока что твердые заказы выданы на несколько самолетов для испытаний.

Великобритания продолжает нести свою ношу расходов, связанную с разработкой F-35B и различных сопутствующих технологий и методик. В частности, shipboard rolling vertical landing (SRVL) – алгоритм выполнения посадки на палубу корабля при волнении моря, ранее успешно опробованной на самолетах Harrier. Практическая польза от применения SRVL заключается в некотором увеличении величины максимально разрешенной посадочной массы. Это важно, поскольку ограничения для режима вертикальной посадки не позволяют летчику F-35B зайти на корабль с полной боевой нагрузкой на внешней подвеске. Такая необходимость может возникнуть, а терять в морской пучине сброшенные «просто так» дорогостоящие бомбы и ракеты военным не хочется. Считается, что применение SRVL позволит самолету сесть на палубу с неизрасходованными средствами поражения и топливом даже в условиях высоких температур и низкого атмосферного давления. Увеличение допустимого значения массы оценивается в четыре тысячи фунтов (1814 кг).

Летные испытания F-35B на режимах SRVL в условиях полигона прошла хорошо, но остается некоторый риск связанный, с особенностью полетов с палубы. Завершение оценки SRVL применительно к новому самолету проведут в 2018 году на HMS Queen Elizabeth. Между тем, Peter Wilson, летчик-испытатель фирмы BAE Systems по программе F-35, сказал журналистам, что испытания на авианосце нужны для того, чтобы рассеять «остающиеся страхи». Они связанные с тем, что «F-35B рассчитан таким образом, чтобы сначала остановиться, а потом сесть, а не наоборот». Речь идет об элементах динамики выполнения посадки на самолетах типа Harrier, при которой машина сохраняет небольшую поступательную скорость при касании палубы.

Возможно, летчики корпуса морской пехоты тоже будут использовать разработанные англичанами методы выполнения посадки F-35B, если им выпадет возможность работать с авианосцев ВМС США. В то же самое время, многоцелевые десантные корабли типа Wasp, хотя и обеспечивают базирование подобных самолетов, имеют различные ограничения, включая размер летной палубы и ее прочность, что делает невозможным безопасное выполнения посадки по алгоритму SRVL.

Господин Wilson утверждает, что посадить F-35B на авианосец значительно легче, чем Sea Harrier. Дело в том, что последние оснащались раздельными рычаги управления тягой и положением сопла. «Порой летчики хватались за не ту ручку. Работая над кабиной F-35B, мы постарались полностью исключить подобное, - утверждает он. - F-35B способен очень точно выдерживать путевую скорость, высоту и углы пространственного положения. Это предоставляет летчику возможность раздельного управления движением, по выбранной оси, что серьезно упрощает дело».

Анонсированный показ F-35B на выставке Farnborough’2014 не состоялся по техническим причинам – возникли проблемы с силовой установкой. Английские журналисты отмечают, что если F-35B и показали, он бы не смог продемонстрировать публике вертикальный взлет и посадку. Дело в том, что обычный бетон, который собственно, применяется на аэродроме Farnborough, может не выдержать температуру направленной строго вниз горячей струи от двигателя. Американские испытательные центры оснащены специальными площадками из особых сортов бетона. На соответствующую модернизацию авиабазы Marham, осуществляемую в рамках подготовки к базированию там F-35B, отпущено двенадцать миллионов долларов.

Допускается вертикальная посадка F-35B на аэродромы со специальным металлическим покрытием AM2. Комплекты подобных покрытий транспортабельны, их используют для развертывания взлетных площадок при проведении амфибийных операций ВМС США. Американские морские пехотинцы используют их для обеспечения действий штурмовиков AV-8B Harrier с управляемым вектором тяги. Вопрос о жарком выхлопе F-35B для авианосцев не стоит, поскольку их палубы выполнены из стали со специальным покрытием.

Войну 1982 года выиграл Harrier

В настоящее время у Великобритании нет не только авианосцев, но и действующих самолетов палубной авиации. В 2010 году шестнадцать Harrier GR.7 и GR.9 в последний раз поднялись в воздух. Летчики пролетели плотным строем и навсегда приземлили свои машины. Если бы не всемирный экономический кризис, данные самолеты вместе с носителями сохранились бы в строю и по сей день. Остатки моторесурса позволяли вести эксплуатацию по 2015 год включительно… В декабре 2011 года за 180 миллионов долларов американцы вывезли с английских складов 72 хранимых там «харриера» с целью использования их в качестве доноров запчастей для авиагруппы КМП. Harrier и сегодня стоит на вооружении Корпуса Морской Пехоты США.

Между тем, Harrier британцы помнят. Вместе с авианосцами Hermes и Invincible, он считается победителем войны 1982 года. Ввиду отдаленности мест базирования, в битве за Фолкленды англичане смогли задействовать из состава ВВС лишь несколько стратегических бомбардировщиков Vulcan и дальних разведчиков Nimrod. Морская авиация располагала 34 дозвуковыми истребителями Sea Harrier FRS.1, из которых непосредственно на флоте было 26. На момент выхода из Плимута, состав авиагруппы HMS Hermes включал 12 Sea Harrier и 18 вертолетов Sea King, HMS Invincible – 8 Sea Harrier и 10 Sea King. Вслед за ними курс на Фолкленды взял контейнеровоз Atlantic Conveyor. Он доставил на ТВД еще 8 Sea Harrier и 4 Harrier GR.3 из состава ВВС. На его борту также находились четыре вертолета Chinook и шесть Wessex.

Непосредственно на театре военных действий аргентинцы обладали существенным перевесом в авиации. У них имелось 230 самолетов, включая полторы сотни реактивных. Ядро группировки составляли шестьдесят сверхзвуковых истребителей. Франция поставила семнадцать перехватчиков Mirage IIIEA и четыре учебно-боевых «спарки» Mirage IIIDA. Они стояли на вооружении восьмой авиагруппы. А шестая оснащалась израильскими истребителями-бомбардировщиками Dagger, представлявшими улучшенный вариант Mirage V. В 1978 получено двадцать шесть таких машин, в 1980-м - еще тринадцать.

Основным ударным самолетом ВВС Аргентины был штурмовик A4 Skyhawk. Всего поставлено 130 машин нескольких модификаций, но из-за введенного США в 1976 году эмбарго на поставку военной техники и запасных частей, число боеготовых машин не превышало семидесяти. К 1982 году местная промышленность успела построить около шестидесяти легких штурмовиков IA58 Pucara с турбовинтовыми двигателями. Бомбово-штурмовые удары также могли наносить новейшие учебно-боевые самолеты MB.339A и устаревшие бомбардировщики Mk62 Canberra. Особую ценность представляли новейшие палубные штурмовики Super Etendard (Sue) - единственные носителей противокорабельных ракет AM39 Exocet («летающая рыба»). Они стояли на вооружении 2da Escuadrilla Aeronaval de Caza y Ataque). По состоянию на август 2014 года, эта эскадрилья продолжает эксплуатировать Sue.

Аргентинцы надеялись расправиться с вражеской эскадрой, когда она подойдет к берегу и начнет высадку десанта. Планировали координированные действия авиации ВВС и ВМС вместе с применением противокорабельных ракет с береговых установок и боевых кораблей. Со стороны Аргентинцы главным «аргументом» в битве за острова была авиация. Она произвела 430 боевых вылетов на поражение морских и наземных целей, потеряв 18 машин от «харриеров» и 14 от зенитного огня. А всего, по разным причинам, лишилась более шестидесяти самолетов. Из 47 задействованных в сражении сверхзвуковых истребителей на Mirage IIIEA и Dagger потеряно 13.

Подтверждена 21 победа английских палубных летчиков на Sea Harrier. Они сбили десять сверхзвуковых истребителей, девять штурмовиков, бомбардировщик и военно-транспортный самолет. Потери составили шесть машин (два из состава авиагруппы Hermes, четыре - Invincible). В операции задействовано 28 самолетов, число вылетов – 1435. Штурмовики Harrier GR.3 из состава военно-воздушных сил выполнили 126 вылетов с HMS Hermes и площадок на берегу, потеряли 4 самолета.

Особая ценность авианосцев подчеркивается тем, что расчет на обеспечение ПВО силами одних только зенитных комплексов во время войны на Фолклендах не оправдался. В результате боевые и десантные корабли в районе высадки понесли большие потери от бомбовых ударов с воздуха. Особенно крупными они оказались в Блафф Коув, когда HMS Hermes пришлось временно отвести от Фолклендов, и в спокойной обстановке почистить котлы. Интенсивность полетов британской палубной авиации снизилась, чем и воспользовался противник.

Радиолокационные средства ЗРК Sea Dart, Sea Wolf и Sea Cat не всегда могли захватить маневрирующий по курсу, высоте и скорости самолет противника. Новейший ЗРК Sea Wolf, установленный на фрегатах проекта 22 Brilliant и Broadsword, а также прошедшем модернизацию HMS Andromeda, за время конфликта произвел восемь пусков, уничтожив два аргентинских самолета («скайхок» и «даггер») и еще три «вероятно». Эсминцы проекта 42 Coventry, Exeter, Cardiff выпустили 18 ракет Sea Dart, сбив шесть самолетов и три вертолета, включая (по ошибке) британский Gazelle. Кроме того, восемь ракет данного типа «в молоко» выпустили авианосец Invincible и эсминец Bristol. Более восьмидесяти пусков сделал ЗРК Sea Cat, но лишь в одном случае ему удалось «завалить» аргентинский самолет - A-4C Skyhawk, по которому 25 мая стреляли сразу несколько британских кораблей, записали на счет HMS Yarmouth.

Последние выстрелы прозвучали над Фолклендами 14 июня 1982 года. Гарнизон Порт-Стенли капитулировал. Пришла пора считать потери. «Погибло 250 британцев. Мы лишились двух эсминцев (Coventry, Sheffield), двух фрегатов (Antelope, Ardent), контейнеровоза (Atlantic Conveyor), транспортно-десантного корабля (Sir Galahad), двадцати четырех вертолетов и десяти «харриеров». Эскадра потеряла почти половину эсминцев и фрегатов, из числа тех, что пришли сюда в конце апреля», - подытоживает Вудвард.

Командующей британской эскадрой делает вывод: «Сухопутные войска обычно утверждают, что только они могут выиграть войны. Но без Sea Harrier не было ни малейшего шанса победить на Фолклендах в 1982 году. Самым напряженным местом во всей Южной Атлантике были летные палубы Hermes и Invincible. С них мы производили до шестидесяти самолетовылетов ежедневно, поддерживая постоянное пребывание дежурных перехватчиков над британскими силами. Палубные самолеты были поистине решающим фактором нашего успеха». В гипотетической войне будущего, если такая разразиться на море после 2020 года, британские адмиралы рассчитывают победить при помощи одного авианосца c авиагруппой из истребителей пятого поколения F-35B.


Владимир Карнозов


комментарии (1):

герра      13/09/2014 [16:41:03]#1
Компания Rolls-Royce разработала shaft-driven lift fan (SDLF) – подъемный вентилятор, с приводом от маршевого двигателя F135 фирмы Pratt&Whitney.
Вот этот момент надо уточнить; от подъёмного вентилятора до фланца привода маршевым двигателем стоит редуктор, и не просто редуктор, а угловая передача с коническими шестернями.Это очень сложное изделие.И это изделие выброшено из текста полностью.Угловые передачи с коническими шестернями мощностью более 5МВт могут делать только две фирмы в мире. Семена пренебрежения к редукторам в Отечестве посеяны давно. Начало было положено низвержением редуктора НК-12 и двигателя в обмен на скорость и меньшую шумность.Что в итоге? А "запад" переходит на редукторные привода винтовентиляторов!





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год



AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer